Начальник ГРУ в Первом дивизионе

     Вторым событием 1942 года, отложившимся в моей памяти, был день посещения Радиополка и нашего 1 дивизиона Начальником Разведывательного управления Генштаба генерал-полковником Кузнецовым Фёдором Фёдоровичем.
     Это было в середине октября. Командир полка полковник Миронов вызвал меня в свой кабинет и сообщил:
     - К нам выехал начальник Разведуправления Генштаба генерал-полковник Кузнецов. Главная цель приезда – знакомство с работой вашего 1 Дивизиона. Первым будет посещение Приёмного центра. Капитан Мотин уже предупреждён. Он будет нас там встречать. Вы ждите нас в Оперативном отделении и не покидайте его до нашего приезда. Будьте готовы к докладу генералу об оперативной авиационной обстановке противника.
     Возвратившись в ОПО, я объявил об этом визите своим подчинённым, Генерал Кузнецов находился уже в Приёмном центре. Через минут 20 по телефону передали, что начальство выехало в штаб.
     Не прошло и 10 минут, как распахнулась входная дверь и в ней появилась высокая, полная, но довольно-таки стройная фигура военного в звании генерал-полковника. За ним следовал командир полка полковник Миронов. Я поднялся из-за стола и, подойдя к генералу, доложил:
     - Начальник Оперативного отделения 1-го Дивизиона 1-го Отдельного Радиополка "ОСНАЗ" Главного Командования Красной Армии старший лейтенант Желамский. Дивизион выполняет задачу по наблюдению за деятельностью авиации противника на всём Советско-немецком фронте и других континентах.
     Генерал Кузнецов поздоровавшись  со мной за руку, посмотрел на висевшую карту с нанесённой на ней линией фронта, сетью аэродромов противника и местами размещения наших радиопунктов, попросил меня подойти к ней и доложить авиационную обстановку.
Внимательно слушая мой доклад, генерал стоял полуоборотом ко мне и к карте, скрестив руки над своим полным животом, вертел двумя большими пальцами, как будто наматывал клубок ниток, при этом тихо произносил: так, так, так. Иногда он прикрывал глаза, как будто осмысливая содержание моего доклада, в то же время внимательно оглядывая карту с нанесённой обстановкой.
     В процессе доклада Кузнецов задал несколько вопросов, на которые я давал, по возможности, исчерпывающие ответы. Судя по его реакции, моими ответами и докладом генерал был удовлетворён. В конце он обратился к полковнику Миронову:
     -  Иван Миронович! Я удовлетворен посещением вашего 1 дивизиона. И Приёмный центр Дивизиона, и его штаб - Оперативное отделение во главе со старшим лейтенантом Желамским проделали колоссальную работу по выявлению аэродромной сети немецкой армии и деятельности её авиации. У вас прекрасный офицерский состав и солдаты. Надо отметить достойных. Подготовьте материал к награждению и представьте его в Разведуправление Генштаба.
     Иван Миронович, с присущей ему почтительностью, приняв стойку "смирно" произнёс:
     -  Есть, есть товарищ генерал, будет сделано.
     Уходя генерал пожал мне руку и на прощанье просто сказал:
     -  Спасибо Вам.
     Проводив генерала Кузнецова, полковник Миронов поднимался к себе в кабинет и, проходя мимо ОПО, приоткрыв дверь, пригласил меня к себе. В кабинете я увидел полковника в хорошем расположении духа и приподнятом настроении. Он был оживлён, подвижен, снисходительно благосклонен, добродушно вступил в разговор, желая поделиться со мной своими впечатлениями о результатах визита генерала. Чувствовалось, что обе стороны остались довольны этим визитом. Желая как-то выразить свою признательность ко мне, он взял меня за локоть и, перейди на "ты", по-отечески произнёс:
     - Спасибо тебе за всё, - и, как будто, устыдившись своей сентиментальности, поспешно, но спокойно сказал, - ну, ладно иди, иди работай..
     Я повернулся и вышел из кабинета.
     Пожелание генерала Кузнецова о представлении материала к награждению полковник Миронов выполнил. В январе 1943 года первая группа офицеров и солдат Полка Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденами и медалями.
     Орденом Красной Звезды были награждены командир полка полковник Миронов, начальник ОПО I Дивизиона ст. лейтенант Желамский, начальник ПЦ Дивизиона капитан Мотин, политрук ПЦ лейтенант Оберган и радиотехник ст. лейтенант Киселёв. Медалями "За боевые заслуги" награждены некоторые радисты Приёмного центра нашего Дивизиона.
В один из январских дней 1943 года ордена "Красной Звезды" нам были вручены в Кремле М.И. Калининым, о чём осталась на память фотография - групповой снимок награждённых с М.И.Калининым.
     В полку нас все поздравляли с получением правительственных наград. Это было приятное и волнующее событие. Первые 5 человек из Полка отмечены правительственными наградами, а трое из них - я, Мотин, Оберган - из 1-го Дивизиона, это большая честь для нас, и это говорит о том, что Дивизион успешно справляется со своей задачей по наблюдению за деятельностью авиации противника.


Рецензии
Коротко и ясно. Так и положено при проведении радиосвязи.

Александр Нотик   16.03.2011 13:31     Заявить о нарушении