модель 1953-1991 гг
13.1. Концепция командно-административной модели
Основные черты модели. Для анализа событий 1953—1991 гг. можно использовать понятие «командно-административная модель». Она характеризуется преобладанием нерыночных методов в экономике, принятием политических решений руководящей партийной элитой на основе согласования интересов внутри нее. Регламентация общественной жизни осуществлялась путем внедрения норм социалистической идеологии. Основа модели — государственная собственность на средства производства, производство и распределение товаров в соответствии с установленными номенклатурой приоритетами, пропаганда эффективности и прогрессивности сложившихся социальных, экономических и политических отношений.
Командно-административная модель способствовала ускоренному развитию тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса, обеспечила СССР статус сверхдержавы. В рамках модели удалось решить ряд социальных проблем в сфере образования, медицины, повысить уровень жизни. Однако догнать развитые страны Запада по качественным параметрам не удалось. Экономика в целом развивалась экстенсивно, реформы не затрагивали отношений собственности, социальный статус граждан зависел от занимаемой должности и доступа к дефицитным материальным благам. Реформы периода перестройки предполагали введение рыночных элементов в плановую экономику, демократизацию политической сферы, отказ от жесткого идеологического контроля. Разрушение основ командно-административной модели — государственной собственности, коммунистической партии, монополии социалистической идеологии — привели к развалу СССР и переходу к новой модели развития.
В рамках командно-административной модели условно можно выделить отдельные периоды развития СССР: хрущевский — 1953—1964 гг.; брежневский — 1964—1984 гг.; горбачевский — 1985—1991 гг. Выбор экономических, политических и идеологических приоритетов зависел от позиций и взглядов лидеров и их ближайшего окружения. Однако параметры командно-административной модели существенно не менялись до 1987—1988 гг., что позволяет изучать указанные периоды в рамках одной модели.
Закономерности функционирования модели. Прослеживается закономерность циклического социально-экономического развития внутри хрущевского и брежневского периодов. Вначале следуют реформы, обеспечивающие высокие темпы экономического роста и повышение благосостояния масс. Затем вместо рационального сочетания плановой экономики с элементами рынка, материального стимулирования и технического переоснащения производства, начинают преобладать административные методы хозяйствования, моральные стимулы и технологический застой. Руководство страны трижды ставило задачу ускоренной модернизации: во второй половине 1950-х, второй половине 1960-х и середине 1980-х гг. Но, поскольку модернизация происходила на основе социалистических производственных отношений при сохранении государственной собственности, плана, централизованного распределения ресурсов, административного ценообразования, модель обеспечивала ускоренное развитие только на краткое время. Модель устойчивого развития создать не удалось.
Для анализа рассматриваемого периода западные историки применяют концепцию последовательного перехода от индустриального общества к обществу массового потребления, а затем информационному обществу. Командно-административная модель рассматривается как высокоразвитое индустриальное общество, которое из-за приоритетности военно-промышленного комплекса и тяжелой промышленности не смогло обеспечить производство товаров широкого потребления. Индустрия ориентировалась на выпуск военной продукции, стали, чугуна, угля, электроэнергии, добычу нефти и газа, пренебрегая потребностями человека.
Информационное общество основано на высоких технологиях, значительном развитии сферы услуг, интернационализации информационных, финансовых и товарных потоков. Переход к информационному обществу в СССР сдерживался отсутствием демократических институтов, гражданских свобод, ориентацией экономики не на массовый спрос, а на производство средств производства. Возможность ускоренной модернизации в конце 1980-х гг. связывалась с переходом к рынку, демократии, т.е. с полной трансформацией модели социально-экономического и политического развития.
13.2. Экономика СССР: догоним и перегоним?
Промышленность. В рамках командно-административной модели продолжалось наращивание индустриального потенциала, росло промышленное производство, создавались новые индустриальные районы. При этом сохранялась и усилилась тенденция приоритетного развития отраслей группы «А». Если в 1940 г. на долю продукции группы «А» приходился 61 % всей промышленной продукции, то в 1960-е гг. — уже 72 %. Это позволило СССР занять лидирующие позиции в производстве чугуна, стали, электроэнергии, военной техники, в добыче отдельных видов сырья.
Проблема заключалась в том, что избыточное производство указанной продукции никак не влияло на удовлетворение растущего потребительского спроса населения. Отрасли группы «Б» получали гораздо меньше инвестиций, их инновационный потенциал, т.е. способность производить новые образцы продукции на основе научных разработок, бьш значительно ниже потенциала отраслей тяжелой промышленности. В СССР сложилась уникальная отраслевая диспропорция, которая проявлялась в форме хронического дефицита потребительских товаров. Население было вынуждено сокращать потребление и вкладывать деньги в сберегательные кассы, рассчитывая в будущем приобрести дефицитные потребительские товары. Импортная продукция и теневая экономика лишь частично восполняли товарный дефицит. К середине 1980-х гг. СССР занимал шестое место в мире по производству ВВП после США, Японии, Китая, Германии, Франции. А по потреблению товаров на душу населения с учетом паритета покупательной способности СССР в 1985 г. занимал 77 место в мире.
Военно-промышленный комплекс. Особо важную роль в советской промышленности играл военно-промышленный комплекс. Более 60 % продукции машиностроения приходилось на военную и космическую отрасли. На оборону работали 5 млн высококвалифицированных рабочих и инженеров — каждый четвертый занятый з промышленности. СССР по праву считался наиболее вооруженной страной мира, поскольку имел обычных вооружений больше, чем все страны НАТО вместе взятые, а по ядерному оружию не отставал от США. По экспорту оружия в 1970-1980-е гг. СССР занимал первое место в мире. Крупнейшие достижения советских ученых были напрямую связаны с разработкой новейших образцов вооружений. Создание водородной бомбы и пуск первой в мире атомной электростанции в 1954 г., запуск первого искусственного спутника в 1957 г., первый космический полет Ю.А. Гагарина в 1961 г., запуск орбитальной космической станции в 1971 г. продемонстрировали высокую эффективность командно-административной модели в военно-космической сфере. В 1970-е гг. СССР добился военного паритета с США, вооружил странььсоюзницы социалистического блока, активно поддерживал национально-освободительные движения в развивающихся странах. Большие военные затраты и технологический прорыв в отраслях ВПК привели к отставанию отраслей, выпускавших продукцию гражданского назначения.
География военно-промышленного комплекса СССР охватывала практически все крупные города и промышленные районы, но в большей степени предприятия концентрировались в Российской Федерации. Центральный район (Москва и Подмосковье, Тула, Ковров, Ярославль) производил космическую и авиационную технику, приборы, стрелковое оружие. Поволжский район (Самара, Ульяновск, Казань, Саратов, Волгоград) — самолеты, ракеты, радиоэлектронику. Уральский район (Ижевск, Пермь, Челябинск, Свердловск) — бронетанковую технику, ядерное оружие. Волго-Вятский район (Нижний Новгород, Арзамас) — танки, самолеты, суда, ядерное оружие. Создавались закрытые города, где производились наиболее секретные виды вооружения, связанные с ядерным оружием, ракетами, космосом. Все передовые отрасли, характеризующие постиндустриальное общество, замыкались на военно-промышленный комплекс.
Топливно-энергетический комплекс. До начала 1970-х гг. главным видом топлива был каменный и бурый уголь, который использовался для производства электроэнергии, железнодорожного топлива, металлургического кокса, сырья в химической промышленности. С середины 1970-х гг. наряду с военно-промышленным комплексом стремительно растет топливно-энергетический комплекс, созданный на территории Сибири и Дальнего Востока. Главными экспортными товарами СССР становятся нефть и газ, чему благоприятствовала необычайно высокая ценовая конъюнктура мировых рынков. В 1974— 1984 гг. государственные доходы от экспорта нефти составили 176 млрд инвалютных руб., или около 300 млрд дол. Валютная выручка предоставила очередной шанс для ускоренной модернизации, но вместо нее произошла консервация сложившегося технологического уклада.
Постоянно расширялась география основных сырьевых районов: уголь добывали в Донбассе, Кузбассе, Северном Казахстане, ряде северных районов России (Коми, Воркута). Нефтяные и газовые месторождения располагались как в традиционных районах (Баку, Грозный), так и в новых. Среди них можно выделить регион Среднего Поволжья, Тюменскую и Томскую области.
Закупки импортного оборудования позволили поддержать падающие темпы роста производства и производительности труда. Если в конце 1960-х гг. темпы роста промышленного производства составляли 8,4 %, производительности труда — 6,3 %, а объема капиталовложений — 7,5 %, то в первой половине 1980-х гг. темпы роста промышленного производства снизились до 3,5 %, производительности труда —до 3 %, капиталовложений —до 1,8 %. Наденьги, вырученные от продажи нефти, за рубежом закупались товары широкого потребления. Колоссальные средства направлялись на поддержку социалистических и развивающихся стран. За 1954—1987 гг. социалистические и развивающиеся страны получили от СССР экономической помощи, в основном товарами, военной техникой, кредитами на строительство, на 184 млрд дол.
«Нефтедоллары» не способствовали развитию высокотехнологичных производств гражданского назначения. В то время как экономика западных стран переходила к ресурсосберегающим технологиям, советская промышленность не получила стимулов к ресурсосбережению. В СССР для производства единицы продукции использовалось в полтора-два раза больше сырья и электроэнергии, чем на Западе. Командно-административная модель была нацелена исключительно на экстенсивные методы развития промышленности за счет привлечения новых трудовых ресурсов, строительства новых предприятий, добычи большого количества полезных ископаемых. К началу 1980-х гг. демографические, инвестиционные и природные ресурсы экстенсивного роста оказались исчерпанными, командно-административная модель стала все больше отставать от количественных и качественных социально-экономических показателей развитых стран. В середине 1980-х гг. советский ВВП надушу населения составил 37 % от аналогичного показателя в США.
Нарастание негативных явлений. Лидеры промышленности (военно-промышленный, топливно-энергетический комплексы, металлургия) поглощали основные инвестиции и воспроизводили себя в еще больших масштабах. Отраслями-аутсайдерами оказались легкая и пищевая промышленность, а также другие отрасли, работавшие на потребительский рынок: производство автомобилей, мебели, бытовых электроприборов, жилищное строительство. Явно отставала сфера услуг, рассматривавшаяся как отрасль, не создающая реальных товаров и стоимости. Парадокс развития этих отраслей заключался в том, что спрос на их немодную и не всегда качественную продукцию был достаточно высок, но они не могли использовать полученную прибыль для модернизации предприятий и наращивания производства. Ассортимент и объемы производства утверждались Госпланом по остаточному принципу — после распределения инвестиций и ресурсов для приоритетных отраслей, которыми всегда оказывались отрасли группы «А».
СССР стал «сверхиндустриальной» державой, которая явно сделала ставку на добычу природных ресурсов, производство средств производства и высококлассной военной техники. Переходу к новому технологическому укладу и более высокому уровню жизни препятствовала сама структура промышленности. Основной географической тенденцией стало передвижение производства в Сибирь, на Дальний Восток, в районы Крайнего Севера, Казахстан. Сохранили свое значение Центральный, Северо-Западный и Уральский районы. Если сравнить темпы развития РСФСР и других союзных республик, то оказывается, что темпы развития России были наименьшими. Правительство стремилось выровнять уровни развития территорий, и использовало Россию в качестве республики-донора для инвестирования проектов в национальных республиках.
Неудачи в реформировании управления экономикой. 6 рамках командно-административной модели были осуществлены три крупные реформы управления промышленностью: введение совнархозов (1957—1964), смена экономических ориентиров для предприятий (1965—1970), хозрасчетная реформа (1987—1991), которые были призваны повысить производительность труда, расширить самостоятельность предприятий в границах плановой экономики. Общими для всех трех реформ были: неприкосновенность государственной собственности, обязательность плана, централизованное распределение ресурсов, директивное ценообразование. Таким образом, повышение эффективности связывалось с нерыночными методами, исключавшими конкуренцию, частную собственность, рыночный кредит и максимизацию прибыли. Неудача всех трех реформ свидетельствует об ограниченных возможностях командно-административной модели.
Реформа 1957 г. привела к временной децентрализации управления промышленностью в результате создания региональных хозяйственных комплексов и органов руководства ими — советов народного хозяйства. Однако выяснилось, что положительный эффект децентрализации проявляется только на региональном уровне, поскольку предприятия основное внимание уделяют производству продукции, потребляемой в регионе. В масштабах страны возникли трудности при согласовании интересов отдельных совнархозов, так как между кооперированными предприятиями разных регионов хозяйственные связи строились не на материальной заинтересованности, а на плановых заданиях.
Реформа управления промышленностью 1965 г. предполагала переориентацию предприятий на новые критерии эффективности. Вместо объема выпущенной продукции стали оценивать объем реализованной продукции и прибыль. На первый план выдвигались критерии качества товаров и рентабельность. Предприятия могли участвовать в планировании производства, устанавливать размер средней зарплаты, продавать неработающее оборудование. За счет прибыли предприятия формировали премиальные фонды, приобретали новые технологии, строили объекты социальной инфраструктуры: жилье для работников, детские сады, поликлиники, санатории, клубы. Практиковались договорные отношения между предприятиями, минуя бюрократические организации. Центральные органы —министерства, Госснаб, Госплан, Госкомцен - контролировали соблюдение предприятиями пяти обязательных показателей: номенклатуру продукции, фонд зарплаты, платежи в бюджет, капиталовложения, внедрение новой техники.
К 1970 г. большинство предприятий промышленности перешли на новые отношения, что стимулировало экономический рост. Восьмая пятилетка (1966—1970) оказалась самой успешной: производство промышленной продукции возросло на 50 %. Однако в дальнейшем самостоятельность предприятий была ограничена, они вернулись под мелочный контроль министерств и ведомств. Почему партийно-государственное руководство отказалось продолжать успешную реформу? Можно указать несколько причин. Реформа ограничивала функции бюрократического аппарата, который стремился сохранить право полностью распоряжаться собственностью, финансами и товарами. Частичное восстановление рыночных отношений рассматривалось руководством страны как потенциальная опасность для режима. Венгрия в 1956 г. и Чехословакия в 1968 г. показали, что рыночные отношения обязательно требуют демократизации политической системы. В целом реформа противоречила базовым принципам модели — бюджетная помощь убыточным предприятиям, невозможность банкротства, ограничение нормы прибыли, отсутствие рынков труда, капитала, сырья, директивное ценообразование.
Реформа промышленности сочетала в себе как административные методы повышения производительности труда, так и рыночные методы. Для контроля над качеством продукции создавались государственные приемные комиссии, которые налагали штрафы за выпуск некачественных товаров. Установление хозрасчетных отношений предполагало самоуправление — выборы директоров, активность трудовых коллективов, самофинансирование — ориентацию на капитальные и социальные вложения из прибыли предприятий и самоокупаемость — безубыточность работы. Предприятия получили ограниченное право выхода на внешний рынок и возможность привлекать иностранных инвесторов, создавая совместные предприятия. С 1989 г. допускалось взятие трудовым коллективом предприятия в аренду. Предприятия и министерства стали образовывать концерны и корпорации. Расширились права предприятий в определении номенклатуры выпускаемой продукции, установлении зарплаты работникам. Сверхплановую продукцию можно было реализовывать по договорным ценам в государственной торговле.
Однако достаточно радикальные изменения параметров модели в последние годы перестройки не привели к желаемому экономическому эффекту. Вместо ускоренного развития имели место сокращение производства, товарный дефицит, инфляция, бюджетный дефицит. Выяснилось, что даже минимальные рыночные реформы встречают непреодолимые препятствия среди части партийно-хозяйственной номенклатуры, руководства военно-промышленного комплекса, убыточных и малорентабельных предприятий. Разрушение традиционной системы управления не компенсировалось появлением рыночных регулирующих институтов, что стало одной из причин затяжного экономического кризиса. Кризис усугубился падением мировых цен на нефть, политической нестабильностью.
В период перестройки внешний долг СССР вырос на 66 млрд дол., а золотой запас сократился в 10 раз. Приток иностранных займов и товарных кредитов под поставки импортной продукции не стимулировали советскую промышленность. Это свидетельствовало об исчерпанности потенциала командно-административной модели и необходимости перехода к рыночным отношениям, принципиально иной структуре производства, новым формам собственности.
Хронический кризис в сельском хозяйстве. Аграрный сектор в 1953—1991 гг. перестал выступать основным финансовым донором экономики, хотя он продолжал поставлять значительные людские ресурсы для городов. Увеличились бюджетные инвестиции в сельское хозяйство, которые достигали 20—25 % всех капиталовложений в экономику. Государственные предприятия производили в достаточном количестве тракторы, комбайны, минеральные удобрения. Строились оросительные системы и проводились мелиоративные работы. В результате освоения целины в конце 1950-х гг. СССР вышел на первое место в мире по площади посевов. Колхозам списывалась задолженность, предоставлялись кредиты. Неоднократно повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, а сами плановые задания сокращались. Колхозники стали получать денежную зарплату, которая постепенно приближалась к средней зарплате горожан.
Чем же тогда объясняются дефицит продуктов питания, невозможность сравняться с западными странами по производству и потреблению продовольствия, импорт зерна? Можно указать несколько причин постоянного аграрного кризиса недопроизводства в командно-административной модели:
• слабая материальная заинтересованность колхозников в результатах труда. Так, рост в середине 1950-х гг. сельскохозяйственного производства на '/3 по сравнению с последними годами тоталитарной модели объяснялся снижением налогов на личные подсобные хозяйства, повышением закупочных цен, снятием ограничений на развитие частного животноводства. Однако с конца 1950-х гг. партийное руководство взяло курс на ликвидацию рыночного сектора сельского хозяйства, ориентируя крестьян на работу в колхозах и совхозах. Запрещалось держать скот работникам совхозов и горожанам, крестьян заставляли продавать скот государству. В результате масштабы производства в рыночном секторе сократились, и все попытки в 1970—1980-е гг. восстановить хозяйства не увенчались успехом. Низкая производительность коллективных хозяйств объяснялась уравнительностью в оплате труда и отчуждением крестьян от результатов труда;
• волюнтаристские аграрные кампании хрущевского периода, приведшие к колоссальным растратам инвестиций и созданию нерентабельных хозяйств. Освоение целинных земель в Западной Сибири, Северном Казахстане, на Алтае было экстенсивным способом развития. Постоянные мобилизации рабочей силы и техники, высокие транспортные издержки, делали целинное зерно на 20 % дороже, чем зерно Северного Кавказа и Украины. Целинные земли оказались в зоне рискованного земледелия, урожай зависел от погоды. Насильственное насаждение кукурузы в качестве основной кормовой культуры привело к сокращению посевов традиционных культур. Массовый забой скота в ходе кампании «Догнать и перегнать США по производству мяса,
масла и молока» в 1957 г. привел к подрыву животноводства. Укрупнение колхозов и превращение в совхозы привели к созданию гигантских, трудно управляемых хозяйств. Продажа техники машинно-тракторных станций колхозам вы качала из хозяйств денежные ресурсы, привела к массовому оттоку в города квалифицированных кадров механизаторов и техников. В результате в начале 1960-х гг. были повышены розничные цены на продовольствие, а в 1963 г. впервые в ис
тории страны было импортировано зерно;
• неспособность хозяйственных органов создать единую технологическую цепочку: сельское хозяйство — транспортировка продукции — переработка — хранение — реализация. За каждую операцию отвечало отдельное ведомство, что приводило к большим издержкам и потерям. В начале 1980-х гг. была предпринята попытка создать агропромышленные комплексы, чтобы интегрировать сельское хозяйство с перерабатывающей промышленностью и передовой
технологией. Однако новая структура не повысила эффективности хозяйствования. Не нашли применения производственная и сбытовая кооперации, которые основываются на частной инициативе и частном интересе аграриев. Имели место высокие потери продукции. Только при сборе урожая терялось около 13 %.
• окончательное «раскрестьянивание» деревни. В ходе жесткой социальной селекции: раскулачивание, голод, война, миграция в город, ограничение хозяйств, уравнительная оплата труда в колхозах — российская деревня лишилась основной массы предприимчивых, трудолюбивых земледельцев. Несмотря на то, что сельское население составляло не менее '/4 от всего населения страны, в период уборки урожая приходилось мобилизовать миллионы горожан для помощи крестьянам. Сформировался новый тип колхозного крестьянина, довольствующегося минимальной зарплатой и натуральным подсобным хозяйством, пассивно воспринимающего любые попытки партийного руководства повысить производительность труда.
В отличие от тоталитарной модели в 1970—1980-е гг. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были выше, чем розничные, разница покрывалась бюджетной дотацией. В результате сельским производителям сбыт был гарантирован независимо от себестоимости продукции, что вело к росту издержек производства. С 1960-х гг. аграрный сектор стал неэффективным и дотационным, но благодаря прибыльности промышленности и экспорту сырья правительство обеспечило страну продуктами питания, не допуская голода и карточной системы.
13.3. Политическая система: золотой век номенклатуры
Стабилизация номенклатуры. Командно-административная модель так же, как и тоталитарная модель, основывалась на монополии коммунистической партии в политике, экономике, идеологии. Однако в самой партии прекратились массовые репрессии, чистки, замедлилась ротация кадров. Решения принимались не единолично, а отражали компромисс интересов министерств, ведомств, партийного аппарата и отдельных членов Политбюро ЦК КПСС. Внутрипартийная борьба за лидерство исключала тюремное заключение и расстрел, исключением было дело Л.П. Берия в 1953 г. Политические оппоненты переводились на менее значимые руководящие должности, отправлялись на высокооплачиваемую пенсию. С середины 1950-х до середины 1960-х гг. имел место первый этап стабилизации элиты, характеризовавшийся прекращением репрессий. Однако в это время сохранялась высокая ротация кадров в связи с многочисленными реформами государственного управления. Проводилось сокращение бюрократического аппарата государственных ведомств, вместо министерств создавались совнархозы. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации делились на городские и сельские. В Уставе КПСС 1961 г. провозглашался принцип высоких темпов ротации кадров: на каждых новых выборах должны были сменяться половина работников райкомов, треть работников обкомов, четверть работников ЦК. Отстранение Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК во многом обусловлено недовольством номенклатуры постоянными организационными реформами. Сами же реформы практически не повысили эффективности модели.
Реальная власть принадлежала Секретариату ЦК, т.е. партийному аппарату. Центральный комитет партии состоял из представителей центральной и республиканских партийных элит, руководителей армии, КГБ, военно-промышленного комплекса. Отраслевые отделы ЦК решали важнейшие политические и хозяйственные вопросы. Пленумы ЦК и партийные съезды, будучи по уставу партии главными разработчиками стратегии развития, окончательно стали «декоративными» институтами, которые голосовали за заранее принятые решения. Исключение составили только июньский 1957 г. и октябрьский 1964 г. пленумы ЦК, когда обострялись борьба за власть между различными группировками внутри номенклатуры.
В 1953-1991 гг. партийное руководство трижды меняло идеологические ориентиры. В конце 1950-х— начале 1960-х гг. сформировалась идея форсированного строительства коммунизма. Коммунизм представлялся обществом изобилия и народного самоуправления. Но ни темпы экономического развития, ни социально-политические отношения не позволяли долго эксплуатировать коммунистическую идею. В 1970-ё гг. был выдвинут тезис о построении в СССР развитого социализма. Данная докрина старалась представить достигнутый уровень социально-экономического развития, отношения собственности и власти как образец высокоразвитого, справедливого общества. В середине 1980-х гг. номенклатура призывала к демократическому социализму, основанному на гражданских свободах, разделении властей, многообразии форм собственности, использовании рыночных отношений. Эта идеология не выдержала конкуренции с антикоммунистической идеологией, сочетавшей в себе элементы либерализма и традиционализма.
Законодательное закрепление монополии на власть. Брежневская эпоха считается золотым веком номенклатуры. В Конституции 1977 г. впервые была закреплена руководящая роль КПСС в политической системе советского общества. Вступление в партию стало рассматриваться как обязательный элемент карьерного роста, что привело к быстрому увеличению численности партийных рядов. К середине 1980-х гг. в КПСС состояло почти 19 млн человек. По сравнению с началом 1950-х гг. численность населения увеличилась в 1,5 раза, а численность партии — в 2,7 раза. Вступление в партию из карьерных соображений, прекращение чисток и ротаций вело к деградации замкнутой группы номенклатуры (которая вместе с членами семей насчитывала 3 млн человек) и партии в целом. Формировалась управленческая система, где преданность ценилась выше профессионализма, а социальный статус определялся возможностью получать и пользоваться дефицитными материальными благами.
Роспуск КПСС. В период перестройки правящая группа во главе с М.С. Горбачевым сделала попытку передать власть Советам и Съезду народных депутатов СССР. Перераспределение полномочий наряду с демократизацией политической жизни имело целью создание эффективных политических институтов для проведения экономических реформ. В качестве высших законодательных органов власти были узаконены выбранные на альтернативной основе Съезд народных депутатов СССР, Верховные Советы союзных республик. В марте 1990 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев был избран на Съезде народных депутатов СССР Президентом СССР.
Проводимые в стране политические и экономические реформы вели к утрате власти той частью номенклатуры, которая связала свою карьеру с партийным аппаратом, армией, спецслужбами. Именно эта группа попыталась совершить государственный переворот в августе 1991 г. Но антикоммунистическая оппозиция во главе с Президентом РФ Б.Н. Ельциным получила поддержку народных масс, части армии, хозяйственной номенклатуры. Коммунистическая партия была распущена, что означало ликвидацию основы всей советской государственности.
Распад СССР. Каковы причины распада СССР в декабре 1991 г. на 15 независимых государств? В советских моделях монополия КПСС в политике сплачивала национальные окраины вокруг центра. Кризис и разложение партии стали одной из главных причин крушения СССР. Граждане советского государства объединялись коммунистической идеологией, которая устанавливала официальную систему жизненных ориентиров и ценностей. В их числе был интернационализм. В годы перестройки эта идеология потерпела крах, так как обнаружилось несоответствие идеологических установок реалиям жизни. Республики и регионы обратились к национальным, традиционным устоям, чтобы сформировать собственную идеологию.
На фоне социально-экономического кризиса региональные политические элиты, состоявшие из бывшей номенклатуры, выдвинули программы преодоления трудностей путем образования суверенных национальных государств. Расчет строился на формировании замкнутых республиканских экономик, достаточности местных ресурсов и интеграцию в международные экономические сообщества. В ходе перестройки обострились национальные противоречия. Они были связаны с имеющими давние исторические корни конфликтами между народами Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, насильственным присоединением к СССР и внедрением советских моделей в прибалтийских республиках и на Западной Украине. Национализм стал символом самоидентификации народов в результате распада коммунистической идеологии, экономических и политических связей в годы перестройки.
13.4. Стабилизация общества в рамках командно-административной модели
Развитие социальной сферы. Рост уровня жизни проявлялся в росте потребления продовольственных и промышленных товаров на протяжении всего периода существования модели. Это связано с увеличением номинальной и реальной зарплаты во всех секторах экономики, что дало возможность приобретать помимо товаров первой необходимости и продовольствия бытовую технику, мебель, автомобили, кооперативные квартиры, дачи. Большую роль в повышении жизненного уровня сыграли общественные фонды потребления, предоставлявшие бесплатные медицинские, образовательные, курортно-санаторные услуги. Характерной чертой модели было искусственное поддержание низких цен на продукты питания, коммунальные услуги за счет бюджетных дотаций и относительно высоких цен на промышленные товары.
Потребление росло циклично, особенно быстрый рост наблюдался в середине 1950-х гг., конце 1960-х— начале 1970-х гг. Однако по сравнению со странами с рыночной экономикой в СССР потребление товаров и услуг на душу населения значительно отставало. В конце 1980-х гг. уровень жизни стал понижаться в связи с падением темпов роста экономики, что нашло отражение в карточном распределении ряда товаров и получении гуманитарной помощи от западных стран.
Социальные программы были реализованы в период руководства страной Н.С. Хрущевым. В 1,5 раза выросла минимальная зарплата, городские работники стали получать пенсии в зависимости от возраста и стажа. С 1965 г. пенсии были распространены на колхозников. Каждый четвертый житель страны получил бесплатную квартиру. Прекратилось принудительное распространение займов, а сталинские облигации начала 1950-х гг. были погашены во второй половине 1970-х гг. Большие средства вкладывались в фундаментальные и прикладные исследования по научным дисциплинам, работавшим на военно-промышленный комплекс и космос.
Либерализация трудового законодательства проявилась в отмене уголовных наказаний за выпуск некачественной продукции, опоздания и прогулы. С 1956 г. рабочие получили право беспрепятственно увольняться с предприятия. В начале 1960-х гг. колхозники получили паспорта, что облегчило им возможность миграции в города. Рабочая неделя сократилась до 40 часов, суббота стала выходным днем.
Продолжался процесс урбанизации за счет сокращения сельского населения. С 1953 по 1985 г. городское население увеличилось с 43 до 65 %, появилось 16 крупных промышленных центров с числом жителей более миллиона человек. В городах значительную долю населения — около 40 % — составляли лица с высшим и средним специальным образованием. Развитие инфраструктуры позволяло жителям крупных городов — столиц союзных республик или областных центров — пользоваться более качественными материальными и культурными благами, чем жителям малых городов и деревень.
Важной социальной проблемой стало повышение образовательного уровня населения. Несмотря на то что в середине 1980-х гг. в СССР проживало 276 млн человек (больше было только в Китае и Индии), командно-административная модель, нацеленная на экстенсивный рост, столкнулась с проблемой структурного дефицита рабочей силы. Ручным и неквалифицированным трудом было занято более половины работников материальной сферы. Введение новых мощностей предъявляло спрос на рабочие специальности, но в 1970—1980-е гг. деревня уже не могла поставлять миллионы мигрантов, а горожане стремились устроиться в быстро растущих сферах обслуживания, образования, управления. Демографический рост осуществлялся за счет республик Средней Азии и Закавказья, жители которых не отличались высокой мобильностью.
Социальная динамика. Сохранялась высокая территориальная подвижность общества. Миллионы людей из центральных регионов страны участвовали в освоении целины, нефтегазовых месторождений в Сибири, строительстве предприятий и железнодорожных магистралей на Дальнем Востоке. После окончания институтов молодые специалисты распределялись по всем республикам и областям СССР, что позволяло обеспечить предприятия и учреждения профессиональными кадрами. Семьи офицеров по несколько раз переезжали из округа в округ, мобилизованные по призыву солдаты отправлялись служить в далекие гарнизоны. Советский Союз был самым крупным в мире единым экономическим, политическим и культурным пространством.
Построение индустриального общества привело в I960— 1970-е гг. к стабилизации общественной структуры. Номенклатура, служащие, интеллигенция, военные, рабочие, колхозники в основном обновляли свои ряды за счет молодежи из той же социальной или профессиональной группы. Наследование социального статуса родителей предопределялось сложившимся неравенством в материальном благосостоянии, возможности получить образование, воспользоваться покровительством при устройстве на работу. В то же время в командно-административной модели были заложены ограничения для материальной и статусной дифференциации общества. Отсутствие частной собственности на средства производства, распределительная система дефицитных товаров, небольшая дифференциация зарплат, бесплатность многих социальных услуг и муниципальных квартир, идеология равенства, смягчали общественное неравенство.
Либерализация жизни общества. В отличие от тоталитарной модели в рамках командно-административной общественные организации пользовались определенной самостоятельностью. Сформировалось общественное мнение, которое было представлено оценочными суждениями ученых, писателей, деятелей искусства. Оппозиция режиму проявилась в деятельности диссидентов, которые выступали за соблюдение прав человека, свободу совести, сохранение культурного наследия народов, демократизацию советского строя. Однако, пока модель обеспечивала поступательное развитие, большинство граждан демонстрировало конформизм (приспособленчество) и политическую лояльность режиму.
В командно-административной модели прекратились массовые репрессии. В 1956 г. было ликвидировано ГУЛАГ, из мест заключения вернулись миллионы заключенных и спецпоселенцев. Органы государственной безопасности были поставлены под контроль партии и перестали играть роль самостоятельного политического института. Более того, в 1980-е гг. часть общества стала связывать с КГБ определенные надежды в борьбе с коррупцией партийных и государственных органов.
Выводы
Командно-административная модель способствовала созданию в СССР индустриального общества, отличавшегося избыточным развитием отраслей группы «А». Инвестиции в военные и космические технологии позволили СССР в 1950—1980-е гг. успешно конкурировать с западными странами в военно-политическом противостоянии. Основными источниками экономического роста были рентабельная работа промышленных предприятий и экспорт сырья. Внедрение новой техники способствовало росту производительности труда и переходу к новому технологическому укладу.
В результате перераспределения ВВП от накопления к потреблению наблюдался рост жизненного уровня населения за счет приобретения все большего количества товаров и услуг. По ряду параметров — развитие науки, образования, низкие коммунальные платежи, либеральное трудовое законодательство — СССР занимал ведущие мировые позиции. Однако в силу уменьшавшейся эффективности хозяйства и возвраставших затрат на поддержание военно-промышленного комплекса страна не смогла достичь стандартов потребительского общества Запада.
В 1970-е гг. в промышленности усилилось технологическое отставание. Формирующееся информационное общество требовало иных, чем в командно-административной модели отношений собственности и власти. Доходы от экспорта нефти позволили поддержать достигнутый уровень потребления при падающих темпах экономического роста до середины 1980-х гг. Политика перестройки была направлена на использование элементов демократии и рынка в рамках командно-административной модели для ускорения экономического роста. Однако развитие рыночных отношений и демократизация привели к углублению кризиса модели, показали ее несовместимость с проводимыми реформами. Дальнейшая модернизация в рамках социализма оказалась невозможной. Это предопределило кризис партии и советской государственности.
Основные противоречия командно-административной модели заключались в дисбалансе отраслей группы «А» и группы «Б», что приводило к увеличению неудовлетворенного потребительского спроса и дефициту Товаров. Исчерпывались ресурсы экстенсивного экономического роста. Отсутствовали стимулы к увеличению производительности труда у работников и руководителей предприятий. Монополия государственной собственности препятствовала развитию частной инициативы и способствовала росту бюрократизма. Роль лидера социалистического блока приводила к перекачиванию финансовых ресурсов из СССР в социалистические и развивающиеся страны в ущерб национальной экономике. Правящая партийная элита превратилась в касту, не верившую в партийную идеологию и мешавшую любым изменениям сложившейся модели. Советская идеология превратилась в консервативный миф, который не отражал реальность и поддерживался путем лживой пропаганды средствами массовой информации.
Данные экономические, социальные, политические, идеологические противоречия привели к необратимому кризису командно-административной модели, развалу партии, государства, коммунистической идеологии. Россия встала на путь перехода к рыночной, демократической модели.
Мне помог Расторгуе
Свидетельство о публикации №210010900253