Оценивая красоту

    
Выражаю искреннюю благодарность и большую признательность всему коллективу виртуальной площадки авторского творчества ПРОЗА.РУ, гостям сайта и всем, кто читает меня!    

     Хаким Фаршид:
    
     ОЦЕНИВАЯ КРАСОТУ
    
     [Некоторые абстрактные заметки]
    


     Полагаю, мало, кого удивит констатация аксиомы о том, что в сфере творчества, как и в плоскости интеллектуальной деятельности, вообще, более распространённой темы по своему профильному спектру, кроме красоты автор этих строк не припоминает. Так же, как утверждение факта о вековечной востребованности самого этого феномена не у кого не вызывает возражения. Красота – это тема, изучением которой заняты буквально все: и литераторы, и культурологи, и философы. О ней пишут специалисты по эстетике, её восславляют поэты, её изображают деятели искусства, красоту увековечивают художники, её отображают артисты…
     Красота в моём представление – понятие абстрактное, относящееся к сфере созерцания, логики и онтологии. И это понятие досягаемо в основном двумя путями:
     а) путём познания, духовного осмысления – постижение мыслями;
     б) путём созерцания.
     Именно поэтому красота обретает конкретную окраску, получает конкретную форму. При изучении этого феномена следует узнать, с какого ракурса её оценивают.
     Красота в моём представлении одновременно выступает бинарным понятием: в ней в одно и то же время кроется и божественность, и чудовищность. Порою говорят о красоте как о высшем образе онтологического совершенства, – подразумевая под ней нечто полярное, двоящееся, противоречивое, страшное, ужасное. Поэтому оценивать её целесообразно с разных позиций:
     – как ценностно-овеществлённое явление;
     – как живой организм;
     – как духовная сила.
     Красота – овеществляемая и вызывает собственническую страсть, рвение к её освоению. Отсюда, красоту различают как натуральную, производную и духовную.
     Для одних она – источник вдохновения, символ совершенства, а для других – предмет роскоши, олицетворение наваждения и бурных страстей. Одни её почитают, другие проклинают. Для одних она выступает признаком присутствия святости, для других олицетворением сатанизма и злого духа.
     Красота по природе – бинарная. Вызывает восторг и ненависть, любовь и зависть, притягивает к себе и отторгает от себя.
     Красота – разрушительна и созидательна… разрушительная сила, заложенная в красоте, функционирует более завуалировано, более скрыто. В обыденном сознании об этой силе слышим как о магии красоты, колдовских чарах. Она спрятана как в глазах красивых созданий в виде ядовитой стрелы – это ресница чарующих глаз; она спрятана и в обольстительной улыбке женщин, она кроется и в нежном голосе красных девиц…
     Говорят, красота - выразительна. Я же утверждаю, что красота - обворожительна. Она приведёт в восторг, вдохновляет. В своём беглом поиске о красоте, осмысливая значение красоты в русской прозе, я остановился на произведениях Ф. М. Достоевского. В дореволюционной России Фёдор Достоевский, говоря о красоте, искал в ней спасение мира. А Николай Бердяев ратовал за божественный покой красоты, за её платоническую идею. Достоевский в ней видел огненное движение, трагическое столкновение. Красота раскрывалась ему через человека. Он не созерцал красоты в космосе, в божественном миропорядке. Отсюда – вечное беспокойство и в самой красоте. Нет покоя в человеке. Красота в представлении великого русского писателя захвачена гераклитовым током.
     Я же опьянён красотой, живу ей и обоготворяю её! поэтому воспеваю красоту…

     P.S.: Желающие могут ознакомиться с продолжением этой темы в другой моей работе: «Сага о «неприлётной» птичке» (http://www.proza.ru/2010/02/11/756).
Фаршид Хаким. Рождество Христова, 7 января 2010 года.


Рецензии
Всё измеряется в каких-то единицах и только красота - на глаз. (с)
Тревожно. За здравый смысл, красоту и будущее.
Красота спасёт мымр! | Четыреста капель валерьянки и салат
Просто так... подобрала, чтобы улыбнулись))

Любушка 2   28.02.2019 12:50     Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.