Эпоха революций и Гражданской войны 1917-1920 гг
Февральская революция 1917 г. была вызвана противоречиями в политическом строе, аграрном, рабочем и национальном вопросах, до конца не разрешенными в ходе первой российской революции 1905—1907 гг. Однако в перерастании старых противоречий в новую революцию решающую роль сыграли внешнеполитическая ситуация и субъективный фактор.
Первая мировая война. С августа 1914 г. Россия участвовала в Первой мировой войне на стороне Антанты1. Война складывалась для России неудачно. Русская армия понесла наибольшие человеческие потери среди всех воюющих стран.
_______
1 Антанта — военно-политический союз Франции, Англии и России против государств германского блока.
Провозглашенные цели войны: помощь православной Сербии, верность союзническому договору, присоединение турецких проливов Босфор и Дарданеллы — не представлялись жизненно важными для российского крестьянства, составлявшего большинство рядового состава армии. За годы войны в армию было призвано около 13 млн человек, превратившихся в самостоятельную социальную группу со специфическими интересами. К 1917 г. крестьяне-солдаты были заинтересованы в скорейшем прекращении войны и увеличении своих наделов за счет дворянских и казенных земель, поэтому политические силы, выдвигавшие лозунги мира и земельного передела, могли рассчитывать на широкую вооруженную поддержку.
Война привела к естественным трудностям финансового, производственного, транспортного и потребительского характера. Сократилось производство гражданской промышленной продукции и продуктов питания, образовался дефицит товаров первой необходимости. Железные дороги не справлялись с перевозками, с июля 1914 г. по январь 1917 г. цены выросли в четыре-пять раз, сократилась реальная зарплата. Нарушение хозяйственных связей привело к простоям предприятий и увольнениям рабочих. В результате в 1916 г. число бастовавших сравнялось с числом забастовщиков в 1906 г. Наряду с экономическими требованиями рабочие выдвигали политические лозунги с требованием мира и ликвидации самодержавия.
Февральская революция. В годы войны укрепился либеральный лагерь, который создал влиятельные учреждения для помощи военной промышленности — Центральный военно-промышленный комитет, Союз земств и городов. В августе 1915 г. представители либеральных партий в IV Государственной думе вместе с депутатами Государственного совета создали Прогрессивный блок. Его цели — создание министерства, ответственного не перед царем, а перед Думой, политическая амнистия, автономия Польши и Финляндии, отмена ряда положений земской контрреформы Александра III.
Рядом с Николаем II на этот раз не оказалось волевого и умелого политика, который мог бы предотвратить падение престижа самодержавия. На царя как верховного главнокомандующего легла ответственность за военные неудачи. Нерешительность Николая II, частая смена министров и приближение ко двору мистика-знахаря Г.Е. Распутина свидетельствовали о глубоком кризисе власти. В этот момент даже командующие фронтами не оказали поддержки императору.
В конце февраля 1917 г. стихийные демонстрации рабочих в Петрограде с экономическими и политическими лозунгами были поддержаны гвардейскими полками столичного гарнизона. Решающими факторами победы революции стали массовое недовольство населения, переросшее в стихийные выступления против режима и переход армии на сторону демонстрантов. Император, убедившись в отсутствии военных и политических ресурсов для борьбы за власть, 2 марта 1917 г. отрекся от престола. Февральская революция 1917 г. победила быстро и малой кровью.
Два центра власти. Результатом Февральской революции стало появление двух центров власти, которые можно условно назвать либеральным (Временное правительство) и социалистическим (Совет рабочих депутатов). Временное правительство было сформировано из депутатов Государственной думы и официально признавалось законным правопреемником власти. Партийный состав Временного правительства не был постоянным. До мая оно состояло из кадетов и октябристов, а впоследствии стало коалиционным. Тогда в него вошли представители социалистических партий — эсеры и меньшевики.
Временное правительство в своей деятельности опирались на министерства, комиссариаты, земства, городские думы, пользовалось влиянием в различных общественных организациях. Министры во Временном правительстве стремились ограничиться политической революцией, достижением гражданского равенства при минимальных социально-экономических реформах. Они рассчитывали, что провозглашение республики, конституции, рабочего законодательства, установление гражданских свобод, частичное отчуждение поместий за выкуп позволят довести войну до победы и обеспечат развитие народного хозяйства на основе сложившейся структуры собственности. Решение жизненно важных вопросов они оставляли до Учредительного собрания, которое предполагалось выбрать после войны.
Петроградский Совет рабочих депутатов до осени 1917 г. в основном состоял из представителей партий меньшевиков (умеренных социал-демократов) и социалистов-революционеров, которые не претендовали на верховную власть в России. Социалисты в Совете считали необходимым существование либерального правительства для демократизации, экономического развития страны. Свою задачу они видели в защите завоеваний революции от контрреволюции. Главной опорой Петроградского Совета были солдатские комитеты, Советы в городах и деревнях, профсоюзы, фабричные комитеты. Наряду с гражданскими свободами члены Совета признавали необходимость глубоких социальных реформ, но также откладывали их проведение до Учредительного собрания. Чтобы помочь либералам разрешить общественные противоречия эволюционным путем, эсеры и меньшевики вошли в коалиционное Временное правительство в мае 1917 г.
В ходе Февральской революции была создана новая система законодательной и исполнительной власти в столице и губерниях. Поскольку в условиях войны было трудно провести всеобщие прямые выборы в Учредительное собрание, власть сосредоточилась в руках исполнительных органов: Временного правительства, губернских и уездных комиссаров, городских дум, земств. Одновременно с ними законодательные и исполнительные функции осуществлялись Советами разных уровней. Для эффективного руководства Россией Временное правительство должно было заручиться их поддержкой. Советы представляли интересы широких масс: рабочих, крестьян, солдат, служащих. Следовательно, они контролировали армию, заводы, земельные комитеты, транспорт.
Временное правительство провозгласило гражданские и политические свободы, объявило амнистию политическим заключенным, отменило смертную казнь в тылу, сословные, национальные, религиозные ограничения. 1 сентября 1917 г.
Россия была провозглашена республикой. Данные меры привели к небывалому росту общественной активности граждан, способствовали формированию политического плюрализма1.
Главное противоречие новой политической системы заключалось в ограничении власти Временного правительства Советами. Это вызывало все большее расхождение кадетов с эсерами и меньшевиками. Оппозиционность либералов выглядела революционной только при самодержавии, которое защищало консервативную социально-экономическую и политическую систему от радикальных требований масс. Такой расклад сил был следствием слабого развития буржуазных отношений в стране и отсутствия значительного класса собственников.
Рост аграрного движения. В крестьянской стране, какой была Россия, аграрный вопрос был самым важным вопросом революции. Временное правительство узаконило создание земельных комитетов, которые должны были выработать условия для будущей реформы. Однако сама реформа откладывалась до созыва Учредительного собрания и окончания войны. К тому же в качестве основных принципов реформы провозглашались постепенность, законность, компенсация землевладельцам. Крестьяне не стали ждать конца войны, и в деревне с лета 1917 г. начался стихийный «черный передел» — захват помещичьих земель, скота, инвентаря. В передел попали также земли хуторян, купцов, земств. Община брала «реванш» за аграрную реформу П.А. Столыпина.
Количество крестьянских выступлений с июля по октябрь 1917 г. превысило количество выступлений за весь период революции 1905—1907 гг. Правительству пришлось использовать армию для наведения порядка в деревне, но мобилизованные крестьяне отказывались стрелять в собратьев. Начавшуюся аграрную революцию можно охарактеризовать как антидворянскую и антибуржуазную (против предпринимательских хозяйств). Поведение крестьян явно не укладывалось в схему классической буржуазной революции.
________
1 Плюрализм - мирное сосуществование различных политических партий и учений.
Противоречия в промышленной сфере. Пролетариат в городах требовал радикальных социальных реформ: повышения зарплаты, контроля над наймом и увольнением, восьмичасового рабочего дня, социального страхования по безработице и болезни, создания совместных с собственниками комиссий для решения конфликтов. Сила пролетариата заключалась в его организованности в рамках профсоюзов, фабричных комитетов, Красной гвардии, милиции. Советы добились индексации зарплаты и явочного (без издания закона) установления восьмичасового рабочего дня.
Российские промышленники выступили против притязаний рабочих, считая, что установление системы социальной защиты подорвет рентабельность предприятий. Они ссылались на низкую производительность труда, удорожание стоимости товаров и потерю ее конкурентоспособности, недопустимость вмешательства рабочих в организационные и финансовые вопросы. Предприниматели закрывали производство и требовали от Временного правительства навести «порядок», т. е. восстановить дореволюционную систему государственной опеки над промышленностью и трудовыми отношениями.
Трудности национальной политики. Временное правительство провозгласило независимость Польши и Финляндии, однако ему пришлось иметь дело с сепаратизмом и других народов, которые в составе империи не проявляли явного стремления к автономии и суверенитету. Воспользовавшись буржуазным правом наций на самоопределение, о политической независимости заговорили в прибалтийских губерниях, о культурной автономии — в Армении, Грузии, Азербайджане, Средней Азии, Поволжье (татары, башкиры). Украинская Рада провозгласила культурную автономию, оговаривая право на созыв украинского Учредительного собрания для решения вопроса о статусе в составе России.
Временное правительство не противодействовало национальному возрождению на окраинах России, признало культурную автономию, но категорически противилось политическому сепаратизму. Хотя вопрос о территориальной целостности откладывался до Учредительного собрания, Временное правительство не скрывало своего стремления сохранить границы царской России.
Разложение армии. Либералы в лице лидера кадетской партии П.Н. Милюкова и лидера партии октябристов А.И. Гучкова считали необходимым довести войну до победы, чтобы потом Россия вместе с Антантой воспользовалась экономическими и политическими преимуществами держав-победительниц. В качестве аргументов приводились уже принесенные миллионные жертвы русской армии, оккупация части страны немецкими солдатами, верность союзническому долгу. Временное правительство рассчитывало, что революционная армия будет воевать с большим энтузиазмом, чем царская.
Однако солдаты, повинуясь своим социальным интере--сам и пользуясь революционными свободами, требовали немедленного мира. Происходило разложение армии, узаконенное в Приказе № 1 Петроградского Совета, по которому создавались солдатские комитеты. Началось массовое дезертирство и расправы над офицерами. Временное правительство вместе с социалистами из Совета не смогло принять решение о перемирии, что повлекло за собой катастрофические последствия.
Последней попыткой остановить развал армии было выступление в конце августа 1917 г. верховного главнокомандующего генерала Л.Г. Корнилова. Он предложил демобилизовать 4 млн солдат и наделить их землей, милитаризовать железные дороги, запретить забастовки, ввести смертную казнь в тылу. Для наведения порядка он приказал некоторым фронтовым частям двинуться в Петроград. Либеральные министры поддержали Л.Г. Корнилова, рассчитывая с его помощью не только довести войну до победы, но и предотвратить социальную революцию. Военная диктатура виделась как выход для восстановления государственности и дальнейшего умеренно-буржуазного развития. Однако социалистические партии в Совете (эсеры, меньшевики, большевики) и министры-социалисты Временного правительства расценили это как контрреволюцию. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский принял меры к тому, чтобы мобилизованные войска и отряды Красной гвардии, созданные большевиками, остановили продвижение корни-ловских частей на Петроград.
10.2. Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти
Большевики. Февральская революция не смогла решить основные общественные противоречия и открыть дорогу широким и радикальным преобразованиям в России. Вовлеченные в политику массы выдвигали антибуржуазные и анархические требования: имущественное равенство, ограничение прав частных собственников, самоуправление без выполнения государственных обязанностей. Воплощение данных требований означало коренную ломку социально-экономического и политического строя страны, невиданную в историю социальную революцию. В России имелась политическая сила, которая ставила своей целью осуществление подобного глубокого переворота для построения новой модели общества — социализма.
Этой силой была большевистская партия — РСДРП(б), основателем и руководителем которой был В.И. Ленин. К осени 1917г. партия представляла собой иерархическую организацию численностью около 200 тыс. человек, выполнявшую директивы Центрального Комитета партии (ЦК).
Ленинская модель социалистических преобразований. Идеологией большевиков был марксизм, своеобразно истолкованный В.И. Лениным. Он считал, что Россия достигла высшей стадии развития капитализма — империализма, а потому готова к социалистической революции. Революция должна привести к власти самый прогрессивный класс — пролетариат и выражающую его интересы большевистскую партию. Окончательная победа социализма в аграрной России представлялась возможной после победы мировой коммунистической революции в развитых странах Запада.
До прихода к власти большевиков ленинская модель первого этапа социалистических преобразований представлялась в виде государственного капитализма. Не предполагалось проводить массовой национализации предприятий и объединять крестьян в коллективные хозяйства, создавать карательные органы, профессиональную армию и бюрократический аппарат. В качестве первоочередных мер предлагалось ликвидировать помещичье землевладение и передать землю в пользование крестьянам; установить рабочий контроль на предприятиях, принять рабочее законодательство; создать советскую систему органов власти, выполняющих законодательные и исполнительные функции в интересах избравших их трудящихся; ликвидировать бюрократию вследствие развития самоуправления; создать добровольную армию и милицию.
В.И. Ленин отрицательно относился к институтам буржуазного общества: частной собственности, парламенту, гражданским свободам, праву, так как считал, что без материального равенства данные институты служат защите интересов имущих классов. Составной частью большевистской идеологии были пролетарский интернационализм — солидарность эксплуатируемых групп независимо от национальности, а также атеизм, негативное отношение к буржуазной культуре и ценностям.
События октября 1917 г. В отличие от стихийной Февральской революции события в октябре 1917 г. представляли собой заранее спланированное вооруженное восстание частей петроградского гарнизона и Красной гвардии против Временного правительства. Организатором восстания выступила большевистская партия.
На II Всероссийском съезде Советов 25-27 октября 1917 г. большевики объявили о формировании нового правительства — Совета народных комиссаров (СНК), которое не было признано либеральными партиями, правыми эсерами и меньшевиками, считавших его однопартийной диктатурой экстремистов. Советское правительство немедленно опубликовало первые Декреты, направленные на скорейшее разрешение общественных противоречий.
Выход из войны. В Декрете о мире СНК обращался ко всем воюющим народам и правительствам с предложением заключить мир. без аннексий (территориальных захватов) и контрибуций (денежных платежей). На это предложение откликнулось только германское правительство, которое, однако, рассчитывало на подписание мира с аннексией и контрибуцией. Учитывая развал в армии и помня о роли военного фактора в прошедших революциях, большевики 3 марта 1918 г. заключили сепаратный мир с Германией в Бресте. Россия признала потерю Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, т. е. территорий, на которых проживало 26 % населения, производилось 32 % сельскохозяйственной и 23 % промышленной продукции. Россия должна была выплатить 6 млрд марок контрибуции.
Почему советское правительство согласилось на этот грабительский мир, беспрецедентный в истории России? Помимо отсутствия боеспособной армии, важную роль сыграл политический расчет В.И. Ленина. С одной стороны, он рассчитывал на сохранение власти в руках советского правительства, поскольку лозунг о мире был популярен в массах. С другой стороны, поражение германского блока было делом времени, и большевики рассчитывали вернуть потерянные территории в ближайшем будущем. Этот расчет оправдался в ноябре 1918 г., когда Германия капитулировала.
Декрет о земле. Декрет о земле полностью повторял программу партии социалистов-революционеров, которые не осуществили ее в составе Временного правительства. Все помещичьи и казенные обрабатываемые земли и угодья бесплатно передавались в распоряжение крестьянских комитетов и крестьянских Советов. Частная собственность на землю отменялась, земля подлежала уравнительному распределению между крестьянами. Запрещались использование наемного труда и аренда земли. Декрет лишь узаконил массовый земельный передел в российской деревне, начавшийся еще летом 1917 г. По своему характеру декрет был общинно-уравнительным.
Большевики не считали общинный передел политически верным решением аграрного вопроса, так как рынок неизбежно вел к расслоению крестьянства, появлению бедноты и зажиточных крестьян. Выход виделся в создании крупных коллективных хозяйств на основе машинной техники. Но реализацию этих планов большевики отложили на будущее, провоцируя декретом нарастание аграрной революции.
Политика большевиков в рабочем вопросе. В ноябре 1917 г. были опубликованы законы, направленные на решение рабочего вопроса. Законодательно устанавливался восьмичасовой рабочий день, вводились пособия по безработице и болезни. Закон о рабочем контроле предоставил работникам предприятий право контролировать бухгалтерскую отчетность, склады, влиять на условия найма и увольнения. Фабрично-заводские комитеты подчинялись профсоюзам, которые должны были выполнять функцию надзора за соблюдением трудового законодательства и пропагандировать большевистскую идеологию.
Большевистское рабочее законодательство могло дать долговременный положительный эффект в период спокойного социально-экономического развития. В условиях спада производства, разрушения рыночных механизмов, острых социальных конфликтов между собственниками и рабочими правительство большевиков перешло в декабре к национализации крупных фабрик и заводов. Национализированные предприятия подчинялись Высшему совету народного хозяйства, органы рабочего контроля отстранялись от управления. Большевики удовлетворили основные требования пролетариата, повысив его социальный статус: пролетарское происхождение становилось залогом карьерного роста в партийном и государственном аппаратах.
Декларация прав народов России. Декларация провозгласила равенство и суверенность народов, право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Столь радикальное заявление большевиков способствовало распаду российского государства, хотя на деле могли отделиться только те территории, где еще не было советской власти. Декларация преследовала цель привлечь симпатии нерусских народов, составлявших 57 % населения бывшей империи. В действительности большевики не собирались мириться с созданием независимых государств. Самоопределение понималось как культурная автономия трудящихся при одновременном подчинении их местным партийным организациям и Советам, которые в свою очередь получали директивы из столицы. Таким образом, национальная политика советского правительства в первые месяцы после Октября была тактическим шагом для завоевания популярности в национальных районах.
На пути к однопартийной диктатуре. Значительным шагом в развитии советского законодательства стало принятие в 1918 г. первой в истории России Конституции РСФСР. В ней были закреплены демократические завоевания народа. Наряду с демократизацией общественно-политической жизни большевики усиливали свою диктатуру. 6 января 1918г. большевики созвали и сразу же распустили Учредительное собрание, избранное всеобщим голосованием, так как большинство в нем получили правые социалисты-революционеры и меньшиви-ки, не признавшие законности правительства В.И. Ленина. Сотрудничество с учредительным собранием могло бы стать альтернативой фактически однопартийной диктатуре. Однако В.И. Ленин отверг возможность коалиции, победители не собирались делиться властью. Затем из губернских и уездных Советов стали изгонять меньшевиков и эсеров, хотя они избирались трудящимися по большевистским законам.
Обострение экономического и политического кризиса. К весне 1918 г. обнаружился утопизм государства-коммуны с рабочим контролем, демократическими Советами, добровольной армией, союзом рабочих и крестьян. В стране обострился экономический кризис, вызванный падением промышленного производства и нарушением товарообмена между городом и деревней. Крестьяне, разделив землю, хотели торговать с городом по рыночным ценам. Городская промышленность не могла обеспечить выпуск необходимого количества товаров гражданского назначения, нарастала инфляция. Крестьяне еще более сократили поставки продовольствия государству из-за низких закупочных цен, возникла угроза голода. Рабочие в отсутствие административного контроля, из-за простоя производства, невозможности приобрести продовольствие стали покидать заводы.
Большевики не справились с управлением государством и промышленностью без старых кадров бюрократии и технического персонала. Добровольная Красная армия оказалась малочисленной и малоэффективной. Отказ использовать старые офицерские кадры и декларирование принципов демократии привели к полному падению дисциплины и ухудшению качества военной подготовки.
Чтобы разрешить вновь возникшие противоречия, большевики прибегли к диктаторским методам, введение которых совпало с началом широкомасштабной Гражданской войны.
10.3. Гражданская война: истоки, расстановка сил, итоги
Февральская революция не вызвала контрреволюции, самодержавие относительно быстро и бескровно сменилось Временным правительством. Октябрьская революция санкционировала массовый передел собственности, ликвидировала сложившуюся государственную структуру и привела к установлению однопартийной диктатуры. Большевистский проект социалистического переустройства России противоречил материальным интересам имущих социальных групп, которые взялись за оружие, чтобы защитить свою собственность, политические и культурные ценности.
Гражданская война — это вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами.
Существует несколько точек зрения на хронологические рамки Гражданской войны: май 1918 г. — ноябрь 1920 л; октябрь 1917 г. — 1921 г. Если считать основной характеристикой Гражданской войны наличие линии фронта и противостояние регулярных армий, то справедливо выделение периода с мая 1918 г. по ноябрь 1920 г. Если основным критерием принять противостояние социальных групп и классов, то — с 1917 по 1921 г. Основная причина Гражданской войны — противостояние политических сил, опиравшихся на различные социальные группы и стремившихся воплотить свой проект социально-экономического и политического устройства общества.
В ходе Гражданской войны белые и красное правительства на подконтрольных им территориях проводили различную экономическую политику, что связано не столько с конкретной военной и хозяйственной ситуацией, сколько с идеологией сторон. Общим для борющихся лагерей было массовое применение насилия по отношению к политическим оппонентам, хотя красная диктатура (красный террор) носила более жесткий характер.
«Военный коммунизм». Политика советского правительства получила название «военный коммунизм». Летом 1918 г. началась масштабная национализация крупной и средней промышленности, а в ноябре 1920 г. — и мелкой промышленности. К концу Гражданской войны в собственность государства перешло около 80 % крупных и средних предприятий, которые управлялись Высшим советом народного хозяйства. Отрасли, работавшие на армию, подчинялись Совету рабоче-крестьянской обороны. Из 1,4 млн рабочих не менее 0,8 млн работали на армию. Хозяйственные связи между предприятиями строились на основе централизованного распределения ресурсов, объем, ассортимент продукции заранее планировался, основным потребителем товаров была Красная армия.
Товарно-денежные отношения были ликвидированы и заменены прямым продуктообменом. В ноябре 1918 г. была введена государственная монополия на внутреннюю торговлю. В связи с гиперинфляцией и запретом частной торговли на рынке вводилось карточное снабжение городского населения продовольствием и товарами первой необходимости. В 1920 г. по карточкам снабжалось 38 млн горожан. Все граждане были обязаны вступить в кооперацию, которая превратилась в распределитель минимально необходимых материальных благ. В январе 1921 г. была отменена плата за коммунальные услуги. Работники предприятий получали уравнительную зарплату в натуральной форме. Рабочие мобилизовались в армию или уходили в деревню. В связи с нехваткой рабочей силы в городах устанавливалась всеобщая трудовая повинность.
Летом — осенью 1918 г. большевики пытались решить продовольственную проблему с помощью созданных в деревнях комитетов бедноты, на которые были возложены задачи конфискации сельскохозяйственной продукции у зажиточных крестьян. В помощь комитетам посылались продовольственные отряды из городских рабочих. Крестьянской бедноте и рабочим доставался определенный процент конфискованной продукции. В условиях Гражданской войны большевики нуждались в лояльности среднего крестьянства, поэтому комитеты бедноты в январе 1919 г. были ликвидированы, а изъятие продуктов осуществлялось путем продовольственной разверстки.
Продразверстка - изъятие у крестьян основных продуктов сельского хозяйства, которые превышали минимальные нормы потребления. Поскольку в обмен крестьяне получали обесцененные деньги и незначительное количество товаров первой необходимости, продразверстка может рассматриваться как принудительный и неэквивалентный обмен между городом и деревней. Крестьянство, лишенное материальных стимулов к производству, сократило посевы. В итоге в 1919 г. было собрано 38,5 % запланированного зерна, в 1920 г. — только 34 %. Попытка объединить крестьян в коммуны и совхозы не удалась, так как основная их масса не желала превращаться в наемных работников государственных имений.
Центральным политическим институтом большевистского режима была партия, переименованная в 1918 г. из социал-демократической в коммунистическую — РКП(б). Партийные кадры руководили правительством, армией (Революционный военный совет), карательными органами (Всероссийская чрезвычайная комиссия), промышленностью (Высший совет народного хозяйства), профсоюзами, прессой. За годы войны численность партии возросла до 750 тыс. человек в основном за счет рабочих и служащих. С одной стороны, в партию вступали убежденные сторонники социалистической идеи, готовые пожертвовать своей и чужими жизнями. С другой стороны, в нее шли расчетливые карьеристы, увидевшие возможность занять руководящие места при новом режиме.
С июня 1918 г. Красная армия стала комплектоваться на основе всеобщей воинской повинности, и к концу войны ее численность достигла 5 млн человек. Около 50 тыс. офицеров царской армии (из 130 тыс.) были добровольно или принудительно привлечены на командные должности. Для контроля над командирами в каждую часть назначался комиссар, осуществлявший исполнение решений партии и проводивший воспитательную работу среди солдат. Важную роль в советской системе играли карательные органы, раскрывавшие антисоветские заговоры, подавлявшие оппозицию и крестьянские восстания,-осуществлявшие красный террор. К концу войны в органах ВЧК состояло 230 тыс. человек.
В национальном вопросе большевики продолжали декларировать право наций на отделение, поскольку сами контролировали территорию с русским населением и все проблемы сепаратизма достались белым. В рядах партии, в составе ВЧК, внутренних войск значительную роль играли евреи, латыши, венгры. Однако данный факт не воспринимался русскими как засилье инородцев, так как большевики пропагандировали интернационализм, акцентировали внимание на классовом происхождении. К тому же помощь белому движению со стороны многонациональных войск союзников позволила большевикам представить борьбу по защите Отечества как национально-освободительную.
Социальной опорой большевиков выступали городской пролетариат и беднейшее крестьянство, так как эти категории населения получали наибольший выигрыш от советских преобразований. На сторону новой власти перешла часть интеллигенции и служащих, видевшая в революции реализацию идеалов социальной справедливости или же единственную возможность обеспечить себе средства к жизни.
Политика белых правительств. Экономическая политика белых строилась на товарно-денежных, рыночных отношениях. Промышленные и торговые предприятия находились в частной собственности. Городское население получало полноценную денежную зарплату и приобретало продукты и товары в частной и кооперативной торговле. Дефицит промышленных товаров был выражен гораздо слабее из-за возможности импорта. Наличие золотого запаса, помощь союзников позволяли до конца 1919 г. сдерживать рост цен. Продовольственная проблема для белых была неактуальна, так как они контролировали районы развитого товарного земледелия. Крестьяне охотно продавали свою продукцию по рыночным ценам.
В аграрном вопросе белые проводили политику восстановления нарушенных в революцию прав собственности на землю, инвентарь и скот, что означало реставрацию поместий и хуторов. После войны лидеры белого движения обещали крестьянам передать часть помещичьих земель за выкуп и способствовать развитию предпринимательских хозяйств на праве частной собственности. Однако реставрация помещичьего и кулацкого землевладения, перспектива выкупа земли и возвращения награбленного имущества вызвала недовольство всех категорий крестьян. Также негативно относились крестьяне к восстановлению налоговой системы, мобилизации в армию. Насилия правительственных войск вызвали масштабное партизанское движение в Сибири и на Украине, что дезорганизовало тылы белых.
Политическая организация белого движения приняла форму военной диктатуры. Центральным институтом системы, принимавшим военные и политические решения, была армия в лице ее «старой» дореволюционной элиты. Наряду с военной властью существовала гражданская администрация из представителей либеральных партий, организаций торгово-промышленных групп, земств, городских дум, кооперации. В отличие от большевиков белые правительства допускали деятельность общественных и религиозных организаций, умеренно-оппозиционную прессу. Белое движение явно отошло от демократических иллюзий Февральской революции и декларировало необходимость сильной единоличной власти после войны. Часть лидеров белого движения выступила за восстановление монархии, часть - за военную диктатуру. Учредительное собрание категорически отрицалось.
В национальном вопросе выдвигался лозунг воссоздания «единой, неделимой России» в границах 1914 г., предоставление автономии или независимости входило в компетенцию Национального собрания. Великодержавная политика белых привела к столкновению с националистическими и сепаратистскими движениями на Северном Кавказе, Украине, Дальнем Востоке и в Средней Азии. Интервенция и военные поставки союзников, с одной стороны, усиливали антиболыпевистские силы, но с другой стороны, каждая держава преследовала своекорыстные цели. Боязнь восстановления сильной Российской империи удерживала западные страны от оказания более активной помощи белым армиям.
Опорой белого движения выступали социальные группы, пострадавшие от советской власти: дворянство, торговцы, промышленники, духовенство, казачество, элита интеллигенции и бюрократии, часть зажиточного крестьянства. Их сплачивали ценности как традиционного, так и буржуазного общества: православие, державность (сильная авторитарная власть во благо государства), патриотизм, частная собственность, рыночное хозяйство, законность. Если большевистская программа может считаться утопической, нацеленной на построение экспериментального общества равных, то программы белых правительств представляются синтезом традиционных и буржуазных элементов.
Итоги Гражданской войны. Человеческие потери в ходе Гражданской войны могут быть вычислены лишь на основе общей оценки. Потери Красной армии составили около 1 млн человек - в основном от эпидемий. Данных о потерях белых не имеется, но они меньше красных в силу меньшей численности армии. Основная часть потерь, по меньшей мере, 7 млн человек, пришлась на мирное население, которое вымирало от голода, болезней, страдало от карательных акций войск, партизанской войны, террора спецслужб.
Около 2 млн человек эмигрировали за границу. В основном это были представители «старой» политической, экономической, культурной элиты, что отрицательно сказалось на интеллектуальном и профессиональном уровне населения советской России. В ходе революции и Гражданской войны от России отделились Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия с общим населением 30 млн человек.
Материальные потери оцениваются в '/4 национального богатства дореволюционной России, так как в ходе войны разрушение доминировало над производством. Война с обеих сторон шла за счет ресурсов, созданных в прошлом в одном государстве — в этом причина большого ущерба. В сознании поколения революции остались стереотипы насилия и пренебрежения к жизни, что впоследствии сказалось в ходе социалистического строительства.
Основной причиной победы большевиков в Гражданской войне стало привлечение на свою сторону среднего крестьянства, которое составляло основную массу российского населения. Крестьяне-середняки были объединены в общину. Их основное требование — свободный труд на свободной земле, поэтому крестьяне протестовали против реставрации поместий, частной собственности, продразверстки, налогов, мобилизаций. Ни одна из воюющих сторон не могла предложить программу для середняка, поскольку та была, по сути, утопическими. Но в конце концов крестьяне решили, что из двух зол красные представляют меньшее.
Среди других причин победы красных можно указать следующие:
• большая эффективность красной диктатуры по сравнению с военной диктатурой белых, позволившая уничтожить антибольшевистскую оппозицию;
• укомплектованность Красной армии хорошими офицерами, достаточное количество оружия и боеприпасов царского времени и значительное превосходство над белой армии по численности;
• разобщенность белого движения, проявившаяся в отсутствии единой территории, единого командования, единой политической программы;
• стратегическое преимущество советского режима, заключавшееся в контроле над центром России с развитой сетью железных дорог, что позволяло перебрасывать большие
воинские силы на те участки фронта, где складывалась наиболее опасная ситуация;
• большая действенность коммунистической идеологии красных и методы ее пропаганды оказались более действенными, чем традиционная идеология белых. Большевистская
идеология увлекла массы утопическим идеалом, который оказал более сильное воздействие на сознание масс, чем традиционные ценности белого движения.
Победа большевиков в Гражданской войне имела не только национальное, но и мировое значение. Впервые в истории к власти пришла партия, провозгласившая своей целью построение нерыночного, бесклассового общества во всемирном масштабе. Впервые в истории политическая революция переросла в радикальную социальную (социалистическую) революцию, когда собственность на средства производства перешла в руки государства и крестьянской общины. Вместо гражданских и политических свобод для собственников, парламентаризма, разделения властей появился однопартийный режим, набиравший кадры из неимущих слоев общества. Состоялся великий передел собственности, у власти закрепилась новая сила — в недавнем прошлом радикальная оппозиция.
Выводы
Февральская революция 1917 г. стала результатом развития довоенных противоречий в политическом и социально-экономическом строе страны и следствием обострения противоречий, появившихся в ходе Первой мировой войны. Самодержавие лишилось поддержки армии, ставшей важной политической силой. Оно не смогло справиться с неизбежными в любой войне экономическими и социальными трудностями. Царское правительство утратило авторитет и способность эффективно решать задачи управления империей, поэтому политическая революция произошла быстро и относительно бескровно.
С февраля по октябрь 1917 г. управление страной осуществлялось Временным правительством и Советом рабочих депутатов — либералами и умеренными социалистами. В условиях военного времени они осуществили значительные политические преобразования, отложив решение основных социально-экономических вопросов до конца войны. Им пришлось противостоять политическим силам, выступавшим за установление военной диктатуры (Л.Г. Корнилов) и радикального однопартийного режима (большевики). Коалиционному Временномуправительству не удалось адекватно решить аграрный вопрос и вывести Россию из войны. Лишившись поддержки армии, Временное правительство было свергнуто в результате большевистского переворота.
Большевистское правительство в короткий срок осуществило коренное преобразование основ политической и экономической системы России. Старое государственное устройство и хозяйственный строй были сознательно уничтожены. Заключение сепаратного мира с Германией позволило большевикам сохранить власть. Радикальные меры большевиков привели к началу широкомасштабной Гражданской войны.
Она стала жестоким вооруженным противостоянием социальных и политических сил, борющихся за реализацию различных проектов развития России. Красные воевали за мессианский и утопический коммунистический проект, белые отстаивали традиционные ценности и рыночную экономику. Важнейшая причина победы большевиков заключалась в поддержке советской власти средним крестьянством, составлявшим большинство населения страны.
Мне помог Расторгуев.
Свидетельство о публикации №210010900244