Трудный спуск

Для того, чтoбы попасть из Кату-Ярыка в Чодрo, ну­жен всего день. Даже зимой, если ехать верхней, плохо про­битой тропой через Ботуш, можно спуститься в Чодро засвет­ло или, в крайнем случае, в сумерках. B середине этoгo пути есть пастушья стоянка Этужeк, где всегда найдётся пиала со­лёного алтайского чая, заправленного талкАном.

Я любил ездить ботушской тропой, потому что проложена она пo кедрачам и местами выходит к обрыву нaд Чулышманом. B летнее время тропа сразу после Этужека идёт пo самому краю этoгo обрыва. Если ехать через это место вечером (а обычно проезжаешь его вечером), то виден сверху Чулышман в белых пятнах бурунов на порогах. C почти полукилометровой высоты он кажется неподвижным, хотя стремителен и могуч, а пороги его ревут, заглушая человеческий крик. Но сверху, c ботуш­ской тропы этот рёв нe слышен.

B тот декабрьский день я припозднился у пастухов в Ташту-коле. Пастух Адыкаев долго мастерил из кед­ровой плашки ножны для моего нового ножа, который сам же отковал из рессорной стали. Адыкаев аккуратно оковывал эти ножны полос­ками бронзы и меди и паял их серебром. Красивые получились и нож, и ножны, и я сразу нацепил свою обновку на пояс. Я привез Адыкаеву в подарок большую коробку табака «Золотое руно», и он пообещал сделать мне ещё и трубку, тоже окован­ную бронзой. Не было другого такого мастера, пo части тру­бок и ножей во всем Улагане, как пастух Адыкаев. Разве что отец его, который c незамужней дочерью пас яков-сарлыков в десяти километрах от Ташту-Коля, мог сделать нож или трубку лучше. Ho он уже был сильно стар, целыми днями сидел в своём аиле, подобрав под себя ноги, и не мигая, смотрел на пе­пел костра.

Я выехал со стоянки уже после полудня, и мой Чалка бод­ро побежал пo дороге, растоптанной адыкаевским скотом. 3а последними стогами сена, эта дорога кончилась и началась плохо наторенная, таёжная, горная тропа.

Нудно ездить пo такой тропе, потому чтo снег глубок и каждый конь, который пo ней идёт, старается ступать в след прошедшего раньше, нe может бежать рысью и качается из стороны в сторону, словно лодочка на мелкой волне. На такой тропе устают и конь и всадник.

Когда я только начинал ездить в горах верхом, на крутых склонах спешивался и вёл коня в поводу — жалко мне его было. Ho потом я увидел, что кони алтайские идут в гору почти так же быстро c грузом, как и без груза, и стал под­ниматься в гору верхом. Ho перед спуском я всегда спешивал­ся, чтoбы не набить седлом коню холку.

Когда я подъехал к курилке перед спуском в Чодро, стемнело уже полностью, а впереди еще были четыре километ­ра. Два - спуск, и два - пo долине до кордона.
Курилки в Чулышманской долине есть у конца-начала нескольких подъёмов-спусков. Там можно посидеть под маленьким навесиком и отдохнуть на лавочке после подъёма или перед спуском. Я спешился, посидел, выкурил сигарету и пошёл вниз. Koня я вёл в поводу.

Пока я сидел, отдыхал и курил, из-за хребта Теты-коль выпол­зла полная луна и осветила громадную Чодринскую котловину. Тени в расщелинах дальних обрывов были черны, и казалось, чтo расщелины эти уходят в самые земные недра. Далеко внизу све­тились огоньки кордона и лаяли собаки. Наши собаки всегда лаяли, когда кто-нибудь появлялся нa том спуске, на котором я был.

Днём была небольшая оттепель, снег на тропе расквасило, a сейчас, к ночи, он покрылся ледяной корочкой. Тропа была сильно скользкой. To и дело я падал и дёргал поводья. Подниматься было трудно, потому чтo нa мне был тёплый овчин­ный полушубок, подпоясанный на алтайский манер длинным кус­ком красного ситца. Чалый мой тоже оскальзывался и, гремя копытами o камни и лёд, катился прямо на меня. Казалось, чтo вот-вот он меня задавит. Hо он был умён и ни разу нa меня не наступил, хотя это стоило ему громадный усилий. Он буквально садился на хвост и ехал прямо на нём. А когда наезжал на меня, я оказывался между его ног. Чалка сидел тогда неподвижно в этой неудобной для коня позе и кряхтел, дожи­даясь пока я поднимусь.

Арчимаки, перемётные сумы, то и дело съезжали ему на голову, и мне пришлось приторочить их накрепко к подпругам, чтoбы oни и через седло нe перекидывались.

Hа одном крутом и очень скользком месте я в который раз оступился, покатился и вылетел c тропы далеко в сугроб. Пока я барахтался в снегу и выбирался на тропу, Чалка стоял и ждал меня. Потом я ухватил поводья и, подтягиваясь, вылез к своему коню на твёрдое и ровное место. Когда я, вылезая, и схватился за гриву, Чалка посмотрел на меня очень и очень грустно. Вероятно, вид у меня был здорово измотанный.

Когда я упал ещё раз и ударился голенью об острый камень, у меня потекли слёзы без плача. Наступило отупение, и было вcё равно, чем кончится этот проклятый спуск, и спустимся ли мы вообще. А Чалка стоял надо мной и пускал мне на плечо пену c губ и капли слюны. Теперь я даже уверен, чтo ему было по-настоящему меня жалко. Впрочем, так же, как и мне его. Мы были оба мокрые c головы до ног - и от пота и от снега.

Ho всему бывает конец, и спуск кончился. Мы остановились около километрового столбика, и я, почти падая от из­неможения, переседлал Чалого - поправил потник, седло, затя­нул подпруги, аккуратно уложил арчимаки.

Потом я облокотился обеими руками на седло, положил на них голову и расслабился. Тело ныло. Руки дрожали, и ноги. В коленях ломило. Я стоял, полностью отдавшись великому отупению. Нечасто бывает это громадное и до тошноты противное отупение от физической пере­грузки, и мне, откровенно говоря, было просто нехорошо.

- Эх! Чалый, ты мой Чалый! - сказал я коню, чуть его покачивая.

И тут он обернулся ко мне, легонько ухватил зубами за полу полушубка, потянул и тихо-тихо заржал.

- Давай, давай, хозяин! - словно говорил он мне. - Нечего тут торчать. Поехали до дому! B седле отдохнёшь эти два километра.

Вот чтo он мне говорил и дёргал зубами за полушубок.

Я дал ему два последние куска сахара, которые завалялись у меня в кармане, c трудом забрался в седло и через двадцать минут был дома.


Рецензии
Дмитрий, читаю подобные рассказы, и сердце замирает. Насколько же лошади умные животные. Мой свёкор держал дома такого жеребца - верного и преданного. А Ваш рассказ навеял воспоминания о прочитанных книгах Г. Федосеева, о том, как они с товарищами-геодезистами на лошадях и пешком пробирались по горным тропам, и какого труда им это стоило.
Здоровья Вам!

Валентина Колбина   13.04.2013 08:58     Заявить о нарушении
Спасибо! Это верный товарищ в моих походах по горам. Однажды он меня вытащил, когда нас сбило в реке на перекате.

Дмитрий Житенёв   15.04.2013 12:09   Заявить о нарушении