Рецензия обывателя на фильм А. Вайды Катынь

               

      Один раз в год в нашем городе проходит неделя польского кино. Показ фильмов бесплатный. Распространение пригласительных билетов осуществляется через Польское посольство и только полякам, живущим у нас. Наши люди перед началом сеанса толпой стоят у входа в зрительный зал и ждут мгновения, когда билетёры-контролёры разрешат занимать свободные места.
 
       Мы договорились с подругой, что встретимся у входа в кинотеатр за полчаса до начала сеанса. До конца года и встречи Нового года осталось две недели. Намело много снега, как никогда, и очень морозно.

       В кинотеатре тьма народа. Все хотят попасть на сеанс нашумевшего и разрекламированного фильма известного польского режиссёра. Мы уже было отчаялись, что  не попадём, но нам повезло. Кто-то предложил мне лишний пригласительный, и мы с подругой по нему вдвоём прошли в зал. Нам достались места в предпоследнем ряду в центре. Слева и справа, сзади и спереди слышалась немецкая речь. Я осмотрелась. Откуда столько немцев и где собственно поляки? Средний возраст немцев около тридцати лет. На сегодня их волнует тема Второй мировой войны.

        Перед началом сеанса выступил польский посол с краткой речью. Сказал, что Анджей Вайда не смог приехать на эту встречу, и что фильм «Катынь» в 2008 году номинировался на премию «Оскар».

        Фильм шёл два часа. Экран по формату был зрительно уменьшен и почти весь фильм чёрно-белого изображения со множественными вставками документальных эпизодов и архивных расследований. Смотреть было тяжело. К концу фильма устала и физически и психологически.
Моё обывательское мнение после просмотра фильма: А. Вайда опоздал со своим фильмом лет на двадцать. Только за последние десять лет в мире произошло столько чудовищных трагедий: война в Чечне, взрыв террористами башен-близнецов в Америке, цунами на Филиппинах, унесший за минуту сотни тысяч жизней и т. д. , что события почти 70-летней давности, показанные в фильме, уже не волнуют так, как хотелось бы автору. Фильм не вызвал у меня никаких эмоций.

        Впечатлил единственный двухминутный эпизод, сыгранный русским артистом Сергеем Гармашем. Так эмоционально-сильно сыграл любовь русского офицера к польке, что веришь: главное в жизни – только любовь и ничто больше.

        Когда зажгли свет, я окинула взглядом зал: большинство зрителей незаметно и   пренебрежительно ухмылялись. Скорее всего, это были немцы. Мне показалось, что все, кто сидел в зале, ожидали от этого фильма большего, но не получили, и поэтому слегка разочарованные покидали зал.
 
        Подруга на протяжении всего фильма была какая-то дёрганная и нервная, что я даже в какое-то время  повысила на неё голос:

        - Не распространяй на меня свои нервные флюиды. Расслабься!

        Но она так и не расслабилась, да ещё фильм Вайды усугубил её нервозность.
Мы вышли из кинотеатра. Было уже совсем темно, холодно и мела метель. Подруга быстро проговорила:

        - Я очень спешу. Поэтому прямо сейчас расстаёмся. Фильм я даже не буду обсуждать. Пока!

        Она быстрым шагом пошла в одну сторону, я медленно побрела в другую. Вечер у меня был испорчен: общения с подругой не получилось, фильм не понравился.
Дома налила полную ванну горячей воды и с наслаждением в неё погрузилась. Согрелась. О фильме думать не хотелось. Включила телевизор, чтобы свернуть свои мысли на другую тропу. Шла передача, где журналистка брала интервью у режиссёра Прошкина.

        - Главная идея, которую Вы хотите показать в своих фильмах.

        - Взаимоотношение государства и человечества. И ещё одна тема, которая меня сегодня волнует: насилие одного человека над другим.
 
         В конце интервью Прошкин проникновенно сказал:

         - Главное в этой жизни – любовь, всё остальное – приложение, которое может быть, а может и не быть.

         Совсем поздно, почти ночью, смотрела передачу «Последний герой». Что-то мне эта передача не нравится: психологическое издевательство над людьми. Эксперименты, которые придумывают устроители передачи, напоминают мне опыты, проводимые немцами над заключёнными в концлагерях в Великую Отечественную войну. Да, не уйти мне от этой темы сегодня.

         С трудом заснула. С трудом утром проснулась. С трудом отработала день. Вечером только легла в постель, как раздался телефонный звонок. Звонила подруга.

        - Привет! Извини за вчерашний вечер. Что-то на меня фильм Вайды произвёл не очень хорошее впечатление, хотя столько о нём говорили. Приехала домой, включила телевизор, а там такая интересная передача про Китай и китайцев. Они так быстро размножаются, что скоро завоюют весь мир. Вот где мировая проблема! В Китае в институтах, в школах и даже в детских яслях  ввели обязательное изучение русского языка. Куда только смотрит наше правительство? Я подумываю записаться на курсы китайского языка.

        - Зачем тебе это?

        - Как ты не понимаешь, врага надо знать изнутри. Знание языка поможет выжить среди китайцев.

        - У тебя уже крыша поехала.

        - Ещё наступит время, когда ты поймёшь, что я была права. А ночью, блин. Мне снились китайцы.

        - И что они с тобой делали?
 
        - Тебе интересно?

        - Да, расскажи!

        - Снился огромных размеров китайский концлагерь, в котором содержатся миллионы русских людей. Всех пленных собираются постепенно уничтожить. Некоторые женщины, чтобы выжить, начали заигрывать с китайскими солдатами. Солдаты принимали благосклонность женщин, но это не означало, что их оставляли в живых. Ко мне тоже приставили круглолицего и узкоглазого китайца, т.е. совсем не красавца, который должен был за мной следить: куда я, туда и он. Не скажу, что я применяла к нему свои чары, просто обречённо, ни на что не надеясь, показывала ему своё хорошее расположение. И этот китаец, который на много меня моложе, вдруг неожиданно влюбился в меня. Когда очередной раз он должен был меня куда-то сопровождать,  взял меня, как пушинку на руки и понёс. В душе я была ему бесконечно благодарна, а вслух ничего не могла сказать, потому что не знала китайского языка. Вдруг китаец начал плакать. Ну, просто заливаться горькими слезами. Взглядом я спросила: в чём причина его слёз? Он очень осторожно и нежно стал прижимать меня к себе и нежно целовать моё лицо, тихо приговаривая на ломаном русском языке: « Прости, я не могу дать тебе столько любви, сколько ты заслуживаешь. Моя любовь по сравнению с твоей такая крошечная…

          Подруга замолчала.

          - Почему ты молчишь? Рассказывай дальше.

          - А нечего рассказывать. На этом сон закончился.

Мы одновременно подумали: а жаль!

А ещё мы подумали: надо записаться на курсы китайского языка.

 
 


Рецензии
Равнодушие порождает новые трагедии.

Антонина Кирножицкая   07.05.2018 00:14     Заявить о нарушении
Антонина, СПАСИБО за мнение.
С теплом, Светлана.

Михай   07.05.2018 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 68 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.