Ночь диспетчера

     В автобусе тесно,этот маршрут обслуживает две шахты и,как раз,на них обеих скоро заступает ночная смена.На двойных стеклах автобуса (это северный вариант ЛИАЗа)внутри салона толстый,мохнатый слой инея,на котором нацарапаны отдельные слова и предложения,от объяснений в любви,до матерщины.Живём в России,да ещё на далёком,бывшем лагерном,Севере.
     Стою на кормовой площадке,мне недалеко,наша шахта от Города первая.В автобусе,вертясь в темноте под ногами , обутыми в оленьи пимы,валенки и меховые ботинки,едет и,видно на глаз,мёрзнет, не очень мохнатый пёс(цивильный,в ошейнике).Он вошел со мной вместе,теперь вылезает  на каждой остановке,быстро,пока водитель не закрыл двери,оглядывает »поляну», и,убедившись что это не его остановка,запрыгивает обратно.
      Стоящая в тесноте горняцкая масса(других сейчас в автобусе нет:они уже спят)с полным пониманием относится к действиям собаки и пропускает,и туда,и обратно,с соответствующими комментариями.Так люди отвлекаются от невесёлой думы:сейчас суббота,поздний вечер,все уже отработали и отдыхают различными способами,а нам ещё только заступать на нелёгкую ночную смену(на флоте эта вахта называется собакой).Наконец пёс находит приемлемую,с его точки зрения , остановку,и, почесавшись,в виде благодарности,убегает куда-то в сторону,в темноту.
     Куда не видно:окна замёрзли.Водитель,видимо тоже вступивший в эту нехитрую игру взрослых людей перед тяжёлой ночной рабочей сменой,провожает его протяжным гудком.Гудок тонет в морозном тумане декабрьской северной ночи.Вот и наша остановка,сходят  ребята,плотной группой,от мороза инстинктивно хочется держатся ближе друг к другу,плотно топают к входу в шахтный комбинат.
       Иду последним,мне спешить некуда:я единственный,кто не будет переодеваться в рабочую одежду,потому что я – диспетчер шахты. Оглядываюсь на небо и замечаю,что туман почти рассеялся и пошёл снег.Значит к утру потеплеет.Поднимаюсь на второй этаж,в диспетчерскую.Тут кодовый замок,кому не надо,входить не должен,но код знает вся шахта.Навстречу мне от пульта поднимается диспетчер предыдущей смены,он уже в шубе,торопится домой,всё-таки суббота,вечер…
       Тем не менее,он подробно рассказывает обстановку и особенности своей смены.На отдельном столе лежит огромная шахтная книга нарядов Там записаны задания(наряды на выемку угля,проходку выработок, доставку грузов под землёй  и всё,что должно быть выполнено в шахте этой сменой).На выделенных полях отдельно записана заместителем директора по производству (моим непосредственным начальником),под заголовком»личная просьба» , особое задание для дежурного начальника смены и для меня, диспетчера.
     Задание проще не придумать:хоть через силу,но опустить  ночью по наклонному стволу,кроме прочих заказанных участками и службами грузов, двенадцать секций гидравлической крепи на спецплощадках, иначе  сорвём воскресное задание по монтажу новой лавы. Уходящий на ходу объясняет:вечером в наклонном стволе,на таком то пикете, «забурилась» (сошла с рельсов)площадка с секцией(весом 5 тн),пока её «разбурили», восстановили рельсы и пр.прошло несколько часов и наряд по доставке полностью выполнен не был.
        Кто виноват,разберёмся потом,сейчас надо выполнять недоделаное.Начальник смены,принял наряды на новую смену, быстро переоделся и побежал(буквально)на эстакаду наклонного ствола.Я,в свою очередь,пробежал глазами книгу нарядов:рядовые задания,ничего особенного,но если даже за первые два часа опустить всё заказанное,то всё равно не успеваем с секциями,а просьбы командира надо выполнять пуще приказов,это я со службы,с флота, хорошо знаю.
      С этого момента штурвал(да и машинный телеграф)шахты в моих руках.Сажусь во вращающееся кресло против пульта управления шахтой.О этом пульте надо говорить отдельно.Когда на всех шахтах в диспетчерской ещё  стоял только телефон(и чайник),на этой шахте придумали сделать все действия наглядными.На пульте – схема шахты,стволы,подъемы  и главные выработки,главные вентиляторы и очистные (добывающие)забои.Отдельно показана погрузка готового угля в железнодорожные вагоны из бункеров на поверхности. Когда что действует, зажигаются соответствующие лампочки. Особо,с тревожными красными ,размещены самописцы контроля газа в шахте.В 80х годах сюда добавили ещё и промышленное телевидение.
     Всё видно и ясно с первого взгляда,даже стороннему человеку.Этот пульт сделали знающие и умелые люди,бывшие заключённые:слесарь автоматики,эстонец Эдуард Петрович (это по-русски)Куускоор (занимался,ещё до войны,вопросами радиолокации) ,он разработал и смонтировал электрику,и слесарь,Василий Андреевич Латов(золотые до локтя руки, бывший слесарь инструментальщик и ювелир-любитель),он  занимался металлическими деталями.Такие пульты на других шахтах появились через много лет.
        Со вспомогательного,клетьевого,ствола докладывают,что смена уже в шахте.О,у нас же есть ещё один ствол! Хватаюсь за микрофон и над замёрзшей поверхностью  шахты (бедные жители соседнего посёлка!)разносится мой  далеко не музыкальный голос(окрепший над реями рея):»Начальник смены!Срочно позвоните диспетчеру!»В этот момент открывается дверь и входит заиндевевший искомый:»Что орёшь,я тут».
     «Василий, говорю, дорогой,я придумал,надо рассортировать груз на наклонном стволе,что влезет в клетьевой спустим по нему».»А мы, говорит  он,с мастером шахтного транспорта,уже это сделали!» Вот так!На радостях завариваем чай.Это делает третий составляющий нашей полуночной бригады,оператор главной конвейерной линии шахты - представительница славного народа коми по имени Ираида.Она же вынимает домашние пирожки с творогом.Приходится отвечать(от нашего стола – вашему столу!),Василий бежит в буфет,благо буфетчица что-то задержалась,не закрыла,за конфетами.
       Идиллия прерывается звонком мастера-взрывника с восьмого пласта,с проходческого участка:после отгрузки первой партии породы, в забое обнаружен»отказ»- не взорвавшийся по какой-то причине шпуровой заряд. Записываю это происшествие в журнал.Не было работы  - есть работа.Надо вызывать на шахту начальника участка буровзрывных работ,выписывать путевку на ликвидацию отдельным зарядом из пробуренного рядом(но не ближе 30 см!)нового шпура.
       Не дай Бог,при взрыве открытый огонь выйдет в призабойное пространство,а предыдущий взрыв мог спровоцировать внезапное выделение метана.Тут до беды недалеко – шахта опасная по газу.Обращаюсь к начальнику смены:»Василий,дай команду дежурной машине,пусть привезёт начальника взрывных,а я его сейчас разбужу по телефону».
      Сейчас самый старший на шахте:начальник смены,ему подчинены все и я,в том числе.Он молча тыкает в книгу нарядов,в графу поверхность:дежурка на ремонте, в ночь вышел механик гаража, специально, её чинить.После нескольких минут размышления отправляем за вызываемым самосвал,задача которого вывозить на отвал породу,выдаваемую из шахты.Если что,немного задержим выдачу  породы из шахты,не смертельно.
       Но есть ситуация,при которой командование переходит к диспетчеру, это  только в случае беды в шахте:пожара или взрыва газа.С момента получения такой информации,диспетчеру подчиняются все находящиеся на шахте люди и средства.Он самым первым делом вызывает команду горноспасателей и выводит людей из шахты, полностью, уголовно, отвечая в это время за все свои действия по ликвидации аварии.
      До прихода на шахту главного инженера «вся власть»у него.Его поручения обязательны для всех:от уборщицы в рабочем душе до директора шахты.При этом главное:спасти людей.Не дай Бог Вам хоть раз пережить такое под землёй,в шахте.Не дай Бог.
        Прибыл самосвал с начальником взрывных работ,он зашел в диспетчерскую с бланками путёвок на взрывные работы:начальник смены должен подписать неурочный расход взрывчатки.Пожаловался – поднялась метель,дорогу переметает,еле пробились к шахте, хорошо,что не легковушку прислали. Василий немедленно отправляет бульдозер с угольного склада,прочистить дорогу:вдруг понадобиться срочно проехать пожарным(на посёлке усиленно топят печи – холодно),в морозную ночь всё может быть.
      На пульте:шахта работает нормально,поверхность успевает принимать уголь,порядок.Надо ещё иметь в виду,что под землёй работаем на современной, высокопроизводительной  технике,а комплекс поверхности у нас послабее,он остался на уровне 60х годов.На такой технике так интенсивно не пашется...Приходится выравнивать,это в ущерб возможностям шахты,и сдерживать объём суточной добычи до 3700-4500 тн/сутки.Кто не представил:это 65-75 железнодорожных вагонов каждый день.Состав с углём длиной более километра.
        Вдруг гаснет огонёк, это остановился добывающий комбайн на участке №2.Нет опять включился.Звонок,протягиваю руку,снимаю трубку. Мда, неприятности только начинаются:на участке №2 в лаве обрушилась кровля,большой вывал пород,но все целы.Сейчас ребята пытаются,работая комбайном,вырвать его из под обвала.Нужны, срочно, взрывник и взрывчатка:раздробить вывалившиеся куски породы по несколько  тонн каждый.Затем замостить,затянуть лесом полость вывала,чтобы,хоть в следующей смене,продолжить выемку угля.
      Так,вызываю начальника участка №2(начальник взрывных работ ещё на шахте),взрывник,после ликвидации отказа,тоже есть. Лес на участке имеется,возьмут у перекрепильщиков,у них на штреке ведутся работы по замене рам крепи.Срочно:взрывника снабдить взрывчаткой и доставить на аварийный участок.Готово,начальник взрывных работ поехал с путёвкой на подземный склад за динамитом,мастер шахтного транспорта ждёт у склада на электровозе:быстренько повезёт всё это на второй участок. Всё дело сейчас решает время.
      Теперь поборемся  за выполнение сменного наряда,его надо взять. Звоню мастерам  двух оставшихся в работе добычных участков:ребята, есть шанс убить медведя,если можете,работайте без остановок и сократите,как можно,перерывы на концевых операциях в лаве:участок №2 встал надолго. Это в пользу оставшихся участков,их теперь ничего не держит. Лишь бы сопряжения со штреками от радости второпях не завалили…
     Ещё одна новость:пришёл слесарь главного подъёма,просит 10-15 минут,ему надо отбить лёд со шкива на копре,там периодически образуется наледь от мороза  и подъёмный канат может соскочить. Никуда не денешься, придётся остановить подъём угля на это время.Предупреждаю слесаря:не забудь надеть монтажный пояс и пристегнуться цепью,высота копра 52 метра,всё обледенело,шкив почти на самом верху,выше него только звезда,её зажигают когда шахта выполняет план.Он делает вид что слушает и уходит.
      Сижу,пью чай,участки едут,уголёк рубят без остановки,сердце за них радуется, но:сейчас набьют бункер у ствола и придётся их тормознуть .Слесарь со шкива на  копре ещё не слез,лёд не отбил,а время идёт, время не ждёт. Ура!Включился огонёк,пошла подъёмная машина главного ствола, начали поднимать  уголь.Звонок слесаря-сделал,ну и хорошо.Едем дальше. Вернулся совершенно замёрший начальник смены,он был на наклонном стволе:там осталось ещё 5 секций опустить. Ираида опять ставит чай,греет его. Кажется, наряд схватим.
       Опять невесёлый звонок:замело железнодорожный путь,путейцы не могут поставить вагоны для отгрузки угля.Ещё звонок,диспетчер железной дороги уточняет:замело не у нас,а на переезде около Южного посёлка. Да,что-то весёлая ночка получается.Наш бульдозер туда  час,не менее,будет шлёпать гусеницами.Звоню диспетчеру шахты , которая рядом с переездом,обьясняю обстановку,обещает помочь.Ни я его не знаю,ни он меня не знает,но выручит.Обещаю ему поставить бутылку, он смеется,знает,что этого никогда не будет,если случайно где-нибудь не встретимся. Великое дело-горняцкая взаимовыручка.
      Приходит доклад из аварийной лавы,породу взорвали и понемногу скачали по конвейеру,приступают к закладке вывала.Обстановка понемногу стабилизируется,близится утро.

06.01.2010


Рецензии
Владимир, у Вас чувствуется стиль, настроение.
Вы - хороший рассказчик.

Текст желательно редактировать: после знаков препинания добавить пробелы, в том числе, перед открытием и после закрытия скобок. А также, например: "Великое дело - горняцкая взаимовыручка."
Посмотрите в справочнике правильное оформление прямой речи и диалогов в тексте.
В графу "поверхность" (название графы). "Дежурка на ремонте": лучше, чтобы было понятней, какая дежурка.
"На поселке" - в поселке.
А также разбейте длинные предложения на более короткие: читается намного легче.

В целом, мне понравилось!
С искренним уважением,

Вера Великих   14.01.2010 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,за замечания и поддержку.На посёлке-намеренно.Ещё раз спасибо.

Владимир Горев   14.01.2010 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.