О писателе- историке В. С. Пикуле

 О 
 

Недавно просматривал свою библиотеку в поисках нужной книги и мне попала в руки книга писем к писателю В. С. Пикулю, подготовленная к изданию вдовой писателя Антониной Пикуль в 2001 году,-Москва, Вече * Аст.Хочется поблагодарить автора за этот замечательный труд, за подборку писем, в которых отразились и заслуженные  любовь и уважение к нашему большому мастеру слова за его гражданскую позицию, за его трогательное и любовное отношение не только к великим людям земли русской, но и к простым смертным, всем тем, для кого понятия чести, достоинства неразрывно связаны со славой Отечества.
  На страницах книги автор приводит возмущенный монолог известного писателя:
-Вот цивилизация. Наизобретали телефонов. Все говорят, писем друг другу не пишут, и останутся потомкам от современных людей в качестве эпистолярного наследия только протоколы партийных собраний.
И мне подумалось: до чего же  верно сказано. Конечно произведения художников слова характеризуют личность авторов, позволяют проследить за их духовным  ростом, их душевными переживаниями, но без живого общения, доступного в письмах нет полноты представления.
Мне посчастливилось посмотреть по телевидению 22 августа 1986 года одну из немногих встреч с В. С. Пикулем, где он говорил о своем простом происхождении. Литераторов среди предков не было,  были гайдамаки. В трудное время обиженных, обделенных "неучей" ему пришлось пробиваться в писатели- самоучки.
  Огромное впечатление на него оказали выступления С.С.Смирнова автора " Брестской крепости", послужившие к тому, чтобы стать писателем- историком, написавшим впоследствии один из своих романов "Баязет". Говоря о современности В.С.Пикуль подчеркивал, что писать о ней не будет, так как не знает ее; чтобы писать о современном флоте, надо 2 года юнгой поплавать, а халтурить не хочется.
Умению строить фразу он учился у Малышкина.
В качестве любимого персонажа В.С.Пикуль называл "Мартина Идена" Джека Лондона, чей образ сильного героя помогал ему всю жизнь. Сейчас таких героев в современной литературе нет. Самую главную задачу он видел в воспитании молодежи, которой слишком много дали, а спрашивали мало.
Отмечая бедственное положение культуры, литературы в частности, В.С. Пикуль сказал, что литераторов сейчас тысячи, а писателей едва ли наберется 30-40 человек; люди охвачены погоней " за стенками",подбору книг не по содержанию, а по цвету к обоям, мебели; те кто любит книги по- настоящему- не имеют их. Сам он покупал свои книги на "черном" рынке.
  Рецензий на свои произведения известный писатель не читает, ни плохих,ни хороших. О цензуре В.С. Пикуль пишет:
  "Смею думать, русская цензура убила писателей гораздо больше, нежели их пало на дуэлях или в сражениях. Тема подцензурного угнетения писателя чиновником- самодуром всегда близка мне,и я дословно помню признание Салтыкова-Щедрина, столь обожаемого мною: "Чего со мной не делали! И вырезывали, и урезывали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявляли, что я- вредный, вредный, вредный..."
  К любимым своим писателям относит: Салтыкова-Щедрина, Малышкина, Джека Лондона, Ф.Рабле.
  К "секретам" своего мастерства В.С. Пикуль  причисляет цвет и портреты исторических личностей, которых у него огромное количество.


Рецензии
Очень интересные вопросы можно рассматривать, Пётр, если говорить об этом писателе. Например, насколько точным в исторических деталях должен быть романист, положивший в основу своего романа конкретное историческое событие.С одной стороны его труд не историческое исследование, а художественное произведение. Но с другой стороны - люди изучают историю по художественным книгам.

С уважением Николай

Николай Николаевич Николаев   14.06.2010 21:35     Заявить о нарушении
Это точно.
Спасибо

Петр Лобузнов   18.06.2010 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.