Формирование радиополка особого назначения

      10 июня 1942 года в жизни Дивизиона произошли события исключительной важности. Учитывая, что работа нашего Дивизиона в период битвы за Москву получила положительную оценку, особенно по предупреждению о налетах авиации противника на нашу столицу,       Генеральным штабом было принято решение об увеличении сил и средств радиоразведчастей, находящихся в непосредственном подчинении Главного Командования Красной Армии.
      С этой целью, на базе нашего 490 ОРД «ОСНАЗ» ГККА, был сформирован 1-й Отдельный Радиополк «ОСНАЗ» Главного Командования Красной Армии. Это решение было закреплено Директивой Генерального штаба от 10 июня 1942 г.
      Для формирования был отозван  из Ташкента 396 ОРД «ОСНАЗ».
      В состав Первого ОРП «ОСНАЗ» ГККА входило три Дивизиона.
 1-й Дивизион 1-го ОРП «ОСНАЗ» ГККА - по наблюдению за деятельностью авиации противника;
 2 и 3 Дивизионы – по наблюдению за сухопутными родами войск немецкой армии.
      Командиром Полка был назначен полковник Миронов Иван Миронович, награжденный орденом Красной Звезды за заслуги в Испанских событиях 1938-39 гг. Прибыл он из Ленинграда, где работал до этого в разведотделе штаба округа. Это был человек с присущими только ему своими качествами. Он был небольшого роста, и чтобы сгладить как-то этот недостаток, носил сапоги на высоких каблуках. Коротко подстриженные седые волосы, зачесанные с боковым пробором, овальное, суровое на вид, красновато-розового цвета лицо. Командир всегда был одет в хорошо подогнанную военную форму, внешне подтянут и аккуратен, быстр, подвижен и энергичен, работоспособен и обладал хорошими организаторскими способностями. По характеру он вспыльчив, но быстро отходчив, строг, требователен, но в то же время внимателен к подчиненным. И хотя в то время ему было всего только 41 год, мы все про себя его называли «батей». Ведь нам тогда было только по 20-25 лет.
      Зместителем командира полка был назначен полковник Соболев, прибывший из разведотдела Дальневосточного округа. Комиссаром - батальонный комиссар Чирков, комиссар бывшего 490 ОРД. Начальником штаба - капитан Козлов, командир бывшего 490 ОРД, позднее он получил новое назначение и вместо его начальником штаба был назначен капитан Воропаев, командир бывшего 396 ОРД. Заместителем командира полка по технической части - ст. л-т Чайка. Начальником Оперативного отделенния - ст. лейтенант Гасюк,  его помощником  -  лейтенант Добродий.
      Командиром 1 дивизиона I ОРП "ОСНАЗ" ГККА - майор Анисимов,  в 1938 году он был  командиром нашей 3 роты в Училище Связи. Начальником Оперативного отделения I Дивизиона - назначен ст. лейтенант Желамский А.Е. (начальника штаба Дивизиона по штатному расписанию не предусматривалось и его функции исполнял начальник оперативного отдела).оими помощниками были назначены ст. лейтенанты Леуский и Поздняков. Оперативными дежурными ОПО были назначены л-ты Абедь и Федоров -  выпускники Училища связи.
Переводчиком немецкого языка - л-т Иевлева. Начальником Узла связи дивизиона назначен ст. л-т Шинко. Начальником Приёмного центра Дивизиона был назначен Капитан Мотин, политруком – л-т Оберган. ПЦ размещался в д. Шаболовка, в полутора километрах от штаба Полка.
      К этому времени Дивизион был в достатке обеспечен приёмной аппаратурой и личным составом. В основном это были радисты,  прибывшие из Ташкента с 396 ОРД и радистки, прибывшие из Горьковского учебного полка. Так появились у нас Тихомирова Галя, Надя и Паша Колесовы, Кукушкина Аня, Корнеева Маша, Уважаева Таня, Поспелова Лидия, Родионова Саша, Мокрушова Паша, Мусина Ольга, Чижова Валентина, Комарова Дуся, Шекурова Вера, Кутепова Лида, Кремнева Маша, Бебенева Ася, Скобелева Валя, Левашова Муза, Комарова Нина, Давыдова Саша, Базарова Анастасия, Теплякова Юля и многие другие.
      Наличие достаточного количества сил и средств позволили нам организовать наблюдение за деятельностью авиации противника в полном объеме. К середине июня 1942 года наш, уже бывший 490 ОРД, покинул Ленино-Дачное и перебазировался в п. Черёмушки.
      Работы у меня значительно прибавилось. Увеличился объём информации, поступающей из Приёмного центра и радиопунктов в Оперативное отделение для обработки. Усложнился и сам процесс обработки поступающей информации.
      Значительно повысилась требовательность со стороны Генерального штаба к качеству добываемых нами разведданных, полноту, достоверность и своевременность представления донесений в Главное Разведуправление Генерального Штаба.
Теперь уже на наш 1-й Дивизион 1 Отдельного радиополка "ОСНА3" была возложена задача по наблюдению за деятельностью авиации противника на всех фронтах, направлениях и континентах, в основе её стояли прежние задачи:
     • выявление аэродромов;
     • базирование на них самолётов (их количество, тип и принадлежность к той или иной группе);
     • боевые вылеты самолётов  (с какого аэродрома поднялись в воздух, количество и направление полёта, цель полёта);
     • перебазирование     самолётов     на     другие  аэродромы,  фронты  и  направления. 
      На фоне грандиозных событий, проходивших летом и осенью 1942 года, работа нашего 1 Дивизиона по наблюдению за деятельностью авиации противника была насыщенной и весьма напряжённой.
      Фронт, растянувшийся от Черного моря, через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, обширная территория, занятая фашистами на нашей Земле и захваченные ими страны почти всей Европы, расширили диапазон деятельности авиации противника, а развернувшиеся ожесточённые бои на нашем фронте, активизировали боевые вылеты её самолётов.
      Все необходимые условия для наблюдения за деятельностью авиации противника и своевременному докладу об этом Главному командованию, в Дивизионе были созданы. Оперативное отделение Дивизиона имело прямую телефонную связь с Московской зоной ПВО, Противовоздушной Обороны Страны и Главным Разведывательным Управлением Генерального штаба.
      На стене в Оперативном отделении висела карта крупного масштаба. На ней были обозначены линии всех фронтов от Баренцева до Чёрного морей. На этой карте указывались  все, выявляемые нами, аэродромы противника, количество базирующихся на них самолётов. На карте указаны места дислокации пеленгаторных  радиопунктов нашего Дивизиона, расположенные вдоль фронта от Севера до Юга. В точке их расположения прикреплён на карте пластмассовый лимб с градусной разметкой для определения направления на работающую радиостанцию аэродрома или самолёта противника.
     С помощью этих приспособлений мы обрабатывали данные, получаемые по переговорному устройству с Приёмного Центра и Радиопунктов Дивизиона, которые давали возможность определять время вылета самолётов с аэродрома, их количество, направление полёта и объект бомбометания.
     Все эти данные по прямой телефонной связи передавались из нашего Оперативного отделения в ПВО Московской зоны, в ПВО страны и в Главное Разведывательное Управление Генерального штаба.
     В летне-осенний период 1942 года,  в разгар боевых действий на Юго-западном направлении, нами были разведаны:
     • новые  аэродромы   и   базирование   на   них самолётов противника;
     • переброска групп самолетов противника с других континентов на Советско немецкий фронт;
     • переброска  групп  самолетов  противника  с других фронтов на Сталинградский фронт;
     • боевые   вылеты   самолётов   противника  на всех фронтах Юго-западного и Западного направлений;
     • переброска    самолётов   бомбардировщиков "Юнкерс" с глубинных аэродромов на аэродромы прифронтовой полосы, радиус действий которых значительно меньше, чем бомбардировщиков дальнего действия "Хейнкель".
Все эти данные своевременно доводились до Генерального штаба и представляли большую ценность при планировании и проведении военных стратегических операций на Советско-немецком фронте. 
     В 1942 году в жизни нашей части произошли два незабываемых события, которые отложились в моей памяти.


Рецензии
Очень интересно, я раньше часто слышал эту абвиатуру "Осназ" - только расшифровку не знал

Владимир Шевченко   27.11.2010 11:51     Заявить о нарушении