Неосознанное общение, заключение

Немой диалог сопровождает речевое общение от начала и до конца, но не осознаётся.
Это значит, что обработка полученной информации идёт одновременно в двух плоскостях: осознанного и неосознанного мышления.
Известно, что сознание при рождении не содержит никаких знаний, и представляет собой самообучающуюся программу для руководства индивидуальным поведением в соответствии с непрерывно изменяющимся миром, в ситуациях, которые невозможно предсказать и передать это знание по наследству.
Восприятию посредством пяти органов чувств соответствует сознание, приобретенное путём обучения (названное доминирующим), логическое мышление на основе личного опыта и обучения (у людей – осознанное), ИНДИВИДУАЛЬНОЕ поведение, словесное общение (у высших животных – паралингвистическое),  новая мимика и жесты. 
Восприятию посредством ВСЕЙ воспринимаемой мозгом информации, соответствует неосознанное мышление, инстинктивное поведение и общение  с  другими  существами  с помощью врождённых способов общения, которые доминирующим сознанием у большинства людей не осознаются.
Очень многие человеческие реакции имеют двойное происхождение: обусловленные разумным сознанием, и обусловленные инстинктом.
Например, инстинктивная радость победы является рефлекторной реакцией на страдание поражения противника в психической борьбе.
А радость победы мыслящего сознания возникает от достижения своей цели, добытой трудом или борьбой.
Разумом люди презирают других людей за аморальные поступки, подлость, нечестность, клевету.
А инстинктивно - только за поражение в неосознанном психическом сражении.
Разумом люди уважают друг друга за ум, честность, благородство, мужество, знания и умения.
А инстинктивно – только за победу в неосознанной психической борьбе.
При этом человек (его мыслящее сознание) получает уже готовый вывод, что побеждённый им человек «слабее» его, а победивший – сильнее, НЕ ОСОЗНАВАЯ, что только что оба они инстинктивно померялись друг с другом «силой».
В стадном инстинкте, соответственно двум видам восприятия и мышления, появились две различные лидерские программы управления.
Одна из них, можно предположить, появилась в глубокой древности, когда стая состояла из самки и её детёнышей. У людей эта лидерская программа соответствует неосознанному восприятию, неосознанному мышлению и исключительно инстинктивному способу общения, ОБЪЕДИНЕНИЯ и ПОДЧИНЕНИЯ, без использования слов (для управления слова используются).
Лидеры этого типа объединяют людей в группу-стаю, но не ведут за собой. Их руководство, какими бы личными качествами они не обладали, всегда одинаковое и отличается только степенью воздействия на группу. И потому их можно назвать инстинктивно объединяющими (ИОЛ). Осознанное подчинение (пропущенное через критику осознанного мышления) лидер этого типа НЕ МОЖЕТ принять, к такому управлению он не предназначен. Поэтому человек, который не может подчиняться бездумно, не может быть членом его стаи и должен быть изгнан.
Вторая, более поздняя лидерская программа соответствует всем видам восприятия, общения и мышления (у людей – как осознанному, так и неосознанному). Вероятно, эта программа появилась,  когда животные стали жить парами и объединёнными стаями, ибо лидеры этого типа – самцы. Они ведут за собой на охоте и в бою, у людей - во время строительства и любого другого коллективного дела. И потому их можно назвать ведущими. 
Надо думать, некоторое время инстинкт лидеров первого типа преобладал. Но по мере развития разума, инстинкт лидеров второго типа стал преобладающим, и эпоха матриархата – завершилась.
Это - трибуны, они доказывают и убеждают, воздействуя не только на стадный инстинкт людей, но и на их осознанное мышление. Способ руководства ведущих лидеров зависит от их личных качеств, что обусловливает многообразие лидеров этого типа.
Предназначение ведущего лидера – руководство как инстинктивным, так и осознанным поведением. Поэтому осознанное подчинение его вполне устраивает.
У людей инстинктивно объединяющими лидерами бывают преимущественно женщины, ведущими лидерами – преимущественно мужчины.

Примеры  инстинктивного  выбора лидера .
Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже достаточно быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, и можно увидеть, как это происходит.
Дети были собраны для отправки в пионерский лагерь и ждали автобуса. Они ещё ничего не знали друг о друге, не успели узнать, они только МОЛЧА присматривались друг к другу, как бы зондируя и оценивая. На их лицах были БЕСПОКОЙСТВО и ТРЕВОГА.
Приблизительно через полчаса от группы детей в 60 человек, из разных мест отделились 5 наиболее уверенных, смелых, активных и смышлёных мальчиков, лет по 12-13. Каждый из них вызывал симпатию и уважение, и каждый мог бы быть лидером. Но они, ОЦЕНИВ И УЗНАВ ДРУГ ДРУГА ИЗДАЛИ, почувствовали взаимное уважение и симпатию, собрались вместе и искали взглядами ещё кого-то.
Наконец, они увидели мальчика, которого предстоящий отъезд как будто совсем не волновал. Он НЕ БЕСПОКОИЛСЯ и не нервничал - как остальные. У него был спокойный, уверенный, благодушный и скучающий вид.
Лица мальчиков осветила радость, и они тут же направились к нему. Каждый из них подходил к нему, представлялся и пожимал ему руку. На их лицах были написаны уверенность в выборе и уважение, они как бы молча говорили ему: «Ты тот, кто нам нужен».
Он был удивлён и благодарен. Мальчики вздохнули с облегчением, как будто сделали, наконец, тяжёлую и важную работу.
Закончив с выбором лидера, подростки стали оглядываться по сторонам и рассматривать окружающих детей. Осмотр их удовлетворил.
Но вот они увидели одного мальчика, у которого было злое выражение лица, и он ни на кого не смотрел. С удивлённо-возмущёнными лицами ребята направились к нему, но он, не глядя на них, всё с таким же выражением лица надел рюкзак и быстро пошёл к автобусу, так как объявили посадку. Один из мальчиков бегом обогнал его и заглянул ему в лицо. И тут же с облеченным и обрадованным видом вернулся к группе лидеров и успокоил их, что всё в порядке.
В сторонке стоял ещё один мальчик, который смотрел на толпу ребят со смешанным выражением лёгкого беспокойства и радости от ожидания предстоящих перемен. Он, как и я, смотрел на толпу в центре площади, но не видел того, что видела я.
Мальчики посмотрели на него строго, но подходить не стали. Он не заметил этого (или не обратил внимания).
В автобусе избранный лидер неожиданно повернулся к этому мальчику и посмотрел на него. На его лице были написаны: обида, удивление и насмешливо-возмущённое пренебрежение, что можно было перевести на язык слов приблизительно так: «Я не достаточно хорош для тебя, чтобы признать меня лидером»? Но тот мальчик опять ничего не понял.
В лагере лидеры называли этого мальчика "профессором", хотя ни стремления к знаниям, ни особого ума или таланта этот ребёнок не обнаруживал. Они дали ему прозвище: "профессор" потому, что он имел своё собственное мнение, отличное от их мнения, но не преследовали его. Они поддерживали порядок в лагере, быстро разрешая возникающие конфликты, а своей активностью делали жизнь детей насыщенной и интересной.
А вот пример выбора лидера в малой группе - среди взрослых людей. В этом выборе осознание также не принимало никакого участия. Это была туристическая группа, в которой уже был координатор — экскурсовод. Кроме того,  пребывание в этой группе заведомо должно было быть кратковременным — 10дней. Причин для выбора нового лидера как будто бы не было.
Члены туристической группы постепенно собирались на вокзале. Люди держались безлично и настороженно. Когда экскурсовод объявила, что вся группа  в сборе (8 человек), - неожиданно наступила тишина. Люди как будто ощущали растерянность и беспокойство. Они молча вопросительно заглядывали в глаза друг другу. Наконец их взгляды остановились на молодой женщине. Застенчиво и покорно улыбаясь, они как бы молча спросили у неё: "Ты наша мама?". 
Выражение её лица и глаз было строгим, его можно было понять, так:  "Может быть. Если заслужите. Я подумаю". Их глаза и лица выразили готовность подчиняться. Она снисходительно согласилась.
Люди с надеждой и благодарностью робко смотрели на лидера, как на высшее существо, которое даст им нечто крайне важное.
Эта молодая женщина была обычным ничем не примечательным человеком. Она вела себя приветливо, спокойно, скромно, без видимой агрессивности или властности. А её мнение никогда не отличалось от общепринятого.
Из разрозненных людей она создала сплочённую группу, не проявляя ни малейшей активности. Но каждый из них был сплочён только с ней, а не друг с другом.
Она НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА и ничего не делала, ОНА ТОЛЬКО СМОТРЕЛА в ответ  на их ищущие взгляды: строго, сурово, поощрительно, ласково - и т.п. Но именно она решала, куда всем идти и что делать. Все сразу соглашались, и конфликтов не было.
Из этих примеров видно, что выбор лидера начинался после того, как люди осознали, что собрались уже все члены будущей группы. Этот вывод осознанного мышления запустил программу инстинктивного поведения.
Взаимодействие людей осуществлялось с помощью неосознанных невербальных способов общения, инстинктивно. А информацию, полученную во время этого общения,  мозг людей анализировал без участия осознанного мышления. Сознание людей получило уже готовый вывод.
В первом примере действия мальчиков (в течение нескольких минут ставших лидерами небольших групп незнакомых и вербально не общавшихся друг с другом детей) при выборе лидера всего лагеря - были инстинктивными и частично осознанными. Они понимали, что выбирают лидера. Они представились избранному лидеру и выразили ему своё одобрение. А слова - это работа ведущего сознания.
По этим признакам можно предположить, что это был выбор ведущего лидера (ВЛ), что позже подтвердилось.
Но сам выбор они НЕ МОГЛИ СОВЕРШИТЬ ОСОЗНАННО, потому что они НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ о выбранном ими человеке и не общались с ним. Они увидели его издали и сразу поняли, что он - самый сильный лидер.
Действия взрослых людей во время выбора лидера в МАЛОЙ группе были полностью инстинктивными и неосознанными, молчаливыми, без слов, без жестов, только взгляды и едва уловимые изменения мимических мышц, которые обычные люди не замечают и не осознают.
Их сознание получило готовый вывод неосознанного мышления:  эта молодая женщина – и есть лидер, который создаст из них – стаю.  Способ выбора этого лидера, и способ её управления группой, дают основание считать, что она была – инстинктивно объединяющим лидером.
Видимо, выбор лидера - это неосознанное сравнение образа объекта с собственным образом. Очень быстрое, с первого взгляда. Если человек чувствует, что сравниваемый объект может подчинить его, то он признаёт его для себя лидером. И уже больше не выбирает. Если нет, – смотрит дальше. То же самое происходит со следующим объектом. Наконец толпа разделяется на серую безликую массу и несколько авторитетов, равных между собой. Выбранные авторитеты выбирают вождя.
Но это сравнение осуществляется по разным параметрам. При выборе ведущего лидера, мозг людей в первую очередь сравнивает степень выраженности друг у друга инстинктивной способности вести за собой.
При выборе инстинктивно объединяющего лидера оценивается и сравнивается не способность вести за собой, а инстинктивная способность объединять людей в единый организм (как рой у пчёл, например).

Инстинктивное поведение, как совокупность врождённых автоматических действий, запускается не конкретным раздражителем, а всей ситуацией.
СИТУАЦИЯ ОЦЕНИВАВАЕТСЯ ПУТЁМ ОСОЗНАННОГО И/ИЛИ НЕОСОЗНАННОГО МЫШЛЕНИЯ, затем сравнивается с генетической памятью об аналогичной ситуации. Если
есть совпадение,  – включается инстинктивное управление, общее для всего вида.
Например, как только люди ОСОЗНАЛИ, что собрались ВСЕ члены будущей группы, начался инстинктивный выбор лидера.
При несоответствии идёт дальнейшее сравнение -  с личной памятью о собственном опыте.
Если есть совпадение - работает индивидуальная программа управления, созданная на основе этого опыта.  Новый опыт так же учитывается при очередной встрече с похожей ситуацией. Программа индивидуального поведения - совершенствуется. Возможно, так рождаются инстинкты.
Если и при  сравнении с собственным опытом нет соответствия, ситуация новая, она исследуется методом проб и ошибок. Составляется новая программа поведения. Новая информация анализируется и запоминается.
Программу индивидуального поведения мозг составляет на каждый случай жизни. Заметить это достаточно легко.
Например, человеку нужно убрать квартиру или своё рабочее место. Но беспорядок настолько сильный, что человек не знает, с чего начать. Он садится и с растерянным видом смотрит на предстоящее поле деятельности, без мыслей, только ощущая чувство, близкое к отчаянию.
Проходит несколько минут. И, вдруг, человек чувствует уверенность в том, что он знает, что и как ему нужно делать. Он встаёт и начинает работу. Его действия быстрые и чёткие, как будто уже рассчитанные. Этот расчёт – и есть программа поведения, составленная именно для этого случая.
То же самое происходит и в походе при встрече препятствия или трудно проходимого места. Человек останавливается и некоторое время смотрит на дорогу, без мыслей, как будто просто изучает её. Через несколько минут у него появляется чёткий план действий.
Но когда у человека уже есть опыт в похожих ситуациях, мозг сравнивает конкретную ситуацию с личной памятью, вносит необходимые поправки, и составление индивидуальной программы поведения происходит быстро и незаметно для человека.
Между осознанным и инстинктивным видами управления поведением существует взаимное влияние. Сознание может остановить инстинктивное действие усилием воли или не подчиниться «внутреннему голосу».
Инстинкты воздействуют на сознание, внушая ему влечение к определённой цели и направляя его поведение эмоциями. Поощрительное действие инстинкта может ощущаться как счастье, а наказующее – как глубокое страдание.
Следующая глава иллюстрирует все виды неосознанного общения во время инстинктивного поведения людей.


               


Рецензии