Записки о пропавшей дивизии. Предисловие

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.
А.В.Суворов

Моему деду Тупикову Николаю Михайловичу и его боевым товарищам посвящается.
Я его не знал…

Что необходимо человеку, для того чтобы он появился на свет и вырос?
Во-первых, безусловно, семья – мама и папа, бабушки и дедушки. Но, как и очень многие мои сверстники я родился и вырос в семье, которая была «неполной». В этой семье не хватало одного из очень важных звеньев – маминого отца, моего дедушки Коли, которого я видел только на фотографиях, да лишь слышал о нем рассказы. Он, как и миллионы других советских людей не вернулся с Великой Отечественной войны…
Из рассказов мамы и родственников я знал, что это был веселый, красивый, сильный и трудолюбивый человек, что он был трактористом, что работал он на машинно-тракторной станции, и что, приходя домой, он, по рассказам моей мамы, любил катать ее, тогда совсем еще крохотную, младшенькую из трех сестер, на себе верхом и напевать при этом:

Мы с железным конём
Все поля обойдём,
Соберём, и посеем, и вспашем.
Наша поступь тверда,
И врагу никогда
Не гулять по республикам нашим!

Когда началась война многие трактористы сменили своих мирных железных коней на бронированные машины, чтобы остановить незваных и непрошенных гостей. Стал танкистом и мой дедушка. Это пожалуй единственное, что я знал о нем, как об участнике той страшной войны.
Дедушка был танкистом. Все. Точка.
Каким танкистом, где, как – ничего об этом я не знал. Он не вернулся и не смог никому рассказать об этом, а ни одного его письма у меня нет.
Более того... Мой дедушка пропал без вести.
Раньше о подобных вещах не часто говорили вслух. Как-то мягко сказать это не считалось предметом гордости по целому ряду причин…
А вдруг он перешел на сторону врага и сотрудничал с ним?!!! А вдруг он дезертировал или попал в плен, а потом остался на Западе?!!! Вдруг, если…
Неизвестность, как принято считать, способна вызывать определенные опасения. Чего? Да кто же его знает – чего?. Так, на всякий случай… Как бы чего не вышло… А преодоление неизвестности – всегда своего рода экстрим, на который способны не все…
Многого я не знал, да не знаю и сейчас, а скорее всего и не узнаю больше никогда о моем дедушке. По молодости лет не особо и спрашивал, считая все, уже известное мне, за крайнюю истину. Хотя, с другой стороны, а что я мог услышать в ответ, если никто из близких и сам толком не знал? Пропал без вести! Спросить сейчас уже практически некого, а архивы многих данных просто не содержат, да и не добрался я пока до них. Думаю, что сделаю это в этом году, дай Бог, но когда?
А вот моя мама, до самого своего последнего часа, верила в чудо, в то, что отец ее остался живым, что просто не смог их найти после войны. И ждала его. Всегда…
В моей семье воевали оба дедушки, а бабушки, как и чем могли помогали им. А если и было между ними что-то не так, не мне их судить…
Дедушка по отцу - был командиром саперного взвода, войну закончил старшим лейтенантом. Я помню, как рассматривал его хромовые сапоги, сохранившиеся на чердаке нашего дома, его гимнастерку с золотыми погонами и звездочками старшего лейтенанта, его ссохшуюся офицерскую портупею со звездой.
Знаю от него, фронтового сапера, как нелегко было в жару и мороз, в дождь и снег, строить полевые укрепления, доты и дзоты, наводить мосты на водных преградах.
Знаю, какой мороз был под Москвой в 1941 году. Он показал мне это очень зримо на цифре одного из соседних домов под номером «41».
Знаю, что в Сталинграде горела даже Волга, а сложенные, впоследствии, на улицах города каски пленных вояк Паулюса достигали высоты трехэтажного дома.
Знаю, как разминировали Харьков.
Знаю, что такое цинга.
Знаю, как не просто увернуться в окопе от удара прикладом в рукопашной схватке в которую бросили даже неподготовленных к этому саперов. Дед пришел с войны практически без зубов. Цинга плюс удар прикладом Маузера…
А про дедушку Колю я не знал почти ничего. И это было неправильно… Между тем, когда мне было всего пять лет, я хотел стать танкистом, затем десантником, затем, затем, в общем, сколько я помню свое детство, да и юношество тоже, я всегда хотел стать военным.
Уже значительно позже занимаясь поисковой работой в Подмосковье, отыскивая, поднимая и перезахоранивая останки наших солдат, с каждым годом, я все глубже понимал, что казенная фраза «пропал без вести» зачастую лишь прячет в себе лишь ту самую, одну-единственную правду, что, на самом-то деле, человек был убит, но об этом просто никто не знает, никто из тех кто это видел и сами не уцелели, да и видел ли кто-нибудь?
С каждой новой страшной находкой произведенной в поиске, я все больше понимал неправильность того, что, возвращая из безвестности других людей их семьям, я ничего не знаю о родном для меня человеке. А запросы в разнообразные инстанции и организации, в том числе и международные, не принесли никакого результата.
И вот, в марте 2009 года, в день рожденья моей мамы, в который ей исполнилось бы 75 лет, я сел за компьютер задавшись целью найти хоть что-то о том, чья кровь течет во мне, о том, без которого не было бы на свете ни ее, ни меня, ни моего сына.
В Интернете, если кто-то еще не знает, существует сайт http://www.obd-memorial.ru, содержащий в себе компьютерный банк данных с информацией о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период.
Этот банк данных был создан Министерством обороны Российской Федерации на базе своего Центрального архива в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указа от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».
Сайт все еще развивается, сегодня на нем еще не полностью представлены данные о моряках, о тех, кто воевал в составе войск НКВД, а также о тех, кто находился в госпиталях. Надеюсь, что эти пробелы будут со временем восполнены.
Есть в данных сайта и неточности, вызванные ошибками писарей, допущенными еще в те далекие годы. Некоторые данные повторяются, дополняя друг друга, но любая информация, приведенная там, подтверждается, в каждом случае, сканированным подлинником соответствующего архивного документа. Работа по созданию этой базы данных была проделана громадная и цены ей нет.
Более того, на мой взгляд, она значительно нужнее людям, чем георгиевская ленточка, развевающаяся на современной продукции бывших концернов фашистской Германии наподобие «Mersedes» и «BMV» изделия которых во время войны терзали нашу землю и убивали наших людей.
Но, вернусь к предмету разговора.
То, что я обнаружил на этом сайте, введя в строку поиска «Тупиков Николай Михайлович» и нажав виртуальную кнопку «Искать», ошеломило и потрясло меня…
Из того, далекого сейчас, 1941 года на меня смотрел мой дедушка:

502841113
Сводная информация о человеке
Фамилия Тупиков
Имя Николай
Отчество Михайлович
Дата рождения ___.___.1903
Место рождения г.Пятигорск, ул. Кузнечная, д. 4
Последнее место службы Западный фронт 202 ТП 101 ТД
Воинское звание воентехник 1 ранга
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия Между ___.10.1941 и ___.12.1941
Источники информации ЦАМО
Источники фактической информации
Донесение о безвозвратных потерях отдела кадров Западного фронта от 29 августа 1943 г. № 010588.

Есть в базе данных еще два документа о нем же (№№ 574151790 и 574781807), но эти уже послевоенные (один даже с ошибками), когда производился «окончательный» учет потерь, назначались пенсии и прочая, прочая, прочая.
А ведь бывал в Пятигорске, правда, очень давно.
Бывал и в этом доме, стоящем у подножия Машука, сразу же за рынком. В доме, построенном в кавказском стиле с овином и сараем на первом этаже и жилыми комнатами с верандой, откуда был виден Эльбрус, на втором. В этом доме родилась моя мама и ее старшие сестры, из него уходил на войну мой дедушка, но вернуться туда он уже не смог…
Данные, приведенные в объединенной базе данных (ОБД), подсказали мне где (202 тп 101 тд) и кем служил (воентехник 1 ранга) мой дед, что позволило мне вести поиск дальше, результатом которого стали эти записки.
В записках, исследованиями их назвать не могу, да и не хочу, я не претендую на какую либо новизну, на проведение научных изысканий и ошеломляющие выводы. Нет. Я лишь использовал и, в меру сил, систематизировал то, что мне удалось найти в Интернете и печатных изданиях - документы, исследования различных авторов, мемуары, жизнеописания, публикации в прессе и прочее, касающееся, в той или иной степени, интересующих меня событий.
При этом я старался, по возможности, избегать личностных оценок происходящего, чем, к сожалению, во множестве страдают современные авторы. Особенное удовольствие, именно удовольствие, отдельным их них доставляет почему-то «развенчание» подвигов совершенных на той войне. Не мое это…
Хотя, признаюсь, полностью избежать, все же, некоторых оценок и выводов и мне не удалось. Что же поделать, иногда просто не мог удержать себя, но смею надеяться, что эти оценки и выводы отражают лишь то, что было скрыто между строк, то, что и должен был, хоть кто-нибудь сказать о некоторых фактах, людях и их поступках, отнюдь, при этом, не пытаясь их очернить или приукрасить.
Задавшись целью узнать максимум информации о своем дедушке, волей или неволей, полученный мной результат оказался распространим как на всех, рядом с кем он воевал, так и на то, что происходило на ИХ войне.
Добавлю еще пару слов. Я также не задавался целью анализировать стратегические замыслы и расстановки сил противоборствующих сторон. Пусть этим занимаются люди, имеющие больший доступ к источникам информации, посвятившие военной истории свою жизнь.
Но, то, что мог знать о тех событиях любой житель нашей страны, любой солдат ли, офицер ли 101-й танковой дивизии, это я и постарался здесь описать. А ведь эти люди, безусловно, читали газеты, с ними проводилась определенная идеологическая работа, но, при этом, у них было СВОЕ, достаточно узкое, касающееся только их восприятие событий, СВОЯ война и СВОЙ конкретный враг, который стрелял в них, а они в него...
Вот, как раз, с их точек зрения я пытался построить свои записки. Плюс, безусловно, те детали, возможно для кого-то лишние, но которые мне понадобились, чтобы разобраться в новых для меня понятиях и событиях.
Пара слов о названии моих записок…
Какой-нибудь скептик может задать вопрос: «Ну, и что? Значит название – это всего лишь рекламный трюк, чтобы приманить читателя? Пропавшая дивизия, ха!».
Бог с Вами, хотите - читайте, хотите - нет.
А название… К сожалению, нет - это не самореклама, а горькая правда, касающаяся многих и многих армий, дивизий, бригад, батальонов, полков, частей, подразделений и людей, пропавших без вести из памяти не только историков, но и живущих ныне - тех, кто считал, что эта память постыдна или же считает сегодня, что эта память уже и не нужна…
Все очень просто… В том, что эта дивизия пропала без вести сможет убедиться любой, кто введет в поисковом поле Яндекса: «битва за Москву 101 тд». В ста источников информации, приведенных на первых десяти поисковых страницах искомое словосочетание встречается целых ДВА раза!!! Правда результат впечатляет?
Я пытался отыскать или же 101-ю танковую (тд) или же 101-ю мотострелковую дивизии (мсд) - это, по сути, одно и тоже соединение, в перечнях частей, участвовавших в Московской оборонительной операции, которая, как известно началась 30 сентября 1941 года.
Ничего не получилось - ЕЕ ТАМ НЕТ!!! Понимаю, что для решения стратегических задач одна дивизия не самая главная сила, но все же, все же…
Что же получается? Те люди и части, которые полегли в октябре, на дальних подступах к Москве, те, кто, защищая столицу СССР, смогли задержать продвижение врага, те, которые ценой своих жизней выиграли время, чтобы накопить силы и отстоять не только ее, но и всю страну, по сути – не заслужили, чтобы о них помнили потомки, а память о них постыдна???!!!
Эта дивизия погибла в Вяземском котле, как и многие другие дивизии и целые пять армий, полегшие там же…
Сколько километров от Москвы до Вязьмы?
Всего-то ничего – 211 (ДВЕСТИ ОДИННАДЦАТЬ) километров!!!
И по тем, и по современным меркам – рукой подать. Это расстояние сегодня можно проехать, не особо спеша, за два-три часа, а немецкому танку Т-III или Т-IV понадобилось бы чуть больше – 5,5 часов!!! Так почему же оно так и осталось непреодолимым? Есть о чем задуматься…
Дивизия погибла под Вязьмой, а по сути, она пропала без вести…
Приказ о расформировании 101-й мсд (преемницы 101-й тд) и исключении из состава РККА был отдан 20 октября 1941 года, после чего о ней просто забыли…
А лучшее, что можно найти об этой дивизии - это лишь упоминания о ней в текстах немногих авторов, да в скупых строчках боевых приказов, да в попытках поисковиков рассказать родственникам, как и где воевали их родные.
Наиболее подробную информацию о боевом пути дивизии мне удалось в книгах Алексея Валерьевича Исаева и Льва Николаевича Лопуховского, которым я особенно признателен. За ликвидацию собственной танковой неграмотности отдельно признателен Евгению Дригу.
Буду признателен читателю за достоверные критические замечания.
Планируя изначально оставить результаты своих записок лишь в семейном кругу, позже я рассудил, что это будет несправедливо по отношению к тем, кто воевал в этой же дивизии; к тем, кто не вернулся домой; к тем, кто жив еще и сегодня; к тем, кто все эти годы продолжал и все еще продолжает ждать, надеяться и верить; к тем, кто будет жить и завтра…
Кто-то узнает здесь для себя что-то новое; кто-то увидит дорогие для себя имена; кто-то скептически хмыкнет, отмечая допущенные мной неточности, но дело совсем в другом. Совсем в другом…
ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО – ПОМНИТЕ ИХ!!! И ВСЕ…

(продолжение следует)


Рецензии
Желаю Вам успеха в Вашей благородной работе.
С уважением,

Нет Эрдем   03.05.2016 17:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.