Выпускной

 

            На  художественную  часть выпускного  вечера, после  традиционного  вручения аттестатов,  Сергей  Иванович  не остался.На  это  были   свои   веские причины,  которые  он  изложил   самим   выпускникам  на   прощальном  заключительном   уроке  физики.Главное было  в том, что ребята художественную часть вечера организовывали и осуществляли не по своему собственному сценарию, как того желал Сергей Иванович, а  по написанному посторонними людьми, да ещё и за деньги...родителей! Да и сами репетиции, музыкальной оформление также проводились за плату, нанятыми для этого специалистами! Сергей Иванович же считал, что  музыкальное шоу  он может посмотреть и по телевизору, а на выпускном  вечере, он должен видеть...души ребят, их интелект,их  зрелость и, в конце концов...элементарную благодарность  школе, за прожитые в ней детские годы! А это должны делать...сами ребята, пусть не совсем профессионально, но...сами и от души, а не под диктовку  какого - то сценариста,  в принципе  не   могущего  знать  о всех  тонкостях и особенностях  прожитых детьми  в  школе лет! Да и само  завершение  вечера...традиционным  банкетом, не взирая ни на какие запреты  и приказы свыше, было  ему не приятно  по известной...причине! Он даже предлагал  те же  деньги  истратить  на...организацию  и поездку   встречи школьного  прощального рассвета  в  горы  и  вместе  с  родителями! Но, увы, суть человеческих отношений и традиций, закреплённых  всякими приказами и распоряжениями, часто доведенных просто до абсурда, естественно  накладывала  табу  на его предложение, делая его невозможным.Предлагал он и другие варианты и пытался их провести в жизнь, когда сам занимался  в своё время  этими вечерами, опираясь на...творчество самих ребят.Но здесь  уже  консервативность...администрации, да и часто  самих коллег  учителей, стали основной причиной, побудившей  его  отказаться  от всяческих  посещений этих мероприятий и занятиями  их подготовкой.

              Так  что  обид  не  должно  было  быть, со стороны  самих  ребят; ну, а  с  родителями  своих   учеников  он  вообще   старался   соприкасаться   как  можно  реже,а особенно  на...банкетах  выпускного,  ибо  с  ними  он  всегда,  общаясь,  испытывал...дискомфорт. А  всё  по   причине   своей   врождённой   стеснительности и - в  большей   степени -  не  желания   в  очередной  раз  доказывать  какой - нибудь  крикливой   мамаше  или  напыженному  папаше - бизнесмену  элементарную  истину,  что  никто  никого  научить  не...может,  так   как  всему  человек   учится...сам!А  задача  учителя  помочь  ученику   в  этом!
   
             Впрочем  это   его   кредо,  часто   вызывало   споры  в  среде   коллег  и   весьма  не  поощрялось  его  любимой  администрацией.В  этой   связи  его   профессиональный   рост  естественно  с  годами  замедлялся,  что  безусловно,  отразилось  и  на   его  зарплате,  и...на  величине   самой  пенсии,  когда   пришло   время  её,  родную  и  выстраданную,  получать! Но  Сергей  Иванович  был  твёрд   в  своих  убеждениях,  никогда  их  не   менял. Отдушину  он  находил   в  общении   с ребятами,часто   не навязчиво, исподволь помогая  им  писать   сценарии текущих школьных  вечеров, подталкивая их к фантазии, развивая находчивость, сообразительность; возил  их  на  районные,  областные  олимпиады   по   физике;  запускал   с  ними  гигантские   воздушные  шары  из...пакетов  для   мусора;  показывал  им  небо   в  школьный  телескоп; ходил   в  походы, благо  Крым - благодатное   место  для  этого;  мог  прямо  на   уроке,  забросив  всё,  взять  гитару   в  руки  и  петь  им   свои   песни,  часто  импровизируя!  В  общем  Сергей  Иванович  считал   себя  свободным,  ни  от   кого  не зависимым,   человеком . Это  его  успокаивало и   придавало  силы и некоторую  увереность  в  работе.
    
              Конечно,  с  годами   становилось   всё   сложней  находить  общий   язык  с  ребячьей   средой - дети   всё - таки   менялись  как  в  лучшую,  так  и  в  худшую   стороны. Но  одно  вырисовывалось  чётко:  мир   стал  другим  и   чтобы  в  нём   что -нибудь  значить,  хотя бы   в  своих  собственных  глазах,  нужно   меняться  и   расти   самому. Песни   его   стали  более   серьёзными -  всё  больше  лирическими; шквал  информации  из   мира  непознанного  требовал  серьёзного  её  осмысливания  и  интерпретации  для  уровня  знаний   учащихся - этого  требовали  его   совесть  и  профессиональное  достоинство  учителя   физики .В  общем,  к удовлетворению самого  Сергея   Ивановича,  в  среде   учащихся  он   слыл  умным, знающим  и   всесторонне  образованным,  современным...учителем.Дети  на   уроках  его  не  боялись,  позволяли   себе  то,  чего  никогда  не   позволяли  на   уроках  передовых   учителей,  но  никогда  не  делали   ему   пакостей  и   всегда   могли   его   прикрыть от...администрации  и   простить  ему  все его   промахи.
    
               Впрочем,   через   много  лет   после   школы,  они   с  благодарностью  отзывались  о  прожитых   вместе  уроках   физики и астрономии,  о  его   песнях,  стихах.А  иногда  и  жалели,  что  упустили  шанс  постичь  суть  великой  науки...   физики! Но  важным  оставалось  одно: Сергей  Иванович  был   в  ихнем  детстве  и  оставил  частичку своей  человечности в  нём! А  это  и  было  главным  для  него   в    работе.
   
               Об  этом обо  всём  и  размышлял   Сергей  Иванович ,  собирая  рюкзак  к  завтрашнему  недельному  походу   в  горы. А  компания,  как   всегда  состояла  из  нескольких  десятков  ребят - учащихся,  да  трёх - четырёх  ответственных  за  поход   учителей.
    
               Уже  засыпая,     сквозь   сон,  он   слышал  обрывки  музыки,  песен,  которые  приносили  порывы  летнего  ночного   ветерка; а  потом  и  грохот   праздничного    салюта; - гудела,  гуляла  молодёжь!  Ещё  один   выпуск  в  его  жизни,  ещё  одна   перевёрнутая   страничка...бытия... 


Рецензии
Я уже читала некоторые главы из повести... А сейчас вернулась к началу произведения, Володя...

Елена Жукова-Желенина   16.10.2021 22:50     Заявить о нарушении