Бегущий по волнам

     Меня иногда упрекают, в том, что я в своих очерках  слишком много внимания уделяю старым танкам и не рассказываю о современных.  Сегодня я хочу рассказать о танке, который, хотя  и был создан давно, но сохранился на вооружении до сих пор. Через год ему стукнет 60.  Этот долгожитель- лёгкий плавающий танк  ПТ-76. 
     После Войны возникла потребность в замене  и обновлении танкового парка страны.   Хороший средний танк  Т-54 пришёл на смену неплохому, но уже начавшему  устаревать Т-34-85, и стал самым массовым танком в мире. Нишу тяжёлых танков  занял Т-10, который пришёл на смену заслуженному ИС-2  и, не очень удачному послевоенному  ИС-3. Первоначально , он имел обозначение ИС-8, но , когда носитель этих инициалов тов.  Сталин отправился  в мир  иной, танк и стали именовать Т-10, а самого означенного  товарища  через несколько лет по приказу Хрущёва «выселили» из мавзолея, причём, словно кладбищенские воры, срезали с мундира золотые пуговицы! Между тем надо признать , что заслуги Сталина в становлении и развитии танковой промышленности весьма весомы и обозначение ИС для самого мощного танка вполне заслужено. Испытания и доводка Т-10 затянулись, и на вооружение его приняли лишь в конце 1953г.
   Требовался  войскам и лёгкий танк. Для разведки , охранения, поддержки десантов. Причём, непременно плавающий.   До Войны  Красная Армия обладала внушительным парком  лёгких разведывательных  плавающих танкеток, созданных в основном на базе закупленной в Англии танкетки « Карден- Ллойд».Были и отечественные разработки. Так в  1932 году, уже упомянутый в моих очерках,  известный конструктор лёгких танков Николай Астров  сделал интересную попытку на базе танка БТ создать его плавающую модификацию. Построенные образцы ПТ-1 и ПТ-!А показали низкую  плавучесть и в серию не пошли. Наиболее совершенным серийным плавающим танком предвоенного периода стал Т- 40 того же конструктора.  Танк имел неплохие данные. При весе свыше  5.5 тонн, он  развивал скорость до 46 км в час, а на плаву – до 6 км в час. Был вооружён пулемётом  ДТ и крупнокалиберным ДШК, а на последней модификации ставили 20мм пушку. На его базе был  создан во время Войны уже не плавающий танк Т- 60. Впоследствии ,эта линия была продолжена не плавающими танками Т-70 и Т-80 (см. «ратник танковой рати»). Практически все плавающие танки были потеряны  в  самом начале Войны.
   Создание плавающих танков возобновилось после Войны.  Первой такой машиной стал Р-39, созданный на первенце советского танкостроения-  заводе «Красное Сормово» в Горьком. К сожалению, танк получился крайне неудачным. Он затонул во время испытаний.  Сталин прогневался, и многие головы полетели тогда, но полетели в переносном, а не в прямом смысле, хотя  последнее,  в то тяжёлое время, было вполне возможно. На этом история танкостроения на  «Красном Сормове» закончилась, а ведь  именно  здесь строили  первые советские танки КС, а в Войну   выпускали Т-34. Завод  практически полностью переключился на судостроение. Кстати, тут в сердце России, строят и подводные лодки, в том числе атомные !!!  По весне, когда реки многоводны, построенные лодки переправляют в большой Океан, к месту службы.  Кстати, был тут и свой маленький «Чернобыль». В 1970г  здесь на строящейся лодке  самопроизвольно включился реактор и вышел на полную мощность. Произошёл радиоактивный выброс. В том году я  как раз  проходил  сборы в Горьковской области.  В нашей части ходили какие-то смутные слухи, но только сейчас  я нашёл в интернете данные о том инциденте.  Однако, мы отвлеклись.
   Чуть, позже, в конце сороковых, у нас в двух разных КБ стали проектировать новые  «плавуны».  Будущий  ПТ-76 постановлением Совмина поручили создавать КБ ЧКЗ.  Другой танк К-90, видимо для подстраховки, проектировали в КБ  А.Ф. Кравцова на московском заводе ВРЗ. Кравцов  до этого не проектировал танки, но на базе артиллерийского тягача М-2, в его КБ, незадолго до этого, был построен довольно удачный плавающий небронированный гусеничный транспортёр  К-61. Не мудрствуя лукаво, Кравцов стал  создавать свой танк на основе всё того же тягача М-2.  В результате, К-90 получил в наследство от тягача автомобильную компоновку. 140- сильный карбюраторный двигатель ГАЗ-201 мощностью 140 л.с. располагался в передней части корпуса, справа от  сидения механика- водителя.   От двигателя к заднему мосту шёл карданный вал!  Непременным условием заказчика – ГАБТУ ( главное бронетанковое управление, которое кстати именно Кравцову ничего и не заказывало)  было создание одновременно с танком максимально унифицированного с ним плавающего бронетранспортёра.  Предполагалось, что плавающие танки и бронетранспортёры, действуя в составе смешанных подразделений, смогут с ходу форсировать реки и другие водные преграды и захватывать плацдарм на противоположном берегу.              Создатели злосчастного танка Р- 39 создавали в пару ему бронетранспортёр Р-40. Кравцов  в пару своему танку построил бронетранспортёр К-78.  Танк Кравцова получился меньше и легче , чем  ПТ-76, имел одинаковое с ним вооружение и близкие динамические характеристики, но уступал в плавучести .  Опытные К-90 и К-78 можно увидеть в танковом музее в Кубинке.   К-90 , при весе 10 тонн, развивал скорость до  43 км в час, а  на плаву- 9,6.  Запас хода 250 км. Бронирование противопульное – до 15мм. Экипаж- 3 чел. Танк был вооружён 76мм пушкой ЛБ-70Г и пулемётом СГМТ.
    В создании  ПТ-76 есть один интересный момент.  Как я уже писал в очерке « Тяжёлая судьба тяжёлого танка»,  в начале  Войны большая часть Ленинградского Кировского завода была эвакуирована в Челябинск. Там , на знаменитом  «Танкограде»-  Челябинском Кировском заводе плечом к плечу трудились ленинградцы и работники местного тракторного завода. За годы Войны они выпустили 18тыс танков! В  КБ ЧКЗ и на опытном заводе №100 создавались новые машины . После Войны ленинградцы постепенно стали возвращаться в родной город.  Ценных работников отпускали неохотно, и реэвакуация затянулась. Только в  1949г Опытный завод перевели в Ленинград, где его преобразовали во ВНИИ 100, но многие ленинградцы всё ещё оставались на ЧКЗ. В этих  условиях  и начали создавать ПТ-76. Работы по нему  велись одновременно и в Ленинграде и в Челябинске.  Общее руководство осуществлял  Котин. Ведущим  конструктором по машине был Шашмурин.  Первоначально, танк обозначался как «объект  270», т.е. имел ленинградский индекс, но, по настоянию Котина, его  переименовали в «объект 740». Индекс с семеркой присваивался машинам, разработанным на ЧКЗ. Чем это вызвано не знаю, Возможно, Котин хотел подчеркнуть вклад челябинцев в создании новой машины, а,  может быть, боялся ответственности, памятуя о незавидной участи создателей Р-39, тем более, что танк предполагалось выпускать на стороннем  Сталинградском тракторном заводе? Бог весть!
    Однако танк получился довольно удачным и успешно прошёл все испытания.  Хотя его ТТД и вооружение были  средними,  он обладал одним ценным качеством-  замечательной плавучестью.  Это позволяло ему, не только с ходу преодолевать многокилометровые водные преграды, но и использоваться в морских десантных операциях при волнении  моря до 4-5 баллов. В  1951г начался его серийный выпуск на СТЗ, который продолжался до 1967г. Данные о количестве выпущенных машин противоречивы, в СССР  выпущено  около пяти тысяч машин. Две тысячи из них пошли на экспорт.  Этот танк выпускали также в Польше и Китае.
   Танк ПТ-76 ( это обозначение расшифровывалось так: « плавающий танк с 76 мм пушкой*) имел боевой вес 14тонн. Шестицилиндровый  рядный дизель В-6, конструктивно представлял собой половинку дизеля В-54. Он развивал мощность 240 л.с. , что позволяло танку развивать скорость до 44 км в час на шоссе и до 10, 2 км в час на плаву. Габариты  танка:  длина около 7м ( с пушкой вперёд- 7,65м), ширина 3.2м. высота 2.2м. Вооружение  состояло из 76мм пушки Д-56Т с боекомплектом в  40 снарядов и пулемёта СГМТ  (1000 патронов).  Пушка имела очень длинный  дульный тормоз реактивного типа,  но на поздних модификациях появился более эффективный двухкамерный активный тормоз, а также эжектор, предназначенный для продувания ствола от пороховых газов. Пушка получила двухплоскостной стабилизатор, позволяющий вести огонь с ходу, в том числе и на плаву!  Танк прекрасно плавал. Движение на плаву обеспечивали водомётные движители , более практичные, по сравнению с гребными винтами. За длительный срок службы танк прошёл несколько  модернизаций без существенных изменений в конструкции.  Основной модернизированный вариант  -это ПТ-76Б, а вариант с более глубокими изменениями ПТ-76М  в серию не пошёл.  На базе ПТ-76 были созданы пусковые установки для тактических ракет, АСУ-85, опытные танки и БМП.
   Интересно сравнить  некоторые параметры танка ПТ- 76  и  современного ему среднего танка Т-54, а также лучшего  советского лёгкого  танка времён войны Т-50. Имея с последним почти одинаковый боевой вес, ПТ-76 существенно превосходил его по габарита м. По длине- на 1,7м, по ширине- на 0. 8м, и  по высоте – на 3см. По скорости «плавун» уступал сопернику на   6 км в час, по мощности двигателя- на 60 л.с. Двигатель В-4, стоявший на Т-50, был аналогичен В-6, но более форсирован.  Уступал  ПТ-76 своему предшественнику и в бронировании, которое у  Т-50 было противоснарядным. Только пушка у «плавуна» была помощнее. Такие различия объясняются тем, что у этих танков были разные задачи. Плавающий разведчик  и танк поддержки пехоты-  это разные амплуа. Большие габариты ПТ-76 , обусловленные необходимостью обеспечения  хорошей плавучести, привели к тому, что по своим размерам он приближался е среднему танку Т-54, а по длине корпуса превосходил последний. Для лёгкого ПТ-76 приходилось отрывать окоп больший, чем для Т-54!
   В целом танк получился неплохим, но ввиду того, что он имел ограниченный круг задач, по количеству выпущенных  машин  он сильно уступает Т-54. Как и планировалось, на базе ПТ-76, вскоре был создан плавающий бронетранспортёр  БТР-50, который стали серийно выпускать с 1954г на ЧТЗ.  Во взаимодействии с танками ПТ-76, мотострелковые подразделения на  БТР-50 могли с ходу  форсировать водные преграды и захватывать плацдарм на противоположном берегу! Именно по этому ГАБТУ так настойчиво добивалась создания пары плавающий танк- плавающий бронетранспортёр. Как нам не хватало таких машин в ту Войну!  Тогда  у нас бронетранспортёров  вообще не выпускали. В 1942г был построен лёгкий бронетранспортёр на базе разведывательного броневика БА-64, а в 1944г полугусеничный Б-3. Обе машины в серию не пошли, а поставляемых по Ленд- лизу катастрофически не хватало. Поэтому в кадрах кинохроники и в фильмах о Войне частенько можно увидеть, как наши пехотинцы едут к полю боя верхом на танках или САУ, сидя где придётся , и держась за что попало!
  Другой бедой наших войск была сильная нехватка переправочных средств, а  рек  на пути в Европу было ой как много! Нередко наши пехотинцы переправлялись на рыбацких лодках, челнах, наспех сколоченных плотах,  на других подручных средствах, а то и вплавь!   Новый бронетранспортёр прекрасно плавал.  Он мог перевозить по воде до двух тонн груза, а если вёз пушку, то из неё можно было стрелять на плаву! В то время у нас уже массово выпускались бронетранспортёры : лёгкий БТР-40 и БТР-152. Оба колёсные и не плавающие.  Основным бронетранспортёром  Советской Армии стал БТР-152.  Он превосходил БТР-50 по скорости и запасу хода, но уступал по проходимости и не плавал, но эти недостатки с лихвой окупались тем, что он был намного дешевле, поэтому выпуск БТР-50 был ограничен. Бронетранспортёр выпускался в нескольких модификациях и состоял на вооружении  до 1993 года.  В ноябре 1959г на вооружение СА был принят плавающий колёсный БТР-60, на долгие годы ставший основным в наших войсках. В дальнейшем, почти все бронемашины подобного класса создавались плавающими, а с появлением БМП-1 способной решать задачи ПТ-76 и БТР-50, потребность в них уменьшилась.
   Долгие годы наша страна жила в мирных условиях, и  для ПТ-76 работы не находилась. В составе танковых  соединений ПТ-76 были в Венгрии в 1956г и в Афганистане, но  в обоих случаях тихоходный  малобронированный танк в боях не участвовал.  Кстати, по западным данным, одной из первых стран, куда ещё в 1959г был поставлен ПТ-76, стал именно Афганистан. Зачем он был нужен стране, где рек очень мало? Очевидно, афганцев привлекла его относительная дешевизна. С развалом СССР , эпизодические случаи применения ПТ-76 имели место в отдельных конфликтах на территории бывшего СССР.
   Расскажу об одном таком случае. В 1990 году на территории Азербайджана появились бронепоезда! Прибыли они отнюдь не с киностудии «Мосфильм», а с Дальнего Востока. Были они не времён боев за Волочаевку, а вполне современными.   Бронепоезда широко применялись в гражданской войне. Были они и в Великую Отечественную - в основном для задач ПВО. После Войны они пошли в переплавку. В конце шестидесятых, после резкого обострения обстановки  на  границе СССР и КНР, возникла реальная угроза новой войны. Советское руководство всполошилось. Спешно стало принимать меры. Началось строительство БАМа в глубоком тылу. Худо – бедно строились автодороги. Кстати , автомагистраль  на Дальний Восток не достроена  до сих пор. В ту пору единственной дорогой ведущей в те края был Транссиб. Поэтому и возникла идея построить бронепоезда.  Таковых было сделано четыре штуки.  Они разительно отличались от бронепоездов времён Котовского и батьки Махно. Кроме зенитных орудий, основным боевым элементом этих поездов были танки Т-62 и по два ПТ-76. Танки  могли вести огонь с платформы, а при необходимости  - «спешиваться». Бронепоезда к разгару конфликта в Азербайджан не поспели, но некоторое время несли там охранную службу.
    ПТ-76 был поставлен в десятки стран. Там то , он  и участвовал во множестве войн и конфликтов. Воевал он в некоторых странах Африки. Широко использовался во Вьетнаме  против южновьетнамских и американских войск. Причём партизаны нередко использовали  их в качестве средних, что приводило к неоправданно высоким потерям. Отличился он и в 1971 году в войне между Индией и Пакистаном. Индусы с успехом применяли его в дельте Ганга, изобилующей реками и заболоченными озёрами. Однако самый большой успех выпал на долю ПТ-76 в арабо - израильской  войне «Судного дня» в октябре 1973г. Напавшие на Израиль арабы, поначалу добились больших успехов. Существование государства  Израиль  оказалось под вопросом. В тайных лабораториях Израиля, готовясь к самому худшему стали  собирать атомные бомбы. По оценкам- около двадцати. Упорные ,изнурительные , кровопролитные бои не приносили успеха ни одной из сторон. Всё решил неожиданный ход. По приказу небезызвестного Ариеля Шарона, несколько трофейных ПТ-76и БТР-50, захваченных у арабов в ходе предыдущей войны 1967г, доставили израильский десант на западный берег  Суэцкого канала. Поначалу, арабы не обратили  внимания на этот эпизод, а когда хватились, было уже поздно! Не буду описывать ход боевых действий, бои за «Китайскую ферму» (которая, на самом деле, была японской, кто их, эти иероглифы разберёт!). всё это можно найти в литературе и в интернете. Удачный десант, позволил евреям закрепиться на западном берёгу канала,  создать и расширить плацдарм и начать с него наступление, поставив уже Египет на грань очередного позорного поражения. Только полное истощение сторон, да вмешательство СССР, позволили арабам избежать этого.
   Ветеран ПТ-76  в разных странах несёт службу и поныне. Во внутренних войсках России осталось несколько десятков этих машин.


Рецензии
Михаил, большое спасибо!
Прочитал с интересом.
Ранее про ПТ-76 почти ничего не знал.
Постараюсь прочесть всю Вашу танковую серию.
С уважением!

Сергей Дроздов   01.06.2010 21:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Кроме танков. есть у меня и несколько очерков о ракетах. Читайте!

Михаил Горелов   03.06.2010 00:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.