Сущность глава 4

ГЛАВА 4
1
   - А эта серая плесень на море, что это такое? – спросил Артем. – На нефть не похоже.
   - Не похоже, - согласился Назаров. – Да в наше время чего только не бывает. Вон, летающие тарелки появились, Лох-несское чудовище, говорят, в озерах водится. Сплошная аномалия.
   - А тунгуска чего стоит, - подал голос Василий. – Вон, девяносто лет назад в ней такой метеорит рухнул, что на сотни километров вокруг все деревья повалил.
   - Да и не просто повалил, - вмешался Артем. – А опалил все. Огня, говорят, вовсе не было, а деревья пожгло.
   Назаров кивнул головой. 
   - Слыхал об этом, как же, слыхал. Только никто ничего конкретно так до сих пор и не выяснил. И кратера там не было, да и самого метеорита не нашли. Деревья все опалены, а следов никаких нету.
   - Не иначе, как радиация это была, - сказал Артем. – Только при радиационном облучении такое бывает.
   - Ага, понапридумывали тут всяких радиаций, а природа и человек страдает.
   - Это что, - сказал Артем, хрупая огурцом. – Я слышал, что год назад в океане чудовищ обнаружили. Вроде бы это были акулы-мутанты, но у них мозг разумным стал, и они могли мысли людей читать. Так вот, эти мутанты хотят теперь человечество уничтожить, так как мы для них угрозу представля-ем.
   Назаров с раздражением сплюнул.
   - Что ты, Артем, как маленький ребенок, сказки такие глупые рассказываешь! Ну, в самом деле! Тебя все на мистику какую-то тянет. Словно вот в жизни никаких проблем больше нету.
   Артем сделал неопределенный жест.
   - Уж лучше давай поговорим о земных проблемах, о том, что волнует больше всего. Вон цены-то как подскочили, сам видишь. Совсем нас, простых людей, задушить хотят. Взять хотя бы самое главное в человеческой жизни.
   Назаров кивнул на бутылку, в которой еще оставалось немного водки.
   - Сколько она сейчас стоит? А? Если так пойдет дальше, то волком взвоешь!
   Василий согласно закивал, подтверждая слова Назарова.
   - Да, Борис, правильно говоришь. Раньше то, в советское время, я, по трояку, сколько мог на получку ящиков водки купить. А теперь? Это же надо цены так взвинтить, чтоб им всем пусто было.
   - Вот-вот, - подхватил Назаров. – А потом удивляются, почему это население самогон гонит. Ну, сами бы подумали, без водки, ну что за жизнь может быть.
   - Да никакой жизни, - подтвердил Артем. – Ежели не пить, то зачем вообще тогда жить?
   - Вот именно. А то вздумали же с пьянством бороться. Русский народ испокон веков пил, пьет, и будет пить. И не с водкой бороться надо, а создавать такие условия, чтобы человек и пить мог, и жить, как человек.
   - Вот это другое дело, - сказал Артем. – Вот за это я тебя, дядя Борис, и уважаю.
   Они помолчали. Затем допили остатки водки, закусили соленым огурцом.
   - Нет, - сказал после паузы Назаров. – Я считаю, что все беды нашего народа от несвободы.
   - Как это? – спросил Василий.
   - А так. Человеку не дают проявить свой потенциал, не дают свободы деятельности. Если бы человек мог поступать согласно своей внутренней сущности, своей природе, то тогда бы он был счастлив. Рай на земле возмо-жен лишь тогда, когда человек не будет ничем ограничен. Никакими узкими рамками общепринятых стандартов и норм нельзя сдерживать человека.
   - О, дядь Борь, ты говоришь прямо как ученый, - с затаенным восхищением произнес Артем. – Ни слова у тебя не поймешь.
   - Объясняю, - покровительственно сказал Назаров. – Человеку с пеленок вдалбливают в голову определенные стандарты и нормы поведения. Это хорошо, а это плохо. Так поступать можно, а так нельзя. Зачем все это? Человек должен поступать так, как считает нужным. Он сам должен создавать себе критерии и нормы поведения. Вот, хотя бы, как это делается в либеральных странах. Там у человека над душой никто не стоит. Он сам решает, что ему делать, и как ему жить. Но и там нет полной свободы действия у человека.
   Артем задумался.
   - Ну, а как это будет выглядеть на деле?
   - А вот так и будет. Ты только представь себе, что ты будешь свободен в своей деятельности. Ты на что сейчас живешь?
   - Ну, езжу в город на заработки.
   - Правильно, на заработки. А почему ты туда ездишь? Почему не зарабатываешь здесь, в селе?
   - Так ведь здесь не платят, возможности нет заработать.
   - О, вот ты и сам ответил. Потому что у тебя нет возможности себя реализовать. Нет у тебя свободы на это.
   - А кто же ограничивает эту свободу? – спросил Василий.
   - Как это кто? Правительство и ограничивает. А также и внушенные школой и обществом лживые моральные ценности. Вроде тех, которые утверждают, что не должно быть частной собственности. А без частной собственности человек не сможет существовать. Это уже не человек будет, а раб, лишенный всего. Он уже не сможет быть полноправным человеком, ибо будет всегда завидовать и ненавидеть того, кто что-то имеет. Ведь нас как учили; человек - это только винтик в государственной машине, и не должен проявлять свое «я». Не должен выделяться из общества, а должен быть таким, как все остальные. А это губительно для личности, а человек должен быть личностью. И руководствоваться он должен не общественными законами, а внутренними, поступать так, как велит ему его совесть, так сказать, внутренний голос. А общественные законы человека ломают, делают его ра-бом, лишенного собственной воли, собственной точки зрения, собственного мнения. Освободи человека, и тогда наступит на земле эра счастья, потому как человек способен быть счастливым только тогда, когда он будет внутренне свободен. А у нас же семьдесят лет проводилась политика превращения населения в послушных рабов, безропотных и крайне запуганных, которые уже не могут проявить своей инициативы, поэтому мы и катимся в пропасть.
   - Интересная теория, - произнес Василий. – Ну, а какой должна быть форма государственного правления?
   - Сейчас скажу. Форма правления должна быть народной. Народ должен править государством.
   - Ну, это мы уже слышим с семнадцатого года. А как конкретно это должно выглядеть?
   - Элементарно. Законы должны приниматься народом. Инициатива должна исходить от народа, и путем простого голосования эти законы должны претворяться в жизнь. Большинством голосов. Ведь народ же не сможет создать закона, который бы оборачивался во вред ему самому. Правильно? Следовательно, только сам народ может придумать и принять мудрый закон, который шел бы на благо ему самому.
   Василий недоверчиво покачал головой.
   - Народ, говоришь? Так ведь подавляющее большинство мировых правительств пришло к власти именно благодаря поддержке народа. А каков результат? Разве принесло это народу счастье?
   - Так потому и не принесло, что странами-то правил не народ, а отдельные его представители. И они-то и использовали власть исключительно в своих личных целях и интересах. Принимали решения и составляли законы они, а не народ. Если бы не было правительственной элиты, то тогда бы и не было злоупотребления властью, потому как закон был бы для всех един, и принимался бы он народом, а не чиновниками, находящимися у власти.
   - Это что же, кухарка должна управлять государством? – спросил Артем.
   - А почему бы и нет, - воскликнул Назаров. – Вернее, не она одна, но она тоже должна принимать участие в принятии законов. При таких условиях исключены несправедливые законы. Точнее, они могут возникнуть, но, как только народ поймет, что эти законы несправедливы, он тотчас их отменит, и издаст другие, более справедливые. Таким образом, в государстве будут царить справедливые законы, и народ будет счастлив. На его свободу выбора никто не будет давить, и принуждать, человек окажется полностью свободен.
   Василий затушил окурок, который курил, слушая Назарова, и спросил:
   - Ну, а какой закон ты бы сам предложил?
   - Я?
   - Да.
   Назаров немного подумал.
   - Ну, хотя бы такой, чтобы простого мужика не прижимали на работе.
   - Это как?
   - А очень просто. Сейчас вот новая власть не позволяет человеку пить. Ну, что такого, если человек немного выпьет на работе, пусть даже переборщит, пусть даже прогуляет день-два. Так что же, его за это увольнять? А если у человека горе, если на душе тяжело. Что, он не имеет права выпить, чтобы дать отдохнуть душе. Человек же не железный. Надо дать ему расслабиться, утолить его тоску, а потом, когда ему полегчает, снова принимать на свое ме-сто.
   - Во! – поднял вверх палец Артем. – Вот это правильно. Это я одобряю. А то, что же это выходит, куда человек не устроится на заработки, везде над ним как жандармы стоят. Продохнуть спокойно не дают. Неужели не пони-мают, что человек без водки не человек? А бабы наши тоже хороши. Стоит только выпить немного, как они сразу же скандал затевают. Сразу же! Ну, скажи по совести, дядя Борис, ну какое им дело до того, пью я или нет? Это мое личное дело. Я же к ним не лезу с советами, как жить. Не лезу! Почему же они к нам лезут? Они лишают нас свободы, свободы действий. А потом удивляются, почему же это мужики из дома бегут, почему мы несчастны, почему в доме скандалы. Свобода нам нужна, свобода! Мы же их не ограничиваем в их свободе действий, пусть и они нас не ограничивают.
   - Правильно, - подтвердил Назаров. – Золотые слова. Я вижу, что ты меня понял. Эх, выпить бы еще.
   Назаров тоскливо посмотрел на пустую бутылку.
   - Василий, у тебя вроде бы твоя баба самогон гнала.
   - Ну, гнала, - пожал плечами Василий. – Так то когда было. Она уже, наверное, с неделю ничего не гонит.
   - Хм, вот ведь невезуха, - разочарованно произнес Назаров. – Ну, так ничего и не поделаешь. Надо расходиться по домам.
   Мужики поднялись.
   - Ну, до завтра, дядь Василий, - попрощался Артем.
   - Ну, бывайте, - напутствовал мужиков Василий, скрываясь за дверями своего дома.
   Артем с Назаровым побрели прочь.
2
   Деревенские женщины тоже судачили о происшедшем. К вечеру уже все село знало о событии. Жизнь в селе всегда шла тихо и монотонно, ничего необычного никогда не происходило, и люди были рады тому, что и у них произошло что-то необычное, о чем можно было вдоволь поговорить. Дом Константина стал объектом пристального внимания. Но, учитывая тот факт, что никто, кроме Назарова, Артема и Василия, не видел Константина, не видел его состояния, то рассказы людей были полны домыслов, и не имели под собой никаких оснований. Одной из версий было то, что Константин просто искупался в холодной воде, и его хватил паралич.
   Второй версией было то, что на Константина напало морское чудовище. Был ли это доисторический динозавр или же обычная акула, роли не играло. К берегам действительно часто заплывали акулы, хотя не было ни одного случая, чтобы от них пострадали люди. 
   Многие любопытные, чтобы выяснить все точно, пытались пробраться в дом Константина, но Елена решительно выпроваживала всех, не позволяя никому войти внутрь.


Рецензии