Притча о фиалке

Человек шел по раскаленной пустыне уже три дня. Солнце нещадно палило, от жары рябило в глазах. Серо-желтый, песчаный пейзаж тянулся унылым однообразием, лишь изредка перемежаясь разноформенными валунами, истертыми жестким ветром, или полуувядшими, изможденными растениями. Человек проделал длинный путь и уже давно покинул свой дом. Одежды его успели впитать в себя запах пустыни, подошвы сточиться, а запасы воды истратиться. Однако он не позволял себе унывать и шел дальше, ни на чем надолго не останавливая взгляда.
Но что-то между большим серым камнем и песчаной сопкой привлекло его внимание. Это оказался простой цветок фиалки не слишком яркой наружности с серовато-зелеными кое-где выжженными солнцем листьями.
- Кто ты? - спросила фиалка.
- Я путник - ответил человек усталым и несколько разочарованным голосом - А кто ты? И что ты здесь делаешь?
- Я - фиалка. Мне грустно и одиноко посреди выжженной солнцем пустыни. Уже много-много лет я не видела здесь ни единого живого существа. Только злобный Восточный ветер да оранжевое солнце. Лишь изредка, когда на смену восточному разбойнику приходит южный путешественник и приносит с собой серые громады туч, когда оранжевое светило меркнет, а воздух становится холоднее, приходит ласковый дождик, он гладит меня по моим иссушенным лепесткам, шепчет мне про дальние страны, где он побывал вместе с южным путешественником, про холодные воды, что есть в изобилии где-то на западе, про таких же, как и я, фиалок...Он говорит со мной всю ночь, а потом уходит прочь на запад...И я вновь остаюсь одна, ожидая его возвращения. Так происходит каждый год, а мне хотелось бы...
- Это очень грустная история - прервал ее путник - Но я не могу тебе ничем помочь.
- О, - вздохнула фиалка - Возьми меня в свое путешествие.
- Но что ты можешь? Тебе же нужна вода, а моя фляга почти пуста. Чем ты поможешь мне в нелегком пути?
- Я ничего не умею, ты прав - ответила фиалка - Но я могу...просто быть рядом, когда тебе весело. Когда тебе грустно, разделять то, что ты чувствуешь. Молчать, когда тебе захочется тишины, и рассказывать тебе разные истории, если тебе вдруг станет скучно. Я буду поддерживать тебя в любом деле, а взамен прошу всего несколько слов и пару капель воды.
- Нет - ответил раздосадованный путник - Встречные караваны рассказали мне, что здесь нет поблизости оазисов, а воды слишком мало даже для меня. Ты будешь обузой в моем путешествии. Да и зачем мне фиалка, которая будет молчать рядом со мной, если мне захочется тишины? Разве есть что-то молчаливее южной ночи. Мне не бывает скучно, в пустыне нет времени скучать - голодные волки и шакалы рыскают вокруг в поисках добычи. И к чему тратить силы на пустые разговоры, когда нужно идти вперед к своей цели. Боюсь, что нам не по пути, фиалка. Оставайся здесь и жди своего дождя, а я отправлюсь дальше, вглубь пустыни.
- Ты прав, путник - ответила грустно фиалка - Я буду лишней в твоем путешествии. Я останусь здесь между большим серым камнем и высокой песчаной сопкой. Но помни: если когда-нибудь тебе понадобится моя помощь, стоит только позвать, и я помогу тебе, где бы ты ни был.
- Прощай, фиалка. Не думаю, что нам суждено еще раз увидеться. Я иду на горящий оловом запад. Прощай.
И он ушел, оставив фиалку одну.
Через пару дней осталась последняя фляга воды. Солнце будто усилило свой жар, испепеляя в пустыне все живое. Путник затосковал, понимая, что без воды он долго не проживет, и конец, может быть, близко. Но день сменился ночью, а следующее утро принесло нежданную радость - на горизонте показался оазис с большим озером. Изможденный человек бросился к воде. Он утолил жажду, выкупался, наполнил фляги. Большого озера хватило бы целому каравану, воды были чисты и свежи, но не с кем путнику было поделиться этими водами.
Путник загрустил, вода больше не освежала и не казалась такой вкусной. Ему захотелось позвать фиалку, но в голову пришла мысль, что она только посмеется над ним, и путник отправился прочь из оазиса.
А фиалка ждала и смотрела на звезды, гадая, где же сейчас тот усталый человек.
Солнце катилось на запад, путник следовал за ним. Светило скрылось за горизонтом в двадцатый раз, и наступила двадцатая ночь после того, как он покинул оазис. Вода вновь была на исходе. Ночи становились все холоднее, а костра развести было не из чего. За все эти двадцать дней он не встретил ни одной живой души, только серо-желтая пустыня тянулась кругом. Много километров отделяло его от родного дома, и даже ближайшая деревня была очень далеко. Ему вдруг стало очень одиноко, мысли лезли в голову одна другой страшнее. Один в пустыне, почти без воды, а впереди неизвестность и неопределенно долгий путь до следующего оазиса.
"Стоит только позвать фиалку, и в пустыне станет не так одиноко. Будет с кем поговорить, и кто сможет развеять грусть". Но воды вновь было мало. "Нет" - решил путник - "Одному лучше. Рассчитывать только на себя. Ни за кого не нужно бояться, и предать тоже будет некому. Он посмотрел на яркую звезду над горизонтом. В это же мгновение фиалка смотрела на эту звезду, обоим показалось, что на долю секунды их взгляды встретились.
Путник лежал ничком на песке. Воды не было третий день. Солнце будто напрягало все силы, от жары воздух казался густым, как патока. Путник уже никуда не шел, сил не было даже встать, он смиренно ждал смерти. "Умираю в одиночестве...Страшно. Если бы фиалка сейчас была рядом...Впрочем, славно, что я не взял ее с собой, и она не разделит моей судьбы..."
Ночь наступила незаметно. С юга пролетели тяжелые грозовые тучи. На пустыню обрушился ливень. Теплые капли хлестали человека по иссохшей коже. Вдоволь напившись и почувствовав, что силы возвращаются к нему, он встал, подставляя лицо дождю.
- Дождик, дождик - закричал путник в темноту - Ты летаешь по свету вместе с Южным ветром, скажи, не видел ли ты в пустыне фиалки, что растет между большим серым камнем и песчаной сопкой?
Дождь зашептал, теплой влагой пробегая по щекам путника:
- Я многие столетия путешествую по одному и тому же маршруту. Южный ветер гонит тучи от моря в пустыню. Мы пролетаем вместе сотни километров. Пустыня огромна, но каждый раз я жду того дня, когда ветер принесет меня к месту, где высится серый камень и песчаная сопка, ибо там живет фиалка. Каждый год я жду встречи с ней. Мы говорим всю ночь, а потом я отправляюсь дальше в пустыню, а она остается на своем месте, напоенная моей влагой. Так бывает всегда. Лишь сегодняшняя ночь была другой. Фиалку что-то тревожило, она грустила, какие-то тяжелые мысли овладевали ею. Она попросила ветер лететь быстрее на запад, вглубь пустыни. Я не успел проронить ни капли, Южный ветер увлек меня сюда - прокричал дождик - А сейчас мне пора спешить, прощай же, путник. Через год я вернусь на то же место, что бы поговорить со своей фиалкой...
Тревожное чувство поселилось в душе у путника. Как можно быстрее он отправился вспять. Он шел почти не останавливаясь на ночлег и отдых, за плечами булькали фляги с водой. Солнце снова жгло так, что, казалось, и не пролетал здесь Южный ветер. Хотя тут и там виднелись напоенные влагой растения, путник не обращал на них внимания, он спешил...
Забыв о сне и отдыхе, он шел по пустыне и вскоре на горизонте показался большой серый камень, а за ним и песчаная сопка. Путник облегченно вздохнул, представляя их скорую встречу с фиалкой. Все ближе и ближе был большой серый камень, путник вглядывался в знакомый кусочек пустыни, и сердце его замирало. За жарким маревом ничего не было видно, но он знал, что там ждет его фиалка.
Путник представлял, что, когда придет к ней, она будет уставшая, но радостная, потому что он вернулся. И вместе они отправятся путешествовать по пустыне...
Путник стоял между большим серым камнем и песчаной сопкой, у его ног лежала кучка бурых, высохших листьев, которые трепал злой ветер, унося куда-то вглубь пустыни...


Рецензии