Ответ Бунтарю

Ответ Бунтарю.

Автор Бунтарь в своей статье "О диктатуре пролетариата" пишет следующее:

"В последние годы, в левом рунете все активнее стало проявлять течение левой мысли, под названием "ленинизм". Претендуя на звание "чистых ленинистов", представители данного течения, среди которых следует отметить идеолога РПБ Александра Гачикуса, а также Алексея Трофимова. Представители данного течения активно размежевываются со всеми остальными "левыми" течениями, в той или иной степени претендующими на марксизм и ленинизм, такими, как сталинизм, хрущевизм-брежневизм, троцкизм, маоизм и госкап."

Что следует ответить на эту тираду? Объединить Гачикуса и меня в одно течение на основании такого признака, как размежевание с другими течениями и пр., - это нужно не только бревно иметь в глазу, но и самому быть таким бревном (если здесь, конечно, не сознательное искажение фактов)! На марксизм и на ленинизм претендуют в левом движении здесь или тогда все кому не лень. Вон, например, Южбюро МРП претендует на чистый марксизм, отмежевываясь открыто от ленинизма. Или, например, прочие госкаповцы из МРП претендуют на чистый ленинизм. Даже Зюганов, продвигая в своих книгах православие, претендует на ленинизм перед более широкой аудиторией,т.е. не прочь истинным ленинцем прикинуться, возложить венок к мавзолею и т.д.
Далее бунтарь вещает:
"Для того, чтобы понять, насколько обоснованные такие претензии на возврат к "чистому" ленинизму, приведу цитату из работы Торбасова "Опыт политической классификации": "Чистого марксизма" сегодня не существует и не может существовать, что бы ни утверждали некоторые товарищи. Учение Маркса и Энгельса было развито (Ленин) или ревизовано (Бернштейн), но никто не оставил его в нетронутом виде, ибо это требовало бы отбросить все новое ... Не может быть и "чистого ленинизма", а "чистый сталинизм" существует у нас лишь благодаря тотальному незнакомству с более поздними течениями"[1]. Попытки отдельных теоретиков "вернуться назад к Ленину" на современном этапе лишь порождают очередные течения левой мысли - "гачикусизм" и "трофимовизм". А мы разберем, насколько ленинскими являются взгляды пресловутых "ленинистов" на диктатуру пролетариата."

Вот так вещает Бунтарь! Здесь нет даже и тени понимания того, что отбрасывание нового вовсе не соответствует духу марксизма. Сказать, что "чистого марксизма" сегодня не существует и не может существовать" - это все равно, что сказать, что не может существовать всестороннего и объективного отражения действительности в сознании человека. Здесь под "чистым" у Бунтаря, как и Торбасова, разумеется лишь следование букве! Ведь как раз именно вооружение новым и является очищением указанного течения мысли, т.е. марксизма и ленинизма! Не имя важно здесь, не буква, а как раз именно новое и развитие взглядов Маркса, не упускающее из виду это новое. Разве в моих работах совершенно нет ничего нового?! Разве у меня только следование букве?! Или, может быть, я у Ленина списал сделанные мной положения о коллективизации, о Конституции 1936 года, о критике сталинизма слева и справа, о пресловутой горбачевской перестройке и т.д.?! И разве мной выставлялся лозунг "Назад к Ленину!"? Что значил, например, в истории философии лозунг "Назад к Канту!"? Он означал возвращение вспять от того передового, с чем не пожелали согласиться реакционные философы. А разве то, что я критикую и от чего я призываю избавиться, передовое?! Вовсе нет! И если бы я формулировал в данном отношении какого-либо рода лозунг, то я сказал бы как раз: "Вперед к Ленину!" Ибо все эти открыватели "нового", которых я критикую, вовсе не впереди, а сзади! Не Ленин сзади, а они! Здесь важна не хронология, а занимаемое в истории науки место, значение. То есть должен быть ответ на вопрос: "Что на самом деле передовое?" Более того, эти господа "развиватели" не только позади Ленина, но они плетутся в хвосте у буржуазии - что сталинисты, что троцкисты, что маоисты, торбасовцы и пр. и пр.
И разве сам Бунтарь не претендует на чистый ленинизм? Приведу цитату из его опуса:

"Таким образом, делать вывод о "буржуазном" характере сталинского государства на основании его деклараций о "построенности социализма в основном", как и на основании "разоруженности пролетариата", значит заниматься фальсификацией ленинизма, что и делают Александр Гачикус и Алексей Трофимов."

Каковы же критерии? Ведь нетрудно заметить, что понятие фальсификации противоположно понятию чистоты, подлинности, верности и т.д. Знаком ли Бунтарь, в таком случае, с диалектикой? Стало быть, в указанное им течение претендующих на чистый ленинизм следует включить и его самого, раз он воображает, будто занимается очищением ленинизма от фальсификаций. Почему же Бунтарь не включил здесь себя самого в это число претендующих? Почему он включил в него Гачикуса и Трофимова? А это сделано им для того, чтобы опошлить и замазать тот самый ленинизм, за чистоту которого он якобы борется. Ведь Гачикусу до Трофимова, в смысле марксистско-ленинской чистоты, как до звезды небесной!! Чего уж там говорить! Гачикус бандеровцев в революционеры ставит!! Вдумался ли Бунтарь в это! Гачикус исламистов и талибов считает развивающими ленинизм на современном этапе!! Задумался ли Бунтарь хоть минуту над этим! Он взял общие фразы, декларации и объединил Гачикуса и Трофимова в одно течение!! Это ли объединение двух совершенно разнородных, доходящих в итоге до противоположности, идеологов в одно течение есть со стороны Бунтаря развитие марксизма на современном этапе?! Где здесь всесторонность и объективность рассмотрения явлений действительности? Такого рассмотрения здесь нет и в помине! Это ли соответствует учитыванию нового, духу нового и т.д.?! Им берется абстракция, все конкретное отбрасывается напрочь! И это ленинизм?!
Теперь перейдем к тому, что Бунтарь именует разбором, которым он грозится разбить и Гачикуса, и меня.
Он пишет:

"На самом деле, подобное определение сущности диктатуры пролетариата через ее отдельный атрибут (довольно второстепенный, между прочем) является неверным и неточным. Во-первых, само по себе вооружение пролетариата не делает его правящим классом, а лишь ВООРУЖЕННОЙ СИЛОЙ. Сила и власть - это не одно и то же. Поэтому, Ленин определял диктатуру пролетариата совсем иначе - не через вооруженность, а через дисциплинированность и организованность пролетариата в качестве господствующего класса."

Разберем сие сперва с чисто логической точки зрения. Понятие "атрибут" означает - неотъемлемое свойство предмета, вещи. Другими словами, если данная вещь лишается этого свойства, она становится чем-то совершенно другим. Так, например, если из книг определенного тиража убрать текст, они перестают быть книгами и становятся тетрадями для записей. Далее, что такое вообще есть определение? Наука, которая сводится лишь к собранию определений, не есть действительная наука. Гегель где-то даже посмеивается над определениями. Кстати, то же самое делал и Ленин. Например, в критике взглядов Троцкого на профсоюзы. С одной стороны, профсоюзы есть черта пролетарской демократии, с другой - школа хозяйничания, с третьей - школа коммунизма, с четвертой - то-то и то-то, и т.д. Так же и стакан - инструмент для питья, для ловли бабочек, для плескания Жириновским водички в лица членов Государственной Думы, и проч., и проч., и проч. Определений какой-либо вещи можно привести массу. Собрание этих определений еще не есть наука. Определить - значит установить предел. А вещи в своем развитии как раз и выходят за все установленные для них пределы. Жириновский только плескал из стакана водичкой в лица думцев. Но это не значит, что следом за ним не может идти некто сильнейший его, который будет крестить думцев уже не водицей, а самим стеклом, из которого состоит стакан, т.е. будет использовать стаканы в качестве метательных снарядов. Истина есть процесс, вещь надлежит показать в процессе, в развитии. И как раз именно развитие всякой революции показывает, что угнетающий класс стремится разоружить класс угнетенных. Это есть почти дословный пересказ мыслей и идей классиков по вопросу о вооружении масс и о государстве. И, кстати, одно из определений Советской власти, данных Лениным, гласит, что это есть власть вооруженных рабочих. Стало быть Ленин определял диктатуру пролетариата и через дисциплинированность, организованность, и через вооруженность, и через многое другое.
Что же вещает маэстро Бунтарь? Он вещает:

"Короче, всеобщее вооружение пролетариата не является главным, неотъемлемым признаком диктатуры пролетариата ..."

Другими словами, из стакана можно пить воду, но это не сосуд, т.е. Советская власть служит рабочим (стакан служит питью), но эта власть может, по мнению Бунтаря, обходиться и без вооружения пролетарских масс (стакан - не сосуд). Здесь в развитии вещи упускается как раз наисущественнейшее. Советская власть, по мысли Бунтаря, не есть власть самого народа, а есть лишь власть для народа. Даже в смысле следования букве учения классиков такого рода вывод стоит в полном противоречии с высказываниями Ленина о диктатуре пролетариата и о Советской власти.
Итак, сперва Бунтарь говорит о вооружении пролетариата как об атрибуте, хотя и второстепенном (словно атрибут, т.е. нечто неотъемлемое, вообще может быть чем-то второстепенным), а затем говорит, что вооружение пролетариата может быть вполне отъемлемым от пролетарской диктатуры и при этом данная диктатура пролетариата вовсе не утратит своего качества быть диктатурой данного класса. Здесь, т.е. в данном анализе, разобрана еще не сущность политических взглядов Бунтаря, здесь лишь недостаток логической культуры. То есть Бунтарь просто не знает того, что атрибут как раз и есть неотъемлемое свойство вещи.
Что же касается политики, то следует заметить, что власть и правление не могут быть без силы, а отсутствие вооруженности данной силы говорит о ее слабости, говорит о недостатке дисциплинированности и организованности. Но это, разумеется, лишь общие соображения. Перейдем к конкретному и к истории.

Бунтарь пишет:
"Между тем, сам Трофимов допускает существенную ошибку, считая, как и Гачикус всеобщее вооружение пролетариата неотъемлемым признаком социалистического государства. Он, как и Гачикус, стоит на той точки зрения, что "сталинское государство как раз социалистическим и не было, ибо рабочий класс был разоружен"[8]. Он, как и Гачикус, считает, что если имеет место "наличие публичной власти, не совпадающей с самодействующей вооруженной организацией всего населения"[9], то есть, если существуют такие специализированные органы государственного насилия, как постоянная армия, правоохранительные органы (чекисты, МВД), тюрьмы, то диктатуры пролетариата нет, поскольку в пролетарском государстве функции насилия выполняет САМ ВООРУЖЕННЫЙ НАРОД. Как тогда быть с Рабоче-Крестьянской Красной Армией (РККА)? Ведь это самое настоящее "постоянное войско", где старорежимные "звания" заменены на пролетарские "должности" (например, "генерал-майор" заменен на "комдива"). Точно также, и ВЧК вполне подходит под звание "особых отрядов вооруженных людей", которых по идее не должно быть при диктатуре пролетариата (Это подметил еще некий Семен Сладков в комментариях к трофимовскому творчеству на прозе.ру "Считать ВЧК буржуазной организацикй - нужна буйная фантазия. Вооруженый народ был возможен в 18-м веке, во времена американской революции. Сегодня необходимы высокопрофессиональные военные - для ракет, танков и самолетов"[10]). Так что, если следовать логике Трофимова и Гачикуса, диктатура пролетариата была ликвидирована не в 30-х, а еще в 1918 году, когда была сформирована РККА вместо Красной Гвардии. Но Гачикус с Трофимовым прячутся за ленинизм, и обвиняют во всем Сталина (который, как я уже писал, "лишь довершил дело Ленина по формированию постоянной Красной Армии"[11]).

Так вещает Бунтарь.
Во-первых, он берет на веру заявления некоего Сладкова о том, что я считаю ВЧК буржуазной организацией. Сладков (как то и вообще свойственно либералам) просто ляпнул первое, что взбрело ему в голову, лишь бы опошлить или извратить взгляды оппонента и побежать дальше по сайту с серией своих рецензий на то, во что он не потрудился вдуматься, - а Бунтарь повторил это и счел доказательством в пользу заявлений о не-чистоте моих марксистских воззрений. Если не ошибаюсь (я сейчас не помню и не слишком много имею времени листать ленту рецензий), но я тогда же возразил данному рецензенту, что не считаю ВЧК буржуазной организацией. Не только функции, но и состав ВЧК говорили за то, что здесь перед нами организация вовсе не буржуазная.
Марксистская диалектика сродни высшей математике, а не арифметике, маэстрочко Бунтарь! Силы ВЧК состояли преимущественно из рабочих, а не из бывших служащих царской полиции. Точно так же и Красная Армия в период гражданской войны состояла преимущественно из рабочих и крестьян. Даже многие выдающиеся полководцы этой армии были по своему социально-классовому положению рабочими и крестьянами. Более того, в рабочие на заводы и пр. шла тогда немалая часть представителей городской мелкой буржуазии - чтобы избежать мобилизации в армию, отсидеться и пр. На это явление было указано в одной из работ Ленина. Следовательно, те "особые" отряды вооруженных людей, которые составляли в те годы Красную Армию и которые Бунтарь норовит выдать за постоянное войско В ТОМ СМЫСЛЕ, В КАКОМ ПОД ПОСТОЯННЫМ ВОЙСКОМ МАРКСИСТЫ ПОНИМАЮТ СИЛУ, СТОЯЩУЮ НАД НАРОДОМ И СЛУЖАЩУЮ ИНТЕРЕСАМ ПОДАВЛЕНИЯ НАРОДА ЭКСПЛУАТАТОРАМИ, на самом деле ОСОБЫМИ отрядами не были. Это были в основном рабочие и бедные крестьяне, одетые в солдатские шинели. Более того, именно здесь как раз и сосредоточился рабочий класс, его цвет.
Возьмем такой пример. Проработал человек рабочим на заводе пятнадцать лет, началась революция, гражданская война, и этот рабочий пошел воевать, вступил в Красную Армию. У данного рабочего, говоря словами физиолога Павлова, выработался динамический стереотип. Он за революцию готов отдать жизнь. Теперь другой пример. Сынок какого-нибудь мещанина, никогда не работавший, пошел во время революции и гражданской войны на какое-нибудь предприятие, например, хоть и слесарем, чтобы отсидеться как-то, не участвовать в войне и т.д., а затем снова сбежать с завода. У него тоже выработался динамический стереотип - от сочувствия большевикам и тем более от революционного действия он далек. Пока из него выкуется подлинный пролетарий, т.е. пролетарий, готовый отдать за революцию жизнь, могут пройти годы. И это еще под вопросом - выкуется ли? А тут ему, видите ли, сразу подавай оружие (винтовку и пр.), которого и без того не хватает, и все ради соблюдения понятого абстрактно принципа всеобщего вооружения масс?!
Поэтому лишено всякого основания деление Бунтарем взглядов Ленина на дооктябрьский и послеоктябрьский периоды в том смысле, что после революции Ленин якобы эволюционировал в пользу необходимости постоянной армии и пр.
Бунтарь пишет:
="В дооктябрьский период Ленин видел социалистическое государство в виде "вооруженных рабочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции"[16], то есть, выступал за фактическую передачу всего управления обществом НЕПОСРЕДСТВЕННО вооруженным народным массам. Это и есть, по сути, возрождение "примитивной" прямой демократии (т.е. охлократии, которую ненавидят только правые мрази и кпрфные лжекоммунисты, называющие "охлократом" буржуазного диктатора Ельцина), примитивной в том смысле, что все государственные функции, как и структура "государственного аппарата" (если его можно так назвать) максимально упрощаются. Благодаря такому упрощению структуры государства, практически полностью исчезают предпосылки для возникнования бюрократии - паразитического слоя (но не класса, как считают анархо-госкаповцы). Однако, проблемы, возникшие у Советского Государства уже после Октябрьской Революции, привели к тому, что Ленин и большевики вынуждены были фактически отказаться от такой "примитивно-либертарной" модели социалистического государства. Постоянная армия, специальные правоохранительные органы (ВЧК), которых по дооктябрьскому Ленину не должно было быть в социалистическом государстве, были восстановлены. Социалистическое государство изменило свою форму на более "авторитарное" и более централизованное, но не утратило своей революционной, рабоче-крестьянской сути, как посчитали "либертарные" критики большевизма, закричавшие о "подмене диктатуры пролетариата большевистской диктатурой".=

Если на то пошло, маэстро Бунтарь, то Ленин и после Октября говорил о необходимости всеобщего вооружения, о необходимости участия всех в милиции. Об этом свидетельствует множество написанных им документов, в частности и такой важный из них, как проект программы партии 1919 года. Суть дела как раз в том, что именно при Сталине, а не при Ленине, вооруженные отряды действительно обособились от народа. И здесь дело не в личных качествах политических деятелей, а в социально-экономических условиях.
Бунтарь же, говоря о Красной Армии времен Ленина, заявляет, что она есть "самое настоящее "постоянное войско", где старорежимные "звания" заменены на пролетарские "должности" (например, "генерал-майор" заменен на "комдива"). Диалектики здесь у Бунтаря нет, нет всестороннего рассмотрения действительности. Он, как то свойственно формально-логическому мышлению, взял лишь то, что в первую очередь бросилось в глаза. А что в первую очередь бросается обычно в глаза? Символика, смена званий, названий и пр. Потому-то он и приводит без критики и в подтверждение своих воззрений мнение Сладкова, что "вооруженый народ был возможен в 18-м веке, во времена американской революции. Сегодня необходимы высокопрофессиональные военные - для ракет, танков и самолетов"[10]).

Между тем как в той же книге "Государство и революция" Лениным указывается и доказывается, что высота техники вооружений ничего не меняет в деле. С чего это некоторые господа взяли, что научиться стрелять из лука или владеть мечом легче, чем нажимать кнопки и пулять в воздух ракеты?! С чего они взяли, что для владения мечом и луком в древности высокий профессионализм не был нужен?!
Дело не в сложности военной техники и не в умелости воинов, а в классовой структуре общества, т.е. в необходимости для класса господствующего разоружить класс угнетенных, каковой цели как раз и служит болтовня буржуазных идеологов о том, что современная военная техника принципиально отличается от прежней в смысле возможности овладения ею всеми членами общества.
Дальнейшие рассуждения Бунтаря в его статейке вряд ли заслуживают серьезного внимания. Отметить следует разве еще один момент - это не раз уже встречавшиеся в рассуждениях сталинистов или около-сталинистов потуги выдать движение к социализму за сам социализм. Другими словами, под напором неоспоримых фактов сталинист готов признать кое-что, пойти на кое-какие уступки - чтобы затем сделать маневр и в итоге придти все к тому же, на чем он основывает свои идеологические построения. Вот как выглядят такого рода теоретические потуги:

="Однако, вывод Трофимова о том, что с момента признания Сталиным построенности социализма в СССР движение к социализму в марксистком смысле этого слова прекратилось, а власть переродилась в буржуазную диктатуру, также, как и его определение сталинского социализма как всецело "буржуазный строй" является неверным. В тот период, советское общество представляло скорее переходное от капитализма к социализму, чем чисто буржуазное. Не думаю, что решение Сталина досрочно объявить о построении социализма было свидетельством того, что власть решила консервировать сохранившиеся в экономике СССР элементы буржуазных экономических отношений (деньги, не превратившиеся до конца в рабочие квитанции, остатки товарного производства и т.д.) и отказаться от построения социализма в марксистском смысле этого слова. Скорее всего, Сталин мотивировал это преждевременное решение желанием "дать маяк" пролетариям мира в виде уже построенного социализма. Если ранее в истории человечества социализма не было, и поэтому социализм воспринимался во многом как "утопия", то после сталинской декларации пролетарии мира получили образец работающего, быстро развивающегося социалистического общества, социализм превратился из "утопии" в "реальность". Мы конечно же знаем, что пресловутый "реальный социализм" не был социализмом в марксистком смысле этого слова."=

Употребленное здесь Бунтарем выражение "деньги, не превратившиеся до конца в рабочие квитанции, остатки товарного производства" свидетельствует о том, что от сталинизма он не отошел. Словно от товарного производства в СССР были только остатки и словно деньги лишь немногим отличались от рабочих квитанций или почти не отличались от них, "не до конца" превратились в квитанции!
Рассуждение же Бунтаря с цитатами из Сталина еще более обнаруживает, что сталинизм им не преодолен и к сталинским работам он относится в общем и целом некритически:

="Однако, на самом деле, пресловутые "рыночники" возникли не благодаря Сталину, а еще до написания данной работы. Если Сталин выступал за максимальное ограничение и последующее отмирание товарно-денежных отношений, то его правые оппоненты - за полное восстановление товарного производства. Этих ревизионистов, расположенных ПРАВЕЕ СТАЛИНА и критикует Вождь: "совершенно не правы те товарищи, которые заявляют, что поскольку социалистическое общество не ликвидирует товарные формы производства, у нас должны быть якобы восстановлены все экономические категории, свойственные капитализму: рабочая сила, как товар, прибавочная стоимость, капитал, прибыль на капитал, средняя норма прибыли и т.п."[27].
Сталин признавал, что товарное производство должно в конце концов отмереть, связывая это со слиянием колхозного и государственного секторов экономики, между которыми в основном и происходил товарообмен. Итак, если при Сталине не было социализма как единой системы, но имело место ДВИЖЕНИЕ К СОЦИАЛИЗМУ, то в послесталинский период имело место ДВИЖЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Сходной с моей зрения на СССР, как на общество, развивающееся в сторону социализма (но не социалистическое) придерживаются и в РМП (по крайней мере, отдельные ее члены): "Социализм, или точнее, развитие в этом направлении, завершилось после смерти Сталина"[28]. Хрущевцами-брежневцами была окончательно ликвидирована деформированная Сталиным диктатура пролетариата (пролетарист А.Разлацкий писал во "Втором коммунистическом манифесте", что "1935-1953 годы - период даже не умирания, а омертвления диктатуры пролетариата в СССР"[29]), власть приобрела буржуазный характер, была разрушена сложившаяся при Сталине система планирования экономики (правда, сталинскую экономику нельзя было назвать всецело планомерной)."=

Основной порок всех этих рассуждений заключается в том, что здесь идеологические и правовые установки принимаются за черты и характеристики, свойственные самому экономическому базису. С таким же правом мы можем, например, отрицать и господство феодализма в эпоху Петра I и Екатерины II. Ведь Петр и Екатерина стремились к просвещенной монархии. Екатерина, шутка сказать, с самими французскими энциклопедистами в переписке была! А век Просвещения знаменовал собой в Западной Европе наступление буржуазной эпохи. Стало быть, - заключаем мы по аналогии с выводами Бунтаря, - Петр и Екатерина стремились покончить с феодализмом в России. Разве не так? Тогда как на самом деле и при Петре и при Екатерине феодализм в России укреплялся. И в то же время Россия двигалась к капитализму: рост числа беглых крестьян, появление железоделательных заводов и корабельных верфей; и пр.
Другими словами, один исследователь, обнаруживая в действительности противоречия, видит в них корень и причину поступательного развития. Другой же исследователь стремится замазать противоречие, приспособить его в качестве оправдания для своих эклектических потуг: "была разрушена сложившаяся при Сталине система планирования экономики (правда, сталинскую экономику нельзя было назвать всецело планомерной)", т.е. - "с одной стороны, нельзя не признаться, с другой стороны, надо сознаться".
"Социализм, или точнее, развитие в этом направлении, завершилось после смерти Сталина", - цитирует Бунтарь кого-то (надо заметить, неважно даже кого, т.е. представителя какого из оппортунистических течений, ибо здесь, в данном вопросе, эти течения переплелись и перемешались). А знают ли эти господа, что капитализм вообще можно ОПРЕДЕЛИТЬ как развитие в направлении к социализму?! Кто помешает установить для капитализма такой предел? И это на самом деле есть предел. Капитализм кончается только там и тогда, где и когда начинается социализм!

Бунтарь цитирует Сталина: "совершенно не правы те товарищи, которые заявляют, что поскольку социалистическое общество не ликвидирует товарные формы производства, у нас должны быть якобы восстановлены все экономические категории, свойственные капитализму: рабочая сила, как товар, прибавочная стоимость, капитал, прибыль на капитал, средняя норма прибыли и т.п."
Дело здесь не в том, правы или не правы заявляющие это товарищи! Дело не в заявлениях, не в стремлениях и т.п., а в том, что свойственные капитализму категории и условия производства (рабочая сила как товар, прибавочная стоимость, капитал, прибыль на капитал, средняя норма прибыли и т.п.) и без того (т.е. без чьих-то заявлений или стремлений) существовали в СССР !
Дан буржуазный экономический порядок, над ним возвышается политическая и юридическая надстройка. То есть есть силы прогрессивные и реакционные, есть силы менее прогрессивные и более прогрессивные; и т.д. Следует рассматривать стремления этих сил как политику, а не выдавать эти стремления за черты, присущие самому экономическому строю.
Итак, какой основной порок всех рассуждений сталинистов, троцкистов и пр.? Отсутствие диалектики! В самом деле, суть не в том, каков предмет исследования, т.е. является ли данный предмет новым или рассматривается какой-нибудь старый вопрос. Суть дела в методологии. Сколько раз уже было говорено, что исторического материализма в рассуждениях сталинистов нет. Причины кризиса, развала экономики и распада СССР сталинисты видят то в ошибках руководства, то в ревизионизме, то в предательстве, то в некоей злой воле и т.д. Самое главное в марксизме и в ленинизме - это материалистическая диалектика. Можно писать о египетских фараонах, богах, мумиях или о причинах торнадо в Северной Америке, можно писать о китайских императорах или о последней парижской моде; другими словами не предмет исследования, не тема делают данное исследование соответствующим духу марксизма (ленинизма), а только используемый при этом метод. У Энгельса есть масса статей на довольно отвлеченные от политической злобы дня темы, но это не значит, что здесь нет марксизма, не применяется метод диалектического и исторического материализма. Вот этот метод и есть наиболее новое и наиболее передовое. Этот метод никто не превзошел, т.е. нет другого направления в философии и в науке, которое, кардинально отличаясь от марксистского метода, было бы в то же время выше, совершеннее его, более передовым, чем марксистский метод.
И этого нового, передового как раз и нет в рассуждениях Бунтаря, Гачикуса и т.п. Гачикус исламистов записал в число идеологов, развивающих ленинизм! Гачикус болтает чушь о религии и о вере! А Бунтарь меня с ним в одно течение объединил! Где же тут марксизм, где ленинизм и у Гачикуса, и у Бунтаря?!!

31 декабря 2009г.


Рецензии
Хотел бы быть с Вами в одном идеологическом лагере, но...чувствую, что это НЕ удасться, поскольку и ЛЕНИНИЗМ и МАРКСИСТОВ (эти обе категории далеки от ИДЕЙ МАРКСА по многим вопросам,см. мои страницы...).Очень сожалею, но свою правоту БУДУ отстаиивать..до последней капли...чернил!А.Ф.

Анатолий Фёдоров   21.04.2010 21:20     Заявить о нарушении
Из работы Анатолия Федорова «Диалоги о Будущем. День первый»:

«По моим прикидкам, количество жителей Ноополиса должно быть примерно 10000 человек. В этом случае, если каждый взрослый будет иметь высшее образование и обладать двумя-тремя профессиями , а в научном плане – статусом кандидата или доктора наук, то производственно-технический и научный потенциал НООПОЛИСА будет эквивалентен областному городу, что вполне самодостаточно в плане самообеспечения всеми жизненно необходимыми продуктами.
Определяющим в общежитие людей будет община, со всеми вытекающими из этого обстоятельства следствиями, то четыре близко родственные семьи (25-30 человек) соединяются в родственную коммуну (прайт). Они заселяют один из 100 верхних этажей ноополиса. В их распоряжении (полном владении) имеется усадьба в 7 га. , на которой располагаются жилые дома и хозяйственные постройки, а также зерновой клин (5 га) и рыборазводный и обычный пруды. Большая роль отводится теплицам. Балконные и комнатные теплицы (для прайта) имеют общую площадь 6500 кв.м.,и дополнительно имеются оранжереи (400 кв.м), что позволяет (практически круглый год) полностью обеспечивать прайт овощами, фруктами, ягодами и зеленью. .[…] Поскольку определяющем в общежитие людей будет община, со всеми вытекающими из этого факта следствиями, то четыре близко родственные семьи (25-30 человек) определяются в родственную коммуну (прайт, около 100 человек). В семье главой является ЖЕНЩИНА (матрона), а в прайте – старейшина, мужчина. Дела в НООПОЛИСЕ регулирует Совет Старейшин. Постоянный контроль за жизнедеятельностью общины и регулятивные функции осуществляет Диспетчерская Служба. Вообще вся вертикаль власти строится, в отличии от вертикали власти существующих государств, доподлинно СНИЗУ- вверх. Всё, что можно и нужно иметь из властных и регулятивных полномочий на нижнем уровне, является полностью их прерогативой.
Причём полномочия (количественно) очень сильно убывают с переходом на высшие уровни. Собственно говоря, мыслится, что таких уровней будет всего-то четыре: Совет Старейшин ноополиса – региональный Совет Старейшин- континентальный Совет Старейшин -Всемирный совет Старейшин.»

А теперь выдержка из главнейшей работы основоположников марксизма:
«Изобретатели этих систем, правда, видят противоположность классов, так же как и действие разрушительных элементов внутри самого господствующего общества. Но они не видят на стороне пролетариата никакой исторической самодеятельности, никакого свойственного ему политического движения.[…] Место общественной деятельности должна занять их личная изобретательская деятельность, место исторических условий освобождения - фантастические условия, место постепенно подвигающейся вперед организации пролетариата в класс - организация общества по придуманному ими рецепту. Дальнейшая история всего мира сводится для них к пропаганде и практическому осуществлению их общественных планов. […] Это фантастическое описание будущего общества возникает в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии и представляет себе поэтому свое собственное положение еще фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества. […] Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты. […] Они постепенно опускаются в категорию описанных выше реакционных или консервативных социалистов, отличаясь от них лишь более систематическим педантизмом и фанатической верой в чудодейственную силу своей социальной пауки.» (Маркс, Энгельс, «Манифест коммунистической партии», гл.3 «Критически-утопический социализм и коммунизм»)

ДУМАЮ, ЧТО КОММЕНТАРИИ ИЗЛИШНИ.

Алексей Трофимов   22.04.2010 15:51   Заявить о нарушении
Очень даже НЕ излишне,но мои КОММЕНТАРИИ к приведённой обширной цитате из МАРКСА.То,что,возможно. было верно для своего времени, сейчас-не возможно" Поезд- ушёл! Во времена Маркса МЕНЬШИНСТВО эксплуатировало БОЛЬШИНСТВО, сейчас-НАООБОРТ! Отсюда-численное большинство на сторо не тех,кто заинтересован в прямой (но больше,КОСВЕННОЙ) эксплуатации РАБОТАЮЩЕГО большинства! Спорить и переубеждать ни Вас ни ваших "супротивников" ,держащих за плохо понятого Маркса, как СЛЕПОЙ за поводырём, НЕ намерен...НЕТ у меня ВРЕМЕНИ для пустпорожних споров, а ИСТОРИЯ идёт не в русле ПРОЛЕТАРСКИХ (действительно) революций (их не было и не будет-в этом заблуждение МАРКСА).НЕ может быть ПЕРЕХОД к НОВОЙ качественной ФОРМАЦИИ -КОММУНИЗМУ, через СТАРЫЕ (классовые) катаклизмы! НА том стою! Привет.

Анатолий Фёдоров   22.04.2010 17:47   Заявить о нарушении
Еще раз пред ясные очи социалиста-утописта А.Федорова слова основоположников НАУЧНОГО коммунизма:

"Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию."("Комм. манифест").

Это сказано раз и навсегда!! Поэтому совершенно неуместна ссылка на какие-то изменившиеся обстоятельства и пр.

Алексей Трофимов   22.04.2010 18:05   Заявить о нарушении
Это страница на форуме на моем сайте bhdc-L-83.narod.ru:

"Дата: 26.04.2010 11:17
От кого: Анатолий Фёдоров
Заголовок: МАРКС
Сайт: ПРОЗА РУ

Алексею Трофимову.
Его фраза:Еще раз пред ясные очи социалиста-утописта А.Федорова слова основоположников НАУЧНОГО коммунизма:

"Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию."("Комм. манифест").

Это сказано раз и навсегда!! Поэтому совершенно неуместна ссылка на какие-то изменившиеся обстоятельства и пр.

Алексей Трофимов 22.04.2010 18:05

Такую твердолобую ДУРЬ-фразу надо ещё ПОИСКАТЬ!!!
Через двадцать почти лет после Коммунистического манифеста (изменившиеся обстоятельства!)МАРКС в Учредительном документе Первого Интернационала высказывал почти ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ мнение "об социалистах- утопистах " (Оуене,Фурье)!

С 06.05.2010 чаты, сообщества и форумы прекращают работу. Чтобы продолжить общение, вы можете создать Клуб на Я.ру и разместить ссылку на него на своем сайте."
Поскольку форум прекратил работу и ответить на нем я не могу, я помещаю эту страницу здесь. А также хочу сказать оппоненту, что следует не заявлять нечто абстрактно, а привести из Маркса соответствующую цитату

Алексей Трофимов   01.06.2010 19:32   Заявить о нарушении
Алексей! Я не хочу, как ВЫ и ВАм подобные (Бунтарь), просиживать штаны в ИНТЕРНЕТе, побивая друг друга ЦИТАТАМИ из классиков.У меня более скромная и мне (да и другим.думаю)понятная "задача": довести мой проект "НООПОЛИСа" для СВЕДЕНИЯ тех, кого эта тема (тема Будущего) волнует. О Ленине и Марксе у меня на ПРОЗЕ есть цикл статей "Как Ленин исказил Маркса?(Ответ Бунтарю)". Будет время-загляните.Полемику с ВАМИ- прекращаю.Будьте здоровы и убедительны в ВАШИХ спорах.Анатолий Фёдорович.

Анатолий Фёдоров   01.06.2010 21:03   Заявить о нарушении
Дружище! Во-первых, я не просиживаю штаны в интернете, а пашу с восьми утра до восьми вечера. Если я ИНОГДА отвечаю в это время, то это потому, что заглядываю в интернет и посылаю сообщение с "наладонника" (т.е. с КПК). Ваше сообщение на форуме моего сайта я обнаружил случайно и только вчера, т.е. по прошествии пяти недель после того, как Вы его поместили.
Во-вторых, дружище, помещать ответы следует в том месте, где находится тот тезис, который вызвал Ваше несогласие, а не скакать по сайтам, словно блоха. А то для заглянувших на указанный форум получается, что свою точку зрения Вы выразили, а вот якобы мне нечем на нее возразить.
В-третьих, поскольку я свой ответ там поместить не могу, ибо форум закрыт, постольку Вашу там писульку я удалю, ибо на удаление мои права, насколько я понял, пока еще распространяются.
В четвертых. В статье Ленина "О кооперации" выражена та мысль, что то, что прежде считалось марксистами в писаниях старых кооператоров даже пошлым, отныне приобретает для российских коммунистов значение. Пошлым считалось марксистами у старых кооператоров (т.е. у социалистов-утопистов) мирная культурническая проповедь при отказе от политической борьбы, от борьбы за власть. Значение для российских коммунистов мирная культурническая проповедь приобрела лишь потому, что власть большевиками была завоевана, а вот население в своем большинстве продолжало оставаться еще безграмотным. Ныне же, т.е. при всевластии буржуазии, исповедовать взгляды, подобные взглядам утопистов прошлого (а Ваши взгляды даже и им не подобны, т.е. гораздо ниже их), значит пропагандировать даже не пошлость, а пошлятину. История развивается по спирали, но она идет вперед, а не назад. Именно поэтому приведенное мной положение из "Комм. манифеста" остается верным навсегда.
И, наконец, в-пятых. Требуемую цитату из Маркса Вы так и не привели.
Касательно спора вообще. И чудесненько, дружище, что Вы заканчиваете споры. Пишите свои фантастические труды, а я отдохну от ответов на глупые рецензии и проч.

Алексей Трофимов   02.06.2010 09:40   Заявить о нарушении
Дружище,Алексей! Кто такой для меня ЛЕНИН, можете узнать,если сподобитесь прочитать у меня несколько страничек...но,поскольку Вам это "не с руки" ("пашите ,ШУРА,пашите",надеюсь в реальной работе Вы более ПРОДУКТИВНЫ, чем в бесконечных распрях с "единоутробниками в философии, марасизме и ленинизме")...объявляю ВАМ персонально-В.И.Ульянов-Великий Исказитель Марксизма.
А чтобы успокоить Вашу пуританскую Совесть,охочую до цитат,привожу её начало ..и конец (полностью читайте в работе "Учредительный манифест и временный устав Международного товарищества рабочих" (К.Маркс "Избранные произведения в двух томах",том 11,ОГИЗ,1958г,с.521)
"Мы говорим о кооперативном движении, в особености кооперативных фабриках,основанных без всякой поддержки усилиями немногих смелых рук.Значение этих великих социальных опытов неможет быть переоценено.Не на словах, а на деле рабочие доказали. что производство в крупных размерах, и при том ведущееся в соответствии с требованиями современной науки,осуществимо при отсутствии класса хозяев...как бы ни был кооперативный труд превосходен...он не в силах...сдержать рост монополий".
Мой проект НООПОЛИС и есть КООПЕРАТИВНЫЙ труд в ОБЩИНЕ без ХОЗЯЕВ,дружище!Неужели такая простая вещь ВАми НЕ понята! Сожалею безмерно,ибо,человек ВЫ, безусловно, думающий, но МОЗГИ повёрнуты не в ту сторону.Я понимаю, ччто то же самое Вы можете сказать и обо мне. ВРЕМЯ покажет,кто прав!

Анатолий Фёдоров   02.06.2010 10:50   Заявить о нарушении
Сперва о формальной стороне дела. Проявляемая А.Федоровым оперативность в ответах на мои замечания показывает, что постоянно протирает свои штаны в интернете как раз именно он (он почти сразу ответил на мое сообщение, которое является даже не рецензией, а только замечанием где-то в "подвалах" ленты написанных им рецензий), тогда как у меня нет времени даже на то, чтобы справиться с Марксом. Вообще, если угодно будет обратить внимание на мои замечания или рецензии на сайтах и форумах, то в большинстве случаев, когда я привожу точку зрения классиков, я делаю это ПО ПАМЯТИ. И все же я с удовольствием нашел бы время, например, для того, чтобы выстроить новые ворота - для того, чтобы заходящий на мой сайт тот или иной верхоглядствующий рецензент смог смотреть именно на них, КАК БАРАН, а не на тот или иной формулируемый мной тезис или даже на приводимую им же самим цитату из классиков.
Теперь по существу. Да, значение великих социалистов-утопистов и их практических опытов не может быть переоценено. Но речь-то у Маркса идет именно о них, а не об эпигонах. Уже в одном только том, что здесь привел из Маркса А.Федоров, содержится вовсе не нечто противоположное положению из "Коммунистического Манифеста", а как раз именно то, что это положение подтверждает, развивает и конкретизирует:
"...как бы ни был кооперативный труд превосходен...он не в силах...сдержать рост монополий". В "Коммунистическом Манифесте" говорилось лишь об обратном отношении, в каком значение утопического социализма стоит к историческому развитию, здесь же вопрос ставится уже конкретнее, т.е. указывается на рост монополий, все в себя втягивающих или все себе подчиняющих. При домонополистическом капитализме возможно было функционирование кооперативной фабрики на протяжении, например, ряда лет. Ныне же, при капитализме монополистическом и тем более государственно-монополистическом, такая фабрика не только не продержится хотя бы месяц, но и недели, если вообще возникнет!
Другими словами, мирная культурническая проповедь кооператорства имела в XIX веке гораздо более смысла, нежели она имеет теперь. Более того, теперь она не имеет никакого смысла. Можно только фантазировать, сочинять фантастические прожекты, неосуществимые не только в сколь-либо крупном размере, но неосуществимые вовсе, даже в сколь-либо малом размере - при общих условиях господства ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО капитализма. А эти общие условия упраздняются только в ходе пролетарской революции. Такова точка зрения как Ленина, так и Маркса. Поэтому нечего, маэстрочко, противопоставлять взгляды одного взглядам другого! Вы можете найти себе сторонников только как фантазеров вроде Вас. На практике же они ничего не сделают. Вон представители мелкого и среднего бизнеса - и те плачутся: того им государство не позволяет, другого, третьего. А тут, видите ли, рабочим монополистическая буржуазия позволит наладить кооперативную фабрику, фабрику без хозяев! Да даже если и позволит, тут же явятся рэкетиры. Первым явится государство, затем последуют остальные. То есть они-то как раз и будут хозяевами данного предприятия. От кооперативной фабрики останется одно название. Взгляните на колхозы, существовавшие в СССР. Если внутри колхозов и не было эксплуататоров (в те поры, когда председатель тоже пахал, как пчелка, а бухгалтером сажали в нем какого-нибудь пришедшего с войны инвалида), то эксплуататоры, т.е. действительные хозяева этих предприятий, находились вне их.
Здесь, кстати, заключается тот "нерв", который вызывает "зубную" боль у теоретиков сталинизма. Они желают, чтобы им указали эксплуататоров ВНУТРИ предприятий в СССР, ведь директора, сидящие на окладе управляющие и т.п. являются эксплуататорами или хозяевами не вполне, а то и вовсе не являются ими, как, например, пришедший с войны однорукий председатель колхоза, которого сыграл Михаил Ульянов в фильме "Председатель". Они не хотят видеть того, что приехали уполномоченные из районного или областного центра и выгребли из закромов почти весь хлеб, т.е. лишили колхозников не только произведенной ими прибыли, но и львиной доли их заработной платы.
Возьмем механизм, так сказать, более гуманный, т.е. когда уполномоченным из района уже не нужно было приезжать и выгребать зерно и когда колхоз отправлял его сам. Я имею в виду ножницы цен, т.е. монопольно-высокие цены на сельхозтехнику, на возводимые строительными организациями в колхозах коровники, на услуги мелиораторов и т.д. и низкие цены на продукцию, производимую колхозами. В более позднем СССР колхозная администрация уже обросла брюшком, и отчасти представляла собой уже эксплуататоров труда рабочих колхоза, т.е. монополистическая буржуазия делилась с нею прибылями. Однако при все возраставшем на селе малолюдье председателям колхозов и управленцам совхозов все приходилось побегать, чтобы вырастить урожай. Труд по управлению - это тоже труд, поэтому если управленцы и не были рабочими, то все же они были трудящимися. И вот сталинисты вопят: "Где тут эксплуататоры". Им подай классического капиталиста, хозяина вроде Прошки Громова! Тогда они признают господство в СССР капиталистического способа производства. А то, что для того, чтобы поставить одну только подпись на каком-нибудь документе выходят чопорные пингвины числом чуть ли не в сотню человек, т.е. члены Политбюро и прочих руководящих органов КПСС, это, видите ли, называлось трудом. И ведь это демонстрировалось по телевидению на всю страну. А сколько и чего не демонстрировалось?! То есть частная жизнь этих господ, включая жизнь их родни, их детей и пр. была покрыта завесой тайны.
Итак, на селе малолюдье, здесь никто не хочет работать, тогда как в городах и тем более в столицах перенаселение, здесь катастрофически не хватает жилья. В колхозе некому доить коров, убирать навоз, водить трактор и т.д., а в Кремле одну только подпись выходят поставить или лицезреть на сей акт сотня пингвинов! Абстрактной истины нет, истина конкретна - таково одно из основных положений марксизма-ленинизма. Дана картина явного социально-экономического неравенства. Вместо того, чтобы исследовать механизм эксплуатации человека человеком при изменившихся общественных условиях сталинисты норовят подогнать явления под старую схему, и если явления хоть немного этой схеме не соответствуют, они заявляют, что к черту явления, лишь бы схема осталась в нетронутом виде. Им, видите ли подай механизм эксплуатации! Где внутри предприятий эксплуататоры? Ах, их нет внутри, значит и капитализма нет! Так полагают сталинисты. А этот механизм, господа, состоит в монопольно высоких ценах, во взвинчивании налогов, в централизации всего денежного обращения и кредита государственным банком, в ссудном проценте, в оплате синекур, в открытии банковских счетов для частных лиц, в предоставлении премий, в гонорарах и проч. и проч.
Кстати, возьмем ссудный процент. Допустим, кто-то возымел горячее желание строить на даче роскошный дом, а брать ссуду у государства, т.е. в банке, для него хлопотно. И ему советуют: вон обратись к Иван Иванычу - он даст тебе деньги. И тот идет к Иван Иванычу. А Иван Иваныч видит, что испрашиваемая сумма достаточно велика и рисковать не хочет. Он отвечает: давай я дам тебе тридцать тысяч, а ты мне через год вернешь тридцать пять, но оформим мы это у нотариуса. Однако, поскольку Иван Иваныч, допустим, занимает большой государственный пост и по какой-либо причине светиться как ростовщик не желает, то он добавляет, в нотариально заверенном документе будет указано, что я дал тебе тридцать пять тысяч. Будет ли нотариус проверять, сколько на самом деле дал Иван Иваныч? Они просто сядут в сторонке и Иван Иваныч отсчитает тридцать. Через год же получит тридцать пять. А у Иван Иваныча таких должников возможен даже и не один! Вот вам и процент - даже безо всякого вклада средств в сберегательные кассы.
Я это к тому говорю, что вон вчера на форуме РКРП под моей темой "Спор о ленинизме ..." появилось сообщение автора, пишущего там под псевдонимом buntar1917, где содержится прилизывающая сущность и размеры эксплуатации в СССР цитата из одного теоретика, рассуждающего о сберегательных кассах, о ссудном проценте и пр., т.е. все смазано, все преуменьшено, прилизано. НО ДАЖЕ И С ЭТИМ СТАЛИНИСТ mihail НЕ СОГЛАСИЛСЯ!!! Это полный отстой, полное игнорирование фактов, нежелание хоть сколько-нибудь трезво и непредвзято взглянуть на вещи!
Короче, прожекты утописта Федорова неосуществимы, как неосуществима при общих условиях всевластия монополий вообще кооперативная фабрика. Рабочим на такой фабрике при власти монополий придется, во-первых, вкалывать физически, а затем, т.е. возможно, что в сверхурочные, они будут еще и ломать голову над проблемами управления. Внутри такой фабрики, возможно, эксплуататоров и не будет, но плоды труда рабочих будут присваиваться теми, кто находится вне ее, - через механизм монопольно высоких цен на сырье, на электроэнергию, через земельную ренту, через разного рода налоги и отчисления и т.д.

Данный спор с А.Федоровым, поскольку здесь содержится ряд моментов, которые представляются мне важными с точки зрения опровержения сталинистских воззрений, я выношу в качестве отдельного произведения на мою авторскую страницу. Что ответит на это А.Федоров, не имеет особого значения. Скорее всего он взглянет на мой ему ответ как на ворота, которые лишь для него и таких теоретиков, как он, являются НОВЫМИ.

Алексей Трофимов   02.06.2010 19:19   Заявить о нарушении