Знаю Тебя, кто Ты

Согласно Евангелию от Марка, служение Иисуса начинается в Капернаумской синагоге, с изгнания нечистого духа:

"И входят они в Капернаум. И тотчас, войдя в синагогу в субботу, Он учил. И изумлялись учению Его, ибо учил Он их, как власть имеющий, а не как книжники. И человек, бывший в синагоге их, в духе нечистом, тотчас вскричал: «Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий». И строго сказал ему Иисус: «Замолчи и выйди из него» И сведя его судорогой и возгласив громким голосом, дух нечистый вышел из него. И ужаснулись все и спрашивали друг друга: «Что это такое? Учение новое со властью, и духам нечистым Он повелевает, и они повинуются Ему?» И тотчас прошел слух о Нем повсюду по всей стране Галилейской. И тотчас выйдя из синагоги, пришли они в дом Симона и Андрея с Иаковом и Иоанном…" [1]

======================
1. Мк 1:21-29 (пер. еп. Кассиана с дополнительными знаками препинания)
======================
 
Мы привыкли к последовательному чтению: пролог, экспозиция, развитие сюжета, кульминация, развязка. Плюс (для детей или особо «смекалистых») мораль. Но так книжки пишут сейчас. Раньше было иначе. Литературное произведение строилось по иным законам. А уж что до книг Священного Писания – особенно.  Приведенный выше фрагмент имеет структуру так называемого «хиазма» – литературной формы из нескольких параллельных строк (или даже относительно крупных, самостоятельных эпизодов), выстроенных вокруг центральной темы. В данном случае кульминацией является ключевой момент, когда нечистый дух узнаёт Иисуса:

ЗНАЮ ТЕБЯ, КТО ТЫ.

Читая такой фрагмент «по спирали», от периферии к центру и/или наоборот, от ключевой фразы к «обрамлению», читатель замечает то, чему, в ином случае, не придал бы значения. Попробуем прочитать эпизод с изгнанием нечистого духа дважды. Сначала, «как полагается», а потом – парами параллельных строк, обозначенных буквами латинского алфавита с индексами:

A 1-1, A 2-1, A 1-2, A 2-2, B 1-1, B 2-2 и т. д., до F:

А 1-1 И входят они в Капернаум.
А 1-2 И тотчас, войдя в синагогу в субботу…
B 1-1 Он учил. И изумлялись учению Его,
B 1-2 ибо учил Он их, как власть имеющий
B 1-3 а не как книжники.
C 1 И человек, бывший в синагоге их, в духе нечистом, тотчас вскричал:
D 1 «Что Тебе до нас, Иисус Назарянин?
E 1 Ты пришел погубить нас!
F ЗНАЮ ТЕБЯ, КТО ТЫ.
E 2 Святой Божий.
D 2 И строго сказал ему Иисус: «Замолчи и выйди из него».
C 2 И сведя его судорогой и возгласив громким голосом, дух нечистый вышел из него.
B 2-3 «… и духам нечистым Он повелевает, и они повинуются Ему?»
B 2-2 «Учение новое со властью…»
B 2-1 И ужаснулись все и спрашивали друг друга: «Что это такое?»
А 2-2 И тотчас выйдя из синагоги…
А 2-1 И тотчас прошел слух о Нем повсюду по всей стране Галилейской.

Если выписать параллельные строки попарно, можно заметить как совпадения, так  и отличия, над которыми, как нам видится, есть смысл подумать:

> И входят они в Капернаум.
> И тотчас прошел слух о Нем повсюду по всей стране Галилейской.

И тотчас, ВОЙДЯ в синагогу в субботу…
И тотчас ВЫЙДЯ из синагоги…

Он учил. И ИЗУМЛЯЛИСЬ учению Его,
И УЖАСНУЛИСЬ все и спрашивали друг друга: что это такое?

ибо УЧИЛ ОН их, как ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ
УЧЕНИЕ новое СО ВЛАСТЬЮ,

а НЕ КАК КНИЖНИКИ.
и ДУХАМ НЕЧИСТЫМ ПОВЕЛЕВАЕТ, И ОНИ ПОВИНУЮТСЯ ЕМУ?

И человек, бывший в синагоге их, В ДУХЕ НЕЧИСТОМ, тотчас ВСКРИЧАЛ…
И сведя его судорогой и ВОЗГЛАСИВ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ, ДУХ НЕЧИСТЫЙ вышел из него.

ЧТО ТЕБЕ ДО НАС, Иисус Назарянин?
И строго сказал ему Иисус: ЗАМОЛЧИ И ВЫЙДИ ИЗ НЕГО

СВЯТОЙ БОЖИЙ.
ТЫ ПРИШЕЛ ПОГУБИТЬ НАС!

ЗНАЮ ТЕБЯ, КТО ТЫ.

Выделив стрелочками крайние строки, мы хотели подчеркнуть, что слух об Иисусе распространяется из Капернаума по всей Галилее в результате события, которое произошло  в промежуток времени, обозначенный симметричными фразами: «ВОЙДЯ В СИНАГОГУ» и «ВЫЙДЯ ИЗ СИНАГОГИ». Красиво, не правда ли?

И еще. О том, что Иисус есть Сын Божий, Марк сообщает нам в первой же фразе своего Евангелия. Но Спасителем Его признали далеко не сразу (а иные и до сих пор не признают).

Иоанн Креститель Его не узнал.

Ученики, по крайней мере, поначалу, мечтали об обещанной славе и власти над людьми.

Книжники изумлялись и ужасались Его властью над нематериальными сущностями.

И ПЕРВЫМ, кто признал Его Тем, кто Он есть, оказался нечистый дух.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.