Россия опять беременна революцией

«Нет ни единого права, принадлежащего человеку, которое не было бы продуктом насилия»
Марк Твен

  Я прочел этот эпиграф в 1961 году, в томе 12 Собрания сочинений Марка Твена, и поразился чеканной форме и афористической выразительности изречения. Но не сущности. У моих сверстников, вскормленных революционными идеалами, она ни малейших сомнений не вызывала. Вообще, русская демократическая традиция всегда признавала значение и необходимость революций в историческом процессе, а уж русская интеллигенция просто преклонялась перед романтикой классовой борьбы, идеалами и завоеваниями Великой Французской Революции, чем и объясняется популярность бессмертной «Марсельезы», книг Гюго, Войнич и т.п.. Лучший рассказ кумира моей юности – Джека Лондона, «Мексиканец» – о том же. Успехи и вожди Октябрьской Революции воспевались полвека,  и, хотя состав вождей со временем менялся, к ее оценке никто прикасаться не осмеливался.
  Потом возникли сомнения. Эта дурацкая Советская власть так запакостила всю прилегающую область жизни, права, идеалов, что постепенно вызвала стойкую идиосинкразию, то есть непроизвольное отвращение ко всему, с ней связанному. Я не упоминаю о КПСС потому, что очень давно понял, что такой политической партии  никогда не было. Российская Социал-демократическая Рабочая Партия в 1918 году прекратила свое существование, а на ее месте возник и разросся огромный военно-бюрократический монстр, который для блезира называли «Партией», да еще, как для смеху – «Коммунистической», наверное, Карл Маркс в гробу флюгером вертелся от такой шутки. Постепенно, по мере проявления страшных катаклизмов Гражданской войны и Большого Террора, общество вспомнило слова Пушкина о «русском бунте бессмысленном и беспощадном» и преисполнилось отрицанием всякого кровавого экстремизма.
  Стало понятно, что все эти кровопролитные гражданские бои – наследие отсталости и беззакония, что нормальное демократическое развитие – результат гуманитарного эволюционного процесса, при котором политические противоречия не возникают, ибо предупреждаются нормальными цивилизованными средствами. Русское общество прониклось верой в благодетельные свойства плюрализма, оставалось только ждать, когда они себя «окажут».
  К сожалению, реально наблюдается нечто диаметрально противоположное. Жуткий разрыв в доходах населения непрерывно расширяется, минимальное участие граждан в управлении государством прекращается, промышленность и сельское хозяйство России продолжают разрушаться, а сама Россия – разоряться и вымирать. Две причины ускоряют социально-экономическую деградацию. Во-первых, из бюджета изъяты и вложены в иностранные банки и активы, а также в российские элитные домовладения колоссальные средства. Еще ни одно государство в истории не было так полно и беззастенчиво обворовано, как Россия за эти 18 лет. Во-вторых, современные российские богачи откровенно плюют на чувства населения и ведут себя так, будто желают вызвать наибольшее возмущение сограждан. Два наиболее наглядных примера – Батурина, которую не удерживает даже забота о репутации супруга и Абрамович, который представляет нацию, отмеченную своей высокой интеллектуальностью и осмотрительностью. Жадность паче разума. Тормоза не работают.
  Апатичное население копит злость, хотя пока сохраняет равновесие. Русские от природы имеют огромный запас терпения, но обстановка непрерывно ухудшается. Дело в том, что в России, опять же, по традиции,  умные люди от властных полномочий открещиваются, как черт от ладана, настолько они скомпрометированы злом и корыстолюбием, бюрократия же, которой они делегированы, не обремененная верой в плюрализм, верховенство права и прочие демократические предрассудки, нисколько не желает демократического развития и неуклонно борется с его проявлениями.
  Эта энергичная деятельность вознаграждается очевидными успехами: Россия раком пятится от демократических порядков, и нет политических сил, которые помешали бы этому движению. Администрация нашла и отладила несколько эффективных инструментов насилия, прежде всего: контроль над телевидением и разгон уличных собраний, которых ей вполне достаточно для сохранения положения в стране.
  Таким образом, становится ясно, что и в просвещенном ХХI веке, права завоевываются в борьбе, а изречение Марк Твена «вечно, ибо оно верно».
  Россия неуклонно движется к территориальному распаду или революции. Пока неясно, что настанет раньше. Первое более или менее понятно, а откуда возьмется революция, сейчас даже предполагать трудно. Однако, поскольку Россия движется именно в этом направлении, значит, раньше или позже придет, нравится нам это, или нет.
  Несколько отважных и талантливых подвижников и подвижниц – совесть нации, вопиют, надрываясь, о разорении, неустройстве и надвигающейся гибели. Пока их почти никто не слышит, но, по мере дальнейшего ухудшения качества жизни, здравоохранения и образования, число благодарных слушателей будет неуклонно прибывать. А в России социальные взрывы происходят непредсказуемо и мгновенно. В августе 91 никто не ожидал миллионных толп на улицах, но час пробил – они явились. Вообще, поддержание порядка требует усилий, а революции – полный беспорядок, поэтому происходят сами собой. Л.А.Радзиховский полагает, что интеллигенция пострадает при любых народных волнениях. Это, конечно, не совсем так, но, что культура, наука, здравоохранение, образование, социальные службы, от революции пострадают, а вместе с ними – интеллигенция, не вызывает сомнения. Однако, интеллигенция, как всегда, болея за обманутый и ограбленный народ, будет, как всегда, приветствовать и поддерживать революцию, хотя бы и себе во вред, впрочем, ее мнения, опять же, как всегда, никто не спросит.
  Э.Алкснис       Edu56        30.12.2009


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.