Лекция 11. Модель периода нэпа
Какие причины заставили большевистское правительство в 1921 г. перейти от модели «военного коммунизма» к модели, получившей название «новая экономическая политика»?
Партия большевиков. После окончания Гражданской войны коммунистическое руководство не собиралось менять политические и экономические формы отношений, обеспечившие им успех в вооруженном противостоянии с белым движением и странами-интервентами: создавались трудовые армии, была национализирована мелкая промышленность, насаждались совхозы и коммуны, ужесточилась продразверстка. Крестьяне получили планы посевов, продразверстка была распространена почти на все сельскохозяйственные продукты. Были подавлены оппозиционные партии.
Сопротивление крестьян. Поскольку опасность реставрации самодержавно-дворянского строя миновала, начались массовые крестьянские восстания против продовольственной политики советской власти в Черноземье, Сибири, на Украине, Северном Кавказе. Повстанческие крестьянские армии, имевшие боевой опыт и вооружение, воевали с регулярными частями Красной армии. В марте 1921 г. произошло восстание на военно-морской базе в Кронштадте. Лозунги восставших отражали требования всех слоев крестьянства: восстановление рыночных отношений, отмена продразверстки, гражданские свободы, свободные выборы в Советы, легализация социалистических партий. Советское руководство было вынуждено пересмотреть свою политику в отношении крестьян. Центральный комитет РКП(б), и прежде всего В.И. Ленин, пришел к выводу, что снабжение городов продовольствием, получение средств для восстановления промышленности, лояльность армии и крестьянства возможны только при отмене продразверстки.
Развитие промышленности. В 1921 г. промышленное производство сократилось в семь раз по сравнению с 1914 г., про-
изошла деиндустриализация России. Количество рабочих из-за мобилизаций, ухода в деревню, перехода на партийно-советскую работу сократилось с 3 млн до 1 млн человек. Оставшиеся в городах рабочие занялись мелким ремеслом, торговлей, около 350 тыс. человек бастовало. Партия теряла социальную опору, государство не имело материальных ресурсов и организационного опыта для восстановления промышленности. Требовалось перестроить систему управления предприятиями, ввести материальные стимулы для рабочих, восстановить торговлю, допустив тем самым частное предпринимательство .
Крушение идеи близкой мировой революции. Еще одной причиной перехода к нэпу послужили неудача в советско-польской войне 1920 г. и осознание несостоятельности надежд на мировую революцию. Советское правительство было поставлено перед необходимостью создания долгосрочной социально-экономической стратегии, обеспечивающей восстановление экономического потенциала страны, удовлетворение минимальных требований населения. В теоретическом плане это представлялось строительством социализма в одной стране.
11.2. Либерализация экономической сферы
Сельское хозяйство. В марте 1921 г. продразверстка была заменена продовольственным налогом, который представлял собой долевое отчисление от произведенной продукции. Сумма продналога рассчитывалась исходя из минимальных нужд снабжения армии, пролетариата, неземледельческого населения и объемов урожая. Сумма налога объявлялась крестьянам заранее, что стимулировало их расширять посевы.
Продукция сверх потребительских нужд после возмещения затрат на производство и уплаты налогов могла свободно реализовываться по рыночным ценам. Разрешалось использование наемного труда при условии, что наемный рабочий работал вместе с членами семьи нанимателя. Крестьяне добровольно объединялись в потребительские, сбытовые, кредитные, производственные кооперативы, что сокращало их производственные и непроизводственные издержки. Вступление в кооператив позволяло получать льготные кредиты, налоговые льготы и приобретать сельскохозяйственную технику у государственных предприятий.
Земля была государственной собственностью. Крестьяне же становились собственниками орудий труда и скота. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. закрепил различные формы землепользования: общину, артель, хутор, отруб. Можно было выйти из общины и укрепить надел в пользование. Можно было арендовать участок земли на 12 лет. Сделки купли-продажи земли запрещались. Таким образом, крестьянин был владельцем и пользователем надела, но не мог его отчуждать.
В 1926 г. производство сельскохозяйственной продукции на 18 % превысило уровень 1913 г., что свидетельствует об эффективности рыночных мер. При этом восстановление аграрного сектора происходило на базе дореволюционной техники, не сопровождалось широким внедрением новых машин и технологий. Источником роста было повышение производительности труда и увеличение посевов на основе материальных стимулов и интенсификации ручного труда.
Кредитная и снабженческая политика государства благоприятствовала беднякам: им давались льготные кредиты и тракторы. Данная политика имела не столько экономическое обоснование (ибо в лучшем случае увеличивала количество середняков), сколько политическое. Советское правительство создавало массовую социальную опору в лице бедных крестьян.
Одним из важнейших вопросов государственной политики были государственные закупки зерна для его дальнейшего экспорта. Зерно традиционно было главной статьей экспорта. От него зависел импорт промышленного оборудования. Форсирование государственных хлебозаготовок провоцировало «кризисы нэпа». Из-за невысоких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию крестьяне предпочитали потреблять и делать запасы, нежели продавать продукцию государству. Несмотря на достижение валовых показателей 1913г. товарность сельского хозяйства сократилась вдвое, крестьяне потребляли 85 % произведенных продуктов. Не имея возможности организовать эквивалентный обмен между государственной промышленностью и частным сельским хозяйством, государство с 1928 г. перешло к прямому изъятию крестьянской продукции с помощью армии и органов государственной безопасности — ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление).
Промышленность. Нэповская модель представляла собой сосуществование различных форм собственности и разных хозяйственных укладов (смешанная экономика). Доминирующей формой собственности в городах была государственная собственность на крупные и средние предприятия промышленности, транспорта, связи. Основной тенденцией развития промышленности в годы нэпа было использование рыночных элементов при господстве государственной собственности и жестком государственном регулировании. В 1922 г. рентабельные предприятия были объединены в более чем 400 трестов1. Таким образом, власть избавилась от необходимости финансировать убыточные предприятия. Тресты действовали на принципах хозяйственного расчета: искали поставщиков и заказчиков, определяли ассортимент производимой продукции, закупали сырье и технику. Бюджет не отвечал по долгам государственных предприятий, входящих в трест. Для сбыта товаров тресты объединялись в синдикаты, работавшие через биржи, ярмарки, торговые дома.
Остальные предприятия либо сдавались в аренду частным лицам, либо закрывались. Денационализация крупных и средних предприятий имела форму не приватизации, а аренды государственных предприятий частными предпринимателями. Мелкие торговые и производственные предприятия находились^ частной или кооперативной собственности, акционерная собственность образовывалась за счет государства, кооперации и частников.
Частный сектор в промышленности к середине 1920-х гг. давал около 20 % производства. Он складывался из мелких предприятий (в том числе денационализированных) и концессий с участием иностранного капитала. Налоговая политика советского правительства была направлена на максимальное обложение предпринимателей, поэтому основной интерес российские и иностранные предприниматели уделяли торговле, где было проще уйти от налогов.
_______
1 Трест - хозрасчетное объединение предприятий одной отрасли.
Торговля. В годы нэпа быстрее восстанавливались отрасли, обслуживающие потребительский рынок (группа «Б»), несмотря на стремление правительства восстановить прежде всего отрасли, производящие средства производства (группа «А»). Это объяснялось наличием платежеспособного спроса со стороны крестьянства. К 1926 г. СССР восстановил с учетом отделившихся территорий объем промышленного производства дореволюционной России. Однако в отличие от царского времени равновесие цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности не установилось, что объясняется различными принципами ценообразования в городе и на селе.
Цены на крестьянскую продукцию определялись рынком — отсюда ряд кризисов хлебозаготовок из-за низких государственных закупочных цен в 1923, 1926, 1927—1928 гг. Цены на промышленную продукцию определялись государственными трестами и синдикатами, которые стремились использовать свое монопольное положение и получить сверхприбыль. На рост товарных цен влияли следующие факторы: увеличение издержек производства вследствие снижения производительности труда, ограниченный импорт товаров широкого потребления, высокие накладные расходы в торговле (до '/3 цены продукта), высокие транспортные тарифы.
В 1923 и 1926—1927 гг. складывалась ситуация, получившая название «ножницы цен», когда крестьяне отказывались приобретать промышленные товары по явно завышенным ценам (в два-три раза выше дореволюционных). Бойкот промышленных товаров означал уменьшение предложения сельскохозяйственной продукции, что автоматически вело к росту цен, срыву экспортных поставок. Для разрешения кризисов правительство прибегало к административному снижению цен на промышленные товары на 20—25 %. Подобные меры рассматривались частью партийного руководства как уступка пролетарского государства мелкой буржуазии.
В оптовой торговле господствовали государственные синдикаты, контролировавшие 77 % оборота, на долю частников приходилось 15 %, на кооперацию - 8 %. Обратная ситуация была в розничной торговле, где доминировали кооперация и частники. Государство стремилось противопоставить частнику кооперацию. Последней предоставлялись льготы при приобретении товаров, в руководство кооперации выдвигались коммунисты, кооперативы использовались для скупки крестьянской продукции по ценам ниже рыночных. Внешняя торговля полностью находилась в руках государства.
Финансовая политика. После периода «военного коммунизма», отрицавшего денежное обращение как пережиток капитализма, в годы нэпа произошло восстановление финансовых отношений. В 1922—1924 гг. была проведена денежная реформа, преследовавшая цель восстановить регулярное денежное обращение после Гражданской войны, когда денежная масса увеличилась в 44 раза. Переход к смешанной экономике требовал устойчивой денежной единицы. Было проведено две деноминации1 совзнаков, и в 1924 г. их изъяли из оборота.
В 1922 г. в обращение была выпущена новая банкнота — червонец, на 25 % обеспеченный золотом и валютой, на 75 % — товарами. Червонец представлял собой банковский билет номиналом в десять рублей приравненный к 7,7 г золота. Червонцами также называли формально обеспеченные золотом казначейские билеты в 1, 3, 5 руб. и банковские билеты в 25, 50, 100 руб. Червонцы использовались для кредитования промышленности и оптовой торговли, их можно было поменять в Государственном банке на доллары и фунты стерлингов. На золото, как царские рубли, червонцы не обменивались, что в целом было характерно для всех валют, кроме доллара. Иностранные биржи котировали червонец до 1926 г. Финансовая реформа способствовала формированию стабильного денежного рынка.
_______
1 Деноминация - укрупнение денежной единицы страны без ее переименования.
Правительство до середины 1925 г. ограничивало денежную эмиссию, чтобы не провоцировать инфляцию. Однако при восстановлении индустрии возникла проблема недостаточности внутренних накоплений для инвестиций, поскольку крестьяне предпочитали больше потреблять и накапливать натуральную продукцию. Прибыли промышленных предприятий было достаточно, чтобы вести расширенное воспроизводство, но ее не хватало для строительства новых предприятий. Под нажимом ВСНХ и Госплана во второй половине 1925 г. правительство прибегло к денежной эмиссии 0,4 млрд руб. (50 % денежной массы), что вызвало рост цен. Однако нельзя не отметить и определенного положительного эффекта от денежных вливаний в индустрию. В целом в 1920-е гг. правительство с помощью административных мер решало задачу инвестиций.
Была воссоздана государственная банковская система для финансирования хозрасчетных трестов, кооперации, частных предприятий, крестьянских хозяйств. Наряду с государственными банками существовали акционерные банки, которые образовались из капиталов государства, синдикатов, кооперации, частных лиц, иностранцев. Отдельно функционировали кооперативные банки. Для привлечения свободных средств населения создавались сберегательные кассы.
Основным прямым налогом был единый сельскохозяйственный налог, дававший до 50 % налоговых доходов государства. С 1925 г. сельскохозяйственный налог стал приобретать черты подоходного налога: беднота освобождалась от налога, а зажиточные хозяйства платили с суммы, рассчитанной как средняя норма доходности. Крестьяне, участвовавшие в кооперации, получали льготы. При взимании налога учитывались обеспеченность хозяйства скотом, количество членов семьи, ее материальное состояние. Каждая семья самостоятельно отвечала за уплату налога, прежде за выполнение продразверстки отвечала община. С 1924 г. налог взимался только в денежной форме, что стимулировало развитие товарно-денежных отношений. В 1928 г. местным налоговым органам было разрешено устанавливать индивидуальное обложение кулаков (богатых крестьян-собственников) по своему усмотрению.
Основной тенденцией налоговой политики был рост прямых налогов в бюджете страны — с 45 % в 1924 г. до 82 % в 1926 г. Другой тенденцией было перенесение основной тяжести налогообложения на частный сектор в городе и зажиточные хозяйства в деревне. Основным прямым налогом на промышленно-торговые предприятия всех форм собственности был промысловый налог, дававший '/3 налоговых поступлений в бюджет. Промысловый налог взимался в виде двух платежей: патентного сбора по твердым ставкам в зависимости от разряда предприятия и уравнительного сбора в процентах с оборота. Менее значимыми были подоходный налог, введенный в 1924 г., и налог на сверхприбыль.
Доля косвенных налогов в доходах государства в 1920-е гг. составляла от 11 до 20 %. С уменьшением доли частного сектора сокращалась доля акцизов. Акцизы устанавливались на вино, спички, табачные изделия, спирт, нефтепродукты, пиво, соль, сахар, чай, кофе. В 1923 г. государство восстановило монополию на производство и продажу 20-градусной водки.
Для привлечения средств в бюджет и регулирования денежного рынка использовались государственные облигации. Аграрный характер страны предопределил своеобразие форм внутренних займов— в 1922 г. был выпущен государственный хлебный заем на сумму стоимости 10 млн пудов ржи. Крестьяне могли получить в погашение займа деньги по рыночной стоимости ржи или саму рожь. В расчете между предприятиями широко использовались векселя. Фондовые биржи торговали валютой, золотом и облигациями.
11.3. От диктатуры партии к диктатуре личности
Обострение внутрипартийной борьбы. Если в экономике в результате либерализации была сформирована смешанная государственно-рыночная система, то в политической сфере сохранилось безраздельное господство большевистской партии. В 1922 г. были ликвидированы последние Группы эсеров и меньшевиков, кто-то был заключен в тюрьму, кто-то выслан за границу. На X съезде партии в 1921 г. была принята резолюция о недопустимости внутри партии фракций — организованных групп, отстаивающих свое мнение, — из-за угрозы раскола партии. В момент массовых крестьянских восстаний фракции действительно ослабляли правящую партию. В 1920-е гг. эта резолюция стала использоваться во внутрипартийной борьбе, чтобы заклеймить политических оппонентов как отступников от «генеральной линии» партии. Это привело к свертыванию своеобразной «ленинской демократии», когда можно было не соглашаться с вождем.
С 1923 г. В.И. Ленин фактически отошел от руководства партией и правительством вследствие тяжелой болезни. Начался период борьбы между его ближайшими соратниками за право возглавить коммунистическую партию, а вместе с ней и всю страну. Каждая группировка, по сути фракция, выдвигала свои проекты социально-экономических преобразований, внешнеполитического курса, но определяющим было желание любой ценой захватить власть. При этом следует отметить, что боровшиеся друг с другом члены ЦК партии опирались на различные течения внутри самой партии.
Непримиримое соперничество. В 1923—1924 гг. шла борьба сторонников Л.Д. Троцкого против «генеральной линии» партии, нацеленной на нэп и строительство социализма в одной стране. Л.Д. Троцкий трактовал нэп как отступление в сторону капитализма, которое могло привести к буржуазному перерождению коммунистов. Он считал, что только мировая социалистическая революция гарантирует советскую власть от реставрации дореволюционных порядков. Л.Д. Троцкий критиковал партийную бюрократию в лице И.В. Сталина, отвечавшего за подбор и назначение кадров. По сути, троцкисты ставили вопрос о восстановлении «ленинской внутрипартийной демократии», требовали свободы фракций и группировок в партии, рассчитывая завоевать большинство за счет интеллектуального превосходства и авторитета своего лидера. Сам Л.Д. Троцкий рассматривал себя как наиболее выдающегося соратника вождя, имеющего право на единоличное лидерство.
Против Л.Д. Троцкого временно объединились И.В. Сталин, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, которые считали его наиболее опасным претендентом на власть. В результате в 1924 г. видные троцкисты были удалены от власти, в 1927 г. Л.Д. Троцкий был исключен из партии и отправлен в ссылку. В 1925— 1926 гг. практически на те же позиции встала «новая оппозиция», возглавляемая Л.Б. Каменевым и Г.Е. Зиновьевым. Они выступили за ускоренную индустриализацию, повышение налогов на крестьян, мировую революцию и демократизацию партии. Опорой «новой оппозиции» стала ленинградская партийная организация и сторонники Л.Д. Троцкого. В течение 1926-1927 гг. оппозиционеры были сняты со своих постов, так как большинство партии оказалось на стороне блока И.В. Сталина — Н.И. Бухарина.
В 1928—1929 гг. шла борьба сторонников продолжения нэпа, использования преимущественно рыночных методов в экономике (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков) и сил, провозгласивших программу административных методов в экономике, ускоренной индустриализации (И.В. Сталин). «Генеральная линия» И.В. Станина повторяла положения троцкистов и «новой оппозиции» о необходимости ускоренной индустриализации за счет перекачки средств из деревни. Группа Н.И. Бухарина, так называемый правый уклон, пользовалась поддержкой умеренных коммунистов, считавших, что нэп через кооперацию и рынок постепенно приведет к победе нерыночного социализма. В 1929 г. из партии было исключено около 150 тыс. человек (10 % партийцев), обвиненных в «правом уклоне».
Причины победы Сталина. В результате семилетней внутрипартийной борьбы власть досталась генеральному секретарю партии И.В. Сталину и его окружению. Победе способствовали следующие факторы. И.В. Сталин отвечал в партии за подбор кадров, что позволило ему по всей стране расставить на руководящие посты в партийных, хозяйственных, советских органах своих людей. Он явился создателем слоя партийной бюрократии — номенклатуры, которая стала новым правящим классом. Низкий образовательный уровень номенклатуры компенсировался работоспособностью, стремлением любой ценой оправдать доверие Генерального секретаря. Именно номенклатура обеспечивала нужные И.В. Сталину результаты голосования на партийных, советских, профсоюзных съездах, где решались судьбы оппозиции. И.В. Сталин сумел представить свои взгляды как продолжение ленинской традиции, как «генеральную линию» партии. Остальные мнения рассматривались в качестве оппозиции не просто И.В. Сталину, а авторитету умершего вождя. Определенную роль в победе сталинской группы сыграли и субъективные черты личности ее лидера: владение искусством политической интриги, огромная работоспособность, простой стиль изложения мыслей, имидж скромного, доступного человека.
Особенности политической борьбы. Следует отметить, что внутрипартийная борьба в период нэпа далеко не всегда заканчивалась расстрелами и заключением в тюрьмы. Удаленные от власти и исключенные из партии рассматривались не как классовые враги, а как вставшие на ошибочную позицию. У них оставался шанс вернуться в партию и даже занять ответственные должности. Внутрипартийная борьба не оставляла времени для жесткого контроля над обществом. Хотя оппозиционные политические движения не допускались, власть не принуждала граждан в обязательном порядке демонстрировать свою преданность. Этого не могло быть прежде всего потому, что в деревне и городе сохранялся частнособственнический уклад, государство не было монопольным работодателем. Смешанная экономика требовала определенной терпимости от коммунистического государства.
Советское строительство. Победа большевиков в Гражданской войне привела к ликвидации национальных буржуазных правительств на окраинах страны. В* 1919—1921 гг. формой взаимоотношений между центром и национальными регионами стали договоры советских республик о военном, хозяйственном и дипломатическом сотрудничестве. С переходом к нэпу встал вопрос о принципах объединения. Поскольку в каждой из существовавших на тот момент республик (РСФСР с Туркестанским краем; Закавказская республика, включавшая Грузию, Армению, Азербайджан; Украина; Белоруссия) власть принадлежала коммунистам, проблема сводилась лишь к вопросу разделения полномочий между центральными и местными партийными органами.
В связи с разными представлениями о разделении полномочий в 1922 г. обозначились два подхода. Условно их можно назвать «сталинский» и «ленинский». Проект народного комиссара по национальным делам И.В. Сталина предполагал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий, что ставило партийно-советские органы в этих республиках под прямой контроль ЦК, т. е. Москвы. Ленинский проект предполагал объединение в федерацию суверенных республик, что предоставляло местным партийным элитам больший объем полномочий, хотя суверенность не предполагала реального права выхода из состава федерации.
30 декабря 1922 г. было образовано новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Он был основан на ленинском проекте федерации союзных республик. Общесоюзным органам передавались полномочия в области внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, транспорта, связи. За местными партийно-советскими органами закреплялись права на осуществление хозяйственной, культурной политики, подбор руководящих кадров среднего звена. Формально высшим органом государства становился Всесоюзный съезд Советов, однако все решения предварительно вырабатывались и принимались партийными органами, в первую очередь ЦК партии.
Советы избирались народным голосованием на безальтернативной основе, при дискриминации кулаков, предпринимателей и всего крестьянства в целом, чтобы обеспечить равное представительство рабочих и крестьян. Партийные органы избирались только членами партии, причем руководство коммунистической партии в лице Политбюро, ЦК, ЦК союзных республик, первых секретарей областных и городских комитетов избиралось только формально, реально же происходило назначение на должность из номенклатурных списков. Формальное федеративное устройство СССР было закреплено в Конституции, принятой в 1924 г.
11.4. Общество в годы нэпа
Своеобразие социальных процессов. Первая мировая война, революции, Гражданская война, голод привели к колоссальным демографическим и социальным изменениям, разрыву традиционных связей и формированию новых. С 1914 по 1922 г. Россия потеряла около 28 млн человек (в годы Второй мировой войны СССР потерял примерно 27 млн человек). Исчезли целые общественные группы: крупная городская буржуазия, помещики, купцы; сократилось количество священнослужителей. Казачество перестало быть особым военным сословием. В результате массовой эмиграции технической и гуманитарной интеллигенции, иностранных специалистов, резко понизился образовательный, научный и общекультурный уровень населения страны.
В 1921—1922 гг. Советская Россия пережила страшную гуманитарную катастрофу — голод в Поволжье, на Северном Кавказе, Украине унес около 8 млн жизней. Голод был вызван как засухой, так и сокращением посевов в годы Гражданской войны из-за продразверстки. Советское правительство использовало различные средства для снабжения голодающих и проведения посевной кампании: по всей стране собирались деньги и продовольствие, конфисковались церковные ценности, принималась помощь международных рабочих организаций и гуманитарных фондов.
В период Гражданской войны прослеживался процесс аграризации — перемещение населения из города в деревню. В крупных городах количество рабочих сократилось в пять раз. Только с восстановлением индустрии численность рабочего класса стала возрастать. В города к 1928 г. мигрировало около 1 млн крестьян. Однако промышленность не могла предоставить постоянную работу избыточному сельскому населению. В конце 1920-х гг. в городах было зарегистрировано около 2 млн безработных. До 4 млн крестьян ежегодно приходили в города на временные заработки.
За счет рабочих и мелких служащих в период нэпа продолжал увеличиваться бюрократический аппарат. К концу 1920-х гг. он возрос в три раза, превысив численность чиновников царского времени. Рост советско-партийной но-меклатуры связан со становлением командной системы управления государственной собственностью и советскими политическими институтами.
Восстановление частного хозяйства, элементов рынка в городе и деревне отразилось на социальной структуре общества. К середине 1920-х гг. городской пролетариат составлял около 8 % населения, служащие — около 6 %, крестьяне — 73 %, городская буржуазия — 1,8%, кустари и ремесленники — 4 %. Крестьянство делилось по уровню материального благосостояния на пролетариев — 11%, бедняков — 22 %, середняков — 63 %, кулаков — 4 %.
Расслоение деревни. Таким образом, основной фигурой нэповской России был крестьянин-середняк. Середняцкое хозяйство имело одну-две лошади, одну-две коровы, практически не использовало наемный труд и не арендовало землю. Основой середняцкого хозяйства была продукция, произведенная силами семьи и своими орудиями труда. Статистика свидетельствует, что середняки увеличили свое потребление по сравнению с царским временем. Именно середняк был заинтересован в развитии умеренно-рыночных реформ, позволявших ему расширять производство и торговать с городом по рыночным ценам. Середняки составляли основу кооперативного движения.
Зажиточные крестьяне хотели снять ограничения, сдерживавшие развитие предпринимательства, осуждали социальные программы помощи бедноте и коллективным хозяйствам. Кооперацию они рассматривали не столько в свете экономии издержек, сколько как средство получения дефицитных ресурсов и налоговых льгот. Кулаки выступали за снятие дискриминации с зажиточных крестьян при выборах в местные Советы. Примерно '/3 деревенского населения (пролетарии и бедняки) не имели возможности самостоятельно выйти из круга бедности и рассчитывали на помощь правительства. В целом нэповская модель характеризовалась ростом благосостояния деревни.
Положение рабочих. В промышленности сохранились социальные завоевания революции: восьмичасовой рабочий день, оплачиваемый отпуск, различные виды страхования, право выбора работы. Профсоюзы стали добровольными, и значительное число рабочих и служащих вышло из них, считая их неэффективными. Только к середине 1920-х гг. численность профсоюзов стала расти. Забастовки были разрешены на частных предприятиях и запрещены на государственных. Зарплата выплачивалась деньгами в зависимости от квалификации рабочего, так осуществлялся принцип «каждому по труду». Рабочее происхождение служило трамплином для карьерного роста. Основную массу директоров предприятий составляли коммунисты с рабочим происхождением, имевшие начальное образование. Они наряду с советско-партийной бюрократией пополняли ряды номенклатуры.
Большинство рабочих низкой и средней квалификации были недовольны проводимой экономической политикой, поскольку рост цен на продукты питания и товары широкого потребления перекрывал повышение зарплаты. Хотя положение рабочих значительно улучшилось по сравнению с условиями их жизни и труда до революции, среди левацки настроенных коммунистов крепло недовольство социальной политикой в рамках нэповской модели развития.
Предприниматели в промышленности и торговле находились в положении, напоминавшем положение буржуазии в средневековом обществе. Они были относительно состо-ятельны и могли позволить себе максимальный выбор материальных благ. Коммунистическая идеология рассматривала предпринимателей как чуждый советской экономике эксплуататорский класс. Они были обложены высокими налогами и платили 50 % прямых налогов страны, поэтому предприниматели не старались расширить производство, легализовать доходы, подкупали государственных служащих.
Укрепление межнациональных связей. В годы нэпа произошло возрождение национальных культур народов СССР, что связано с относительной свободой творчества и снятием искусственных барьеров. В союзных и автономных республиках проводилась политика выдвижения на руководящие должности национальных кадров («корени-зация»). Это не только способствовало формированию национального самосознания, но и укрепляло межнациональные связи, что весьма важно для многонациональной страны. Социалистический строй воспринимался гражданами СССР как собственный выбор, а не навязанный извне режим.
Выводы
Нэповская модель характеризовалась однопартийным коммунистическим правительством, государственной промышленностью, мелкотоварным сельским хозяйством и частной торговлей. Главным результатом ее развития явилось восстановление экономических показателей в сфере производства сельскохозяйственной и промышленной продукции на уровне 1913 г. В 1928 г. национальный доход на душу населения превысил уровень 1913 г. на 10 %. В политической системе упрочилась монополия коммунистической партии, внутри которой шла борьба группировок, возглавляемых видными деятелями Политбюро. Национальный вопрос решался в рамках предоставления значительной автономии союзным партийно-хозяйственным органам.
В обществе и партии сложились различные представления о перспективах развития СССР в рамках нэповской модели. Встал вопрос о путях перехода от аграрного общества к индустриальному. На протяжении 1920-х гг. конкурировали две программы: форсированная индустриализация за счет изъятия ресурсов у крестьян административными методами и дальнейшее развитие рыночных отношений, кооперации, постепенное накопление средств для индустриализации. Выбор пути развития зависел от решения имевшихся в модели противоречий.
В экономической сфере сложились противоречия между:
• рыночными и командными методами управления на родным хозяйством;
• потребностью в инвестициях и недостатком инвестиционных ресурсов;
• государственной промышленностью и частным сельским хозяйством;
• мелкотоварным крестьянским хозяйством с экстенсивным типом развития и необходимостью перехода к интенсивному земледелию с уходом излишнего населения в города.
В социально-политической сфере это были противоречия между:
• стремлением партийной номенклатуры к абсолютной власти и независимыми рыночными субъектами производства;
• преобладающим положением богатеющего крестьянства и его незначительной ролью в политической системе;
• однопартийным режимом и наличием разнонаправленных общественных интересов, не имевших легального оформления;
• социалистической идеологией, провозглашавшей равенство, отсутствие эксплуатации, частной собственности, и смешанной экономикой, порождавшей противоположные
явления.
Мне помог Расторгуев
Свидетельство о публикации №210010900248