Ври дальше
В самом деле, поводов для юмора – сколько угодно.
Раньше на среднюю филармоническую ставку можно было купить не меньше шести пар колготок, сейчас – от силы полторы, особенно если они с люрексом, начесом и утягивающей ниткой. Голодные артисты рыскают по презентациям и детским садикам, где повышают свое профессиональное мастерство и там же просветительски сеют «разумное, доброе, вечное». Похоже, мы стремительно возвращаемся к былинной эпохе скоморохов, когда артист мог выступить на любом месте, на любых инструментах и за любую зарплату.
И шуток что-то среди них не слышно. А, бывало, как соберутся старые филармонические лекторийцы, как начнут рассказывать правдивые байки – и хочется верить, и верится с трудом.
Был в нашей филармонии такой артист – певец Р. Прекрасный бас, гибкий, музыкальный. Чайковского пел, как сам Фигнер. Всегда отлично знал текст и гордился этим. И вот на концерте в каком-то женском ПТУ что-то его отвлекает, и наша звезда выдает в военной песне «Холодное море вздымает лавиной» такие слова:
Знакомая чайка помашет руками…
И для убедительности он даже показал, как она примерно это может сделать. Оставшиеся куплеты баянист аккомпанировал, спрятав голову за баян.
Зато сопрано А., любимая всем коллективом за приветливый характер, чудесную улыбку и фантастические салаты, перевирала тексты, как никто. В серьезной песне Дунаевского «Дорогая моя столица» о защите московских рубежей она, судорожно пытаясь вспомнить точное количество храбрых воинов-панфиловцев, спела так:
И в сердцах будут жить сорок восемь,
Двадцать восемь твоих … отцов!
Вышло, что в рождении Москвы принимало участие не менее 76 папаш.
В одной из детских программ ей долго не могла покориться белорусская песня «Бульба», в которой талантливый белорусский народ навалял огромное количество куплетов, да еще и в быстром темпе. Однажды коварные слова таки вылетели из головы. Пара куплетов прозвучала с таким выразительным текстом:
Трам-там-там, тара-тара-тара-там!
Трам-там-там, тара-тара-тарарам.
И так до бесконечности. Надо отдать ей должное: на концертах она никогда не терялась. И никогда не путала слов в классике. Как она божественно пела «Лорелею» Листа – очень сложное и редко исполняемое произведение, знают только те, кому посчастливилось ее слышать.
Многие думают, что актерское дело – нехитрое. На самом деле, актер на сцене испытывает колоссальные эмоциональные и интеллектуальные перегрузки. Необходимо следить за целым рядом важных вещей и контролировать их. Это поведение зала, поведение партнера, игра ансамблиста – концертмейстера, и др. Неудивительно, что центр, отвечающий за речь, выделывает порой такие чудеса… Нелегко при этом приходится ведущему концерта, ведь мы не говорим заученный текст, а импровизируем, исходя из ситуации на сцене и в зрительном зале. Чувство ответственности за поведение зрителя иногда так давит. Однажды мне самой пришлось испытать неприятные минуты. Я работала первый год в филармонии после окончания консерватории. И вот попалась такая тяжелая школа – не могу собрать у детей внимание, и все тут. А тема серьезная: Чайковский. Зал шумит, я уже сама себя не слышу. Объявляю выступление скрипача и думаю: «Ну, он их точно не заставит себя слушать». И вдруг, в зале пошел сдержанный гул, а потом тишина. Скрипач заиграл. Я, счастливая, захожу на цыпочках за кулисы. Меня встречают улыбающиеся коллеги:
- Ты знаешь, что сейчас объявила?
- А что?
- Русский танец из балета «Лебединое озеро» Сергея Сергеевича Прокофьева!
Бывали на детских концертах и чистые радости. Однажды солист И. пел в программе «Юмор в музыке» веселую венгерскую песенку о капризной курочке, которая ходит по двору, знакомится с его обитателями: цыплятами, утятами, поросятами и все недовольно кудахчет. Из контекста ясно, что речь идет о дружбе. И дернул же меня кто-то за язык задать залу провокационный вопрос:
- Как вы думаете, дети, с кем хотела встретиться курочка?
Поднимается из первых рядов хорошенькая пионерка в белой рубашке, красном галстуке и звонко так говорит:
- Курочке хотелось петуха!
Концерт после этого прошел с нарастающим успехом.
Много материала для рассказов давали столкновения с методистами, которые любили оценивать наше творчество по своим сложным законам.
Как-то мы давали для самых маленьких музыкальную сказку «Красная Шапочка». Волк – артист Т. – у нас был высоченного роста и с сильным низким голосом. Он все время переживал, что дети его будут бояться. Чтобы убедить детей, что Волк не настоящий, мы решили, что он будет петь в обычной концертной тройке. Бедный Т., начиная зловещую арию «Зубы, зубы я точу, я девчонку съесть хочу», умильно улыбался, что, по-моему, производило на юную аудиторию еще более жуткое впечатление. И вот в одном из детских садиков разгорелся конфликт. Методист задала нам сакраментальный вопрос: «Почему у вас волк без хвоста?» Напрасно мы ее убеждали, что так лучше, что дети меньше боятся. Бесполезно. Выходя из ее кабинета, мы услышали вслед: «По нашей методике у волка должны быть хвост и уши!» Хорош был бы бравый Т. в тройке и с хвостом! Однако когда мы, одетые, с концертными костюмами, ожидали у ворот садика филармоническую машину, какой-то мальчик с почтительного расстояния крикнул Т.: «Волк, я тебя не боюсь!» И мы поняли, что мы были правы.
На одном из концертов где-то под Совгаванью методист, успокаивая детей, произнесла великолепную фразу: «Сядьте все на одно место, и чтобы я вас больше не видела!» Мы потом долго думали, каким образом можно выполнить этот приказ.
А эти фразы из копилки Детской филармонии:
У Пушкина был кучерявый волос и бакенбарды того же цвета.
Муржской фрак.
Вороны, летите и велите закладывать конюшню!
Эдвард Григ. Слушаем его пленительное лирическое «Утро».
- Ребята, что сейчас в музыке происходит?
- Солнышко встало, птички запели.
- А еще что?
Семилетняя Ксюша мечтательно говорит:
- Магазины открылись.
Было это или не было, хотите – верьте, хотите – нет. Мое дело рассказать.
Свидетельство о публикации №210010901076
С уважением,
Влади
Влади Востокова 31.05.2012 16:45 Заявить о нарушении
Будьте счастливы!
Елена Соловьева -Бардосова 01.06.2012 14:22 Заявить о нарушении