Радиокружок

 

                РАДИОКРУЖОК


    Бывают  в  нашей  жизни  моменты,  которые  поворачивают  ее  по  новому  руслу.  При  этом  на  первых  порах  поворот  не  очень  резко  меняет  уклад  жизни,  особенно  в  детстве.  Таким  поворотным  моментом  у  меня  было  поступление  в  радиокружок  Дома  пионеров  Измайловского  района  Москвы.
    Мы  жили  тогда  в  коммуналке  в  старом  доме  на  Семеновской  улице,  занимая  одну  крохотную  комнату  в  общей  квартире. Вскоре  после  приезда  и  начала  занятий  в  школе  у  меня  были  друзья  и  по  классу  и  среди  соседских  детей.  Особенно  подружились  мы  с  Володей  из  соседней  квартиры.  Мы  учились  с  ним  в  параллельных   пятых  классах  425  школы,  а  сблизил  нас  интерес  к  технике,  любовь  к  техническим  самоделкам.  Однажды  нам  попалась  в  библиотеке  книжка  с  описанием  электрических  самоделок,  в  основном  электромоторчиков,   Здесь  были  и  совсем  простые  конструкции  которые  могли  смастерить  из  консервных  банок  и  проволоки  начинающие  умельцы  и  довольно  сложные ,  на  уровне  продающихся  сейчас  движочков   для  игрушек. Были  и  советы  по  материалам  для  этих  поделок,  марки  проволоки,  трансформаторов  и  масса  других  полезных  сведений.  Книгу  эту  мы  смогли  получить  в  детской  библиотеке  по  соседству. Там  мы  потом  регулярно  брали  и  другие  книги  по  моделированию,  популярные  брошюрки  по  технике,  которые  издавали  для  детей  целыми  сериями.  Их  продавали  и  в  киосках  и  я  смог  собрать  на  свои  скромные  карманные  деньги  две  или  три  серии  по  науке,  природоведению.  Особенно  запомнилась  брошюра  профессора  Васильева  по  парапсихологии  и  другим  таинственным  вопросам  человеческой  психики. Эти  книги  и  легли  в  основу  моего  технического  образования.  Без  них  я  бы,  наверное,  просто  не  состоялся .  Это  относится  и  к  большинству  моих  сверстников. Сейчас,  как  мне  кажется,  при  всем  обилии  дорогущей  и  красочной  детской  литературы,  таких  полезных  книг  не  сыскать.
     Итак  мы  с  приятелем  втянулись  в  мир  самоделок,   для  успешного  изготовления   которых  стали  почитывать  и  другие  полезные  для  кругозора  книги  и  брошюры.  Однако  не  скажу,  что  мы  занимались  только  техническими  поделками.  Я  например,  просто  любил  и  люблю  до  сих  пор  что-нибудь  мастерить  руками,  резать , пилить,  строгать  по  дереву.   Когда  мы  с  другом  учились  играть  в  шахматы,  сами  вырезали  и  отлакировали  все  фигурки, сделали  доску  и  разыграли  на  этой  доске  довольно  много  партий.
     О  сущесвовании  радиокружка   в соседнем  Доме  пионеров  первым  прослышал  Вова.  Мне  это  дело  сначала  не  очень  понравилось,  электротехника  была  как-то  ближе  и  понятнее.  Но  после  знакомства  с  популярными  книжками,   в  том  числе  с  описанием  простых  безламповых  (детекторных)  приемников,  я  тоже  начал  втягиваться  в  радиолюбительство.  Самый  простой  детекторный  приемник  мы  построили  на  дому.  И  услышали  первую  радиостанцию,  что  сильно   нас  вдохновило.  Много  способствовал  нашим  занятиям  старый  ламповый  приемник,  который  выдали  бабушке  со  склада  хранения  после  войны.  Дело  в  том,  что  в  годы  войны  в  Москве  не  разрешалось  держать  дома  радиоприемники,  видимо,  чтобы  народ  не  слушал  «вражий  голос».  Приемники  собрали  на  хранение  до  лучших  времен  на  специальные  склады.  Приемник,  бывший  тогда  редким  предметом  роскоши,  был  куплен  моим  дядей  Суреном  Арташесовичем,  погибшим  под  Москвой  в  начале  войны.
     За  годы  хранения  на  складе  приемник  успел  испортиться  и  запустить  его  никак  не  удавалось.  Мы  с  Вовой  с  огромным  интересом  разобрали  этот  приемник  до  мельчайших  деталей,  которые  все  пошли  в  дело.   Особенно  полезным  оказался  силовой  трансформатор  приемника  с  массой  обмоток  на  высокие  и  низкие  напряжения. Не  имея  опыта  для  правильного  использования  этого  прибора,  мы  пустились  в  рискованные  эксперименты.  Например,  подключали  его   высоковольтные  обмотки,  где  было  около  шестисот  вольт,  к  опущенным  в  стакан  с  водой  электродам  и  наблюдали  электролиз  воды.  Каким-то  чудом  нас  не  убило  током,  хотя  «дергало»  со  страшной  силой.  На  пальцах  оставались  потом  только  белые  пятна  обожженой  кожи.
     Что  ни  говори,  а  такая  закалка  мне  пригодилась  в  дальнейшем,  хотя  сейчас  я  более  уважительно  отношусь  к  высоким  напряжениям,  как  тот  энергетик,  который  пел  про  свою  специальность:
                «Немножко  люблю,  немножко  боюсь,
                А  в  общем,  хочу  другую»
Эти  строчки  он,  правда,  потом  применяет  и  к  своей  будущей  жене…Но  я  несколько  отвлекся.
    Что  касается  тогдашних  наших  похождений,  то  мы  с  Вовой,  повозившись  с  нашим  первым  детекторным  приемником,  решили  прекратить  кустарничество  и  записались – таки  в  радиокружок   нашего  районного  Дома  пионеров ,который  был тогда  на  площади  Журавлева ,  около  шикарного  здания  театра  им.  Моссовета.  Все  подробности  поступления  в  Дом  пионеров  я  не  помню,  знаю  лишь, что   начали  мы  опять  с   детекторного  приемника  и  доделали  его  в  первый  сезон  своих  занятий.  Однако  постепенно  Вовочка  отошел  от  занятий ,  я  же  остался  в  кружке.  И  рьяно  посещал  занятия  два  раза  в  неделю  почти  три  года.  Это  в  первую  очередь  связано  с  личностью  нашего  руководителя,  Петра  Ильича  Шабанова ,  в  ту  пору  -  студента  МАИ.  Это  был  исключительно  эрудированный,  умный  и  доброжелательный  человек,  Достаточно  сказать,  что  в  МАИ  он  был  Сталинским  стипендиатом,  а  также  секретарем  институтского  бюро  ВЛКСМ . По  ходу  занятий  он  много  рассказывал  нам  о  современной  радиотехнике,  в  частности,  от  него  мы  узнали  о  самой  важной  отрасли  радиотехники,  радиолокации,  по  которой  он  специализировался  в  институте.  Забегая  вперед,  могу  сказать,  что  с  этих  пор  у  меня  не  было  никаких  проблем  с  выбором  будущей  специальности.  Только  МАИ,  только  радиолокация ! 
     Занятия  в  кружке  проходили  в  две  смены  по  два  часа,  но  покидал  я  занятия  лишь  тогда,  когда  в  комнате  становилось  слишком  тесно  и  приходилось  освобождать  место.
     Как  новички  мы  опять  начали  с  детекторного  приемника  и  быстро  его  закончили,  научившись  при  этом  паять,  наматывать  катушки для  приемника,  монтировать  схему.  Попутно  Петр  Ильич  проводил  и  теоретические  занятия,  начав  с  атомов,  электронов , электричества.  Свято  веря,  что  он  знает  все,  я  задал  ему  вопрос,  который  меня  давно  занимал:  из  чего ,  собственно,  сделан  сам  электрон.  Увы,  ни  он,  ни  вся  остальная  наука  мне  так  и  не  смогла  прояснить  эту  проблему  до  сих  пор! 
     После  детекторного  я  с  успехом  собрал  первый  ламповый  приемник,  как  у  нас   говорят ,  типа  0 – v –1,  на  одной  радиолампе. Пару  слов  о  тогдашней  конструкции  наших  приемников.  Сначала  была  столярная  работа : из  фанеры  мы  делали  корпус  или  шасси  приемника,  затем  вырезали  отверстия  для  установки  панелек,  держателей  радиоламп.  И  уж  потом  начиняли  монтаж,  т.е. пайкой  и  проводами  делали  необходимые  соединения  по  схеме. Для  простых  схем  фанерное  шасси  ещё  годилось,  но  когда  я  взялся  за  более  сложный,  т.н.  гетеродинный  приемник,  дело  застопорилось.  Выбранный  мною  супергетеродин  РЛ-4  подкупал  простотой:  всего  две  лампы,  но  оказался  крайне  капризным  в  наладке  и  работе.
     Кстати  о  радиолампах  или,  для  краткости,  просто  лампах.  Так  вот,  первые  наши  лампы  из  раскуроченного  мной  и  Вовой  радиоприемника были  действительно  близки  к  обычным  лампам  по  виду  и  даже  довольно  ярко  светили.  Их  сменили  лампы  в  металлических  корпусах,  которые  работали ,  как  в  том  анекдоте:  лампа  горела,  но  света  не  давала. (Далее  по  тексту  лампу  выключили  и  Света  дала). Но  наряду  с  металлическими  были  и  стеклянные  лампы,  правда,  не  такого  вида,  как  наши  старые. 
Далее  появились  еще  более  миниатюрные,  «пальчиковые»  лампы,  лампы  «жёлудь»  и  самые  миниатюрные,  с  выводами  просто  в  виде  гибких  проволочек,  лампы  типа  «дробь».  На  этих  шедеврах  и  закончился  век  радиоламп.  Их,  как  известно,  сменили  транзисторы.
     Однако  ламповые  приемники  и  телевизоры  еще  не  совсем  сошли  со  сцены :  их  можно  запросто  встретить  в  нашей  глубинке.  А  истинные  меломаны  еще  недавно  считали,  что  музыку  надо  слушать  через  ламповые  усилители :  там  у  нее  более  приятный  тембр. Кто  знает,  может  быть,  в  те  времена  это  так  и  было…
     Так  вот,  на  этом  РЛ-4  я  и  накололся.  Собрал  я  его  довольно  быстро,  но  вместо  музыки  он  у  меня  рычал  и  выл,  как  дикий  зверь,  видимо,  протестовал   против  фанеры,  заложенной   в  его  основание.
     Кстати,  не  отсюда  ли  пошло  крылатое  выражение : «петь  под  фанеру»?  Очень  уж  точно  оно  укладывается   в  мою  тогдашнюю  схему !
     В  нашем  кружке  царило  поклонение  джазу,  бывшему  тогда не то, что бы
под  запретом,  но  считавшимся  «чуждым   влиянием  запада». Это  только  подстегивало  наши   увлечения :  запретный  плод  сладок!  Поэтому  имевшаяся   в  кружке  пластинка  «Звуки  джаза»  усердно  эксплуатировалась.  Приносили  на  кружок  и  пластинки  «на  рёбрах»,  т.е. любительские   записи , выполненные  на  дисках  из  проявленной  рентгеновской  пленки,  где  действительно  просматривались  рёбра  и  другие
фрагменты  человеческого  скелета.  Тембр  звучания  таких  пластинок  вполне  соответствовал  мрачным  рентгеновским  сюжетам.
     В  отличие  от  действующего  тогда  раздельного  обучения  в  школах,  в  Домах  пионеров  мы  занимались  вместе  с  девочками.  Правда,  в  нашем  кружке  они  подолгу  не  задерживались.  Видно,  у  нас  им  было  трудновато,  всё  же  тут  требовались  тяга  и  умение  мастерить  своими  руками,  да  и  быть   в  меньшинстве  среди  мальчишек  трудно. Но  ведь  были  и  другие  кружки  в  соседних  комнатах,  например,  кройки  и  шитья,  туристический,
Кстати,  руководил  туристическим  кружком  «историк»  из  нашей  школы,  Михаил  Михайлович,  фанатик  туризма,  над  которым  мы,  дураки,  частенько  подсмеивались. А  ведь  эти  ребята,  туристы,  облазили  всё  Подмосковье,  собрали   большие  коллекции  минералов,  имели  исторические  находки.
     Все  это  мы  узнавали  на  совместных  выставках  Дома,  проводившихся  каждой  весной.  Наша  аппаратура  там  тоже  присутствовала.  Боюсь  соврать,  но  кажется  там  побывал  и  мой  злополучный  РЛ- 4. Он  заслужил  этого  хотя  бы,  как  самый  зловредный  технический  экспонат.
     Регулярно  посещать  кружок  я  прекратил  где-то  в  9  классе,  видно,  прибавилось  нагрузки  в  школе.  Но  выбор  профессии  был  для  меня  совершенно  ясен,  да  и  институт  тоже.  Тот  факт,  что  я  занимался  в  радиокружке,  сыграл,  как  мне  кажется,  некоторую  роль  при  поступлении  в  МАИ  и  это  было  бы  вполне  оправдано.  А  поступив  на  радиофакультет  МАИ,  я  успел  повидать  мельком  в  комитете  ВЛКСМ  и  дорогого  мне  Петра  Ильича.  Знаю  также,  что  после  института  он  был  на  комсомольской  работе  на  больших  постах.   А  в  день  40-летия  комсомола,  проходя  по  Красной  площади  на  параде,  я  видел  Шабанова  на  трибуне  Мавзолея  среди  высокого  руководства.
     Мне  остается  только  добавить,  что  окончив  МАИ  я  какое-то  время  тоже  занимался  в  радиокружке,  но  уже  в  качестве  руководителя.  Это  был кружок  в  Доме  пионеров  Ленинградского  района,  у  метро  Войковская.  А  еще  раньше,  после  9-го  класса,  я  вел  радиокружок  в  пионерлагере  профсоюза  железнодорожников,  занимая  промежуточное  положение  между  пионерами  и  вожатыми.  Правда,  денег  мне  за  это  не  платили,  но  и  с  меня  не  брали  за  путевку.  Помню,  что  с  помощью  шустрых  пионеров  я  повесил  между  высокими  соснами  такую  могучую  антенну,  что  построенные  у  нас  детекторные  приемники  работали  не  только  на  наушники,  но  даже  явственно  звучали  и  через  динамик.
      Всё  в   жизни  повторяется:  мои  воспитанники  и  в  том  и  в  другом  кружке  тоже  были  заядлыми  любителями  джаза  и  первым  делом  врубали  проигрыватель,  а  потом  и  магнитофон  с  джазовой  музыкой.
      С  той  поры  прошло  немало  времени.  Я  перепробовал  много  тем  и  направлений  в  радиотехнике,  защитил  кандидатскую  диссертацию.  Но  в  глубине  души  я  считаю  сейчас,  что  действительно  полезное  дело  моей жизни  -  это  моя  работа  с  детьми  в  этих  кружках.               

 


Рецензии
Замечательный и очень интересный рассказ!

С благодарностью и теплом,
Катюша

Катюша Кравцова   17.11.2014 19:57     Заявить о нарушении
Взаимно, Катюша!

Сурен Парсаданян   12.12.2014 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.