Г. Бальдунг Грин - великий ученик великого Дюрера

Когда говорят о высших достижениях немецкой живописи XVI века, обычно имеют в виду творчество Альбрехта Дюрера.  Но есть некий немецкий художник, которого великий Дюрер считал равным себе, признавая исключительность его дарования.
Речь идет об одном  из  столпов немецкого Возрождения, чрезвычайно своеобразном мастере, в творчестве которого причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой и фантастикой, ученике Дюрера - Гансе Бальдунге Грине.
Интересно, что когда в 1528 году Дюрер скончался, его семья именно Бальдунгу посылает прядь волос умершего, и Ганс хранит ее до самой смерти (сегодня эта реликвия хранится в Венской Академии).

Ганс Бальдунг Грин  (Hans Baldung Grien родился недалеко от Штутгарта в свободном имперском городе Швебиш-Гмюнде. Сведений о жизни художника сохранилось немного. Даже точная дата рождения Бальдунга Грина не установлена, и обычно ее располагают между 1484/86 годами.
Художнику удалось развить собственный художественный стиль, точно передающий настроения времен германской Реформации. Позднее его стиль приобрел черты маньеризма. Необычность творчества Бальдунга и его свободомыслие - одна из причин,  по которой о нем в дальнейшем долго умалчивали.

Известно, что Бальдунги принадлежали к интеллектуальной элите и занимали высокие должности. У них был даже собственный герб — единорог на красном фоне. 
Отец Ганса, Йохан Бальдунг, служил прокуратором (управляющим делами) в епископском суде Страсбурга, а дядя Иероним Бальдунг, был известным придворным медиком.
Старший брат Каспар стал адвокатом города Страсбурга, до него эту должность занимал какое-то время выдающийся гуманист Себастьян Брант, автор „Корабля дураков".
Около 1490 года Бальдунги переезжают в Страсбург. Они вращаются в кругу интеллектуалов и гуманистов, и здесь в Страсбурге Ганс решил стать художником, т. е. избрал профессию, которая совершенно противоречила традициям общества, к которому он принадлежал. 
В 1496 году Бальдунг уже написал картину для монастыря Лихтенталер (Баден-Баден), в котором находилась его сестра.

С 1498 года Ганс четыре года  проводит в Страсбурге в мастерской одного из последователей известного художника Шонгауэра. В 18 лет Бальдунг выполнил свой первый автопортрет, где с листа глядит на нас молодой человек, полный амбиций, уверенный в себе и своем таланте.
В 1503 году он покидает Страсбург и едет в Нюрнберг к знаменитому Альбрехту Дюреру. Вероятно, широкая образованность, знание работ великих гуманистов открывает перед начинающим художником двери мастерской мастера Альбрехта. Но все же главной причиной принятия в мастерскую Дюрера был, конечно, талант будущего ученика.
Появление Бальдунга в мастерской Дюрера - это начало долгой, настоящей дружбы двух художников. Бальдунг быстро становится правой рукой Дюрера и его заместителем. В отсутствие учителя он даже руководит мастерской.  Дюрер поручает Гансу выполнение самых серьезных заданий. Бальдунг выполняет, например, картоны витражей для церквей в Нюрнберге и в Швебиш-Гмюнде.

Ганса Бальдунга называли «Грин» - возможно, потому что ему особенно нравился зеленый цвет. Кроме того, в средневековом немецком языке слово „grienen“ означало „насмехаться", и прозвище Грин можно объяснить иронией и сарказмом некоторых произведений художника. Тогда прозвище следовало бы понимать как „Ганс-насмешник". Бальдунг начнет использовать это приставку к  подписи с 1509 года.
В этом же году художник  покидает Нюрнберг и прибывает в Страсбург. Здесь Бальдунг женится на Маргарете Герлин, дочери страсбургского купца, и открывает собственную мастерскую, которая со временем становится одной из самых процветающих в городе.
В 1512 году Ганс Бальдунг едет с женой во Фрайбург, где ему поручено выполнение алтарной картины „Коронации Божьей Матери" для местного собора. В этой работе художнику удалось волшебным образом объединить пейзажи и  фигуры, свет и цвет. Алтарь собора Фрайбурга считается его лучшей работой. Уже один этот заказ принес Бальдунгу большую славу и большие деньги. Бальдунг становится известной и уважаемой личностью, и вскоре он - придворный художник епископа и член страсбургского Большого Совета. Заказы поступают один за другим. Художник, например, выполняет портрет императора Максимилиана I. 
На дальнейшее развитие художественной карьеры Бальдунга в большой степени повлияла Реформация. В Страсбурге она имела относительно умеренный характер: хотя церкви лишались алтарей, но картины не уничтожались. К художнику перестают поступать церковные заказы, и он обращается больше к темам из классической литературы и к портретной живописи. Знатоки сразу оценили свежий и оригинальный стиль художника.

Одной  из самых важных составляющих философии творчества Ганса Бальдунга Грина, была тема аллегории смерти, ставшая исключительным и выдающимся явлением в искусстве Германии.
Как правило, он изображал живых людей, которых преследуют персонификации смерти, принимающие форму скелетов или фантастических существ.
Появляются также его изображения коллективных аллегорических сцен смерти - хороводы и пляски смерти, в которых участвуют представители всех социальных слоев общества, от крестьянина до герцога. Суть и мораль этих произведений очевидны: помни о смерти (Memento mori), перед которой все равны.
Частый мотив картин Бальдунга - скоротечность времени. Обычно это женщина с зеркалом и клепсидрой (тип водяных часов) в обществе Смерти. Во всех  этих многочисленных весьма впечатляющих картинах рациональное начало всегда сочеталось с большой дозой мистики. Красноречивы их названия: «Рыцарь, молодая девушка и смерть» (1505, Лувр), «Три возраста и смерть» (ок. 1510, Вена), «Смерть, целующая женщину» (1517, Базель), «Дорога к смерти», «Женщина и смерть», «Девушка и смерть» (1521), , «Две ведьмы» (1523, Франкфурт на Майне), «Семь возрастов жизни» (1544, Лейпциг).
Постепенно его девушки и смерти лишались каких-либо аллегорических атрибутов.
Исчезли зеркало, а также клепсидра — два самых важных символа в подобных сценах.

Остаются лишь объятия молодой девушки и Смерти, выраженные откровенно, часто не без жестокости и всегда с большой долей чувственности. В Германии эротический характер этих сцен был очевидным, ведь по-немецки «смерть» („der Tod“) -  мужского рода.
Благодаря своему таланту, Ганс Бальдунг Грин выходит за тесные рамки сюжетов и проявляет себя по-настоящему ярким и мощным мастером драматического склада. Эти работы Бальдунга Грина словно подводят итог всему мироощущению и мировоззрению художника.
Творческое наследие художника огромно. Оно является свидетельством его таланта, а также свободы в подходе к морали, религии и политике и включает в себя религиозные работы, аллегории, мифологию, портреты, проекты для витражей и гобеленов, большое количество графических работ, в том числе и прекрасных книжных иллюстраций. 
К старости Ганс Бальдунг Грин пришел богатым и всеми уважаемым человеком, прославленным мастером. Он ушел из жизни в Страсбурге в 1545 году, не оставив наследников и завещав все свое состояние жене.
Сегодня творчество мастера из Швебиш-Гмюнда оценено, наконец, по достоинству и занимает почетное место в истории мирового искусства и в коллекциях музеев мира.
Одно из свидетельств этого – большая выставка работ Ганса Бальдунга Грина, которая прошла в 2007 г. во Франкфурте на Майне.

Большое количество репродукций картин художника можно посмотреть на сайте   https://gallerix.ru/storeroom/748048294/


Рецензии
В Национальной Галлерее в Вашитгтоне всего пара картин Дюрера. Но я всегда мчусь именно в зал Старых Мастеров и подолгу стою именно у этой стены. Хорошо, что я Вас нашла. Красивый мужчина и статьи об искусстве... Вот ведь повезло:)

Юлиана Пауэлл   26.02.2014 23:01     Заявить о нарушении
Это мне, Юлиана, повезло на доброго читателя.
Успехов Вам. С уважением,
В. К.

Койфман Валерий   28.02.2014 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.