Записки о пропавшей дивизии. Глава вторая

На фото: БТ-7 на параде в Москве (http://ru.wikipedia.org/wiki/БТ-7)

Война на пороге.

Исходя из необходимости наращивать бронекулаки вскоре был разработан и, уже 12 февраля 1941 г., из НКО и Генштаба представлен в Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР новый мобилизационный план - МП-41.
Согласно этому плану, предполагалось наличие в армии мирного времени 2 мотострелковых, 60 танковых и 30 моторизованных дивизий. Это фактически означало создание еще 20 (!!! – Ю.К) новых мехкорпусов, которое и началось в феврале - марте 1941 г.
Теперь подавляющее большинство танков РККА должно было быть объединено в механизированные корпуса со штатной численностью 1031 шт. танков в каждом. Без малого 30 тысяч танков только в мехкорпусах! При этом, к сожаленью, уничтожалось видовое разнообразие танковых войск РККА, соединения и части, предназначенные для поддержки пехоты, исчезали как класс.
Помимо сомнительной ценности отказа от танков поддержки пехоты, создание 20-ти новых мехкорпусов было очень трудно реализуемой затеей даже при условии неполного наполнения дивизий танками. Формирование 25 танковых бригад на Т-26 по планам осени 1940 г. требовало 275 легковых автомашин, 1500 грузовых автомашин, 2375 специальных автомашин и 350 тракторов. То есть всего 4150 автомашин. Но это было еще хорошо!
Один механизированный корпус - это 1360 автомашин в танковой дивизии, 1587 в моторизованной дивизии, а всего 5161 автомобиль. То есть 20 механизированных мехкорпусов требовали 103 тыс. автомобилей. Для нашей страны такое колоссальное количество машин было просто нереальным. Поэтому средняя укомплектованность танковых дивизий автотранспортом и составляла менее 27 % от штатной, а моторизованных дивизий - 24 %.
Штатный состав танковой дивизии РККА, установленный в марте 1941 г., составлял 10942 человек, в том числе 1288 человек командно-начальствующего состава, 2331 человек младшего комсостава, 7323 рядовых.
Вооружение танковой дивизии должно было состоять из 375 танков(63 тяжелых, 210 средних, 26 БТ, 22 Т-26, 54 ХТ); 95 бронеавтомобилей (56 БА-10 и 39 БА-20); 12 шт. 122-мм гаубиц; 12 шт. 152-мм гаубиц; 4 шт. 76-мм полковых пушек; 12 шт. 37-мм автоматических зенитных орудия; 18 шт. 82-мм батальонных минометов; 27 шт. 50-мм ротных минометов; 1360 шт. автомашин; 84 шт. тракторов;  380 шт. мотоциклов; 122 шт. ручных пулеметов; 390 шт. пистолетов-пулеметов; 1528 шт. самозарядных винтовок.
События начала войны показали, что одним из слабых мест танковых дивизий был недостаток зенитных и противотанковых средств, а также бронетранспортеров (их вообще не было), хотя все остальное вооружение было на уровне лучших образцов Вермахта или даже превосходило его.
Для буксировки артиллерийских орудий в ТД использовались: 45-мм и 76-мм пушек - легкие артиллерийские тягачи Т-20 «Комсомолец»; 122-мм и 152-мм гаубиц - средние артиллерийские тягачи «Коминтерн». Они выпускались с 1935 г. и к началу войны в РККА имелось 1712 машин этого типа. Применялись также транспортные гусеничные тракторы СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ-2ТВ). Кроме них использовались транспортные трактора «Сталинец-2», производство которых началось с конца 1940 г.
В каждой танковой дивизии по штату должно было быть 84 тягача и трактора. Фактически их было гораздо меньше. Кроме того, очень часто использовались и сельскохозяйственные тракторы, так как специальной техники попросту не хватало.
Что же касается пригодности имевшихся тягачей как эвакуационного средства, то даже лучший из них - «Коминтерн» мог буксировать лишь 12-тонный груз и годился, в лучшем случае, для вывоза только легких танков. Другими словами, эвакуировать, при возникновении неисправности, такие танки как КВ или Т-34 было попросту нечем, а надо было их бросать. Что и происходило в 1941-м…
Автомобильный парк танковых дивизий был весьма пестрым. Штабы мехкорпусов и дивизий, входившие в их состав, использовали штабные автобусы ГАЗ-03-30 и ГАЗ-05-193 (на шасси ГАЗ-ААА), легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73 и другие.
Для транспортировки грузов и личного состава использовались: полуторатонные грузовики ГАЗ-АА; трехосные грузовые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-ААА, грузоподъемностью 1,5-2 т. Они служили в качестве шасси для бронеавтомобилей, радиостанций, зенитных установок; трехосные грузовики ЗИС-6 применялись также в качестве артиллерийских тягачей и шасси для специальных машин; трехтонные грузовики ЗИС-5; пятитонные ЯАЗ. А еще большей проблемой для дивизий, чем нехватка автотранспорта, была нехватка бензовозов, которых имелось всего 8-26 % от штатной численности.
Для ведения разведки, связи и патрульной службы широко применялись мотоциклы, представленные следующими образцами: Л-300, ПМЗ-А-750, ТИЗ-АМ-600, Иж-7, Иж-8 и Иж-9. Каждая танковая дивизия должна была иметь по штату 380 мотоциклов.
Однако в реальности картина была другой. Ряд дивизий вообще не имели мотоциклов, а некоторые были укомплектованы только на 3-5 %. Общий процент укомплектованности составлял всего 1,7 % от штатного. Не лучше дело обстояло и в мотодивизиях - при штатном количестве 159 мотоциклов, отдельные мд их не имели совсем.
Общий процент укомплектованности мотоциклами составлял 3,5 %. К тому же, имевшиеся мотоциклы имели большие сроки эксплуатации и находились в плохом техническом состоянии, что создавало большие трудности при ведении разведки и организации связи.
Понтонно-мостовой батальон оснащался парком Н2П (принят на вооружение в 1934 г., грузоподъемность 60 т).
В качестве средств связи использовались общевойсковые радиостанции 5АК, монтируемые на шасси автомобиля. Дальность действия в телеграфном режиме - 50 км на стоянке и 30 км на ходу, в телефонном - 15 км. Перед войной в войска начали поступать радиостанции РБ (дальность в телеграфном режиме - 10 км, телефонном - 7 км), РРУ и другие.
Наиболее распространенной танковой радиостанцией была 71ТК (дальность действия в телеграфном режиме - 50 км на стоянке, 30 км на ходу, в телефонном 15 км). В конце 30-х гг. на танки и БА стали устанавливать радиостанции 9Р (дальность на стоянке - 25 км, на ходу - 18 км), 10Р (40-25 км), РСМК (100-40 км). В проводной связи использовались телефонные аппараты УНА-Ф-31, УНА-И-31.
Средства связи также были одним из слабых мест мехкорпусов. Как и в танковых корпусах образца 1939 года, основными оставались танковые радиостанции 71 ТК и автомобильные 5 АК. Этих радиосредств не хватало для управления еще теми, старыми, танковыми корпусами, а тем более новыми мехкорпусами, количество танков в которых увеличилась почти в 2 раза.
При однородности на бумаге, в реальности - количество личного состава, вооружения и техники в танковых дивизиях было различным, полностью укомплектованных дивизий к началу войны было очень мало.
Все было весьма разношерстным. Не минула чаша сия и танковый парк. Так, наши 52-я и 56-я тд 26-го мк, как и большинство танковых дивизий, имели на вооружении лишь легкие танки БТ и Т-26 различных модификаций, что позволяет оценить их боевой потенциал, в виде танковых соединений, как низкий. Такие дивизии и составляли основу танковых войск перед войной.
Общая укомплектованность танковых дивизий командно-начальствующим составом составляла 46 %, младшим комсоставом - 48,7 %. Не хватало более половины командиров разного уровня. Общая укомплектованность личным составом составляла 81,4 %.
Немного лучше обстояло дело с артиллерийским вооружением - общий процент укомплектованности по типам орудий был следующим: 76-мм пушки - 67 %, 37-мм зенитные пушки – 33 %, 152-мм гаубицы – 67 %, 122-мм гаубицы – 86 %.
8 марта 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило назначения командиров во вновь формируемые мехкорпуса, танковые и моторизованные дивизии.
Моторизованные дивизии новых мехкорпусов формировались практически с нуля и к началу войны и, как правило, не имели ни грузовиков, ни даже, как обычные стрелковые дивизии, гужевого транспорта.
Материальная часть, на которой формировались новые механизированные корпуса - танки Т-26, совершенно не соответствовала задачам подвижных соединений, прежде всего по ходовым качествам. Танк «Виккерс 6 тонн», ставший прототипом Т-26, изначально разрабатывался именно для сопровождения пехоты.
Как и прежде, но еще более остро проявились проблемы с укомплектованностью создаваемых мехкорпусов техникой и людьми, их готовностью к выполнению поставленных задач. А если говорить проще, то не было ни танков, ни командных кадров, ни обученных танкистов. Кадры вновь спешно, а потому неэффективно, переучивали из других родов войск, что не лучшим образом сказывалось на уровне новоиспеченных экипажей, получивших мизерную практику эксплуатации танков. О навыках их боевого применения я умалчиваю. Они были, мягко говоря, никакими.
Для подготовки кадров в феврале-марте 1941 года дополнительно были развернуты: Казанское, Сызранское, Чкаловское, 2-е Ульяновское, 3-е Саратовское танковые, Ордженикидзеградское автомотоциклетное, Камышинское тракторное училища.
Однако их выпускники должны были прийти в войска еще очень не скоро, а пока части комплектовали теми людьми, которые были неподготовленными…

(продолжение следует)


Рецензии
Доброе утро!
Большой интерес вызвала информация о радиостанциях. Я радиолюбитель с детства, позывной имею с 1973 года. Сечас, как у ветерана мой позывной R6FA.
Имею подтверждение радиосвязей (открытки) со всех континентов, 200 стран.
Владимир.

Владимир Пузиков   20.04.2011 08:26     Заявить о нарушении
Немного знакомо :-) Но дальше 80-ти знаков не продвинулся.

Юрий Когут   23.04.2011 09:54   Заявить о нарушении
Добрый день!
Сейчас телеграф надо хорошо принимать - скорости огромные! Уже не напев, а только механическое : трык - трык...
Передача телеграфа идет с компьтера с клавиатуры...
С этим проще.
Занимал первые - пятые места во многих международных соревнованиях... Но как стал заниматься прозой, к радио остыл.

Владимир Пузиков   23.04.2011 11:00   Заявить о нарушении