Россия в поисках модели развития на рубеже XXI в
Роспуск коммунистической партии РФ в августе 1991 г. и распад СССР в декабре 1991 г. ознаменовали окончательное крушение командно-административной модели развития. Суверенная Россия вместе с бывшими республиками СССР и восточноевропейскими странами социалистического блока приступила к созданию рыночной экономики и устройству общества на демократических началах. Поскольку переходный период еще не окончен, а произошедшие события не стали предметом объективного научного анализа, целесообразно остановиться на изучении основных тенденций социально-экономического и политического развития.
Историческая оценка переходного периода возможна только по прошествии определенного времени и введения в научный оборот первоисточников.
Субъективизм историков. Перед исследователем постсоветской России встает несколько непростых проблем. Сопричастность историка событиям недавнего прошлого усиливает субъективизм в оценке общественных процессов. Возрастает вероятность того, что исследователь встанет на позицию той или иной политической или социальной группы и заменит объективный анализ политически ангажированным исследованием. Работы политологов, социологов и экономистов, посвященные современным вопросам развития, также несут в себе значительный элемент «партийности», а потому должны подвергаться внутренней критике на предмет достоверности.
По сравнению с другими периодами 1990-е гг. предоставляют исследователю колоссальный по объему статистический и фактический материал. Однако первоисточники историкам недоступны, а статистическая информация требует критического анализа. Так, например, оценки доли теневого сектора в производстве ВВП 1990-х гг. (до 40 %), бюрократической ренты в 2003 г. (30—40 млрд дол.), суммы капитала, вывезенного за рубеж в 1990-е гг. (200 млрд дол.), рейтинги политиков — это неточные величины. Необходимость учета этих обстоятельств вызывает переосмысление данных официальной статистики.
Отсутствие теории. Концептуальная трудность оценки переходного периода связана с отсутствием теории трансформации социалистической экономики и однопартийной политической системы в рыночное демократическое общество. Россия наряду с бывшими социалистическими странами вновь выступает в роли первопроходца и не может опереться на опыт других стран. Попытки применить для анализа российской действительности классические европейские или американские экономические и политические теории встречают трудности, так как данные теории создавались для стран с вековыми буржуазными институтами, объединенных ценностями западной цивилизации. В России рыночные и демократические институты находятся в стадии становления, причем их развитие идет по собственным законам.
Цивилизационное своеобразие. Своеобразный путь России в мировой истории, в том числе и в истории XX в.-, обусловил ее цивилизационное своеобразие. Можно указать ряд цивилизационных особенностей России, которые не могут игнорироваться при выборе модели развития. В экономике роль государства всегда была значительной, что проявлялось в бюджетных инвестициях в промышленность, высокой доли казенных предприятий, ориентации производства на военные нужды. Государственная или коллективная (общинная) собственность традиционно преобладала над частной, это приводило к ограничению предпринимательства и давало чиновникам возможность распоряжаться произведенными товарами. Обширная территория при богатстве природных ресурсов и недостаточной плотности населения сформировала преимущественно экстенсивный тип развития экономики. В российском экспорте доминировало сырье, а не готовые изделия.
Политическая культура населения и историческая традиция формировали общественный запрос на авторитарную власть как гарант социальной справедливости, внутренней стабильности, внешней безопасности. Элементы православной трудовой этики, переработанные в советский период, породили негативное отношение к материальному успеху, богатству, конкуренции и частной собственности. С другой стороны, они стали предпосылками для мобилизации масс в процессе решения государственной сверхзадачи. Россия — многонациональная и поликонфессиональная страна, где русская культура сплачивала нации в единое культурное пространство. При этом русские никогда не были нацией-эксплуататором, напротив, они часто выступали экономическими донорами, способствовали развитию национальных культур.
14.2. Либерализация экономических отношений
Преобразование в промышленной и финансовой сферах.
В январе 1992 г. Правительство РФ провело либерализацию цен и прекратило централизованное распределение ресурсов, в результате цены стали формироваться на ОСНОВС СО-ответствия спроса и предложения, а ресурсы приобретаться на рынке. Главной экономической целью была объявлена финансовая стабилизация: борьба с бюджетным дефицитом, инфляцией, поддержка рыночного курса рубля. В 1992-1994 гг. была проведена ваучерная приватизация государственной собственности. С 1995 г. начался этап денежной приватизации, основной формой которой стали залоговые аукционы, когда банки получали в управление крупные пакеты акций государственных предприятий за предоставленные правительству кредиты. В результате малой приватизации стал развиваться малый бизнес.
Либерализация внешнеторговой деятельности позволила любому предприятию самостоятельно выходить на мировые рынки, покупать и продавать продукцию. С 1992 по 1996 г. и с 1999 г. по настоящее время устанавливались экспортные пошлины, что позволяло пополнить бюджет и не допустить массового вывоза сырья, внутренние цены на которое значительно уступали мировым. Физические и юридические лица получили право вести валютные операции. Быстро развивался банковский сектор, увеличивалось количество фондовых бирж, инвестиционных фондов. С 1991 по 1998 г. западные правительства, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития предоставили России кредиты на сумму более 40 млрд дол.
С 1993 г. рубль стал национальной валютой России. Правительство РФ перестало предоставлять кредиты странам СНГ для закупки российских товаров. С 1995 г. бюджетный дефицит перестал покрываться за счет рублевой эмиссии Центрального Банка. Был осуществлен переход к покрытию дефицита эмиссией государственных ценных бумаг. Иностранные инвесторы вложили несколько десятков миллиардов долларов в государственные краткосрочные обязательства. С 1995 г. по август 1998 г. Правительство РФ поддерживало валютный коридор, установив границы колебания валютного курса. Это предохраняло рубль от резких колебаний и обеспечивало его высокий курс.
Реорганизация аграрного сектора. Колхозы и совхозы были преобразованы в предприятия с рыночной формой организации — товарищества с ограниченной ответственностью, кооперативы. Каждый колхозник получил право выделить из колхоза причитающуюся ему долю земли и техники. Были сняты все ограничения с личных подсобных хозяйств. Промышленные предприятия получили возможность производить востребованную рынком продукцию, стремиться к максимальной прибыли и производительности труда. Частные и государственные фирмы получили возможность самостоятельно выбирать деловых партнеров, получать банковские кредиты, инвестировать в основные фонды, устанавливать зарплату сотрудникам. Государство ограничило рост тарифов на услуги естественных монополий, чтобы поддержать рентабельность промышленности.
Законодательное обеспечение либерализации. Законодательные органы власти (Верховный Совет РФ, Государственная Дума) принимали законы и кодексы, отражавшие новый характер экономических отношений. Созданные арбитражные суды были призваны разрешать хозяйственные споры между предприятиями. Формировалась новая налоговая и таможенная системы.
Вышеперечисленные реформы формировали новую модель экономических отношений, основанных на рыночных принципах. Они должны были способствовать росту производства товаров и услуг, уровня жизни населения, обеспечить ускоренную модернизацию если не в информационное, то хотя бы в потребительское общество. Именно такие цели провозглашались реформаторами 1990-х гг., поддерживались большинством населения страны, которое голосовало за новую модель на референдумах и выборах. Каковы же были результаты экономических реформ?
Нарастание негативных явлений в экономике. Либерализация цен происходила в условиях монополизма предприятий, больших денежных сбережений у населения и высокой эмиссии Центрального Банка. Это привело к гиперинфляции (более 50 % в месяц): индекс цен производителей промышленной продукции в 1992 г. по сравнению с 1991 г. вырос в 34 раза, производителей сельскохозяйственной продукции — в 10 раз. Гиперинфляция представляла собой, по сути, конфискационную реформу, обесценившую огромные средства населения, заработанные в советское время. Стабилизировать инфляцию на уровне 12 % в год удалось только в 1997 г., что было достигнуто за счет «сжатия денежной массы» и сокращения платежеспособного спроса граждан.
Приватизация государственного имущества должна была создать многочисленный класс эффективных собственников и конкурентоспособный частный сектор. Если в 1992 г. на предприятиях государственной и муниципальной собственности было занято 68,9 % работников, то в 2002 г. — 36,9 %, соответственно доля занятых в частном секторе возросла с 19,5 до 49,1 %. Таким образом, частный сектор стал доминирующим, а его экономические показатели были лучше, чем у аналогичных госпредприятий.
Но создать многочисленный класс частных собственников не удалось, так как ваучерная приватизация не давала такой возможности. Только 20 % акций были приобретены за ваучеры. Владельцами крупных пакетов акций рентабельных компаний оказались бывшая партийно-хозяйственная номенклатура и финансовые структуры, созданные в ходе первоначального накопления капитала в 1989—1994 гг. Это было закономерно, поскольку трудовые коллективы и чековые инвестиционные фонды не имели ни средств, ни опыта, ни связей для приобретения собственности и управления ею. Государственный бюджет получил в ходе приватизации в 1992—2002 гг. 146 млрд руб. в масштабе цен 1998 г. «Льготная» приватизация государственной собственности создала проблему легитимности новых собственников.
В 2003 г. в малом бизнесе было занято 6,5 млн человек, на него приходилось 10—13 % ВВП. Индивидуальное предпринимательство позволило насытить рынок товарами и услугами, снизить безработицу. Однако в малом бизнесе зафиксирован самый высокий процент теневой экономики, что связано с высокими криминальными и бюрократическими издержками, налоговой политикой государства. Ставка на малое предпринимательство не оправдалась, хотя в нем заложен большой потенциал развития экономики и решения социальных проблем.
Экспорт российских товаров в 2003 г. в два раза превысил импорт. Структура экспортно-импортных операций России стала похожа на структуру развивающихся стран — природные ресурсы в обмен на товары массового спроса, продукты питания, машины и оборудование. Приток валюты не способствовал соответствующему росту инвестиций в производство, напротив, наблюдалась нехватка капиталов. Это объясняется легальным и нелегальным вывозом капитала за границу. В среднем в 1990-е гг. ежегодно нелегально вывозилось 20 млрд долл. Доллар стал одной из главных форм накопления сбережений в домашних хозяйствах.
Тяжелый кризис охватил большинство отраслей обрабатывающей промышленности, кроме ориентированных на экспорт сырьевых отраслей. Это объясняется несоответствием рыночному спросу структуры производства, унаследованной от командно-административной модели. Если кризис военно-промышленного комплекса объясним сокращением государственного заказа, то кризис легкой и пищевой индустрии связан с выпуском продукции, неконкурентоспособной по сравнению с импортной. Произошло двукратное сокращение объемов промышленного производства в середине 1990-х гг. по сравнению с 1990 п ВВП России по паритету покупательной способности на душу населения в 1999 г. составил 18 % от уровня США и примерно соответствовал уровню Мексики, Турции и Польши. В начале третьего тысячелетия встал вопрос не об ускоренной модернизации, а о возвращении России в число индустриальных держав.
В структуре ВВП России прослеживается мировая тенденция сокращения доли производства товаров и увеличения доли услуг, последние в 2002 г. составляли 53,5 % ВВП. С одной стороны, данный процесс можно рассматривать как прогрессивный, способствующий развитию сферы услуг, явно запущенной в советское время. С другой стороны, рост сферы услуг объясняется стремительным падением объемов производства реального сектора экономики, темпы роста которого позволяют говорить о деиндустриализации.
Не менее тяжелый кризис переживал аграрный сектор, который в советское время существовал за счет бюджетных дотаций. Формальная ликвидация колхозов и совхозов не привела к массовому переходу к фермерским хозяйствам. Фермер должен быть механизатором, агрономом, бухгалтером, менеджером, предпринимателем, т.е. обладать навыками и качествами, малораспространенными среди бывших колхозников. К тому же фермерские хозяйства нуждались в финансовой поддержке государства, которая в 1990-е гг. резко сократилась. В 2003 г. в России насчитывалось 264 тыс. фермерских хозяйств, производивших 4 % сельскохозяйственной продукции. Несмотря на указанные трудности, фермерские хозяйства демонстрировали хорошую динамику роста посевов, производительности труда, рентабельности.
Подавляющее большинство крестьян продолжало работать в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах. В 1990-е гг. наблюдалось быстрое восстановление роли последних и уменьшение значения крупных сельскохозяйственных предприятий. Если в 1991 г. на долю колхозов и совхозов приходилось 73,7 % общего объема продукции, на долю подсобных хозяйств - 26,3 %, то в 2002 г. удельный вес сельскохозяйственных организаций составил около 40 %, а приусадебных хозяйств — 56 %. Следует учитывать, что при работе в приусадебных хозяйствах используется интенсивный ручной труд, как в период тоталитарной модели. Произошла натурализация сельскохозяйственного производства, сократилась доля товарной продукции.
Сокращение парка сельскохозяйственных машин, уменьшение использования минеральных удобрений, сокращение посевов вызвали в 1990-е гг. падение производительности труда, урожайности и валовых объемов производства. К 2002 г. дореформенный уровень 1990 г. был достигнут только по производству овощей, плодов и ягод. Сокращение производства мясо-молочной продукции в 1,5 раза по сравнению с 1991 г. сопоставимо с цифрами периода коллективизации.
Получили распространение бартерные формы расчетов между предприятиями, увеличились неплатежи. Искусственная поддержка высокого курса рубля оказалась выгодной не производителям, а банкам и импортерам. Полученные кредиты использовались не для структурных реформ, а на погашение процентов по займам, государственным ценным бумагам, покрытие бюджетного дефицита. Сотрудничество с Международным валютным фондом привело к применению в России монетаристских методов1 управления экономикой, которые показали эффективность только в странах с развитыми рыночными институтами, а в нашей стране себя не оправдали.
В структуре ВВП увеличились расходы на конечное потребление, сократилось валовое накопление, что негативно сказалось на инвестициях в основные и оборотные средства. Происходило ускоренное физическое и моральное старение основных фондов, большая часть которых была введена в действие в советскую эпоху. До августа 1998 г. российские банки, предприятия, физические лица, иностранные инвесторы предпочитали финансовые инвестиции реальным, поскольку доходность государственных и корпоративных ценных бумаг была значительно выше доходности вложений в реальный сектор. Особо больших размеров вложения в государственные ценные бумаги достигли в 1996—1998 гг., что привело к формированию финансовой пирамиды и кризису в августе 1998 г.
Дефолт. В результате проводимой политики в августе 1998 г. Правительство РФ было вынуждено объявить дефолт — государственное банкротство, ввести мораторий на расчеты с иностранными кредиторами, перейти к плавающему курсу валюты и девальвировать рубль. Российский рубль по отношению к доллару обесценился в четыре раза. Однако последствия августовского кризиса оказались неоднозначными. С одной стороны, произошло разорение ряда финансовых структур и предприятий, резко снизился жизненный уровень населения, так как значительное количество продовольствия и потребительских товаров в предшествующий период были импортными. С другой стороны, отечественная промышленность получила возможность увеличить производство, поскольку импорт стал неконкурентоспособен с точки зрения цены, а экспортная валютная выручка позволяла приобретать в России большие объемы ресурсов.
_______
1 Монетаризм - экономическая теория, согласно которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет решающую роль в проводимой государством экономической политике.
Оживление в экономике. Качественно новый этап экономического развития наметился в 1999 г. Он характеризуется хорошими темпами роста промышленного и сельскохозяйственного производства, стабилизацией инфляции и курса рубля, профицитом государственного бюджета (с 2001 г.). Увеличились инвестиции в основной капитал, отечественные банки постепенно стали переориентироваться с краткосрочных спекулятивных операций на кредитование реального сектора, уменьшился вывоз капитала. Повысилась эффективность управления государственным сектором хозяйства — с 2000 г. государственные унитарные предприятия стали наращивать платежи в бюджет по налогу на прибыль.
Можно указать следующие причины оживления российской экономики. Эффект девальвации сделал рентабельными многие отечественные предприятия, занявшиеся им-портозамещением. Высокая конъюнктура мировых цен на нефть, газ, металлы привела к существенному увеличению их экспорта, а следовательно, увеличению прибыли и бюджета РФ. Расширение масштабов деятельности сырьевого сектора привело к оживлению смежных отраслей металлообработки, машиностроения. Снижение доходности активов западных стран из-за невысоких темпов экономического роста сделало более привлекательными вложения в российскую экономику.
Чтобы данные факторы роста превратить в стабильные и долгосрочные, необходимо развивать отрасли перерабатывающей промышленности, производящие товары с большой долей добавленной стоимости. Для этого необходимо вложить значительные средства в конкурентоспособные, наукоемкие технологии, повысить производительность труда, сократить энергоемкость производства. Другая важная задача — формирование емкого внутреннего рынка, что позволит избежать зависимости от колебаний мировой конъюнктуры. По-прежнему актуальна задача выстраивания рыночной инфраструктуры и рыночных институтов: банковской системы, фондовых бирж, инвестиционных фондов, частной собственности, честной конкуренции, эффективной судебной системы.
14.3. Постсоветское общество: от уравнительной бедности к резкой поляризации
Демографические процессы в суверенной России схожи с динамикой народонаселения западных стран — сокращение рождаемости компенсируется миграцией из стран СНГ. Официальная статистика фиксирует уменьшение населения РФ с 1992 по 2002 г. на 3 млн человек. Однако, учитывая нелегальную иммиграцию, эту цифру следует скорректировать в сторону уменьшения. Миграция увеличивает процент трудоспособного населения, что обостряет проблему занятости и сдерживает рост зарплат. Одновременно в перспективе Россию ждет проблема резкого сокращения трудоспособного населения при увеличении доли пенсионеров.
Радикальные изменения социальной структуры. Рыночные реформы привели к революционным изменениям в социальной структуре общества. Произошла значительная поляризация по доходам. По официальным данным на 2001 г. доходы 10 % самых состоятельных граждан в 14 раз превысили доходы 10 % самых бедных граждан. А на основе выборочного обследования домохозяйств доходы самых богатых превысили доходы самых бедных в 40 раз. За десятилетие реформ в России появились миллиардеры, которые сделали состояния на приватизации государственного имущества.
Основа демократии — многочисленный (не менее 2/3 общества) средний класс. Средний класс характеризуется не только уровнем доходов, но и их источником, а также структурой потребления. Представитель среднего класса должен обладать собственностью на недвижимость, средства производства и часть доходов получать от их эксплуатации в форме прибыли, процентов, дивидендов, ренты. Это — залог экономической стабильности данной социальной группы, позволяющей поддерживать политическую стабильность в стране. В структуре потребления среднего класса расходы на питание, одежду и коммунальные услуги не должны составлять значительной доли, потребление среднего класса качественно отличается от потребления малоимущих слоев. По социологическим данным в РФ насчитывается 48 млн представителей среднего класса, что составляет лишь '/3 населения. Однако вызывает сомнение низший предел доходов, позволяющий отнести человека к среднему классу, — около 200 дол. на одного члена семьи в месяц. Таким образом, низший и самый многочисленный сегмент российского среднего класса лишь на 100 дол. превосходит уровень бедности по классификации ООН.
В 2003 г. 25 % населения имело денежные доходы ниже прожиточного минимума, который сам по себе достаточно мал. Даже с учетом теневых доходов можно констатировать наличие серьезной проблемы бедности в РФ. Бедность приводит к высоким социальным издержкам, вызывая рост преступности, снижая образовательный и профессиональный уровни населения. Они оказываются отрезанными финансовым барьером от необходимых социальных благ и услуг. Малоимущие граждане склонны поддерживать радикальные политические силы различной ориентации, дестабилизируя общество.
В 2002 г. более 6 млн человек были безработными, что составляло 9 % от занятой в экономике рабочей силы. Высокие цифры безработицы объясняются как сокращением производства, так и неучтенной занятостью. В 1990-е гг. широкое рас-. пространение получила неполная занятость, проявлявшаяся в сокращенной рабочей неделе, неоплачиваемых отпусках. Достаточно низкой была динамика забастовок, которые фактически прекратились к 2003 г. Это объясняется слабостью профсоюзных организаций, которые оказались неспособными отстаивать права трудящихся перед работодателями государственного и частного секторов. Каждый работник стремился улучшить свое материальное положение в индивидуальном порядке, подчас соглашаясь на условия, противоречащие Трудовому кодексу. Следует отметить, что, несмотря на высокую безработицу, рыночная экономика предоставляет много возможностей для трудоустройства и предпринимательства.
Распределение рабочей силы. В связи со структурной перестройкой экономики произошли значительные сдвиги в распределении рабочей силы между отраслями хозяйства. По сравнению с 1992 г. в 2002 г. количество занятых в промышленности сократилось на 30 %, в строительстве - на 25 %, в сельском хозяйстве - на 25 %, науке — на 48 %. Количество занятых в оптово-розничной торговле и общественном питании выросло на 83 %, финансовом секторе — на 65 %, управлении — на 115 %, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании — на 10 %. Общее количество занятых во всех сферах экономики сократилось на 9 %.
Данные цифры свидетельствуют о перемещении рабочей силы из отраслей, производящих товары, в отрасли, производящие услуги. Особого внимания заслуживают следующие показатели. Сокращение занятых в сфере науки и научного обслуживания — следствие невостребованности научных разработок существующей экономикой и уменьшением государственного финансирования. В результате многие специалисты эмигрировали. Россия превратилась в экспортера сырья, капитала и квалифицированных кадров. Увеличение количества управленцев связано с созданием аппарата трех ветвей власти в каждом регионе страны.
Социальная мобильность. Территориальная мобильность населения внутри страны по сравнению с советским периодом снизилась. Регионы стали опираться на собственные кадры, так как из-за падения производства отпала необходимость в привлечении специалистов со стороны. Исключение составляют Москва и Московская область, где динамично растущий бизнес создает новые рабочие места для россиян и иностранцев. Низкий уровень жизни многих россиян, высокие тарифы на транспорт и цены на курортные услуги привели к резкому сокращению внутренних пассажирских перевозок. Так, в 2002 г. по сравнению с 1992 г. сократились перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на 47 %, автобусами — на 21 %, морским внутренним — на 94 %, водным — на 39 %, воздушным — на 55 %. Увеличилась внешняя мобильность россиян, которые выезжают за границу в качестве туристов, предпринимателей, эмигрантов.
В 2003 г. на территории России находилось 0,5 млн официально зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев без учета нескольких сотен тысяч беженцев из Чечни. Основной причиной появления данной категории населения стали межнациональные конфликты и притеснения русскоязычного населения в суверенных государствах СНГ. Трудовые мигранты, переселенцы и беженцы из бывших республик СССР компенсировали естественную убыль населения России. С россиянами их объединяет общая советская история, русский язык, что позволяет мигрантам относительно легко адаптироваться в обществе.
Противоречивость современных социальных процессов. По сравнению с 1992 г. снизился индекс человеческого развития россиян, который учитывает доходы на душу населения, продолжительность жизни, уровень образования. Отношение среднемесячной зарплаты и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения сократилось с 335 % в 1991 г. до 230 % в 2002 г. Средняя продолжительность жизни мужчин с 1992 г. сократилась с 62 до 58,5 лет, женщин — с 73,8 до 71,9 лет. Одновременно наблюдался студенческий бум: с 1993 по 2003 г. численность студентов государственных вузов удвоилась, а коммерческих вузов выросла в 10 раз. Следует отметить, что основной прирост пришелся на заочные формы обучения.
1990-е гг. отмечены всплеском преступности, в частности ростом количества тяжких преступлений. С 1992 по 2002 г. количество убийств выросло на 40 %, разбойных нападений — на 55 %, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, — в шесть раз. Численность осужденных по приговорам судов в середине 1990-х гг. по сравнению с 1992 г. увеличилась на 64 %. В середине 1990-х гг. криминализация общества и бизнеса достигла такой степени развития, что исследователи заговорили о формировании неформального института из представителей преступного мира. С его помощью осуществлялись устранение конкурентов, передел собственности, взыскание долгов. Заказные убийства предпринимателей стали одной из самых «диких» форм российской рыночной экономики.
Несмотря на существование негативных явлений, следует отметить, что Россия избежала крупномасштабных социальных столкновений, гражданской войны. По сравнению с началом XX в. большинство современного российского общества состоит из горожан с высшим и средним образованием. Они более лояльны к переменам и менее склонны доверять политическим экстремистам. Многообразие форм собственности, политический плюрализм и гражданские свободы, отсутствие террористического режима с государственной идеологией, позволяют каждому гражданину искать свое место в обществе в соответствии со своими способностями и представившимися возможностями.
14.4. Политическая система Российской Федерации
Трудности политического развития. В 1991—1993 гг. продолжалась" ускоренная демократизация российского общества, начатая в годы перестройки. Создавались многочисленные партии, которые претендовали на участие во власти, но не пользовались массовой поддержкой. 70 лет однопартийной диктатуры выработали у россиян недоверие к самому принципу партийного строительства, поэтому граждане в большей степени ориентировались не на программы и лозунги партий, а на харизму, авторитет, личные качества лидеров. Политологи объясняют такую ситуацию переходным состоянием российского общества, в котором новые социальные группы еще не сформулировали свои интересы в политические принципы.
Противостояние союзного центра и Верховного Совета РФ в конце советской эпохи перешло в противостояние Президента, Верховного Совета РФ и глав исполнительной власти республик и областей. Этнические элиты Чечни, Татарстана, Башкортостана фактически стремились превратить Россию в конфедерацию суверенных республик. В республиках и областях принимались законы, разрушавшие единое экономическое и правовое пространство страны. Чтобы предотвратить развитие сепаратизма, в марте 1992 г. Был подписан новый Федеративный договор о разграничении полномочий центра и регионов, значительно расширявший права последних в обмен на их лояльность центру.
Общественно-политическое движение «Демократическая Россия», сложившееся в годы перестройки и объединявшее силы, оппозиционные коммунистическому режиму, распалось в 1992 г. на сторонников экономической шокотерапии — быстрого проведения рыночных реформ и сторонников государственного капитализма - постепенного создания рыночных отношений под контролем государства. Президент РФ Б.Н. Ельцин, возглавлявший исполнительную власть, вступил в конфликт с Верховным Советом РФ, олицетворявшим власть законодательную. Основой конфликта были разногласия по вопросу о выборе формы правления — президентская или парламентская республика. Сложившаяся ситуация противостояния, с одной стороны, способствовала формированию общественных движений (Фронт национального спасения. Гражданский союз), проведению референдумов по важнейшим вопросам, массовым митингам и демонстрациям. С другой стороны, происходило торможение экономических реформ, что мешало реализации потенциала, как шокотерапии, так и государственного капитализма.
Конфликт двух ветвей власти разрешился неконституционным путем в сентябре — октябре 1993 г. с помощью армии и силовых структур, оказавших поддержку Президенту РФ. Это привело к ликвидации Советов как органов власти по всей стране и формированию новой политической системы. Она была закреплена Конституцией РФ в декабре 1993 г.
Конституция РФ 1993 г. По новой Конституции Россия стала президентской республикой, Президент РФ — главой государства. Он обладает широкими полномочиями, фактически формируя исполнительную ветвь власти — Правительство РФ. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту — Государственной Думе и Совету Федерации. Государственная Дума выбирается на основе партийных списков и одномандатных округов. Совет Федерации до 2000 г. формировался из глав исполнительной и законодательной власти субъектов федерации, поскольку центр нуждался в поддержке региональных элит.
Конституция РФ 1993 г. основана на признании неотчуждаемых прав человека, которые принадлежат каждому гражданину от рождения. Провозглашены все права и свободы демократического общества. Российское государство объявлено социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Необходимо отметить, что основная проблема новой политической системы заключается в невозможности осуществления ряда провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод в силу сложившейся социально-экономической ситуации и неэффективности государственных институтов.
Президентская республика. Период 1990-х гг. характеризовался следующими политическими тенденциями. Перед выборами в Государственную Думу (1993, 1995, 1999) президентская команда формировала партию власти во главе с вице-премьером, премьер-министром или фактически поддерживаемую премьером. Такими партиями были «Выбор России», «Наш дом Россия», «Единство». Для их политической рекламы и обеспечения достойного представительства в Думе использовались административные и финансовые ресурсы президентской команды. В целом такая стратегия позволяла формировать правительственную фракцию, проводившую нужные Президенту РФ законы и блокировавшую выступления оппозиции.
На выработку и принятие политических решений большое влияние оказывали Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ. На президентских выборах 1996 г. развернулась принципиальная борьба между Б.Н. Ельциным и лидером коммунистов ГА. Зюгановым. Это были единственные выборы Президента РФ, когда никто не мог предсказать итог голосования. Несмотря на продолжавшийся экономический кризис, большинство избирателей поддержало курс на развитие рыночной экономики и демократии. С этого момента коммунистическая альтернатива реформам стала стремительно терять популярность, а Коммунистическая партия РФ превратилась в думскую оппозицию.
Политические процессы 2000—2004 гг. характеризовались укреплением президентской власти по отношению к власти региональных элит. Это проявилось в образовании в 2000 г. семи федеральных округов, в которых полномочные представители Президента РФ осуществляют контроль над соответствием федерального и регионального законодательства. Тогда же главы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ были удалены из Совета Федерации и объединены в совещательный Государственный совет. В порядке компенсации за утрату финансовых привилегий регионов, устранения из верхней палаты парламента, федеральный центр согласился на сохранение сложившихся в 1990-е гг. региональных элит при условии их лояльности. Показательным стало объединение в 2001 г. думских фракций «Отечество — вся Россия» и «Единство».
Другим важным политическим процессом было отдаление президентской власти от олигархов, которые играли активную политическую роль в 1990-е гг. благодаря финансовым источникам и контролем над СМИ. Удалось остановить процесс «экономизации политики», когда политические решения принимались в интересах финансово-промышленных магнатов.
Для характеристики политической системы постсоветской России используются определения «авторитарная демократия», «управляемая демократия». Они означают авторитарный стиль принятия решений, подбора кадров, подчинение всех уровней власти Президенту РФ. В то же время функционируют все демократические механизмы, зафиксированные в Конституции РФ и законодательстве. Граждане имеют возможность осуществлять конституционные права, которые ограничиваются несовершенством ряда экономических и политических институтов. Гражданское общество западного типа в России не сложилось, так как для его появления необходимы иные экономические и культурные предпосылки. Россия стоит на пути создания политической системы соответствующей ее цивилизационным особенностям.
Субъекты федерации. Удалось урегулировать спорные проблемы с субъектами РФ, путем финансовых уступок центра наиболее сильным этническим элитам в регионах — Татарстане, Башкортостане, Якутии. Единственной республикой, где некоммунистическая элита твердо взяла курс на отделение от России, была Чечня. Ситуация в этой республике коренным образом отличалась от других регионов. Население Чечни захватило оружие, оставленное в 1991 г. Советской Армией. Экономика приняла откровенно криминальный характер, русскоязычное население вынуждалось к эмиграции, арабские мусульманские фонды активно проповедовали среди населения экстремистскую идеологию ваххабизма. Чеченское руководство в своих выступлениях в середине 1990-х гг. упоминало прежде всего войну с Россией в XIX в. и депортацию чеченцев в 1944 г.
Федеральный центр с декабря 1994 г. по август 1996 г. проводил войсковые операции против отрядов боевиков на территории Чечни. Поскольку ни одна из сторон не добилась решающего преимущества, был заключен мир на условиях предоставления региону автономии в составе России. Террористическая деятельность боевиков в Дагестане, Москве и других городах России в августе — сентябре 1999 г. привела ко второму вооруженному конфликту. Военно-политическая обстановка в республике до сих пор остается нестабильной.
Выводы
Социально-экономические и политические процессы в нашей стране в конце XX — начале XXI в. носят революционный характер, так как они привели к коренным изменениям отношений власти и собственности. Российская экономика и общество возвращаются к некоторым прерванным тенденциям начала XX в. — становлению рыночной экономики и формированию демократических институтов. Переход от командно-административной модели к демократии осуществлялся в форме «бархатной революции», характерными чертами которой в России и странах СНГ, в отличие от стран Восточной Европы и Балтии, было сохранение экономических и политических позиций части коммунистической номенклатуры и сохранение цивилизационной уникальности.
Экономическая либерализация этого периода способствовала созданию основ рыночной системы, коренным образом изменив весь хозяйственный механизм. По сравнению с советскими моделями появились принципиально иные стимулы, средства, организационные формы производства товаров и услуг. В то же время неизбежный в переходный период экономический спад оказался более глубоким и длительным, чем в странах Восточной Европы. Он был обусловлен начавшимся кризисом командно-административной модели в конце 1980-х гг., трудностям структурной перестройки народного хозяйства, неблагоприятной конъюнктурой на товары российского экспорта, ошибками государственных органов при проведении реформ. Построение эффективной экономики зависит от успешного создания рыночных институтов, свободных от влияния «номенклатурного капитализма».
От уровня общественного богатства и способов его распределения зависит реализация провозглашенной в Конституции РФ концепции социального государства. Вопрос о социальной справедливости взорвал царскую Россию и обусловил кризис советских моделей. Миф о всеобщем равенстве изжит, на смену ему идет осознание того, что устойчивая модель правового государства возможна при наличии многочисленного среднего класса-собственника и адекватной социальной политики власти.
Российское общество сделало выбор в пользу свободы. За это оно заплатило значительными социальными, экономическими, культурными потерями. Обществу и власти предстоит выработать российскую форму демократии, где свободный выбор должен ограничиваться обязанностями, законами, моралью, признанием прав всех граждан. Задача государства заключается в том, чтобы равновесие прав и обязанностей способствовало общественному прогрессу.
Россия в очередной раз стоит перед необходимостью ответить на вызов времени. Тысячелетняя история российской цивилизации доказывает, что у нее есть все необходимое для адекватного ответа.
Мне помог Расторгуев.
Свидетельство о публикации №210010900257