О камне рассказ- миниатюра

Маленькие дети знают о жизни очень мало, но чувствуют тоньше, чем взрослые. Они умеют удивляться, заинтересовываться, восхищаться тем, мимо чего мы проходим совершенно спокойно, не замечая.

    Ребятишки бегают по пляжу, собирают ракушки, гальки. Ну что, скажите на милость, интересного в галечнике? Серые, невзрачные, абсолютно невыразительные камушки. Почему же детишкам они так нравятся?

     Спросите у геологов. Они поплюют на эти малопривлекательные камушки, и увлажненные камушки оживают. Появляются разноцветные узоры, кое-где поблескивают искорки слюды, этот обернулся кварцем, тот – плагиоклазом или гранатом.

      Они, оказывается, все разные – и по строению, и по форме, и по ценности. Необработанный янтарь тоже выглядит неприглядно – такие же неброские галечки, серенькие, как бы посыпанные пеплом. И смотреть-то не на что. А вот поди ж ты! Отшлифовали  - и вдруг, в глубине желтой окаменевшей смолы высветилась замурованная букашка. Тут уж мы ахаем, разглядываем, любуемся. Эх, отшлифовать бы гальки!...

     Красота есть во всем. Только одна красота бросается в глаза, а другая прячется. И открыть ее дано не каждому.

       У нас дома собрана большая коллекция образцов. Кристаллы  сами говорят за себя – сверкают, поражают совершенством формы. Другие образцы представляют интерес в основном для геологов – вулканические бомбочки, туфы, обсидианы, порфириты. Наиболее ценной частью коллекции являются пейзажные яшмы и родониты.

        Эти красавцы открывают свое богатство только после шлифовки. В родонитах марганцевые натеки создают фантастические картины. Как-то наши гости, семейная пара, разглядывая родонит, который мы называем «Горный пейзаж», заявили – а мы ведь там были!

        Я приносила яшмы на уроки с маленькими детьми. Мы слушали музыку и рассматривали каменные картины, пытаясь найти соответствие со звучащей музыкой. После этого у нас появились новые названия, данные детьми: «Космос» (слушали «Прометей» Скрябина), «Весенний пейзаж» ( 1-я симфония Калинникова), «Луна в горах» (Чюрленис).

         Муж пытается передать свои ощущения от яшмовых «импровизаций» в красках – рисует картины – «Зимняя фантазия», «Дюны», «Березки». Несомненно, что красота этой застывшей природной сказки будоражит воображение.

        Мама рассказывала, что видела много башкирских деревень, в которых заборы, сараи были сложены из яшм. В необработанном виде они похожи на булыжники. Эти яшмы украшают и интерьеры царских дворцов.  Здесь они представлены во всей своей красе. Мастера создавали свои творения так, что создается впечатление монолита. Но это не так. Колонны из яшмы, малахита, мрамора – это не цельный камень, а облицовка тонкими пластинками. Пластинки подобраны так талантливо, что рисунок струится непрерывно, доставляя эстетическое наслаждение. Это искусство нами, увы, утрачено.


        Сейчас тоже строятся дворцы, в которых полы, стены, колонны, порталы, парапеты облицованы камнем. Мы с мужем, извините за неприглядность поступка, стащили со стройки  плитку магнезита. Она небольшая, с почтовый конверт, но необыкновенно красивая. В изысканной вязи белого, серого, черного цветов проступает изображение хрупкого тюльпана. Вспоминаются кристаллы чудных цветов на картине Врубеля «Демон поверженный». Они сияют всеми цветами радуги, но холодны. А здесь, в скромной цветовой гамме, маленькое создание с черной головкой, с ломким нежным стеблем, такое поэтичное, такое живое. Это поэма!

        Когда строится дом, о каменных поэмах не думают. Камень попадает в руки не мастеров, а строителей. Строители знают, как наклеить обои или уложить плитку, правильно совмещая рисунок. Но камень.... В их понимании это просто камень. Да и масштабы работы слишком большие. Стоит ли «париться» и задумываться о рисунке.

      И заказчики этого не требуют. Они вкладывают огромные деньги, им привозят великолепный материал. Чего же еще надо? В облицовке культурный уровень заказчиковых запросов поднимается только до планки «престижность» и никогда до планки «красота».

        Начинается работа: раствор – плита, раствор – плита, подровняли, поехали дальше.  И вот результат – на одной плите рисунок вытянулся в одном направлениии, на другой вообще исчез, на третьей возродился, но утекает в противоположную сторону. Красота камня уничтожена – он поблек, он умер. Ах, как больно смотреть на это.


Рецензии