Портрет педагога

             «…от живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель – не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От  ангела до ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, - живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный – распахнутый для детей – вот каким должен быть учитель»
                С.Соловейчик

   Кто такой педагог? На ум сразу приходят слова С. Соловейчика, приведенные выше, которые как-то дала прочесть мне моя мама. Она педагог… И мой, я не побоюсь этого слова, кумир. Пусть сейчас она не работает в школе, не спешит 1-го сентября на утренник и не готовит допоздна уроки, чтобы на следующий день прийти к детям и поделиться  знаниями и своей любовью к предмету. Просто у нее сейчас другая работа… Она работает в детской библиотеке и одновременно руководит детским творческим клубом «Природа и Фантазия». Мне безумно нравится наблюдать за ней: как она работает, общается с детьми. Это человек, у которого можно бесконечно учиться манерам общения, такту и любви… Любви к детям… Для нее каждый ребенок – это родной и близкий…Свой… Именно она для меня тот человек, на которого я хочу быть похожим, тот педагог, каким хочу быть я.
   Возвращаясь к словам Соловейчика и анализируя их становится ясно что, конечно, науку страстью и человечностью не заменишь, но сделать ее доступной, понятной ребенку может каждый. Чем? Именно страстью к предмету, человечностью и  огромной любовью. Тому, у кого душа не лежит к детям противопоказано идти работать в школу. А то потом получается, что они как будто случайно попали в школу и по недоразумению так и остаются в ней, мучая и себя, и детей. Конечно, нельзя забывать здесь и о самом главном на мой счет – личные качества не отделимы от профессиональных.
Важнейшими профессиональными качествами, на мой взгляд для педагога, являются:
- Владение предметом
- Владение методикой преподавания
- Психологическая подготовка
- Общая эрудиция
- Широкий кругозор
- Педагогическое мастерство
- Организаторские способности
- Ораторское искусство
И так далее…
   Можно продолжать и продолжать этот список, который постоянно меняется. Может именно эти качества и определяют каким должен быть настоящий педагог? Мой  ответ: да, скорее всего это так, но все зависит от того, сколько сил, способностей и любви ты вкладываешь в эти слова, превращая их в дело. Это с одной стороны…А с другой?... А с другой, когда я была маленькой, мне всегда хотелось видеть своего учителя не просто человеком, который дарит мне знания, но и другом, который всегда поможет и не оставит в беде, старшим братом, который всегда будет справедлив и рассудителен, да просто человеком, с которым даже скучная математика становилась захватывающим приключением.
   Конечно, это всего лишь образ, который не остается постоянным и изменяется в зависимости от нашего возраста и от того, чьими глазами мы его видим. И все-таки, чем дольше мы живем, тем выше требования к педагогу. Педагог действительно должен знать и уметь многое, иначе он будет не интересен своим ученикам. Нельзя забывать и о нравственных качествах, не смотря на множество материальных и моральных проблем, социальную незащищенность учительства. Дети в этих проблемах уж точно не виноваты. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. В трудных ситуациях они не раз становились решающими факторами. Нет сомнений, что в России в ближайшее время возродится духовность, вера в истину, добро и мудрость. А с ними возродится былое уважение и престиж учительской профессии, ведь еще в самые далекие времена обнаружилась закономерность: какие учителя – такое и общество…

          «Профессия учителя в данный момент – одна из самых ответственных, самых благородных. Роль и значение этой профессии будет все более и более возрастать».
                Н.К.Крупская.


Рецензии
Уважаемая Мария!
Прочитал. Хорошо Вы написали. Правильно. Фраза, написанная ниже, не комплимент.)
России надо побольше таких людей, как Вы и Ваша мама, Мария.

С уважением,

Фрол Громилов   22.04.2012 20:24     Заявить о нарушении
Уважаемый мой читатель,Фрол!
Спасибо, что прочли. Преподавание не бросила и сейчас. Хотя, наверное, прочитав повнимательнее (мусора-то полно всякого и не мусора тоже) и не скажешь так, что преподаю.
России не хватает силы, что скрыта в ее людях. Сила есть у каждого. Я не говорю, что у меня ее больше. Нет. Ни в коем случае. Я просто хочу ее открыть ее в себе. И отдать.

С уважением,

Мария Смит   22.04.2012 20:41   Заявить о нарушении
"России не хватает силы, что скрыта в ее людях"

Афоризм!

С уважением, Галина

Нико Галина   12.03.2014 12:24   Заявить о нарушении
Спасибо, что прочли, Галина)

Мария Смит   12.03.2014 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.