Без глаз

Когда я рисую портреты, для меня всегда самым сложным элементом оказываются глаза. И даже не тем, что их сложно изображать, а тем, что результат меня почти никогда не удовлетворяет. Вроде бы все на месте, красиво, всем смотрящим нравится, но... не то. Взгляд нарисовать очень сложно. Очень сложно изобразить именно то отображение души, которое отражается в глазах. И поэтому мои портреты мне самому хочется сжечь - на них всегда похожий человек, но не моя модель.

Сегодня передо мной сидит человек, на вид ему лет тридцать. Одет прилично, и постоянно меня торопит. За прошедший час несколько раз уже пытался завести со мной разговор, но в ответ полчал лишь короткие фразы, а порой - просо учтивую улыбку или кивок головы. Сложно, работая, еще и вести линию разговора.

Как нарисовать его глаза? Даже не могу представитью. Его взгляд мне знаком - он один из тех, где отчаяние соседствуют с уверенностью. Такая бронированная уверенность, бронированный взгляд. Когда он падает на меня - мне становится немного не по себе.

- Пожалуйста, смотрите в во-о-он ту точку. Спасибо.

Не по себе, наверное, потому, что этот взгляд означает то, что мне с этим человеком говорить не о чем. Скорей всего, вся моя жизненная позиция отскочит от его взгляда, даже не затронув его, а тучи железных аргументов, которыми от владеет - смогут заставить меня сомневаться даже в существовании жизни на Земле.

- Знаешь, друг, что такое любовь?

Опять он начинает разговор. Делаю вид, что не слышу, что занят процессом.

-   Любовь - это психическое заболевание, что-то вроде наркотического психоза на сексуальной почве. Амфетаминовую наркоманию мы называем влюбленностью, эндорфинную - любовью. Первая - что-то вроде острой фазы болезни, а вторая - что-то вроде хронической. Почему-то люди привыкли называть настоящей только хроническую фразу этой болезни, хотя все же, это две формы протекания одного и того же недуга.

Он опять повернулся ко мне - ждет моей реакции, Опять этот цельнометаллический взгляд, ничего не отвечаю.

- Не знаю, почему все считают эту болезнь смыслом жизни? В жизни есть много чего интересного. А люди... люди совершают глупейшие поступки под знаком этого чувства. Такое простое оправдание, так пьяницы потом оправдываются, протрезвев. И все ради чего? Для секса? Размножения? Зачем тогда понаписано столько песен, книг, стихов? Хотя, о чем тогда еще писать стихи? Только о природе и любви - чтобы понятно было каждому. И песни тоже писать надо про это чувство - тогда творчество будет востребованным. Сейчас хоть один популярный фильм обходится без эротики? Боюсь, что нет. У любого главного героя должна быть подруга. Иначе образ не завершен. И мы входим в замкнутый круг - смотрим фильмы про любовь, убеждаемся, что любовь - это счастье, и снова идем смотреть про любовь. И так везде. На этом построена вся современная культура, как ни прескорбно.

И опять я чувствую этот взгляд. Ждет ответа. Хорошо.

- А вы сами то любили?

- Да, переживал всякие влюбленности по молодости лет. Знаешь, я уже давно не пью и не курю. И чувства все свои держу в узде. Хочу сохранять трезвость мыслей и хорошую долю скепсиса. Чтобы розовые очки не поранили осколками - их лучше и не надевать.

- Тогда для чего жить?

- Для себя, естественно. Жизнь то одна. Моя.

Делаю вид, что согласен с его позицией, а на самом деле - просто не хочу продолжать спор.

Через час портрет уже был почти закончен. Я попрощался со своим сегодняшним собеседником и моделью. Портрет не показал - там на месте глаз - два белых пятна. Закрасить черным?


Рецензии