Кононов Виктор Егорович

Вместо предисловия.

Странное совпадение: в пору, когда я о Викторе Егоровиче Кононове (1935.07.15.- 2019.06.09.) ещё ни сном, ни духом не знал, и жил совсем в другом конце страны - работал до армии в Сибири (1970-1971гг), работать мне довелось с сыном этого самого "Буденовца", изображенного на фотографии - Николаем Михайловичем Кононовым. Фотография была опубликована на обложке журнала "Советское фото".(У них там, в Архангельской области, Кононов - чуть не каждый пятый).
 
Он (сын Будёновца) был тогда начальником ПТО (производственно-технического отдела) Иркутского леспромхоза, я - помощником лесничего в этом же поселке, и по тайге вместе с ним набродили мы не один десяток километров, и ночевали не раз у таёжных костров, и водочки искушали изрядно в разговорах и компаниях...
 
Когда в 1982 году мы с Виктором заехали в Шаманку, что в полусотне км. от Иркутска, (повесть "Поехали с орехами"), где и работал, как выяснилось тогда же, наш общий знакомый, тот уже, оказывается, перевелся с повышением в какой-то дальний леспромхоз... Встреча с ним не состоялась, но это странное совпадение навсегда осталось зарубкой в памяти.

А из той поездки выросла потом повесть "Поехали с орехами"...
http://www.proza.ru/2010/01/07/551



Этот монолог я записал в 1985 году, к пятидесятилетию Виктора.


                (***)


…Да не боюсь я микрофона! Причем здесь микрофон? Я просто не понял, что ты хочешь узнать. Ты хотя бы вопросы наводящие задавал, чтобы понятно было о чем вести разговор: о работе, о биографии или о фотографии. Иначе у нас может получиться разговор о чем-нибудь совершенно отвлеченном, совсем не касаясь той темы, на которую ты хочешь выйти…

…С рождения я на Севере. Архангельская область, где я родился, не Север, что ли? Такой же Север, мало, чем отличается от Мурманска. Там, можно сказать, и начиналась биография. В Котласе до армии окончил ремесленное училище. Два года работал после ремеслухи. Потом пошел в армию. Пошёл служить в 55 году. Последний год служба, после Новой Земли, проходила в Мурманске. Демобилизовался, домой приехал… и решил, что надо снова ехать в Мурманск. Ну, что дальше? В Мурманске женился сразу после армии, и стал работать сварщиком. Если считать вместе с ремеслухой – двадцать восемь лет сварщиком отпахал. Почему с ремеслухой? А потому, что там режим такой: день учишься, день работаешь.
Фотографией как начал заниматься? Брат старший со службы в отпуск приехал с фотоаппаратиком, «Зоркий», первый выпуск. Для меня это было… знаешь! Пацан ещё, крутился возле него, хотелось иметь такой фотоаппаратик. Он это понял. Уезжал – подарил. Снимал друзей: поставлю к кустику, к памятнику какому-нибудь или палисаднику – сниму; печатали с ребятами. До фотоклуба я фотографию только так и понимал. Это Молчанов Андрей Игоревич – спасибо ему – меня встретил, – я уже работал тогда после службы сварщиком на заводе, – говорит: что ты тут занимаешься чем-то, надо по-настоящему фотографией заниматься. Приходи, говорит, в клуб. В музее краеведческом был тогда клуб.
 
Я зашел. Бославский Илья Абрамович был председателем клуба, он уже имел какой-то опыт, представлял, что такое фотоклуб. Первые ребята были: Громов Игорь, Андрей Молчанов, Барков, Ящерицын Иван. Вот туда я и пришёл. Там-то я и увидел настоящую фотографию. Форма-ат! Техника!.. это тебе не люди, поставленные к кустику или памятнику. А там, в клубе планы составлялись, творческие отчёты. Я как раз и попал на чей-то творческий отчет. Смотрю – такие разговоры о фотографии, о технике, о композиции, о смысловой нагрузке! Для меня-то до тех пор казалось: фотография – это или на память для семейного альбома, или на документы… А тут оказалось совсем другое. Помню, как начал снимать, как хотелось показывать снятое. Творческий отчёт первый сделал. Раздолбали-и! В пух и прах. Разнесли… вообще, по кочкам. Но когда первый отчет делал у меня уже «Буденовец» появился. Этот «Буденовец» сильной работой оказался. Я его и сейчас таким считаю. А это где-то в году 63-м было. Я тогда ещё стеснялся как-то; там такие асы, корифеи…

 Бославский в мореходке преподавал, Игорь Громов регистром работал, Молчанов – начальник информационного бюро!.. А кто я? Сварщик вшивый. Да я и в фотографии слаб был, конечно, и интеллект мой, эрудиция оставляли желать… как говорится. Там и офицеры были с большими погонами, а ведь я служил простым матросом. И меня это, вообще-то, угнетало. Боялся даже выступать, говорить боялся первое время. Потом, с годами, как-то пришло.

Воодушевил меня все же этот «Буденовец». Это был мой первый успех. Его напечатали на обложке журнала «Советское фото», он получил премию на конкурсе в Москве. Это действительно стало для меня неким толчком, переломом, я бы сказал, веру дало, что ли, в то, что я тоже могу что-то.

В то время я уже запоем снимал; меня долбали, ругали… так, например, я снимал какие-то замерзшие цветочки под снегом, мне казалось: это что-то! А мне говорили: ну, и что? Что здесь такого? Теперь-то, конечно, я и сам понимаю: «ну и что?» Недавно мне кто-то сказал: «Сейчас я принесу тебе слайды, покажу, и ты закачаешься». Ну, и что ты думаешь, он приносит? Цветочки, бабочки, листики… Я его спрашиваю: «И что здесь качаться? Меня за это двадцать лет назад долбали, как мальчишку». Хотя, если подумать, тоже ведь какое-то начало…

Где печатал? Ой, если тебе рассказать, где я печатал!..  Меня сейчас очень даже удивляет: в таких условиях живут! Квартира отдельная, ванна, кухня. Работай, – сколько тебе влезет. А в то время я жил в доме без удобств, с печным отоплением, три хозяина в квартире, где у нас была комнатушка. Второй ребёнок появился. Надо было находить время, чтобы печатать. В тазик ведром натаскаешь водички, ждёшь, когда все улягутся, потом печатаешь. И всё успевал. Глянцевал на стёклах. Ещё удивлялись: как это ты успеваешь, вроде бы такая работа тяжёлая? Только вчера снял, и уже успел сделать, принести, показать! Да я и сам себе удивлялся: откуда такой неуёмный интерес и желание творить?

Кто-то мне предложил, не помню, то ли в фотоклубе, то ли администрация дворца Кирова, (в то время фотоклуб уже в ДК перебрался) заняться детским фотокружком. Я очень волновался тогда, ведь никогда не приходилось мне работать с детьми, а, к тому же, у меня никакого специального образования. Работа с детьми, мне тогда казалось, непременно требует какого-то образования. Сейчас я так не считаю, по крайней мере в отношении обучения фотографии. Думаю, что не надо быть таким уж заумным, шибко, так сказать, грамотным, а надо просто любить детей, любить фотографию и отдаваться этому сполна. Если всё это будет, то, в конце концов, вся твоя отдача обернется тем же самым. Знаешь, как мы сдружились с этими ребятишками!.. Другой раз уйдём в поход, с аппаратами! с футболом! верёвки возьмем – качели сделаем! Гоняешь в футбол, вместе с ними носишься или на ворота встанешь, и так они увлекутся!.. Кричат мне: «Ты! Мазила! Пролопушил!» Потом глянет виновато: «Извини-ите-е…». Я говорю: «Гони в ворота! Извиняться потом будешь! Сейчас не до извинений». И здесь же набирается материал для работы. Иногда гоняешь, гоняешь в футбол, а потом крикнешь: «Ребята! Мы зачем сюда приехали!? Фотографировать!» Они бросаются к фотоаппаратам… и тут в футбол не с кем играть.

Говоришь им: «Надо учиться делать и то, и другое, отдыхать и снимать этот отдых». И вот все эти походы, игры, они, знаешь, как сближают! А фотографии обучались мы с ними в живом разговоре. Ребята ведь не любят писанину, в школе написались. Поэтому и я им давал понять, что теория в фотографии – не главное, главное – почувствовать, увидеть, полюбить это дело, научиться самому понимать свои ошибки, чувствовать свет и композицию. Я пытался им на примерах объяснить, что фотография – это по-настоящему серьёзное дело, это искусство, в котором, чтобы добиться успеха, надо много работать, а не просто искать в ней забаву. И мне казалось, что главное – привить им любовь к фотографии, которая, вполне возможно, останется у некоторых на всю жизнь.

Были ли плоды? Вон, Слава Басов, чем тебе не «плод». Он был маленький пацанчик, меньше всех ростом. Вид у него был такой, что мне казалось: мама его через дорогу за ручку переводила. Попытался я его домой отправить, но он упорно так лез! Мне, говорит, купят фотоаппарат, и всё!.. На следующее занятие пришёл с фотоаппаратом. А теперь! Теперь уже Славка не мой ученик, теперь я у него учусь. Во многих вопросах художественной фотографии – он мой учитель. У него оказался глаз художника, и взгляд такой, до которого мне уже не дотянуться. Именно в фотографии он нашел себя. Сразу и не сообразишь, кому тут больше повезло, мне или ему.

Кто ещё? Саша Демчук. Ну, тот пришел уже серьёзным, и соображал хорошо. Он ходил в кружок, пока не закончил школу. А потом пошел на службу и был там дивизионным фотографом. Будучи на службе, его снимок напечатали на обложке «Советского фото», даже два снимка напечатали в журнале. Для него это сыграло большую роль при поступлении в ГИТИС, на операторский факультет. Он сам мне рассказывал: когда поступал, показал журналы, и это очень поспособствовало. И вот – закончил. Сейчас оператор на «Ленфильме». Здесь часто бывает, заходил ко мне в лабораторию. Как-то зашел – я фотографировал людей на доску почета – сел, посмотрел, как я делаю, и говорит: «Давай-ка я, Егорыч, сделаю тебе свет, как надо». Вот и, пожалуйста, ученик.

Как образовался фотоклуб «Норд»? А стоит ли об этом? Всё это, знаешь, вспоминать бы ни к чему. Там было затронуто самолюбие некоторых людей. Я думаю, что с людьми надо считаться, кто бы они ни были. Ну, подумаешь, что я – сварщик. Что, меня топтать можно? Пинать? Правильно? И так же многих других ребят. Обращение должно быть человеческое, а его как раз и не стало. И те люди, которые не хотели выслушивать незаслуженные упрёки, переходящие в гадости, взяли и ушли. Просто ушли. Объявить всё это почему-то предложили мне. Язык у меня, наверно, подлиннее, я и доложил на заседании. Ну, а раз докладываешь – ты и зачинщик. Ну, а раз начал, то и возглавляй это дело. А если уж ушли, значит надо самостоятельно вставать на ноги и доказывать свою жизнеспособность, что ли. Нам необходимо было из кожи лезть, во что бы то ни стало доказать, прежде всего самим себе, что мы на что-то способны.

Я всегда был сторонник того, что в клубе не должно идти всё самотёком. В клубе обязательно должно что-то происходить, ведь помимо костяка, людей, которые ходят постоянно, в клуб приходят и новые ребята, только начинающие осваивать фотографию. Им надо слушать, видеть, им надо что-то познавать, реально участвуя в жизни коллектива. Вот поэтому я и был сторонником того, чтобы, хотя полчаса шёл какой-то официальный разговор, какая-то беседа. О чём? О фотографии, конечно. Так у нас всё и было построено, на разговорах. Разговоры сами по себе не рождались, значит, приходилось думать. Вот и придумывали: творческие отчёты, конкурсы, встречи с интересными людьми, каким-то образом связанных с изобразительным искусством, и не только. Помнишь, какой интересной получилась встреча с чемпионом СССР по альпинизму, когда, помимо рассказа о том, как снимают альпинисты, вися на «отрицательной» стенке, мы услышали и узнали так много нового об этих людях, об их опасном, почти героическом увлечении?

Всё это надо было организовывать, договариваться, просить, составлять и публиковать планы работы клуба. И эти планы мы раскладывали, где только могли, даже клеили в городе, чтобы привлекать, во-первых, новых людей, интересующихся фотографией, ну и, во вторых, конечно, просто информировать всех о том, что мы существуем, живём, творим. Чтобы люди знали, что существует такой фотоклуб «Норд», в конце концов.

Потом – внимание к приходящим впервые. Новый человек пришел – нельзя оставлять его без внимания. Надо его спросить, представить, просто поговорить с человеком, что бы он не чувствовал себя чужим, что бы скорее стал своим в коллективе, что бы он понял: здесь его ждут, ему рады, к нему относятся, как к своему единомышленнику. Все эти на первый взгляд мелочи имеют огромное значение.
 
Вот так и строился наш коллектив. И, в конце концов, наш новый коллектив стал достойным соперником и конкурентом тому, старому фотоклубу «Мурманск». И, я тебе скажу, это очень заметно повлияло на рост творческой активности не только у нас, но и у них. И ещё: мы, создавая свой клуб, назвали его областным. Ведь в других городах области фотолюбители тоже хотели бы, наверно, создать, пусть небольшие, творческие коллективы. Мы – два-три человека из клуба – брали свою коллекцию, делали объявление в том или другом городе, в Кировске, Североморске или, например, в Заполярном; организовывали там встречу с фотолюбителями города и всеми желающими, и это часто служило началом создания творческого коллектива. И они создавались, и существуют до сих пор. У нас завязывалась с ними дружба, начинались взаимные обмены коллекциями, выставками, мы вместе совершали поездки в интересные места. Ты же помнишь: и плато Рассвумчорр, и сверхглубокая в Заполярном, и ловозерские гонки на День оленевода, и много-много чего. Глядишь – там, и там появляются интересные работы, интересные, сильные парни, достойно представляющие нашу область не только на всесоюзных, но и международных выставках.

Я могу сказать честно, и открыто: во мне был, как бы это выразится, такой задор или, правильнее сказать, - дух соперничества. Чтобы в клубе была хорошая творческая атмосфера, чтобы  был коллектив, чтобы ни одного человека не проглядеть, не пропустить, чтобы отношения были человеческие, – выкладывался я от и до.
 
А ведь был момент, когда тот клуб, «Мурманск» я имею в виду, был уже на грани развала. Я помню, когда там собиралось по два, по три человека. Мы как-то с Рудаковым пришли туда, посмотрели… Да-а! А ведь и их, видимо, спас тот же дух соперничества; сказал своё слово и дух, и желание доказать свою жизнеспособность. И ребята тоже решили собраться с силами и, как тогда шутили: - «Норду» дать в морду!».

Вот...
Что делать? Такова жизнь, и она, видимо, идёт по своим законам. И коллективы, и всё на свете живёт, то потухая, то снова возрождаясь. Придут, я уверен, другие люди. Может, у них лучше получится, может – хуже, кто знает? Но у них всё будет по-другому, по-своему, не так, как у нас. А, может, так и надо? И всё же я надеюсь, что и наши «огоньки», наши придумки и находки кому-то, когда-то ещё пригодятся.

10 июня 1985 года
 


Рецензии


ВИКТОР КОНОНОВ - ЧЕЛОВЕК СЕВЕРА.

Внук нашей сотрудницы на свое 11-летие затребовал у бабушки «мобильник» с фотоаппаратом. Повздыхала, поохала, но внучек-то единственный - купила.

Вот он XXI век! Только вооружились мы почти поголовно пленочными мыльницами, а сейчас уже меняем их на цифровые. Мы все сейчас фотографы. Понятия не имеем об экспозиции и композиции, «золотом сечении» и глубине резкости. Но все старательно снимаем. Друзей, детей, застолья, любимых кошечек и любимых собак. Правда, иногда нам, как Шарику из книги Эдуарда Успенского про дядю Федора, приходится долго бегать за желающими посмотреть наши «шедевры».

А я все чаще и чаще вспоминаю о Викторе Кононове. Наверно, потому, что этот год для него юбилейный или просто потому, что наконец-то настало лето - самая съемочная пора. А вернее всего, потому, что он так и не стал эпизодом из прошлого, он есть в моей жизни здесь и сейчас. Вспоминаю как друга, фотографа, человека, за встречу с которым благодарна судьбе. Если очень коротко он - человек Севера. Родился и до армии жил в Архангельске. Потом служба на Новой Земле и в Мурманске, после армии - Мурманск. А здесь уж вся его жизнь - служение фотографии.

Пишу и боюсь: если вы не знали Кононова, сейчас зевнете, пробежите по диагонали эти строки и перевернете страницу. А мне так хочется рассказать вам про него! Моим товарищам по фотоклубу 70-х и 80-х годов (уже прошлого столетия!) не нужно объяснять, кто он такой. Но время неумолимо. Выросло и работает новое поколение фотографов, для которых Виктор Кононов бесспорно признанный Мастер нашей мурманской фотографии, но, как это ни грустно и ни печально, он для них уже история. Вообще-то, это верно. В истории Мурманска должно остаться его имя. Он, как немногие из нас, знал и любил этот город, да и всю Кольскую землю. Из его фотографий Кольского края можно составить не один фотоальбом. Да, пожалуй, ни редкий фотоальбом о Мурманске выходил без его снимков.

Я до сих пор помню и люблю кононовские снимки. Но их надо видеть, писать о них - все равно что пересказывать песню.

Быть может, я ошибаюсь, но мне кажется, что из «фотографической братии» тех времен он везде был первым. Первым находил необычные ракурсы для съемки города, первым побывал на птичьих базарах, на промысле тюленей в арктическом круизе, в международной регате. Он был первым, потому что ему все было интересно. Он загорался идеей и мог свернуть горы (и сворачивал их!), чтобы побывать там, где еще не был, снять свой лучший кадр, который, как верилось ему, все еще впереди. Он, как первопроходец, открывал новую тему, и пока другие оттачивали и доводили до совершенства открытые им сюжеты, уже бежал дальше и находил все новые и новые... И никогда открытое им не делал только своей «вотчиной» - всех, кто изъявлял желание, вел за собой. И еще одно, из главного. В его обществе каждый чувствовал себя значимым и интересным человеком. Потому-то так и хороши лица на снятых им портретах. «Такой умничка!», - рассказывая о новом знакомстве, восторгался он. В каждом из встреченных им людей он мог разглядеть что-то особенное, свое.

Кононов сейчас живет в Твери. И никому в том чудесном городе не нужны его снимки, пленки и слайды о Мурманске и о море. И пылятся в далекой Твери не только работы Кононова, но и история нашего города, история Тралового флота, снятая талантливой рукой.

Осенью прошлого года я писала о работах Виктора Егоровича. Загорелась вдруг желанием вернуть его работы в город. Сейчас мне стыдно и неловко вспоминать о своей наивности. Но все-таки процитирую сама себя, вот строки из той публикации:

«Милый, дорогой, любимый Траловый Флот! Ты для всех мурманчан на веки первый и лучший. Ты есть! У тебя есть огромное здание с залами, кабинетами и коридорами, в конце концов! И во всех этих помещениях есть СТЕНЫ. Это ведь твоих капитанов, мастеров, боцманов и матросов снимал Кононов! И на стенах твоих помещений должны висеть его работы! А вы, «юные альбатросовцы»? Вы где? Я уверена, что у многих из вас хранятся дома снимки, снятые Кононовым. Он приходил к вам в клуб, приезжал в летние лагеря, выходил с вами в море. Вы бы только слышали, с каким уважением и гордостью он рассказывал о вас (я слышала и помню) Ведь обязательно хоть кто-нибудь из вас остался верен морю, и сейчас, может быть, стоит у руля наших флотов. Хоть кто-нибудь, найдитесь, позвоните в редакцию, заинтересуйтесь!»

Мне позвонили четверо. Все они были с Кононовым в море. И все они очень тепло вспоминали о нем. И спасибо им за то, что помнят, за то, что откликнулись.

А что касается Тралового флота... беру свои слова обратно. Я забыла, что «на дворе» XXI век! Век, в котором нет места сантиментам, век денег и расчета!

Впрочем, я не права. Недавно наткнулась на буклет, выпущенный в марте 2005 года к очередной торгово-промышленной выставке. И на страничке, посвященной Траловому флоту, насчитала аж 14 банок с продукцией флота, на которых в качестве логотипа (торговой марки?), воспроизведен снимок Кононова «Морская душа». Значит, помнят? Ай-да Траловый флот! Ай-да молодец! Хоть одну баночку в Тверь переслали? Или с каким праздником Виктора Егоровича поздравили? А, может даже премию выслали? Уверена, что нет. Но ведь за окном XXI век! И многие уже знают об «авторском праве». А слышал ли о нем неуважаемый мною нынешний Траловый флот?

Ну что же... Пусть всем мурманчанам, покупающим продукцию Тралового флота, будут эти банки приветом из Твери от Виктора Егоровича.

Я уже достаточно долго живу на этом белом свете. Но мало встречала людей, которых могла бы сравнить с Кононовым. Любовь к жизни. Любовь к людям. Мальчишеская увлеченность всем, что бы ни делал. Заражающий и покоряющий азарт, поразительное трудолюбие - все ИИИИ это о нем. Спасибо тебе, Виктор, за то, что ты такой, какой ты есть!

Принято считать, что нет незаменимых людей. Вроде бы и верно, пока не задумаешься о конкретном человеке. Столько, сколько сделал Кононов для развития художественной фотографии в Мурманске, не сделал никто. Это с ним и при нем, а вернее, благодаря ему из творчества для избранных она стала творчеством многих.

Татьяна ТРУНОВА.

Александр Курчанов   24.10.2021 13:24     Заявить о нарушении
Издание «Мурманский Вестник»
Выпуск N 58 от 29 марта 2007

Эту фотографию знает, пожалуй, каждый старожил Мурманска. Изображенный на ней моряк в зюйдвестке и тельнике, с усами и шкиперской бородкой был неуловимо похож на героя любимого всеми актера Андреева из кинофильма «Путь к причалу». Этот снимок, сделанный нашим земляком Виктором Егоровичем Кононовым, стал своеобразной визитной карточкой рыбацкого Мурмана. Он был растиражирован многими, и не только местными, газетами, вошел в каталоги, получил награды на международных фотовыставках.

И поэтому не узнать знакомое лицо на товарном знаке Мурманского тралового флота было просто невозможно. Этикетки с ним опоясали тысячи банок с рыбными консервами, произведенными МТФ. Люди, знающие Виктора Егоровича, порадовались за него. Еще бы, снимок, сделанный известным фотомастером почти тридцать лет назад, напоминал о времени, когда Мурман был по-настоящему рыбным краем, когда суда возвращались в родной порт, под завязку груженные палтусом, треской, окунем и другими рыбными деликатесами. (Впрочем, поправлюсь, деликатесами эти дары моря стали считаться лишь в последние полтора десятилетия, когда взлетевшая цена сделала эти продукты малодоступными обычному северянину.)

Однако радоваться за Кононова оказалось рано. Потому что «консервная слава» ни копейки пожилому человеку, инвалиду 2-й группы не принесла. Даже несмотря на то, что уже почти двенадцать лет как вышел в свет российский закон «Об авторском праве и смежных правах». Об этом узнали друзья Виктора Егоровича, которые списались с ним. Как оказалось, руководство флота, где с 1979 по 1990 годы он числился техником конструкторского бюро, не посчитало нужным ни оповестить фотомастера, ни спросить его разрешения на то, чтобы использовать снимок «Морская душа» на товарном знаке предприятия.

Друзьям по фотоклубу Виктор Кононов запомнился как человек щедрой души, хороший наставник, многих молодых людей приобщил он к волшебному миру фотоискусства. Поэтому не удивительно, что мурманские фотографы обратились с письмом в Октябрьский суд, в котором выразили возмущение действиями руководства тралфлота. Своим представителем по защите авторских прав старого мастера они выдвинули коллегу по цеху Татьяну Трунову.

Несколько месяцев Татьяне Петровне пришлось на судебных заседаниях в буквальном смысле этого слова сражаться с представителями юридической службы тралового флота. Вначале те упорно отстаивали версию, что фотография «Морская душа» якобы считается «служебным произведением», а значит, исключительное право на него принадлежит работодателю. Другими словами, руководство флота дало задание своему технику снять рыбака, он это и выполнил.

То ли лень было юристам поднять личное дело бывшего работника и убедиться, что в КБ он пришел в 79-м году, а снимок сделан годом раньше. То ли решили на кривой козе объехать... Но лишь на последнем заседании суда они сняли этот аргумент. Зато стали утверждать, что, во-первых, флот тут ни при чем. Товарный знак, мол, был выполнен питерской фирмой «Сигнум», к ней и претензии. А во-вторых, на товарном знаке изображено другое лицо, другой рыбак - «Все моряки так похожи: тельняшка, усы...»

Пришлось судье Инне Истоминой увеличить изображение на этикетке. И тут уж сомнения все отпали! Представитель истца представила доказательства, что графические наброски, отосланные тралфлотом в Питер, были также один в один сделаны с известной фотографии. А следовательно, она была использована предприятием в коммерческих целях, нарушены авторские права фотохудожника Виктора Кононова.

Суд постановил: взыскать компенсацию с тралового флота за нарушение авторских прав в размере 10 тысяч рублей и столько же за причинение морального вреда. Эти суммы такому крупному предприятию, что слону дробина. Стоило ли так упираться? Ведь речь, если разобраться, шла о том, чтобы отдать должное - по достоинству оценить творческую удачу фотохудожника, к тому же собственного бывшего работника... Впрочем, совесть - понятие не коммерческое.

Людмила ЛОПАТКО.

Александр Курчанов   12.06.2022 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.