Свет в конце тоннеля

Квартира народной артистки России Елены Камбуровой удивительна по дизайну. Камбурова – яркий художник во всем, с чем соприкасается в жизни. Ее куклы, которых она любит делать, хоть и грустны порой, – мудры. Вообще многие вещи в квартире кажутся одушевленными. Среди них – дорогие реликвии: некоторые вещи из дома народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской, которая сначала поверила в молодую певицу, а потом одарила ее своей дружбой. Три последних года жизни Фаины Георгиевны Камбурова встречала новогодние праздники вместе с ней. Читали Пушкина, рассматривали альбомы с фотографиями животных.
Прямо из паркета в квартире Елены Антоновны «растут» деревья. По ним любят карабкаться кошки – любимицы хозяйки. Целая кошачья семья во главе с Машей. А вот сам дом Камбуровой в тихом московском переулке внешне ничем не примечателен. Наоборот, сер, убог, как наша действительность. Сюда, в небольшую трехкомнатную квартиру – певице крайне необходимо было не просто жизненное пространство, но место для работы (рояль негде было поставить) – она переехала из однокомнатной в соседнем элитном доме.
В таких, наверное, домах, как нынешний камбуровский, если в них нет художников, живут – нет, существуют! – герои песни Владимира Высоцкого «Старый дом»: пьют, колятся, крутят с утра до вечера попсу.
Когда не стало Владимира Высоцкого, друзья спрашивали певицу: «Ты что-нибудь споешь из его песен, вот сейчас все начинают…» На это Елена Антоновна отвечала: «Я к творчеству Высоцкого пока притронуться не могу». Ей казалось, что это только его. Прошли годы. Теперь моноспектакли на темы песен Высоцкого прочно вошли в репертуар певицы и актрисы.
Камбурова обратилась к творчеству Владимира Высоцкого бережно, сохранив авторскую ауру, что было оценено его родными. Но, например, песня «Старый дом» у Высоцкого звучит бытово. Явление только показано: да, наша жизнь бездуховна… Камбурова же как бы усиливает социальное значение авторского начала, показывает одиночество, а иногда и деградацию человека в современном мире. Обнажена боль. «Дом» Высоцкого в камбуровской интерпретации – образ сегодняшней России.
– Если бы я жила в другое время, – отмечает певица, – у меня не было бы песен, подобных «Старому дому». Здесь моя интонация поневоле очень жестокая, агрессивная. Но иначе как об этом сказать?! А не говорить – нельзя!
На вечере памяти Булата Окуджавы в Центральном доме литераторов в мае 1998 года, предваряя свое выступление, Елена Антоновна сказала: «С того момента, как закончилась земная жизнь Булата Окуджавы, меня не покидает ощущение: все, что было написано и спето им приобретает какую-то высшую, гораздо большую ценность, имеющую смысл в этом новом времени. В особенности его первые песни – к ним у меня всегда особенно нежное отношение».
Во времена раннего Окуджавы «чтобы пересилить беду» достаточно было сесть в «синий троллейбус». Он всех подбирал – «потерпевших в ночи крушение». И наступал душевный комфорт. А ныне нет такого места в стране, куда можно было бы уехать, и там будет лучше. Если у Гоголя Русь – птица-тройка, то сегодня грязный железнодорожный состав, несущийся неведомо куда. И нет, кажется, уже возможности остановиться, оглянуться, прислушаться к окружающему миру, к себе. Но необходимо сделать усилие и что-то предпринять для того, чтобы изменить жизнь к лучшему. На концертах в самых отдаленных уголках России Камбурова взывает к нашему разуму. И это не глас вопиющего в Пустыне.

***
Интересно, что для одной из ранних пластинок Камбуровой, выпускницы училища циркового и эстрадного искусства, написал доброе напутствие Юрий Никулин. Другой знаменитый клоун Леонид Енгибаров мечтал сделать с ней программу. И она тоже – Клоун. В лучшем смысле слова...
Ее пение – это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация. Репертуар необычайно разнообразен. В программах органично сочетаются произведения современных композиторов на стихи А.Пушкина и В.Шекспира, Ф.Тютчева и Г.Лорки, В.Маяковского и П.Неруды, А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блока, О.Мандельштама, Г.Иванова, Б.Пастернака, А.Тарковского, Ю.Левитанского, вокальные циклы М.Мусоргского, Д.Шостаковича, Ф.Шуберта, музыка А.Вивальдли, русские народные, английские и французские песни и баллады, романсы и отрывки из мюзиклов. Наряду со сборными программами родились и моноспектакли на темы А.Вертинского, А.Блока, Жака Бреля, Германа Ван Вейна: «Игра снов», «Я возвращаюсь к вам, мои друзья», «Ты видишь, я помню»... Кроме русского поет и на других языках – греческом, французском, английском, испанском, польском, иврите. Попадая в творческую лабораторию певицы, уже существующие в мировой культуре произведения совершенно разных эпох и стилей, обретают новые неожиданные краски, и давно, казалось бы, знакомое, оказывается открытием.
С огромным успехом гастроли Елены Камбуровой проходили в Польше, Германии, Португалии, Греции, Великобритании, Голландии, Израиле, США, Канаде...
Да, Камбурова сегодня – знаменитость, но человек далеко не богатый. И если бы ни внимание к творчеству спонсоров, поклонников ее таланта, в последние годы не вышли бы два альбома и компакт-диска. Один из них «Дрема» для русских эмигрантов в США – это первая антология колыбельных песен. Нет ее и в России. Колыбельные, исполненные Камбуровой, созданы в разные времена, композиторами разных народов: Моцартом, Чайковским, Брамсом, Шуманом, Мусоргским, Римским-Корсаковым, Дунаевским, Хренниковым, Никитиным. Стихи этих песен русские. Многие давно уже по праву считаются народными. Эти песни будут востребованы всегда. Это память и гордость России.
А скоро должны выйти диски с песнями Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы. С ними связаны первые образы Камбуровой на сцене и в эфире молодежной радиостанции «Юность».
– Вот дорогой для меня мир, в котором я жила и живу, – отмечает Елена Антоновна, упоминая имена учителей, друзей, соратников. – Мне только грустно, что в России больше звучит других песен – попсы. К сожалению, это происходит не само по себе, а благодаря тому же телевидению, на котором настоящим песням практически не осталось места: их никто не поддерживает финансово. Мы же, авторы и исполнители, сделать это по понятным причинам не в состоянии.
Если появятся деньги, будет выпущен альбом, посвященный работам Камбуровой в кино: Еленой Антоновной записаны песни более чем к ста кинофильмам, среди которых «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас не в церкви венчали» и др. Среди ее актерских работ роли в фильмах «Театр неизвестного актера», «Клоун», «Поворот сюжета»...

***
Певица серьезно убеждена, что на судьбу России очень влияет то, какие песни слышит ее народ. Иначе она не была бы той Камбуровой, которую мы знаем и любим.
– Песня, – продолжает певица, – имеет огромное воспитательное значение. И когда молодежь воспитывается на попсе, которая отучивает мыслить – личности человека наносится огромный урон. Это – духовный Чернобыль. И последствия чудовищны не только потому, что громадна территория распространения, но и для будущего граждан России. И нельзя успокаиваться: попса – это песни-однодневки. Происходит эрозия вкуса.
Одна из программ Елены Камбуровой называется «Да осенит тишина». Это история России со всеми перепадами – и расцветом, и страшными временами, показанная через русскую народную песню. Значение этой грандиозной по масштабу и потрясающей по своему эмоциональному воздействию работы как нельзя лучше определяет короткая фраза – название великолепного телевизионного цикла Леонида Филатова «Чтобы помнили»,
По словам Елены Антоновны, может быть, самая большая и важная школа для нее самой – это школа ее песен. Это мир, в котором есть что увидеть и расслышать. И тогда песни открывают очень яркие, таинственные и тонкие, масштабные миры. Находясь в этих мирах, певица, невольно, стала пожизненным учеником школы своих песен.
Нас удивляет эта необычайная тонкость певицы и актрисы, способной дотронуться до глубоких струн человеческой души, разбудить в людях надежду и веру, иногда в самые трудные мгновения жизни. Камбурова умеет, как, пожалуй, никто другой, чувствовать человека и время, его остроту. Вот почему каждый номер, каждая песня – это разовое исполнение. Только – сегодня.
– Я убеждена, что песня – живое существо, летящее во времени и в пространстве, – размышляет Елена Антоновна. – Но в отличие от многих живых существ, она не имеет возраста, никогда не бывает старой для меня. Песня каждый раз рождается в зале, в который я выхожу, когда голос, душа соединяются с ней, когда вижу своих слушателей.
– И мне и моим песням нужны не аккомпаниаторы, а партнеры, музыканты, с которыми интересно не только выходить на сцену, но и репетировать, придумывая и находя те оттенки, тембры, интонационные краски, в которых нуждается песня. И важно, чтобы наши представления совпадали. Я всегда с большим удовольствием представляю на сцене лауреатов Международных конкурсов пианиста Олега Синкина и гитариста Вячеслава Голикова.

***
Часами может говорить Елена Антоновна о своем детище – Театре Музыки и Поэзии. Необычная аура Новодевичьего монастыря ощущается сразу же, как выходишь из метро на станции «Спортивная». В 1998 году, когда передали кинотеатр «Спорт», Елена Антоновна поехала в монастырь на вербное воскресение. Была поздняя весна. Над золотыми куполами ярко светило солнце. «Счастливая я, – подумала певица. – Театр как будто и должен был вырасти на этом месте». Чудо это или судьба?! А может быть, мечты, если в них очень верить, все-таки воплощаются!
Елена Камбурова – селекционер талантов. Вместе с ней уже работают в театре: Александр Лущик, Инна Разумихина, Ульяна Бударных, Инна Тудакова, Елена Трещинская, Андрей Крамаренко...
Из Московского тюза пришла в Театр Камбуровой лауреат конкурса актерской песни имени Андрея Миронова Ирина Евдокимова. Из ее экспромта здесь родился спектакль «Пушкин и кампания» (по письмам поэта и прозе Б.Шергина, музыка народная).
Каждый месяц в театре – «день открытых дверей» для одаренных. На заседании клуба Елены Камбуровой могут выступить все желающие. И не только москвичи, но и из разных регионов России. В театр много звонят отовсюду, приходят письма, бандероли с кассетами, сборниками стихов.
Елена Камбурова как нарочно выбирает сложный путь. Маленькая, скромная на вид женщина, о чем она задумывается?! О вечном!
– Наш театр сегодня, – говорит Елена Антоновна, – это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительского зала. Традиция – это конкретные люди. И те, кто вместе со мной сейчас, мои союзники, соратники, и те, с кем пока еще не знакомы, кого подарит нам завтрашний день.
Она разговаривает с нами (но, как заметил один известный музыковед, говорит еще и сама с собой), о чем-то важном предупреждает, словно, уберегает от беды... И Камбурова имеет на это право. Она, как будто из другого, более высшего измерения. Власть ее голоса и исполнения такова, что человек как бы приподнимается над собой.
И завтра, и послезавтра Елена Камбурова вновь отправится с концертами по России – чтобы все больше и больше людей могли увидеть свет в конце тоннеля.
1999

***
Головкин Н.А. Тайновидец будущего: публицистика и проза, Великороссъ, 2015


Рецензии