Часть I. Глава 1
Сначала, ученикам показали майки. На первый взгляд, это были обычные футболки с длинным рукавом, но детям объяснили, что эта одежда сделана из специальных волокон, и вся майка – это большой экран, как монитор у компьютера. Стоило только детям надеть эту одежду, как на ней сразу же появились разные рисунки и картинки, у каждого ребенка разные. Учителя объяснили, что картинки на майках будут всегда меняться под настроение ребят. Самый простой пример: домик означает – я рад тебя видеть, рисунок ёжика – давай поиграем. А от сильных эмоций, рисунки могли становиться сложнее и интереснее. Так же, ребятам показали голографический проектор. Этот прибор был похож на небольшую спутниковую тарелку. Майки мгновенно передали на проектор информацию о настроении ребят, и в воздухе над ним тут же появилось трёхмерное изображение какого-то очень красивого фонтана, а из динамиков заиграла негромкая и спокойная музыка. Картинка не просто двигалась, вода лилась из фонтана и журчала, совсем как настоящая.
Но больше всего детей поразила другая новинка. Вместо длинного названия этого необычного устройства они придумали своё – каменар. Ребятам объяснили, как он работает, на примере летучих мышей. Ведь эти существа «видят» своими ушами, и с помощью волн ультразвука определяют расстояние до предметов вокруг себя. Так же работал и каменар. С помощью объектива камеры, волн ультразвука и лазера, это крохотное устройство делало “слепок” помещения, находящихся в нем, людей и предметов. Как делают слепки с ключей в детективах. Просматривая эти слепки, с помощью “купола” – голографического экрана с обзором 360 градусов, можно было оказаться в трёхмерной модели снятого (ребятам пообещали, что со временем, экраны заменят специальными очками и наушниками). Благодаря своим незначительным размерам, каменары также были вмонтированы и в майки.
Кроме этого, для безопасности учеников, Дому «подарили» сотню специальных автомобилей. Из-за внешнего вида, их сразу прозвали “кувшинки”. Эти машины можно программировать на доставку пассажира в пункт назначения. Например, из дома – в ДОВОД.
Дети были поражены новой техникой, а самому Щеглову запомнилась одна ученица по имени Варвара (её имя было Евдокия, но она выбрала себе новое). Он увидел, как эта девочка лазала по дереву, и был сильно удивлён, когда узнал от воспитательницы Любви Сергеевны Благодатной, что этот ребёнок носит протез левой руки.
На прощание, Щеглов пожелал ученикам успехов. Он сказал ребятам, что каждый человек рождается одарённым, и нужно всем дать возможность развивать свой дар во благо общества. И они, воспитанники Дома, станут пионерами в использовании технологий, которые, “в ближайшем будущем, преобразят этот мир” .
Самым главным, для Щеглова, было не рассказывать об устройствах, а узнать, не были ли руководству ДОВОД известны подробности и истинные причины начала сотрудничества. Конечно же, «InfoCorp» не был благотворительной организацией. Все их разработки, естественно, были ориентированы на массовую продажу, но проблемы, которые появились в ходе испытаний нового оборудования, поставили под удар весь сектор альтернативных разработок. Главной целью для руководства корпорации было – получить сведения о том, как повлияют на детей эти технологии (результаты с взрослыми были печальны). А на случай успеха, и было подписано соглашение о сотрудничестве, которое давало «InfoCorp» право найма самых выдающихся воспитанников Дома .
Вот так и началась работа в Доме. День за днём, дети учились обращаться с техникой, выполняли разные задания. Конечно, новое оборудование помогало в обучении, но были и свои сюрпризы. Так, например майкам и голографическим проекторам, так и не удалось найти полезное применение. Первое время, руководство Дома пробовало ввести правило допуска к занятиям, по той информации о настроении ребят, которую давали майки. Но вскоре, то этой идеи пришлось отказаться, так как выяснилось, что даже когда майка «говорила» о плохом настрое ребёнка, сам воспитанник, был готов к работе. А когда майка показывала бодрость ученика, у него могло и не быть желания (вернее, достаточного настроя) работать. Но, со временем, был найден очень интересный способ использовать майки. С их помощью дети часто играли в «пузырь» - развлечение, которое сами же придумали. Правила этой игры были таковы: двенадцать человек, отключив свои майки (два хлопка по левому плечу), рассаживались вокруг голографического проектора (эта имитация циферблата была предложена ученицей Валей , после того как эта девочка прочитала сказку «Алиса в стране чудес»). Каждый человек, при этом, как бы становился цифрой. По считалке выбирали того кто сидит на двенадцати часах (его называли «шпилька»), и от него, по времени, определяли воду (например, если играть садились в пять минут третьего, то начинал игру ребёнок, сидевший вторым по левую руку от «шпильки»). Он вставал, и выходил из круга (после этого могли подсесть другие желающие принять участие). Сидевшие зажмуривались, вода выбирал двоих, и завязывал им глаза. Эти двое включали свои майки (два хлопка по левому плечу) и, с этого момента, каждый из них начинал упорно думать о чём-то своём. При этом остальные начинали всячески мешать игрокам сосредоточиться (смехом, хлопками; запрещалось лишь дотрагиваться до игроков). Выигрывал тот, чей образ на майке появлялся в проекторе. Он выбирал следующую пару (все снова садились вкруг и закрывали глаза). Проигравший же, выбывал, и должен был включить на своей одежде режим панорамного обзора (объективы камер имелись и спереди и сзади) и от этого становился прозрачным как пузырь . Преподавательский состав долго не мог привыкнуть к зрелищу растущих неизвестно откуда голов и рук (как-то раз, дело даже закончилось обмороком).
Совсем по-другому, дела обстояли с каменарами. Одним из самых лёгких методов мотивации учеников стали самые обыкновенные сказки, созданные специально для просмотра через каменар. Дети были в полном восторге от возможности не только поговорить, подружиться, и путешествовать вместе с любым из героев, но, и придумывать новых персонажей, и новый сюжет. Преподаватели заметили интересный факт: в основном, дети разделились на две, неравные группы. В первой, майки у детей имели зелёный цвет, этим детям нравились такие сказки, как про мышку и золотое яичко. Во второй, футболки были чаще оттенками красного, эти дети любили сказки про кота в сапогах, про жар-птицу. Они собирались в кружки, и придумывали всевозможные приключения, но для этого нужно было свободное время, которое они получали, выполнив задания преподавателей. Задания были самые разные, они выявляли интересы ребенка. И это дало свои результаты. Уже в следующие четыре года большинство детей выбрали наиболее интересные для себя направления. Для кого-то это была астрономия, для кого-то физика. Кто-то делал успехи в химии, биологии. Другим ученикам легче давались информатика, математика. Остальную образовательную информацию по географии и другим дисциплинам, детям давали во время увлекательных игр. Например, раз в две недели детям устраивали день путешествий. Каждый ребенок выбирал, на вращающемся виртуальном глобусе, любое место и спускался туда. Дети могли не только осмотреть основные достопримечательности, но посетить любой, понравившийся им сквер («слепки» таких мест делали с копий, созданных в павильонах ), магазинчик (ходить в «слепке» можно было с помощью специальных платформ, похожих на беговые дорожки, поверхность которых могла имитировать траву, бетон, даже ступеньки лестниц и т.д.). Эти путешествия, так же были отличной возможностью не только попрактиковаться в иностранном языке (любая тема из списка: узнать дорогу, познакомиться, поговорить о погоде, и т.д.), но и узнать особенности характеров жителей разных стран.
Более того, образы людей можно было менять, как фото в компьютере, составить схему действий и слова человека, или воспользоваться программой, которая учитывая, всю информацию о “слепке человека” - тембр голоса, мимика, делала психологический портрет, и наиболее вероятную модель его поведения, в зависимости от места нахождения и обстоятельств.
Однако, со временем, появились проблемы. Как-то раз, ученики Мария и Игорь, сидели в «слепке» парижского кафе, и девочке понравилось зеркальце женщины за соседним столиком. И, недолго думая, Игорь украл эту вещицу для своей подруги. Он не думал о том, что эта вещь даже не была настоящей.
Этот случай, навёл руководство Дома на мысль - ввести «запретные темы » – графы, темы, действия, выбор которых выявляет девиации, психические отклонения ребёнка. Конечно, подобные тесты проводили и раньше, но проверки с использованием новой техники дали совсем другие результаты. Уже в течение следующих четырёх лет, из первоначальной сотни участников проекта «Примерное поколение», либо из Дома вообще, были исключены восемнадцать детей. Причины были самые разные, от скрытых психических нарушений, до элементарного отказа (или неспособности) поддерживать общий темп обучения. Некоторые из этих учеников просто не хотели делать больше, чем считали нужным, а кто-то даже мешал работе своих друзей. Это была очень серьёзная проблема. Работа с этими детьми итак требовала от преподавателей неординарного подхода, ведь «ежовые рукавицы» сводили на нет самый эффективный для здешних учеников способ мотивации – ласка (в пределах разумного) и увлечение ребёнка игровым процессом обучения (главным было – заинтересовать воспитанника, тем самым вызвав у него желание включиться в работу). Как показала практика, заставляя учеников выполнять требования, преподаватели получали показатели на много ниже обычных. Родители этих детей получали предложения о приёме на обучение из многих заграничных заведений, поэтому им было легче выбрать для своих «маленьких гениев» другое место, “где с детьми умеют работать”, чем влиять на их поведение.
Но, это были, пожалуй, самые неприятные моменты в начале обучения. В остальном, всё было замечательно. Дети легко усваивали материал, а самым большим достижением первых лет их работы стал случай на одном из занятий по физике. Тогда, преподаватель, решив отвлечь уставших детей, спросил их о том, где они мечтают побывать. Первым из всех, ответил Виктор:
- Конечно, в космосе, в гостинице!
Учитель решил устроить маленький конкурс:
- А ты не боишься? Многие не хотят лететь на орбитальную гостиницу. Ведь из-за космического мусора, там постоянно происходят мелкие аварии.
Легко и просто, Виктор ответил:
- Значит надо решить эту проблему.
- А как её решить? Ребята, вот, как вы решили бы эту проблему?
После короткой паузы, в общей тишине, Варвара заговорила с удивлением:
- Вы же сами нам вчера показывали опыт про колбу с откаченным воздухом, и как в ней крутится пропеллер от света фонаря. А сегодня спрашиваете – как защитить корабль?! Пусть он светит так же, как тот фонарик в Ваших руках, и отгоняет от себя мусор.
Именно в этом и заключалась одарённость этих детей. Они были способны не только быстро усваивать материал, но и применять полученные знания на практике. Памятуя о главном правиле Дома , Варвара сразу же подсчитала необходимую мощность пучка света, и показала расчёты.
Предложения других детей были так же необычны, но, в конце концов, задумку Варвары признали самой лучшей. Учитель, что бы порадовать детей, и сохранить их рабочий настрой, предложил отправить эту идею, в японскую компанию строительства и обслуживания орбитальных гостиниц. Так и сделали. Постепенно об этом все забыли, а через полгода, из компании пришло письмо с благодарностью за «революционный переворот в строительстве космических аппаратов». Этот подход применили на крупнейшей орбитальной гостинице «PRIMUS» . А ещё, через пару месяцев, на ночном небе мелькнули первые вспышки света прожекторов, установленных на гостинице (её, так и прозвали – «примус»), словно лампочка на фонарном столбе, время от времени, они загорались и сразу же затухали. Изо дня в день, «примус» летал по одному маршруту, и дети могли видеть его свет из окон своих комнат, каждую ночь, в одно и то же время.
Именно после этого случая, Виктор стал проводить с Варварой ещё больше свободного времени. Ему нравилось общаться с ней, а уж с ним хотели дружить все. Он выбирал самые интересные места для виртуальных путешествий, а на занятиях, одним из первых, справлялся с заданиями. Его всегда выбирали главным в группе, во время работы в командах.
Это были самые лучшие и беззаботные годы воспитанников Дома.
Свидетельство о публикации №210010801249
Яна Юрьева 24.03.2011 13:00 Заявить о нарушении