Предисловие к книге поэта Светланы Василенко

ПРОЗА СТИХА
/Светлана Василенко. Проза в столбик: книга стихов. - М.: Союз российских писателей. -112 с., 2010/

Проза столбиком
           столбиком.
           Столбик здесь стержень прозы как стиха.
                Стиха, который держит осанку, стройность, фигуру - не рифмой. И даже - не очень ритмом - интонацией. Тембром. Эхоизацией межстрочий. Ощущением их - после них...
Столбики эти - не жесткие, не по-военному строгие. Стоят не по струнке, а - вольно.
Одна строка - сучком свербит пространство.
Другая - вдолблена в столбик. В нём прячется.
А третья вовремя обрублена - аккурат по столбу...
Здесь их - вольное поселение, а не казенное однообразие.
Прозоэзия Светланы Василенко - очень речевая. Только там - в Речи - так нужны интонация, пауза, Голос, чем насыщены повествования Маэстро.
                Маэстро потому, что она буквально дирижирует нашим - не прочтением - произношением. Выговариванием...
Дирижирует перебивами строк несистемными, игрой знаками препинания, музыкой внезапной остановки фразы...
Светлана не повествователь Слова, а действователь внутри него...
Действователь - Словом... Значит - Поэт...
Прозаик рассказывает Слово.
А Поэт - прожинает его. Живёт-поживает - метафоры наживает...
Нагнетанец причудливых и острых, пронзительных, прозных деталей, наблюдений, образов, провоцирующих повествование, - «впасть как в ересь» - в неслыханную поэзию...
Как скажет: «Змея с глазами рассерженной прачки...»
            «Собаки с волчьими лицами...»
            «Золотая орда пала, как лошадь...» -
как скажет - мы вздрогнем - как от стиха. Проза же становится поэзией не когда в рифму (иногда и в рифму - не становится), но когда не может не стать поэзией, когда не может оставаться прозой... И вместе им - сойтись. Если прозаик Поэт...
Междуметина (о «Между» — классные строки её) - примета Светиной поэтики...
Межа распахана,
              и распахнута, чтоб всем -
смежеваться... смешаться, а не размежеваться.
                Чтоб - сойтись, а не разойтись...
Не между, а на...
Мир Светланы Василенко очень насыщен фактурой, встречами, былями-былинами...
случившимися наяву,
случившимися с Автором и преображенными особенным талантом.
События её прозопоэзии - не сочиняемы, но - увидены. Как чудесное (иногда печальное, иногда светлое, иногда неожиданное) –
Про-исшествие.
Исшествие реальности
«Клинопись чаек, скоропись соек» -
                это словопись жизни Светы Василенко, ее стремительная и уверенная стилепись –
                роспись на приключениях души и университетах Судьбы...
Роняет стих она - на каждый случай...
                на каждую встречу...
Стихами устилается Стезя...
Особая пластика сё творчества - в Свободе. В незакрепощённости сложившимися эстет-обычаями... Несменяемыми ритуалами.
Ну принято кем-то (кем?!), что строй стиха должен быть - высоким, одиозным (от оды), одиоким (от неё же).
А Света Василенко говорит речью разговорной, органической, без крутых виражей внешней новизны, но и без оскоминной простоты одинаковости...
Её азарт - в нахождении своестилия и своеформия. И в этом её новизна.
Новизна индивидуальной человеческой природы...
Любой человек, нашедший себя, - авангардист априорный. Ибо необычен всякий человек.
Да не всяк - знает это, и не в силах воплотить знаемое.
Именно отсюда - от слышанья себя - так легко, до шарнирного динамизма, организуется Светланой её строчное пространство (ее богатство) -
не по неписаному закону, а по творческому повелению...
Есть белый стих... Есть зарифмученный...
А у автора «Прозы столбиком» - в абсолютно белом стихе вдруг прорезывается лёгкое, ненавязчивое зарифмление.
                Как будто сквозь тело её сочинений прорезываются Крылья...
Белая строка вдруг наливается рифмой. Как яблоком - яблоня...
Её письмо -
          тихо тонко остро стильно
          очень сдержанно и глубинно.
Фольклоюрно, балладно, сказово.
                И даже - рассказово...
Фраза отрывиста обрывиста. Но - не углоносна, а - гармонична Свету этого мира.
Ведь Поэт даже черноту ночи «перерабатывает в Свет».
                «Я вдыхаю ночь в себя,
                Всю её черноту,
                Чтобы переработать её в свет, -
                Ведь меня зовут Света...»
Не бойся, читатель, что ночное просветление не даст тебе выспаться. Буквализм в прочтении Поэзии - плохой советчик для понимания василенковского творчества и даримого ею Света...
Для уловления её здешних смыслов - надо немного эстетического юмора. Много доверия Автору и открытая к нему душа...
Впечатление будет из незабываемых...
Из СВЕТОНОСНЫХ.

_______
Фото Татьяны Зоммер


Рецензии