Власть и собственность-2

Разумные существа, с тех пор как они таковыми стали себя ощущать, всегда хотели иметь над собой некую силу, которая обеспечила бы им безопасность, и готовы были терпеть даже ее свирепость и неоправданное стремление к поборам. Со временем они стали вести себя смелее, и постепенно отвоевали себе некоторые права, некоторую независимость. Уже вождь первобытного племени (глава примитивного государства) захваченным в набеге имуществом делился со своими приближёнными.
В жизни вселенной, возможно, царит круговорот, но мы должны предположить, что в начале мыслимого нами отрезка истории было «зерно», потом вырос «колос», в начале был «жёлудь», потом – «дуб». Мы должны предположить, что первобытная власть была тем «зерном», из которого вырос «колос» власти современной.  Из  примитивной природной клеточки развилось качество природно-социальное. Современная демократическая власть в большей или меньшей степени работает под контролем общественных институтов. Она избавилась от грубости и свирепости, но сохранила свои первобытные качества – защищать, обирать (теперь это называется налогом) и делиться. В частности, она приняла закон о правах и свободах граждан. Современное государство – сложнейшая политическая система, и власть неплохо  обустроилась в ней.
У немцев власть означает могущество и называется словом «Macht». В новейшей истории немцы стремились к могуществу в Европе и во всём мире, но потерпели неудачу. Русское слово «власть» – от слова «владеть». Большевистская власть стремилась завладеть всем, что есть на земле и на небе, телами и душами людей. Телами и душами людей она распоряжалась, как партийным имуществом, но завладеть солнцем, планетами, воздухом ей не удалось. Не удалось планете Земля присвоить имя Ленина, хотя переименования в честь Ленина в сферах пониже далеко перешли разумную черту. Неуёмная жажда власти ведёт к безумию, а безумие  – к глупостям, преступлениям и в конечном счёте – к краху.
Государство – система властных институтов. Это – президентские и правительственные структуры, армейские структуры, органы внутренней защиты, правовые органы. Короче: все государственные учреждения по вертикали и горизонтали. Политическая власть, принадлежащая чиновникам (избранным или назначенным), живёт в государстве, как улитка в раковине. Президент – Первый чиновник государства. В наше время много говорят о гражданском обществе. Гражданское общество – это организация жизни помимо политической власти. В нём царствуют нравственные законы, обычаи, традиции. Доверие, уважение, любовь. Добровольность. Сфера исключительно гражданского общества – т.н. неправительственные организации, в которых хозяевами являются граждане, не наделённые властными полномочиями политического характера.  А что есть парламент? – Промежуточный орган. Объект, на который претендуют и власть, и безвластные граждане. Таковым  ему и остаться. Президент создал Общественную палату. Посмотрим, кому и чему она будет служить.
Маркс открыл в истории общества период, когда частной собственности не существовало, всё было общим (первобытнообщинный строй). Я думаю, что если такое в истории и было, то лишь в период, когда человек ещё не стал человеком, когда он жил в стае, как зверь. Стая не делит большую добычу, а терзает её сообща, однако малую… терзает индивидуально. – Или в ситуации, когда он не вышел ещё из кочевого образа жизни, как нынешние цыгане (где кочевник спрячет свою собственность?). Оседлость и целенаправленный труд породили чувство накопительства. По логике вещей, вожди полудикого племени и их подручные из вооружённого отряда,  на правах сильного, отнимали у своих сородичей всё лучшее, а сородичи прятали оставшуюся часть для себя, для своих детей. Разумеется, частной собственности в сегодняшнем понимании тогда не существовало, собственность, как и власть, развивалась от простого к сложному.
Без института частной собственности граждане останутся рабами власти. Это доказала советская система, при которой гражданин не мог чувствовать себя независимым даже у себя на кухне (тёща – член КПСС), даже у себя в спальне (жена – комсомольский секретарь). Если тебя не беспокоили органы, если тобой не командовала партия, то пропаганда доставала тебя везде. Однако почитаем Руссо: «Первый, кто, огородив участок земли,  сказал: «это моё», и нашёл людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества». И далее: «Колья все надо было выдернуть и засыпать ров», чтобы избавить род человеческий от многих бедствий, ужасов, войн, которые за этим последовали. Как видим, в образовании гражданского общества Руссо увидел опасность. Но вот в России в 1917 году власть «колья все выдернула и засыпала ров». Что из этого получилось? Родилось общество, разделённое на два не способных к производительному труду класса – погонял и иждивенцев («саранчу»). Жаль, что не мог этого увидеть французский просветитель второй половины XVIII века. Полная распластанность граждан перед властью обеспечила, правда, мир в обществе, но мир этот – хуже всякой войны, потому что привел к всеобщему дефициту  и абсолютному духовному рабству. Как хорошо написал французский поэт Беранже: «Господа, если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» Но что произойдет, если кто-нибудь задумает реализовать невозможное, Беранже не думал. Не думали о том и сочинители «снов золотых» – Платон,  Кампанелла,  Томас Мор,  социалисты-утописты,  Карл Маркс.
На протяжении всей своей истории власть часто подвергалась «критике» со стороны главного института нарождающегося гражданского общества – частной собственности. Неспособную обеспечить общественную стабильность, права и свободы граждан власть упраздняли, свергали. Потом снова восстанавливали, возносили, обоготворяли. В свою очередь, собственность «укорачивали», собственность «удлиняли». Уничтожали под корень. Но граждане оставались «неблагодарными»: их жажда иметь, владеть, распоряжаться не угасала. Тяжба власти с собственностью никогда не прекращалась.
Три великие потребности испытывал человек, только что вышедший из животного царства, – потребность материальную, потребность в безопасности, в детях. Три великие потребности испытывает человек, поднявшийся над животным царством, – потребность в знаниях, в вере, в предметах эстетического наслаждения. Полнота жизни требует того, чтобы ничто не осталось за бортом её. Все нужды равны. 
Но есть нужды – более равные, сказали бы Маркс, Ницше, Гегель. И назвали бы, как теперь говорят, свои приоритеты: способ производства материальных благ, волю к власти, абсолютную идею.  Маркса с его теорией классовой борьбы, диктатурой пролетариата и единомыслием,  Россия испытала на себе. Реакционнейшая утопия. В нашем испытании присутствовал и элемент жёсткой борьбы  за власть, заимствованный у Ницше. Повторять его опыт не будем?.. – Думаю, не стоит. Германия провела опыт с ориентацией на волю к власти, нордическую расу, на сверхчеловека. Последовал жестокий провал с печальными последствиями. И этот вариант мы должны отодвинуть. Гегель. Гегель означает ориентацию на знание, на науку.  Это как раз то, в чём мы нуждаемся. Берём его в советники, хотя он и немец. Но были и у русских светлые философские головы, например, Владимир Соловьев, Николай Бердяев. Изучим их творчество. Не забудем и мысль  Достоевского: красота спасёт мир. Для решения практических проблем возьмем в руководители экономические знания – мировые и русский вариант. И откажемся от тоталитарных идеологий марксистского типа раз и навсегда. Развитие знания, добрых чувств народа, экономики европейского образца и открытой политики – достойные идеи в качестве  ориентиров национального развития.
После всех перечисленных мною ключевых потребностей жизни, я бы назвал ещё одну, которая гложет наши души – потребность в свободе. В свободе экономической и духовной. Слишком долго мы жили под пятой придурковатого начальника и псевдогениального вождя. Постараемся понять и оценить великое благо, которое дала нам демократическая революция, – свободу. Свобода требует самоограничения, великого самоограничения. Умерим свои амбиции! Свобода требует законодательных барьеров, разумных барьеров. Примем совершеннейшие законы! Уличная анархия, политическая анархия – опасны для нас. Однако не будем смешивать законные протесты с анархией. Столетиями стоят на месте, живут в материальной и духовной нищете иные страны планеты, потому что их граждане лишены свободы – передвигаться, заниматься предпринимательством, творить в духовной сфере. Учтем их горький опыт! Корягин Сергей Осипович. 29 августа 2006 года


Рецензии