Жюли Рекамье

  Обладая красотой (в первой половине XIX века она вполне заслуженно считалась одной из самых красивых женщин Франции) и природным умом,  добрым характером  и  тонким вкусом, она помогла многим художникам, поэтам, писателям. И хотя она ничего не написала сама, ее имя осталось в литературе.

Жена парижского банкира, хозяйка  литературно-политического салона в начале XIX века, Жюльетта Рекамье  была  противница политики Наполеона. Несмотря на то, что один из братьев Наполеона, Люсьен Бонапарт, был ее горячим поклонником и несмотря на неоднократные предложения Жозефины стать ее придворной дамой, мадам Рекамье собирала вокруг себя людей с разными политическими убеждениями; нередко это были люди, оппозиционно настроенные к новой власти.

 В 1803 г. Наполеон объявил о закрытии салона и даже способствовал разорению мужа Жюли,
но после свержения императора салон Рекамье вновь открылся. Он утратил свое политическое значение, но превратился в культурный и интеллектуальный центр парижской жизни.

Ее биография  связывает многие биографии и касается всех главнейших событий того времени.
В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель
Рене де Шатобриан, горячо любивший мадам Рекамье,  лучшая подруга Жюли писательница мадам де Сталь, Камилл Жордан и многие другие.

"В орбите ее обаяния были ключевые фигуры, величайшие умы Франции рубежа XIX—XX веков": Бальзак и Гюго, Мюссе и Стендаль, Мериме и Сент-Бёв, великий французский ученый
Андре Мари Ампер,  Бернадот – будущий король Швеции. 

Имя Жюли Рекамье становится символом, олицетворяющим хороший вкус и образованность,
о ней говорили не только во Франции, но и в России, Англии, Италии и Германии.

Жюли Рекамье родилась в семье нотариуса Бернара в Лионе.  После продвижения её отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.

Когда девушке ещё не исполнилось 16, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными:все знали о том, что Жюльетта так и осталась девственницей. У нее была масса поклонников, но всем им красавица отвечала отказом.

В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Тип кушетки, на которой лежит мадам Рекамье на картине Жака Луи Давида, стал называться её именем. Известно, что писал Жак Луи Давид далеко не всех желающих, а только тех, кто был ему симпатичен или вызывал интерес. Судя по биографии, мадам Рекамье была чрезвычайно интересной и необычной женщиной.

Согласно одному из рассказов, Давид узнал, что в то время, когда он работал над портретом мадам Рекамье, та заказала его ученику еще один свой портрет – и сам прекратил сеансы: «Мадам, – сказал он, – у женщин свои капризы, у художников свои. Я намерен оставить ваш портрет в таком виде, в каком он находится в данное время».

А не понравилось мадам Рекамье в её портрете то, что Давид допустил в картине ряд вольностей, в частности, написал каштановыми ее черные волосы – это потребовалось художнику для того, чтобы решить цветовую гамму картины.

Жюльетта (или Жюли) Рекамье
/Jeanne Francoise Julie Adelaide RECAMIER/
(4.12.1777 — 11.5.1849)


Рецензии