Хватит с нас и одного идеологического Освенцима

Великая «река» истории имеет своё начало и свой конец. Об этом никто не спорит. Спор начинается при определении в ней роли природного и надприродного (стихийного и сознательного). В надприродной сфере превалируют сознательные действия людей, их стремления. Где же место Богу? Над природой, за природой, в природе, в человеке? И здесь существуют различные варианты его возможного влияния на человеческую историю. Деизм, теизм, Бог как субстанция (Спиноза), Бог как абсолютный разум (Гегель). Бог как тиран, карающий грешников, и Бог, пожертвовавший людям своего Сына, чтобы спасти их и дать им свободу. Есть история человечества, и есть  история отдельных народов, которые, подобно небольшим рекам, вливаются в общий поток.

В каждой отдельной голове царит одна иерархия ценностей. Если субъектом истории является природа (экономический инстинкт, инстинкт власти, крови), то разуму и всему, что идет за ним, остаётся роль следствия (как природа велит, так мы и работаем,  создаем государство, семью, науку, так мы поступаем и творим), если субъектом является разум (осознанные стремления), то природа играет вторую роль. Мы сознательно и по проекту строим дом. Из какого материала?. Из того, что у нас есть.

Маркс – экономист, он абсолютизировал инстинкт сытости, один из природных истоков деятельности. Однако есть другие природные истоки, и их роль не менее важна.. У Фрейда в основе объяснения истории – эдипов комплекс, берущий своё начало в первобытной семье, в которой дети убили отца, как конкурента, прежде всего в вопросах любви, и съели его. Право, нравственность, государство, вошедшие в жизнь,  являются следствием  осознания великого греха. Ницше положил в основание истории инстинкт власти, Шопенгауэр – инстинкт жизни, Бергсон – интуицию, Шпенглер – некий жизненный поток (кровь, раса, судьба). Гегель – объективный разум. Разум Гегеля, прорвав цепи природы и став духом, ведёт человечество по лестнице самопознания. Все факторы общественной жизни  – свободу, право, собственность, мораль, нравственность, семью, общество, государство, науку – развивающийся разум выводит логически из своих потенций и отчуждает в качестве реальных предметов, чтобы потом снова вернуть их в лоно абсолютного духа в качестве искусства, религии и философии. Разум, объективный и субъективный, по Гегелю, - царь природы и истории… Такова преамбула.

Однако спустимся на грешную землю, где инстинкты и стремления, природа и разум воплощаются в определенные общественные формы. Помните слова Анны Ахматовой: «Наше общество теперь разделилось на тех, кого сажают, и тех, кто сажает»? Все были заняты. Посаженных надо было охранять, водить на работу, кормить, лечить, воспитывать. Тут работали «мастера». Анна Ахматова была права в том смысле, что очень большая часть граждан была втянута в дело уничтожения и перевоспитания классовых врагов. Но кого не определили в ГУЛАГ, тот жил в Большой зоне, которая тоже требовала бдительности. Целый корпус доносчиков и воспитателей был занят и здесь. Философы, историки, деятели искусства, литературы. Когда талантливый писатель Фадеев осознал, что в Большой зоне ему отвели роль доносчика, он застрелился. Талантливейшего поэта Пастернака охранники не выпустили даже за ворота, чтобы поехать в Стокгольм и получить Нобелевскую премию. Мы жили в условиях абсолютного духовного рабства. Военные и трудовые успехи социалистического государства – так называлось это образование – известны всему миру.

Многие преподаватели истории страдали от идеологического произвола, от политической ангажированности, как теперь говорят. Страдали, но не протестовали. Про себя думали: «А может, так и надо?» К тому же у них была семья, дети, квартира, паёк, который не давал умереть с голоду. Была степень кандидата или доктора советских наук. Пока ты помалкиваешь – ты в безопасности. «Стерпится – слюбится», – говорит народная мудрость. Так и случилось. Сегодня «молчуны» ищут способы оправдать свое поведение. Читаю в одной газете: «В средствах массовой информации с удивительной лёгкостью дают уничтожающие оценки советскому прошлому, создают новые мифы». И далее: нам очень вредит «судейский комплекс» общественного сознания и «комплекс примитивного морализаторства»… Ах, как жалко автору «советского прошлого»!  Однако большинство из них служило Чудовищу искренне, с энтузиазмом забивала в мозги молодого поколения лживую философию, лживую историю. Иные и сейчас с институтских кафедр и в школах продолжают свою разрушительную работу. Исподволь, используя современную фразеологию. Перемены в сознании старшего поколения происходят медленно, идеологическая заражённость души, по сути, не излечивается, как не излечивается рак, радиационная болезнь, СПИД. Вся надежда на естественную смену поколений.

Да, жизнь требует определённости, стабильности. Без определённых целей, устремлений, методов мы не продвинемся и на шаг. Буриданов осёл умер с голоду, потому что не мог решиться, к какой копне двинуться. Но определённость бывает разная. Дурака, например, или злодея. (Так, сексуальный маньяк «на охоту» всегда выходил в определенный час.) Утопический ориентир мы испытали. Не будем больше гнаться за лёгкой жизнью,  бесконфликтностью, всеобщей сытостью. Убедились: чтобы жить в материальном благополучии, надо много работать – руками и головой, опираясь на те способности, которые дала нам природа, не завидовать тем, кто честен и успешен в своих стараниях. Общество может создать и принять законы, поощряющие честную экономическую состязательность граждан, обеспечивающие равные права для образования, поддержку тем, кто ещё не может трудиться и тем, кто уже не может трудиться. Общество может создать и принять законы, которые гарантируют всем гражданам безопасную, спокойную и  справедливую жизнь. Это и будет тем направлением, которое обеспечит нам уверенный шаг. Это и будет нашей определенностью и стабильностью. Общие рамки нашей определённости записаны в Конституции. Будем чтить Конституцию и строить государство в соответствии с её статьями.

Но должна ли в обществе господствовать определённая идеология? Как много охотников прописать нам комплекс политических идей на все случаи жизни! Чтобы ещё раз собрать все силы в один кулак и ударить по мировому империализму! Чтобы ещё раз преподнести миру урок, как не надо жить. У России особая роль в истории? Нет у нее никакой особой роли! Если, конечно, не считать тех выдумок, которые приписывают ей защитники тирании.  Россия – как все, только побогаче других землями и природными ресурсами, и жить её нормальные граждане хотят просто по-человечески. Сферу идеологии следует оставить открытой. Пусть философы и историки исследуют жизнь. А учебники желательно иметь разновариантные. И без подсказки сверху учёный люд сам соберётся в научные школы. Пусть будут споры о судьбах всего мира, о судьбе России. Хватит с нас и одного идеологического Освенцима!
Есть у нас своя вера, культура, свой язык. Есть обычаи и традиции, правда, не всегда разумные (нередко мы склонны к обожествлению тупых и жестоких вождей, к беспросветному пьянству, воровству, сквернословию). Какую идеологию мы из всего этого выведем? Никакой.
Идеология начинается там, где учёные и правители  предлагают народу совершеннейший образец общественного и государственного устройства на все времена, после внедрения которого в жизнь всякое движение мысли в общественном сознании останавливается.

Кто нами правил?  – Чаще тираны и крепостники. Помянем, однако,  добрым словом Александра I и Александра II. Не забудем при этом Александра Керенского, которого исторические события смели, как ветер соломинку. Ныне Россия, по сути, впервые пытается встать на дорогу свободного развития. Царей ныне никто не бранит: что было, то было, быльём поросло. Более того, мы отыскиваем в их действиях светлые пятна даже там, где черным-черно. Но «синяки» и «царапины», полученные от советской власти, ещё не зажили. К тому же «плодоносить ещё способно чрево, которое вынашивало гада» (Е. Шварц). И я не склонен относиться к ней терпимо, простить её, погладив по головке. Иди, дескать, милая, с миром. Мы обязаны дать ей адекватную оценку. Обязаны изучить ситуации, которые позволяют политическим экстремистам (фашистам, коммунистам) прийти к власти.

Главную задачу мыслящих граждан в России я вижу сегодня в том, чтобы не  дать политическим бесам шанса навязать нам ещё одну обязательную идеологию. Под видом национальной идеи, суверенной демократии, патриотизма, под предлогом строительства Великой России, которая готова пойти всем наперекор. Инстинкт жизни и разум, о чем я говорил в преамбуле, подсказывают: живи скромно, без агрессивных амбиций, размножайся и работай. Помогай слабым. Умей, при случае,  защитить себя. Корягин Сергей Осипович. 26 ноября 2006 года


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.