Власть и собственность-7

Моему оппоненту. Думаю, не следует усложнять вопрос. У булата – власть политическая (политическое принуждение), у злата – власть экономическая (экономическое принуждение), у идеи, можно сказать: слова – власть идейная. Три разные власти. Но они исходят из одного субъекта – человека, коллектива, государства, человечества – и объединены в этом субъекте как некие природные и социальные силы, силы жизни. Разумеется, они постоянно сталкиваются между собой и сотрудничают. Какая из сил играет первую скрипку? У экономических материалистов (Маркс) – ведет экономический интерес, то есть собственность, то есть стремление накопить богатство. У других авторов общественное развитие ведет идея. Идея  имеет своим основанием экономический интерес, отталкивается от не, однако формирует цель, исходя из духовных интересов. Можно назвать эту позицию идеалистическим истолкованием истории, а авторов заклеймить как идеалистов. Собственно, и сам Маркс был идеалистом, однако всех прочих определил в материалисты. То есть сам Маркс жил «головой», в отличие от остальных, живущих «брюхом».

Обыденное сознание живет в значительной степени экономическими (материалистическими) интересами, но и у него есть «проблески», и оно задумывается об идее, об идеале, о культуре, о культе. Необыденное сознание живет большей частью идеями, идеалами, культурой, культом; именно это сознание определяет направление общественного прогресса и темпы его, отвечает за то, как мы живем. Можно ли говорить о собственности на булат, о собственности на злато, на слово (на идею)? А почему – нет? Можно вопрос рассмотреть под этим углом зрения. Это углубит наше понимание всей проблемы. Здесь, однако, важно – не уйти в сторону, чтобы вести спор ради спора.

О коммунизме. Вот что я прочитал у Вас: «Вас даже не смущает, что движение к коммунизму виделось его теоретиками не на «тоталитаризации» государства, а на пути с ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ направлением – на его отмирании. И в этом смысле советский строй не приблизился, а наоборот, удалился от коммунизма». Речь идет об отмирании государства. Вот на этом крючок все наивные "рыбки" и попались. Они хватали «червячка», и не видели под ним «крючка». Маркс – автор идеи «революционной диктатуры пролетариата». Государства – как революционной диктатуры пролетариата. (Надо читать «Критику Готской программы».) Бессрочной, потому что уничтожить стремление людей к независимости и свободе не удастся никогда. А независимости и свободы по природе вещей без частной собственности быть не может. Вдобавок Маркс «подбросил», как теперь говорят,  для наивных еще одно благо – распределение по потребностям. Корягин Сергей Осипович. 14 декабря 2009 г.


Рецензии