Письмо двадцать первое

 Как-то незаметно пролетело восемь месяцев. Нет, никто беременным не был и не ждал младенцев. По крайней мере, мне об этом не сообщали. Отпуск! Я и забыл, что он мне положен. Как ни странно, но в июле меня отправили совершенно спокойно на четыре недели. После этой гонки, после жизни по минутам, сна по часам. Покой. Три дня мне хватило. Угадайте, куда мы засобирались? Конечно же в Киев. Люди сидящие на социале уже объездили пол Европы: Париж, Рим, Лондон, Барселона (список можно продолжать). Они везде уже были. Мы же ехали в Киев. Чёрт с ней с этой Европой. Никуда она от нас не денется. Придёт время, поедем и мы по Парижам - Лондонам, а пока тянет в Киев.

 Чего проще. Сели и вперёд. Игорёшка, как говорится, всегда готов. Его родители на даче и квартира к нашим услугам. Люська загрузила  машину так, что пара обуви, которую она приготовила кому-то, не влезла. Вы можете представить, чтобы в машину не влезла ещё пара обуви?!! Если сказать, что она была забита под крышу, это значит, ничего не сказать. Когда она это приготовила? Ребёнок с радостью согласился поехать на условии минимальных карманных денег. Не могу же я его в Киеве оставить совсем без них. Топор войны был временно зарыт, но не глубоко.

 На сей раз, обошлось без сильных дорожных стрессов. Стояли «только» двенадцать часов. Но мы уже были умные. Взяли с собой воду, книги и поесть. Так, что время пролетело не очень заметно. "Убил" меня лейтенант ГАИ стоявший на украинской территории в ста пятидесяти - двухсот метрах после границы. Я его так и спросил:
 -А ВАМ, что здесь надо?! Только что были проверены все документы до последней запятой. Что ВЫ хотите проверять?!
Убедившись, что есть всё, что положено иметь с собой в машине, он нас с сожалением отпустил.

         В Киеве ничего особого за это время не изменилось. Поменялись только мы. И люди это видели. Идя в толпе на нас, почему-то оглядывались. Сначала я проверял застегнул ли зипер на штанах, а потом перестал. Друзья говорили, это взгляд, осанка. Ничего я за собой такого не замечал. Но замечали в магазинах, кафе и вообще куда бы мы не заходили. Другое отношение.
 
         Брат, уже который год сидел без работы. Его брали то туда, то сюда, но нигде не заплатили ни копейки. «Ты  парень работай. Зарплата? Будет! Слушай, ты уже надоел со своей зарплатой! Нет у  меня денег! (на прошлой неделе купил новый Мерседес-600). Понял? Иди отсюда!» И так уже третий год. Ему нужны очки. Он печатник. А где их взять? Взять, конечно, можно. Есть где. Но без денег, почему-то не дают. Короче, поехали мы с ним за очками. Сначала рецепт, который оказался недешёвым, но и докторша мурыжила братишку что-то около сорока минут.

 Придя в магазин «Оптика», я даю его и спрашиваю, какие очки мне могут предложить. И тут как в анекдоте. Она кричит через весь зал так, что на нас все оборачиваются и смотрят:
 -Маша! Эта дура (имеется в виду доктор) опять выписала разные стёкла!
 А нужно сказать, у брата один глаз почти не видит, а второй имеет чуть ли, не сто процентное зрение. Я спокойно спрашиваю:
 -Что вас так развеселило? По-моему ничего особенного вам не принесли. И разные стёкла явление обычное, хотя конечно я не специалист.
 -Вы ничего не понимаете. Этот рецепт, филькина грамота.
 -Хорошо. У меня нет желания с вами спорить. Позовите, пожалуйста, хозяина этого магазина.
 -Его нет
 -Вы не знаете, почему меня это не удивляет? Очень хорошо. Назовите мне вашу фамилию, а хозяина я найду и без вас. По телефону.

Дальнейшее описывать не хочу. Нет у меня опыта общения с плачуще - просящими пожилыми дамами. Но весь фокус заключался в том, как эта прожжённая тётка сразу поверила, что я могу ей устроить песни и пляски под флейту. Значит действительно, что-то в нас изменилось не только внутри, но и  внешне. Не льстили, значит, друзья. Я описал просто самый  запомнившийся случай.

А вообще конечно всё было здорово. После долгой разлуки, наплевав на деньги посидеть с друзьями и дорогими людьми, не заглядывая в карман. Я не имею в виду фенешебл - комфортэбл или какие-то экзотические рестораны и бары, да и чувствую я себя в них инородным телом, а просто какое-то  уютное кафе, каких куча пооткрывалось на каждом углу. К концу отпуска пришли к выводу, десять дней оптимальный срок. За это время мы не успеваем надоесть, и нам не успевают надоесть.

Пришли ещё к одному не очень приятному выводу. Наши друзья перестали нас понимать. Нет, не в языке дело. В проблемах. Они не понимают наших проблем. Нам опять не с кем поговорить. Поплакаться в жилетку. Получить дельный совет. И это понятно. Мы живём разной жизнью. Их жизнь мы не забыли и можем понять, а нашу они представить в мелочах не могут. Да! Именно в мелочах. Почему-то всё начинается с них. Не с глобального. Глобальное мы уже как-то сами осилим, а вот мелочи «достают». Кто-то что-то не так сказал. Не так посмотрел. И нет друга рядом, чтобы услышать: «Да плюнь ты! Это же со злобы и зависти». И хотя всё  понимаешь, а ведь хочется услышать от кого-то, чтобы лишний раз убедиться в своей правоте или не правоте. Ну, да что об этом. Знали когда ехали, но как говорилось выше, не представляли в мелочах. Это и есть часть платы за материальное: машина, хорошо оплачиваемая работа и многое другое. Невозможно кинуть на одну чашу весов одно, а на другую другое. Несовместимо. Только в душе. А задают  всё время  и все, прямо или косвенно один и тот же вопрос: «Стоило ли уезжать? Не жалеете?» Да, как на него ответить? Никогда не думал об эмиграции в таком ключе. Стоило, не стоило. Что сделано, то сделано - обратно не вернуть. Недаром кто-то сказал, в одну реку два раза войти невозможно. Прилагая усилия здесь, не знаешь, какой будет результат, надеясь на лучшее. Плюс ко всему мы разучились «давать». А если вернуться? Куча усилий и что в итоге? Мне уже итог не нравится. Не вдохновляет. Всё! Хватит об этом.

 Вернулись домой раньше, чем думали. По дороге можно было бы посмотреть Прагу, Варшаву, но мы были настолько вымотаны, ничего не хотелось. Да, скажу я вам, чтобы отдыхать нужно, иметь крепкое здоровье. Дома я упал на диван и, провалявшись с книжкой три дня, почувствовал, как начинаю «приходить в себя». После этой поездки вдруг «проснулся»  ребёнок и развил бурную деятельность. Забегал ежедневно в Arbeitsamt, вечерами стал учить билеты и это без какого-либо нажима с нашей стороны. При таких делах кто будет выкапывать топор войны? Мы даже стали нормально разговаривать потому, что появились общие цели. Чёрт возьми! Как тяжело снова «вкатываться» в рабочий режим после отпуска.

 Отвлечёмся на некоторое время от работы. В феврале 1997-го года заболел ребёнок. Он лежал в своей комнате с температурой под сорок и мы не знали вызывать скорую или нет. Тут ещё один вопрос. Как её вызывать? Существует какой-то длинный номер. Нам когда-то говорили, но сейчас? Где его искать? В общем, всё пока висело в воздухе. Суббота. Я был дома. И тут кто-то звонит в дверь. Мы открываем. На пороге нарисовывается симпатичная длинноногая девчонка лет двадцати пяти с каким-то чемоданом. Мы с Люськой стоим и хлопаем глазами. Её сегодня только не хватает.
 -Ты кто?
Она тоже хлопает глазами:
 -Ребята! Вы же сами мне на сегодня назначили презентацию.
Чёрт возьми! Точно! Сашка сосватал мне пылесос, а Люська с ней договорилась по телефону. Из-за ребёнка всё из головы вылетело. Не отправлять же её обратно. Всё-таки на пятый этаж чемодан пёрла.

Я не хочу описывать в подробностях эту презентацию. Скажу только, в этот вечер на меня, наверное, нашло умопомрачение, а Люська была слишком занята ребёнком, ошеломлена и восхищена этим чудом техники и не могла мне помешать купить его за 3500 DM. Денег, конечно, не было, и был оформлен кредит на пять лет по финишу, которого сей пылесос, тянул уже 4500 DM. Конечно, он был крутой дальше некуда, но такая цена?! Мы купили наш автомобиль за 8000 DM. Неужели пылесос стоит пол  машины? И, что интересно. В течение четырнадцати дней мы не отказались. Почему? По настоящему оценить грандиозность покупки мы смогли много позже. Когда начали приходить бумаги. А так, из-за болезни ребёнка к нему никто не подходил. Стоял себе в углу, наверное, недели три. Умопомрачение, одним словом.

Поменяв страну жительства люди, делают не только умные поступки. Мы должны были вносить ежемесячно 75 DM. Сумма для нас необременительная, а когда Люська через три месяца опоздала на один день заплатить, нам за этот день влупили штраф 10 DM. Я был в ярости. Позвонил туда и попросил пересчитать, сколько нам надо платить до конца года. Пылесос «подешевел» до 3900 DM и к концу года эту лавочку мы закрыли. С тех пор ни разу, ни в какие кредиты не влазили и дальше собираемся поступать подобным образом. Есть деньги - покупай. Нет? Смотреть можно, но руками не трогать.

 В конце года к нам в гости приехал Игорёшка. Вызов мы ему, конечно, сделали заранее. И вот. Это был человек оттуда. Из нашего прошлого. Живой. Здесь. Его можно было даже потрогать. С ним можно было поговорить. Я взял остатки отпуска и посвятил их ему. Мы бродили по городу, пили глювайн (специальное вино к рождеству, его пьют горячим) и болтали обо всём, что приходило в голову. Он приехал отдохнуть после развода с Ириной и микро инфаркта, заработанного на всей этой истории. Мы это не обсуждали, а как-то обходили молчанием. Игорь  был не настроен, а я, естественно, не выспрашивал. И так всё ясно. Даром такие потрясения не проходят.

 Мы с Люськой и даже Серёжка старались приложить максимум усилий, чтобы он себя чувствовал свободно и мог по настоящему отдохнуть. Зная, что Игорёшка любит пиво, мы затащили его в магазин, в котором обычно делаем покупки и купили по одной бутылке каждого сорта, чтобы он определился, что ему нравится. Получилось двадцать три бутылки. Придя, домой мы это выставили в ряд на столе, усадили Игорёшку и сказали: «Обнимай их все» и так сфотографировали со счастливой физиономией. За две недели пребывания у нас он поправился на полтора килограмма (с его слов), что на него абсолютно не похоже. Он всегда был худощав. Когда он уезжал, то говорил, что очень хорошо отдохнул. Надеюсь искренне. Как-то так быстро пролетели эти две недели, когда, проводив его, вернулись домой, тяжело было поверить, что кто-то приезжал. Казалось, нам приснился коллективный сон.


Продолжение http://www.proza.ru/2010/01/08/623


Рецензии
Валерий, всё, что ты пишешь чрезвычайно интересно. Проживаешь с тобой твои приключения. Мне нравится, как ты строишь диалоги и лёгкий язык, к которому уже привык за время чтения. Даже перестал его замечать, а то признак хорошего класса! И тем не менее буду брюзжать - уж так устроен: хочется видеть у понравившегося автора (не имеет значения ты ли это или кто другой) более совершенный текст. Это всё-таки литература, кроме сведений о твоей жизни в Германии.
Твоя увертюра меня не впечатлила: "Нет, никто беременным не был и не ждал младенцев. По крайней мере, мне об этом не сообщали. Отпуск!" Я с трудом понял, что ты так шутишь. Может быть у меня "обрезанное" чувство юмора, но мне кажется, что это шутка тебе не идёт.
"Придёт время, поедем и мы по Парижам - Лондонам, а пока тянет в Киев нужно ехать". Тут я применил Теняевский подход - он мне такие штуки всегда пеняет: зачем испортить конец предложения словами "надо ехать"? Тянет в Киев. И всё понятно и выглядит не коряво.
Убил меня лейтенант ГАИ. Слово УБИЛ поместить в ковычки.
"В Киеве ничего особого за это время не изменилось. Мы только поменялись". Ты мне написал, что согласен со мной по музыке слова. Мне кажется, что было бы лучше, если написать конец фразы: "ПОМЕНЯЛИСЬ ТОЛЬКО МЫ". Все твои наблюдения интересны и имеют глубокий смысл - осталось чуть подработать форму. Кстати написал это слово и вспомнил:

Одни кричат, что форма пустяки!
Не будет ли хрусталь намного ниже...
Если в него налить навозной жижи?
Им спора не решить, а жаль,
Ведь можно наливать вино в хрусталь!

Это к тому, что можно, конечно спорить о форме, но лучше её чувствовать - и ты это умеешь делать. Это вполне можно соотнести ко всему тексту.
"После этой поездки вдруг «проснулся» ребёнок и развил бурную деятельность".
Я и раньше хотел тебе сказать по предыдущим текстам, что по моему, ты часто употребляешь слово "ребёнок". Понимаю, что это сарказм - называть так взрослого сына. Но "ребёнка" слишком много даже если его закавычить. Думаю, что у тебя в семье так принято "подкалывать", но в повторяю этот сарказм на мой взгляд, работает только однажды, а потом вызывает недоумение.
И вопрос поглубже: что же произошло, что вдруг после поездки дитя "проснулось"? Я, к примеру задавал себе этот вопрос. Ответа не нашёл.
С пылесосом всё понятно. На такое "ведёмся" только мы. Правда есть и хитрецы. У нас знакомая провела три такие презентации у себя, у сына и дочери: приезжают, пылесосят и моют ковёр, а потом отказываются покупать.
Теперь по болезни сына: понятно, что выздоровел и ничего плохого не случилось, а теперь по литературе: раз ты пишешь, что температура под сорок, вы в растерянности, что делать? Как вызвать доктора и всё такое и вдруг... пустота...молчок. Пылесос затмил более важное - необходимость срочной врачебной помощи. О таком неверном подходе в искусстве (а литература тоже искусство) говорил, по моему, Герасимов (точно он не помню - это не важно). Он сказал, что если режиссёр показал крупным планом одинокий чемодан на перроне вокзала, а потом забыл про него и перешёл к другой сцене - то зритель после гадает три дня: украли чемодан или нет! Вот у тебя это и произошло.
А вообще мне письмо понравилось. Если тебе моё брюзжание надоело - скажи, а то я трачу свои мозги, а тебе это не нужно или ещё хуже неприятно? Царапаю тебя по дружбе - так я её понимаю, с приветом Вадим.

Вадим Гарин   05.10.2015 08:42     Заявить о нарушении
Вадим, ты как всегда на высоте, но... "Тянет в Киев, Убил и поменялись только мы" с этим согласен и исправил, но пользуясь правом Автора и имея собственное вИдение, остальное оставлю как есть. "что же произошло, что вдруг после поездки дитя "проснулось"? Я, к примеру задавал себе этот вопрос. Ответа не нашёл." не на каждый вопрос нужно в тексте давать ответы. Читатель должен сам думать. Ты же хорошо знаком с действительностью и пусть ты не живёшь в Киеве, но это не важно. Ты должен понимать, когда молодой человек видит разницу там и здесь, в его голову приходят сами собой мысли, которые родители пытаются ему вдолбить, но на них (родителей) у него стойкая аллергия. В каком-то из писем есть фраза "После приезда наши здешние проблемы, раньше казавшиеся такими тяжко неразрешимыми сейчас показались смешными" или что-то в этом духе. Вот это всё является ответом, который ты не нашёл. "Теперь по болезни сына:" Эта тема вставлена только, что бы читателю было понятна причина нашего дурацкого поступка, или если не причина, то отвлекающий фактор, а расписывать тонкие душевные переживания родителей по поводу болезни сына, думаю никому не интересно.
"Если тебе моё брюзжание надоело - скажи, а то я трачу свои мозги, а тебе это не нужно или ещё хуже неприятно? Царапаю тебя по дружбе - так я её понимаю," Вадим, я её тоже так понимаю и очень тебе благодарен за то время, что ты тратишь на меня. Не со всем, тобой написанным, согласен, но считаю это нормально. Не могут такие разные люди, как мы с тобой абсолютно одинаково воспринимать, что бы то, ни было. С искренним уважением.


Валерий Слободской   05.10.2015 18:50   Заявить о нарушении
Автор, естественно сам решает, что ему принять, а что нет. Тут не должно быть никаких обид Я вижу так, а ты эдак. Что же до "тонких душевных переживаний по поводу болезни сына", думаю ты не прав. Дело не в переживаниях - ты не понял этого замечания. Сказал "а" - скажи и "б". Не надо ничего рассюсюкивать. Ты же сам писал, что не знали как вызвать скорую помощь или врача и вдруг пылесос. Какая связь болезни с пылесосом? И надо-то было добавить одну фразу и всё бы стало на свое место. Но тебе видней - текст твой. "Мое дело заявить" - так известный герой Фима отвечает в известном еврейском анекдоте.

Вадим Гарин   05.10.2015 20:06   Заявить о нарушении
Сейчас ещё раз перечитал. Словил себя на том, что это письмо я бы назвал галопом по европам. В нём поместился очень большой кусок времени где поместились события, о которых я вообще не упоминаю и если бы я начал его (время которое описывается в этом письме) описывать, то все письма должны были бы превратится в роман, размером примерно в три четверти "Война и мир". Я понял о чём ты говоришь и спорить не буду - ты так видишь эту тему. Я иначе. С уважением.

Валерий Слободской   05.10.2015 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.