Лекция 9. Революция 1905-1907 гг

9.1. Нарастание социально-политических противоречий

 

Особенности режима. Российская революция 1905—1907 гг. в советской историографии характеризовалась как буржуазная . Такая трактовка имеет право на существование, если признать пореформенную Россию полуфеодальной страной. Чтобы выяснить причины революции, необходимо проанализировать основные противоречия в социально-экономическом и политическом строе, выявить наличие революционной ситуации, оценить роль субъективного фактора и внешних влияний.

Россия была единственной страной в Европе, где к началу XX в. власть монарха не была ограничена ни конституци­ей, ни парламентом. В управлении император опирался на бюрократический аппарат, на 2/3 состоявший из дворян. После реформ 1860—1870-х гг. дворяне лишились важнейших своих привилегий: права владения крепостными, возможности судиться в сословном суде, не платить налоги. Однако сохранение за дворянским сословием поместий и монополии на власть обеспечивали ему ведущие позиции в хозяйственной жизни и управлении страной.

К началу XX в. в результате развития промышленности, транспорта, торговли, образования в стране сформировалось общественно-политическое движение, ставшее в оппозицию режиму Николая II. Образовались два основных оппозици­онных течения: либеральное и социалистическое, которые в 1898—1906 гг. оформились в политические партии, причем социалистические партии появились раньше либеральных, нелегально. Участники опозиционных движений преследовали цель ликвидации самодержавия и дворянской монополии на власть. Особенность политической жизни России начала XX в. заключалась в том, что в силу сохранения общинных традиций в аграрном секторе, тесной связи промышленности с государством российские торгово-промышленные круги не стремились к борьбе с царизмом. Отсутствие политических свобод, невозможность влиять  на принятие политических решений полностью компенсировались государственными заказами, протекционистскими тарифами, подавлением рабочего движения, привлечением иностранного капитала и технологий. Представители торгово-промышленных слоев проявляли умеренную оппозиционность, когда вставал вопрос о гражданских правах и политических свободах, но не требовали смены курса социально-экономической политики.

Политические партии. Основными партиями либералов были конституционно-демократическая партия (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). Они выступали за принятие конституционных гарантий гражданских и политических прав и свобод (слова, совести, печати, собраний, союзов, выбора места жительства, выбора профессии), добивались равенства перед законом, всеобщего избирательного права, разделения властей. Вопрос о форме правления — республика или конституционная монархия — оставался открытым. Также не было единого мнения по поводу преимущества частной крестьянской собственности перед общинной собственностью. Кадеты в своей программе допускали принудительное отчуждение части поместий в пользу крестьян за выкуп по справедливой оценке. Решая рабочий вопрос, либералы предполагали обязательное установление минимальных гарантий нормальных условий труда пролетариата. Будучи противниками массовых народных движений, применения насилия, они рассчитывали добиться от правительства уступок путем воздействия на общественное мнение с по­мощью прессы, художественной литературы, законотворческой работы, деятельности в земствах и городских думах. Социальную основу либерального лагеря составляли состоятельные юристы, врачи, профессора, земские служащие, либеральные помещики, часть городских предпринимателей, средние городские слои. Либералы обладали материальными и интеллектуальными возможностями для пропаганды своих идей.

Социалисты были неоднородны, их доктрины имели существенные различия. Партия социалистов-революционеров (эсеров) опиралась на народнические идеи, а социал-демократическая партия (большевики, меньшевики) базиро­валась на марксизме. Социалисты рассматривали борьбу либералов за политические реформы как прогрессивную, но недостаточную. Конечной целью провозглашалась социальная революция с переделом собственности. Частная собственность на средства производства (земля, торговые и промышленные предприятия) рассматривалась ими как основная причина несправедливого распределения общественного богатства, а потому подлежала обобществлению. Предлагались различные варианты обобществления: национализация (переход имущества в собственность государства), социализация (переход имущества в общенародную собственность с правом распоряжения ей отдельной общиной или трудовым коллективом). В сфере политических и гражданских свобод социалисты доходили до идеи упразднения государства и права, предлагая анархическую самоорганизацию масс. Социалисты делали ставку на активные методы борьбы с самодержавием: организацию стачек и демонстраций, распространение нелегальной литературы, индивидуальный террор, подготовку вооруженных восстаний. Социальную основу социалистического лагеря составляли представители радикальной интеллигенции, студенчества, пролетариата. Социалисты не обладали материальными средствами либералов, их главным преимуществом были организованность, готовность рисковать жизнью, фанатичная вера в свои идеи. Социальная структура России, где преобладали крестьяне-общинники и индустриальные рабочие в первом поколении, давала социалистам преимущество в популяризации своих взглядов по сравнению с либералами. Крестьяне-общинники и городской пролетариат, занимавшие низшие ступени социальной иерархии, поддерживали идею коренного передела собственности и максимальной демократизации управления.

В первой российской революции 1905—1907 гг. на стороне революционных сил находились выдающиеся представители оппозиционного движения: П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. Однако и в правительственном лагере находились талантливые государственные деятели СЮ. Витте и П.А. Столыпин. Они проявили не меньше таланта и энергии, чем революционеры. Благодаря их советам и практическим действиям власть сумела справиться с революцией.

Аграрный кризис. К началу XX в. в деревне проживало около 4/5 населения, сельское хозяйство было основным сектором экономики. Использование простейших орудий труда, низкая урожайность, выплата выкупных платежей по реформе 1861 г. сдерживали экономический рост. С конца ХГХ в. в связи с демографическим взрывом в русской деревне произошло значительное сокращение среднедушевого земельного надела. Возникла острая проблема малоземелья. Излишек рабочей силы не мог быть поглощен городской индустрией. Переселение на свободные земли Сибири и Дальнего Востока сдерживалось правительством, чтобы обеспечить дворянам возможность сдавать поместья в аренду по высокой цене и использовать дешевую рабочую силу.

Эффективность хозяйствования на арендованных у помещиков землях обычно уступала эффективности мелкотоварного крестьянского хозяйства. В сложившемся положении крестьянство все настойчивее требовало безвозмездной передачи ему части помещичьих земель, хотя такое решение могло лишь на время снять вопрос о необходимости интенсификации аграрного производства и массового исхода в города. Таким образом, главным противоречием в аграрной сфере было противоречие между крестьянами и помещиками по поводу передела земель.

Вторым не менее важным противоречием было столкновение общинных традиций и зарождавшегося рыночного хозяйства крестьянства, ориентированного на частную собственность, конкуренцию, максимальную прибыль, использование техники. Община сдерживала имущественную дифференциацию крестьянства, частые уравнительные переделы земли мешали ведению предпринимательского хозяйства, трудовые навыки и этика нацеливали земледельца на средний уровень жизни. Складывалось противоречие между зажиточными слоями деревни и сельской беднотой, видевшей в общине единственный способ избежать разорения. Усилилась диспропорция между традиционным сельским хозяйством и передовой промышленностью крупных городов.

Конфликт труда и капитала. В результате индустриальной политики СЮ. Витте российская промышленность в начале XX в. достигла высоких показателей по объему выпускаемой продукции, темпам роста, концентрации производства и рабочей силы, привлечению иностранных инвестиций, степени монополизации. При этом промышленные рабочие не были защищены трудовым законодательством: рабочий день длился 10—12 часов, отсутствовало страхование по болезни и инвалидности, запрещались стачки и профсоюзные орга­низации, штрафы достигали У3 зарплаты.

Основную массу пролетариев составляли выходцы из деревни, с трудом приспосабливавшиеся к фабричному производству, тяжелому монотонному труду и городскому образу жизни. Агитация социалистических групп способствовала развитию самосознания рабочих, которые стали выступать не только с экономическими, но и с политическими требованиями. Основное противоречие в рабочем вопросе заключалось в конфликте труда и капитала, отсутствии трудового законодательства.

Национальный вопрос. Россия не была классической им­перией, так как национальные окраины не подвергались экономической эксплуатации в пользу русского центра. Однако в отдельных регионах существовали сепаратистские силы, желавшие отделиться от России. К таким регионам относились Польша и Финляндия, на территории которых проводилась политика насильственной русификации: пре­доставление русскому языку статуса государственного, распространение российских законов, назначение русских чиновников из центра. Это делалось для более полной интеграции в империю национальных окраин и вызывало недовольство части населения. Националистическая оппозиция видела в российских либералах и социалистах своих союзников в борьбе с самодержавием.

На территории украинских и белорусских губерний проживало значительное количество еврейского населения, которое, с одной стороны, боролось за сохранение своей культурной обособленности, а с другой — добивалось уравнения в правах с остальными российскими подданными. Евреи до­бивались права на выбор места жительства в России, снятия ограничений на поступление в средние и высшие учебные заведения, запрещения погромов. Среди еврейской молодежи были популярны социалистические идеи, и она активно участвовала в революционной борьбе.

Внешнеполитические факторы. Важным внешним фактором, вызвавшим массовое недовольство общества, стала неудачная русско-японская война 1904—1905 гг., которая привела к большим человеческим потерям, гибели русского фло­та. Поражение в войне, планировавшейся как «маленькая победоносная война», поставило под сомнение государственную политику в военной сфере. Однако удаленность театра боевых действий от границ страны, сохранение армией дисциплины, отсутствие мер по милитаризации общества и экономики, своевременное заключение мира не позволили военному фактору оказать решающее влияние на ход первой русской революции. Другим значимым внешним фактором стал французский заем, предоставленный российскому правительству в апреле 1906 г., который предотвратил финансовый крах государства.
 
 
9.2. Революция 1905-1907 гг. и ее результаты

 

В первой российской революции можно выделить этап нарастания революционных выступлений в январе - сентябре 1905 г., пик в октябре — декабре 1905 г. и этапы постепенного спада революции, связанные с работой I Государственной думы (апрель — июль 1906 г.) и II Государственной думы (февраль — июнь 1907 г.). Данная периодизация основывает­ся на анализе статистических данных о количестве стачеч­ников на промышленных предприятиях и количестве крестьянских выступлений. В то же время восстания на флоте, крестьянские погромы дворянских усадеб, террор эсеровских боевиков и карательные мероприятия правительственных войск продолжались на протяжении всего этого времени.

Нарастание революционных выступлений. Первая россий­ская революция началась с расстрела мирной демонстрации рабочих в Петербурге 9 января 1905 г., которая имела цель передать императору петицию с экономическими и политическими требованиями. Содержащиеся в петиции пункты о созыве Учредительного собрания на основе всеобщего голосования, установлении демократических свобод можно рассматривать как идеи парламентаризма и конституционализма.

До сентября 1905 г. правительство рассчитывало справиться с разрозненными забастовками, вооруженными выступлениями и крестьянскими мятежами с помощью армии и обещания умеренных реформ. Был принят закон о веротерпимости, ослаблена предварительная цензура печати, подготовлен проект выборности половины депутатов законосовещательного Государственного совета. В августе 1905 г. был разработан первый проект созыва законосовещательной Государственной думы.

Однако ни одна из указанных мер правительства не остановила нарастающей революции. Крестьяне захватывали помещичьи земли и грабили усадьбы. I Всероссийский съезд крестьян в июле 1905 г. потребовал отмены частной собственности на землю, конфискации поместий с возможной частичной компенсацией дворянам, созыва Учредительного собрания. Рабочие бастовали и требовали улучшения своего экономического положения, политических реформ. В ряде городов были созданы новые органы рабочего самоуправления — Советы, которые становились стихийными законодательными и исполнительными органами власти. В польских городах происходили вооруженные столкновения рабочих с полицией. Либералы проводили легальные агитационные кампании, требуя принятия конституции по западному образцу. Социалисты организовывали стачки и террористические акты.

Высшая точка революции. В октябре 1905 г. началась все­российская политическая стачка, охватившая все города России. Остановилась работа заводов, фабрик, железных дорог, магазинов, университетов. Число бастующих превысило 2 млн человек, это была самая крупная стачка в истории России. Главными требованиями стачечников были свержение самодержавия и установление демократических свобод, политическая амнистия и введение восьмичасового рабочего дня. Участие в стачке различных слоев городского населения от рабочих до предпринимателей позволило на короткий период создать широкую оппозиционную коалицию. Жизнь крупных городов была парализована, это был сигнал правительству о глубоком политическом кризисе. Для выхода из него Николай II согласился подписать составленный премьер-министром СЮ. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил неприкосновенность личности; свободу совести (выбора вероисповедания), слова, собраний, союзов; созыв законодательной Государственной думы из всех слоев населения. Ни один закон не мог быть принят без одобрения Думы, она распо­ряжалась расходованием части бюджета. Данный документ можно рассматривать как начало процесса ограничения са­модержавия и эволюцию в сторону правового государства. Завоеванные в борьбе с властью уступки не удовлетвори­ли кадетов, социалистов-революционеров и социал-демо­кратов. Радикалы из либерального лагеря рассчитывали на непосредственное вхождение во властные структуры и бы­струю демократизацию политического строя, безоговороч­ное выполнение всех положений Манифеста. Социалисты призывали не останавливаться на достигнутых результатах и бороться за демократическую республику. Они организо­вали вооруженное восстание в Москве 7—18 декабря, ко­торое стало пиком революции. Однако в других городах восстаний не произошло, либералы осудили авантюризм повстанцев, и лояльные императору гвардейские полки по­давили вооруженное выступление.

Работа I и II Государственных дум. Выборы в Государ­ственную думу осуществлялись на основе куриальной сис­темы, известной в России по земству. Голоса по данной си­стеме распределялись следующим образом: крестьяне вы­бирали 42 % депутатов, землевладельцы — 31 %, городские собственники и рабочие —21%. Таким образом, правитель­ство сделало ставку на крестьянство, рассчитывая на его приверженность традиционным ценностям монархии и православия. В I и II Государственных думах преобладали партия кадетов и крестьянская фракция трудовиков. Это объясняется как привлекательностью их программ в пери­од политического кризиса общества, наличием в их рядах хороших агитаторов, так и особенностями распределения голосов по куриям.

I Государственная дума и II Государственная дума не про­работали положенного пятилетнего срока в связи с их отка­зом от поддержки правительственного курса. В центре обсуждения обеих Дум оказался аграрный вопрос. В 1906 г. кадеты внесли на рассмотрение I Государственной думы свой аграр­ный законопроект. Он предусматривал бесплатную передачу крестьянам казенных, удельных, монастырских земель и при­нудительное отчуждение части помещичьих земель за спра­ведливый выкуп. Фракция трудовиков предложила конфис­кацию поместий с уравнительным распределением земли сре­ди крестьян. В 1907 г. левое крыло II Государственной думы подвергло резкой критике начавшуюся аграрную реформу П.А. Столыпина. В I и II Думах критиковалась репрессивная политика правительства, а террористические акты и восста­ния рассматривались как справедливая борьба народа против самодержавно-дворянского режима.

Оппозиционный характер I и II Дум не позволял осуще­ствлять созидательную законотворческую работу, парламент превратился в препятствие для выхода из политического кри­зиса. Пользуясь спадом забастовочного движения, переклю­чением внимания крестьянства на аграрную реформу, про­тиворечиями между либералами и социалистами, император 3 июня 1907 г. распустил Думу и изменил избирательный за­кон. По новому закону крестьяне избирали 22,5 % депутатов, землевладельцы — 50,5 %. Городская курия по-прежнему из­бирала 27 %, но голосование городских собственников и ра­бочих осуществлялось раздельно. Сократилось количество де­путатов от национальных окраин. Изменение избирательно­го закона в пользу крупных землевладельцев означало возврат правительства к традиционной опоре на дворянство.

Результаты революции. Формально революция не выпол­нила основных задач классической буржуазной революции (ликвидация самодержавия, создание парламента с широки­ми полномочиями, перераспределение дворянской собствен­ности среди крестьян). Остались неприкосновенными дворян­ские земли. В III Государственной думе (ноябрь 1907 — июнь 1912 г.) и IV Государственной думе (ноябрь 1912 —октябрь 1917г.) доминировали правые партии, Дума была ограничена в фи­нансовых вопросах, за императором сохранилась вся полнота исполнительной власти. После подавления революции пра­вительство стало широко использовать административный ресурс для контроля над прессой, собраниями, профсоюза­ми, партиями.

Но и после подавления революции сохранились такие важ­ные завоевания, как наличие законодательной Думы, легаль­ные политические партии и профсоюзы, свободная пресса. С 1907 г. прекратилось взимание выкупных платежей с крес­тьян. Рабочий день на промышленных предприятиях был уменьшен до 10 часов. Правительство осознало необходимость проведения социально-экономических реформ, от успеха или неуспеха которых зависело, что ждет Россию: путь эволюции в сторону буржуазного общества или новая революция.

Основных причин незавершенности революции 1905— 1907 гг. несколько. Армия сохранила верность императору. Умные и волевые советники царя проводили гибкую поли­тику по расколу сил оппозиции. После опубликования Ма­нифеста часть либералов сочла революцию законченной, а социалисты проявили излишний максимализм, рассчитывая на быстрое крушение режима. Важный фактор революци­онной ситуации — обострение выше обычного нужды и бед­ствий народных масс не проявился в достаточной степени. Был сохранен золотой размен, позволивший быстро встать на путь экономического подъема. Революционные выступ­ления носили разрозненный, локальный характер и подав­лялись войсками и полицией.
 
 
9.3. Реформы П.А. Столыпина

 

Попытка предотвращения новой революции. Политику пре­мьер-министра П.А. Столыпина, возглавившего правительство в 1906 г., можно охарактеризовать как модернизацию России с сохранением самодержавия и привилегий дворянства. Рефор­мы преследовали цель расширить социальную базу самодер­жавия за счет зажиточного крестьянства и крупной буржуазии, ускорить социально-экономическое развитие страны с по­мощью административных и экономических мер, повысить эффективность управления империей. Стратегической целью реформ было предотвращение новой революции, разрешение общественных противоречий мирным путем.

Противоречия между дворянами и торгово-промышлен­ным классом разрешались в рамках Государственной думы. Избирательный закон 3 июня 1907 г. гарантировал правитель­ству существование двух депутатских блоков: монархистов-октябристов и октябристов-кадетов. Поскольку праволиберальная партия октябристов стала фактически правитель­ственной партией, премьер-министр получил возможность организовывать нужное для принятия законов большинст­во в зависимости от ситуации. При необходимости принять консервативный закон формировалось монархически-октяб­ристское большинство, а для принятия либерального зако­на формировалось октябристско-кадетское большинство. Император категорически отказался включить в состав пра­вительства представителей думской оппозиции и тем более сделать правительство подотчетным Думе.

Под влиянием революции правительство решило перейти от политики поддержки крестьянской общины, сдерживания имущественного расслоения, ограничения переселения на во­сточные окраины к политике разрушения общины, утверж­дения частной крестьянской собственности, массовой коло­низации Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. При этом преследовались политические цели (формирование зажиточ­ного крестьянства, которое стало бы опорой власти в дерев­не, сохранение помещичьих земель, разрушение общины, сплачивавшей крестьян в борьбе с правительством), эконо­мические цели (повышение производительности труда в сель­ском хозяйстве за счет интенсификации производства на ча­стных землях, вовлечение в хозяйственный оборот новых зе­мель, повышение покупательной способности крестьян как гаранта стабильности внутреннего рынка), социальные цели (расслоение крестьян и уход бедноты в города для работы в промышленном секторе, превращение малоземельных крес­тьян в источник дешевой рабочей силы для кулацких и поме­щичьих хозяйств, сокращение аграрного перенаселения пу­тем переселения на восток страны).

Поворот в аграрной политике. Летом — осенью 1906 г. был издан ряд указов, подготовивших поворот в аграрной поли­тике. Крестьянский банк получил в свое распоряжение казенные, удельные (собственность царской семьи), кабинет­ские (личная собственность императора) земли в Европей­ской России и Сибири для продажи крестьянам. Отменялись сословные ограничения для крестьян при приеме на госу­дарственную службу и в учебные заведения.

Основу реформы составил указ «О дополнении некото­рых постановлений действующего закона, касающихся кре­стьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г. Ставший законом в 1910 г. указ предоставил крестья­нам право свободного выхода из общины. В собственность отдельных домохозяев переходила надельная земля, находив­шаяся в постоянном пользовании на момент издания указа. Заявление о выходе из общины должно было утверждаться сельским сходом, а если сход в течение месяца не принимал положительного решения, земский начальник своей влас­тью удовлетворял ходатайство о выходе.

В общинах, где последние 24 года не проводились пере­делы земли, излишки сверх душевой нормы (количество зем­ли, полагавшееся лицу мужского пола) переходили крестья­нам бесплатно. В общинах, где передел проводился, крестья­нин платил за излишки по ценам 1861 г., которые были значительно ниже рыночных земельных цен 1906 г. Кресть­янин мог требовать, чтобы ему выделили землю в одном уча­стке на хуторах и отрубах. При хуторском типе землеустрой­ства усадьба переносилась на сведенный воедино земельный участок, а при отрубном типе оставалась в деревне.

Важную роль в осуществлении реформы сыграл Кресть­янский банк, который продавал крестьянам помещичьи и го­сударственные земли с рассрочкой платежей на 50 лет. Чтобы стимулировать образование отрубов и хуторов, банк предо­ставлял кредиты на сумму всей стоимости покупки. В период 1907—1915 гг. на банковских землях было создано 270 тыс. . отрубов и хуторов, на укрепленных в собственность надель­ных землях — 300 тыс. хуторов и 1,3 млн отрубов. Однако не менее половины хуторов и отрубов были не прибыльными предпринимательскими хозяйствами, а малодоходными зе­мельными участками. Цель их создания заключалась в по­лучении кредитов и дальнейшей перепродаже.

Более 3 млн переселенцев освоили 30 млн десятин зем­ли в Сибири и на Дальнем Востоке, что способствовало подъему экономики региона и страны в целом. Поскольку переселялись в основном малоземельные крестьяне из об­щинных районов, они переносили на новые земли общин­ные порядки землевладения и землепользования. Несмот­ря на значительные масштабы колонизации, не удалось уменьшить проблему перенаселенности центральных губер­ний, так как естественный прирост вдвое превышал темпы переселения.

К 1915 г. из общины вышло 2,5 млн домохозяев, что со­ставляло 1/4 всех общинных хозяйств. Наиболее активно вы­ход происходил в регионах с развитыми товарно-денежными отношениями — в Новороссии, Поволжье (на Украине из об­щины вышло до 50 % общинников). В губерниях Чернозем­ного центра из общины вышло 27 % дворов, в Нечерноземье — 14 %. Таким образом, реформа разрушила общину там, где для этого имелись экономические предпосылки. В центральном районе община, избавившись от пролетарских и зажиточных элементов, только усилилась, несмотря на административное давление чиновников.

Противоречивые итоги. Аграрная реформа способствовала росту объема сельскохозяйственного производства, повыше­нию производительности и товарности хозяйств. Крестьяне стали больше использовать сельскохозяйственную технику, вы­сокими темпами росла кредитная, сбытовая и потребитель­ская кооперация. Однако реформа не сумела решить самой глав­ной политической задачи — создать значительный слой зажи­точных крестьян с частной собственностью, который наряду с дворянами стал бы опорой власти в деревне. Община осталась преобладающей формой землевладения и землепользования. Зажиточные крестьяне вместе с середняками и бедняками по-прежнему рассчитывали на раздел дворянских земель.

Большинство крестьян отказалось принимать реформу, ибо она противоречила сложившимся представлениям о коллективном способе хозяйствования, общности земли, уравнительной социальной справедливости. Насильствен­ные методы преобразований также вызвали неприятие крестьян. Буржуазная по духу реформа натолкнулась на сопро­тивление традиционного аграрного общества.

Компромиссы по рабочему и национальному вопросам. В ра­бочем вопросе правительство П.А. Столыпина старалось удовлетворить некоторые экономические требования рабо­чих, чтобы поднять их жизненный уровень и отвлечь от уча­стия в политической борьбе. Несмотря на сопротивление промышленников, правительство добилось принятия зако­нов о 10-часовом рабочем дне, страховании на случай бо­лезни и несчастных случаев, легализовало профсоюзы. Соз­давались воскресные и вечерние школы, чтобы приобщить рабочих к традиционным культурным ценностям и отвлечь их от нелегальной пропаганды социалистов.

В национальном вопросе проводилась жесткая линия на русификацию окраин — создание земств в западных губер­ниях с национальными куриями, что давало преимущество русскому крестьянству над польскими помещиками. В Фин­ляндии распространялось имперское законодательство. Про­должавшиеся еврейские погромы сочетались с разрешени­ем эмигрировать в США.

Историки неоднозначно оценивают результаты консерва­тивной модернизации 1907—1914 гг. С одной стороны, они спо­собствовали смягчению социально-экономических и полити­ческих противоречий. С другой стороны, не удалось создать массовую опору среди крестьянства, обеспечить лояльность режиму со стороны пролетариата и некоторых национальных регионов империи. Модернизация имела шанс предотвратить новую революцию, если бы реформы осуществлялись в спо­койных внешнеполитических условиях в течение нескольких десятилетий. Но история не предоставила такой возможности.
 
 
Выводы

 

Первая российская революция 1905—1907 гг. произошла в силу обострения противоречий между различными соци­альными группами, которые накануне и в ходе революции оформились в политические организации. Политическую оппозицию самодержавию составили либералы и социалисты. Первые выступали за принятие конституции, которая бы гарантировала россиянам основные политические права и свободы, выборы законодательного парламента. Либералы признавали необходимость умеренных социально-экономи­ческих реформ на основе законности и компенсации прав собственников. Социалисты требовали установления демо­кратической республики и радикального передела собствен­ности в интересах трудящегося населения.

Характерной чертой первой российской революции явля­лось доминирование социалистов над либералами в степени влияния на массы населения. Это объяснялось как популяр­ностью идей социалистов в преимущественно крестьянской стране, так и невысокой революционностью российской бур­жуазии. Она выражала желание войти во власть, но не была готова взять всю полноту власти. Самое активное участие в революции сыграла интеллигенция.

В ходе революции самодержавие было вынуждено осуще­ствить политическую и аграрную реформы. Они преследовали стратегическую цель: расширить социальную базу царизма за счет торгово-промышленного класса, либеральной интеллиген­ции, зажиточных крестьян. Реформы П.А. Столыпина можно охарактеризовать как консервативную модернизацию страны. Они не изменили основ политического и экономического строя, но способствовали некоторой демократизации обще­ственной жизни и ускорению экономического роста.

Несмотря на частичные успехи реформ, в России сохра­нились острые противоречия в аграрном, рабочем, нацио­нальном вопросах. Ни либералы, ни тем более социалисты не отказались от борьбы за воплощение своих идей. Участие России в Первой мировой войне резко изменило политиче­скую и экономическую ситуацию, создав мощные предпо­сылки к новой революции.
 
 Мне помог Расторгуев.
 


Рецензии