Россия в поисках модели развития на рубеже XXI в

14.1. Проблемы изучения переходного периода 1990-х гг.

 

Роспуск коммунистической партии РФ в августе 1991 г. и распад СССР в декабре 1991 г. ознаменовали окончательное крушение командно-административной модели развития. Суверенная Россия вместе с бывшими республиками СССР и восточноевропейскими странами социалистического бло­ка приступила к созданию рыночной экономики и устрой­ству общества на демократических началах. Поскольку пе­реходный период еще не окончен, а произошедшие события не стали предметом объективного научного анализа, целе­сообразно остановиться на изучении основных тенденций социально-экономического и политического развития.

Историческая оценка переходного периода возможна толь­ко по прошествии определенного времени и введения в на­учный оборот первоисточников.

Субъективизм историков. Перед исследователем постсо­ветской России встает несколько непростых проблем. Со­причастность историка событиям недавнего прошлого уси­ливает субъективизм в оценке общественных процессов. Возрастает вероятность того, что исследователь встанет на позицию той или иной политической или социальной груп­пы и заменит объективный анализ политически ангажиро­ванным исследованием. Работы политологов, социологов и экономистов, посвященные современным вопросам раз­вития, также несут в себе значительный элемент «партий­ности», а потому должны подвергаться внутренней крити­ке на предмет достоверности.

По сравнению с другими периодами 1990-е гг. предо­ставляют исследователю колоссальный по объему статис­тический и фактический материал. Однако первоисточни­ки историкам недоступны, а статистическая информация требует критического анализа. Так, например, оценки доли теневого сектора в производстве ВВП 1990-х гг. (до 40 %), бюрократической ренты в 2003 г. (30—40 млрд дол.), суммы капитала, вывезенного за рубеж в 1990-е гг. (200 млрд дол.), рейтинги политиков — это неточные величины. Необходи­мость учета этих обстоятельств вызывает переосмысление данных официальной статистики.

Отсутствие теории. Концептуальная трудность оценки пе­реходного периода связана с отсутствием теории трансфор­мации социалистической экономики и однопартийной по­литической системы в рыночное демократическое общество. Россия наряду с бывшими социалистическими странами вновь выступает в роли первопроходца и не может опереть­ся на опыт других стран. Попытки применить для анализа российской действительности классические европейские или американские экономические и политические теории встречают трудности, так как данные теории создавались для стран с вековыми буржуазными институтами, объединенных ценностями западной цивилизации. В России рыночные и демократические институты находятся в стадии становле­ния, причем их развитие идет по собственным законам.

Цивилизационное своеобразие. Своеобразный путь Рос­сии в мировой истории, в том числе и в истории XX в.-, обус­ловил ее цивилизационное своеобразие. Можно указать ряд цивилизационных особенностей России, которые не могут игнорироваться при выборе модели развития. В экономи­ке роль государства всегда была значительной, что прояв­лялось в бюджетных инвестициях в промышленность, вы­сокой доли казенных предприятий, ориентации производ­ства на военные нужды. Государственная или коллективная (общинная) собственность традиционно преобладала над частной, это приводило к ограничению предприниматель­ства и давало чиновникам возможность распоряжаться про­изведенными товарами. Обширная территория при богат­стве природных ресурсов и недостаточной плотности насе­ления сформировала преимущественно экстенсивный тип развития экономики. В российском экспорте доминирова­ло сырье, а не готовые изделия.

Политическая культура населения и историческая традиция формировали общественный запрос на авторитарную власть как гарант социальной справедливости, внутренней стабиль­ности, внешней безопасности. Элементы православной трудо­вой этики, переработанные в советский период, породили не­гативное отношение к материальному успеху, богатству, кон­куренции и частной собственности. С другой стороны, они стали предпосылками для мобилизации масс в процессе реше­ния государственной сверхзадачи. Россия — многонациональ­ная и поликонфессиональная страна, где русская культура спла­чивала нации в единое культурное пространство. При этом рус­ские никогда не были нацией-эксплуататором, напротив, они часто выступали экономическими донорами, способствовали развитию национальных культур.
 
 
14.2. Либерализация экономических отношений

 

Преобразование в промышленной и финансовой сферах.

В январе 1992 г. Правительство РФ провело либерализацию цен и прекратило централизованное распределение ресур­сов, в результате цены стали формироваться на ОСНОВС СО-ответствия спроса и предложения, а ресурсы приобретаться на рынке. Главной экономической целью была объявлена фи­нансовая стабилизация: борьба с бюджетным дефицитом, инфляцией, поддержка рыночного курса рубля. В 1992-1994 гг. была проведена ваучерная приватизация государ­ственной собственности. С 1995 г. начался этап денежной приватизации, основной формой которой стали залоговые аукционы, когда банки получали в управление крупные па­кеты акций государственных предприятий за предоставлен­ные правительству кредиты. В результате малой приватиза­ции стал развиваться малый бизнес.

Либерализация внешнеторговой деятельности позво­лила любому предприятию самостоятельно выходить на мировые рынки, покупать и продавать продукцию. С 1992 по 1996 г. и с 1999 г. по настоящее время устанавливались экспортные пошлины, что позволяло пополнить бюджет и не допустить массового вывоза сырья, внутренние цены на которое значительно уступали мировым. Физические и юридические лица получили право вести валютные опера­ции. Быстро развивался банковский сектор, увеличивалось количество фондовых бирж, инвестиционных фондов. С 1991 по 1998 г. западные правительства, Международ­ный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития предоставили России кредиты на сумму более 40 млрд дол.

С 1993 г. рубль стал национальной валютой России. Пра­вительство РФ перестало предоставлять кредиты странам СНГ для закупки российских товаров. С 1995 г. бюджетный дефицит перестал покрываться за счет рублевой эмиссии Центрального Банка. Был осуществлен переход к покрытию дефицита эмиссией государственных ценных бумаг. Иност­ранные инвесторы вложили несколько десятков миллиардов долларов в государственные краткосрочные обязательства. С 1995 г. по август 1998 г. Правительство РФ поддерживало валютный коридор, установив границы колебания валютного курса. Это предохраняло рубль от резких колебаний и обес­печивало его высокий курс.

Реорганизация аграрного сектора. Колхозы и совхозы были преобразованы в предприятия с рыночной формой организа­ции — товарищества с ограниченной ответственностью, коо­перативы. Каждый колхозник получил право выделить из кол­хоза причитающуюся ему долю земли и техники. Были сняты все ограничения с личных подсобных хозяйств. Промышлен­ные предприятия получили возможность производить востре­бованную рынком продукцию, стремиться к максимальной прибыли и производительности труда. Частные и государ­ственные фирмы получили возможность самостоятельно вы­бирать деловых партнеров, получать банковские кредиты, ин­вестировать в основные фонды, устанавливать зарплату со­трудникам. Государство ограничило рост тарифов на услуги естественных монополий, чтобы поддержать рентабельность промышленности.

Законодательное обеспечение либерализации. Законода­тельные органы власти (Верховный Совет РФ, Государствен­ная Дума) принимали законы и кодексы, отражавшие но­вый характер экономических отношений. Созданные арбит­ражные суды были призваны разрешать хозяйственные споры между предприятиями. Формировалась новая нало­говая и таможенная системы.

Вышеперечисленные реформы формировали новую мо­дель экономических отношений, основанных на рыночных принципах. Они должны были способствовать росту произ­водства товаров и услуг, уровня жизни населения, обеспе­чить ускоренную модернизацию если не в информационное, то хотя бы в потребительское общество. Именно такие цели провозглашались реформаторами 1990-х гг., поддерживались большинством населения страны, которое голосовало за новую модель на референдумах и выборах. Каковы же были результаты экономических реформ?

Нарастание негативных явлений в экономике. Либерализа­ция цен происходила в условиях монополизма предприятий, больших денежных сбережений у населения и высокой эмис­сии Центрального Банка. Это привело к гиперинфляции (более 50 % в месяц): индекс цен производителей промышлен­ной продукции в 1992 г. по сравнению с 1991 г. вырос в 34 раза, производителей сельскохозяйственной продукции — в 10 раз. Гиперинфляция представляла собой, по сути, конфискационную реформу, обесценившую огромные средства населения, заработанные в советское время. Стабилизировать инфляцию на уровне 12 % в год удалось только в 1997 г., что было достиг­нуто за счет «сжатия денежной массы» и сокращения плате­жеспособного спроса граждан.

Приватизация государственного имущества должна была создать многочисленный класс эффективных собственников и конкурентоспособный частный сектор. Если в 1992 г. на предприятиях государственной и муниципальной собствен­ности было занято 68,9 % работников, то в 2002 г. — 36,9 %, соответственно доля занятых в частном секторе возросла с 19,5 до 49,1 %. Таким образом, частный сектор стал домини­рующим, а его экономические показатели были лучше, чем у аналогичных госпредприятий.

Но создать многочисленный класс частных собственни­ков не удалось, так как ваучерная приватизация не давала такой возможности. Только 20 % акций были приобретены за ваучеры. Владельцами крупных пакетов акций рентабель­ных компаний оказались бывшая партийно-хозяйственная номенклатура и финансовые структуры, созданные в ходе первоначального накопления капитала в 1989—1994 гг. Это было закономерно, поскольку трудовые коллективы и чеко­вые инвестиционные фонды не имели ни средств, ни опыта, ни связей для приобретения собственности и управления ею. Государственный бюджет получил в ходе приватизации в 1992—2002 гг. 146 млрд руб. в масштабе цен 1998 г. «Льгот­ная» приватизация государственной собственности создала проблему легитимности новых собственников.

В 2003 г. в малом бизнесе было занято 6,5 млн человек, на него приходилось 10—13 % ВВП. Индивидуальное предприни­мательство позволило насытить рынок товарами и услугами, снизить безработицу. Однако в малом бизнесе зафиксирован самый высокий процент теневой экономики, что связано с высокими криминальными и бюрократическими издержками, налоговой политикой государства. Ставка на малое предпри­нимательство не оправдалась, хотя в нем заложен большой по­тенциал развития экономики и решения социальных проблем.

Экспорт российских товаров в 2003 г. в два раза превысил импорт. Структура экспортно-импортных операций России стала похожа на структуру развивающихся стран — природ­ные ресурсы в обмен на товары массового спроса, продукты питания, машины и оборудование. Приток валюты не спо­собствовал соответствующему росту инвестиций в производ­ство, напротив, наблюдалась нехватка капиталов. Это объяс­няется легальным и нелегальным вывозом капитала за гра­ницу. В среднем в 1990-е гг. ежегодно нелегально вывозилось 20 млрд долл. Доллар стал одной из главных форм накопле­ния сбережений в домашних хозяйствах.

Тяжелый кризис охватил большинство отраслей обрабаты­вающей промышленности, кроме ориентированных на экспорт сырьевых отраслей. Это объясняется несоответствием рыночно­му спросу структуры производства, унаследованной от команд­но-административной модели. Если кризис военно-промыш­ленного комплекса объясним сокращением государственного заказа, то кризис легкой и пищевой индустрии связан с выпус­ком продукции, неконкурентоспособной по сравнению с им­портной. Произошло двукратное сокращение объемов промыш­ленного производства в середине 1990-х гг. по сравнению с 1990 п ВВП России по паритету покупательной способности на душу населения в 1999 г. составил 18 % от уровня США и примерно соответствовал уровню Мексики, Турции и Польши. В начале третьего тысячелетия встал вопрос не об ускоренной модерни­зации, а о возвращении России в число индустриальных держав.

В структуре ВВП России прослеживается мировая тен­денция сокращения доли производства товаров и увеличе­ния доли услуг, последние в 2002 г. составляли 53,5 % ВВП. С одной стороны, данный процесс можно рассматривать как прогрессивный, способствующий развитию сферы услуг, явно запущенной в советское время. С другой стороны, рост сферы услуг объясняется стремительным падением объемов производства реального сектора экономики, темпы роста ко­торого позволяют говорить о деиндустриализации.

Не менее тяжелый кризис переживал аграрный сектор, ко­торый в советское время существовал за счет бюджетных до­таций. Формальная ликвидация колхозов и совхозов не при­вела к массовому переходу к фермерским хозяйствам. Фер­мер должен быть механизатором, агрономом, бухгалтером, менеджером, предпринимателем, т.е. обладать навыками и качествами, малораспространенными среди бывших колхоз­ников. К тому же фермерские хозяйства нуждались в финан­совой поддержке государства, которая в 1990-е гг. резко со­кратилась. В 2003 г. в России насчитывалось 264 тыс. фермер­ских хозяйств, производивших 4 % сельскохозяйственной продукции. Несмотря на указанные трудности, фермерские хозяйства демонстрировали хорошую динамику роста посе­вов, производительности труда, рентабельности.

Подавляющее большинство крестьян продолжало рабо­тать в сельскохозяйственных организациях и личных под­собных хозяйствах. В 1990-е гг. наблюдалось быстрое вос­становление роли последних и уменьшение значения круп­ных сельскохозяйственных предприятий. Если в 1991 г. на долю колхозов и совхозов приходилось 73,7 % общего объ­ема продукции, на долю подсобных хозяйств - 26,3 %, то в 2002 г. удельный вес сельскохозяйственных организаций со­ставил около 40 %, а приусадебных хозяйств — 56 %. Следует учитывать, что при работе в приусадебных хозяйствах ис­пользуется интенсивный ручной труд, как в период тотали­тарной модели. Произошла натурализация сельскохозяйствен­ного производства, сократилась доля товарной продукции.

Сокращение парка сельскохозяйственных машин, умень­шение использования минеральных удобрений, сокращение посевов вызвали в 1990-е гг. падение производительности тру­да, урожайности и валовых объемов производства. К 2002 г. до­реформенный уровень 1990 г. был достигнут только по произ­водству овощей, плодов и ягод. Сокращение производства мясо-молочной продукции в 1,5 раза по сравнению с 1991 г. сопоставимо с цифрами периода коллективизации.

Получили распространение бартерные формы расчетов между предприятиями, увеличились неплатежи. Искусствен­ная поддержка высокого курса рубля оказалась выгодной не производителям, а банкам и импортерам. Полученные креди­ты использовались не для структурных реформ, а на погаше­ние процентов по займам, государственным ценным бумагам, покрытие бюджетного дефицита. Сотрудничество с Междуна­родным валютным фондом привело к применению в России монетаристских методов1 управления экономикой, которые показали эффективность только в странах с развитыми рыноч­ными институтами, а в нашей стране себя не оправдали.

В структуре ВВП увеличились расходы на конечное по­требление, сократилось валовое накопление, что негативно сказалось на инвестициях в основные и оборотные средства. Происходило ускоренное физическое и моральное старение основных фондов, большая часть которых была введена в действие в советскую эпоху. До августа 1998 г. российские банки, предприятия, физические лица, иностранные инве­сторы предпочитали финансовые инвестиции реальным, по­скольку доходность государственных и корпоративных цен­ных бумаг была значительно выше доходности вложений в реальный сектор. Особо больших размеров вложения в госу­дарственные ценные бумаги достигли в 1996—1998 гг., что при­вело к формированию финансовой пирамиды и кризису в августе 1998 г.

Дефолт. В результате проводимой политики в августе 1998 г. Правительство РФ было вынуждено объявить дефолт — го­сударственное банкротство, ввести мораторий на расчеты с иностранными кредиторами, перейти к плавающему курсу валюты и девальвировать рубль. Российский рубль по отно­шению к доллару обесценился в четыре раза. Однако послед­ствия августовского кризиса оказались неоднозначными. С одной стороны, произошло разорение ряда финансовых структур и предприятий, резко снизился жизненный уровень населения, так как значительное количество продовольствия и потребительских товаров в предшествующий период были импортными. С другой стороны, отечественная промышлен­ность получила возможность увеличить производство, поскольку импорт стал неконкурентоспособен с точки зрения цены, а экспортная валютная выручка позволяла приобре­тать в России большие объемы ресурсов.

 

_______

1 Монетаризм - экономическая теория, согласно которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет решающую роль в проводимой го­сударством экономической политике.

 

Оживление в экономике. Качественно новый этап экономи­ческого развития наметился в 1999 г. Он характеризуется хоро­шими темпами роста промышленного и сельскохозяйственного производства, стабилизацией инфляции и курса рубля, профи­цитом государственного бюджета (с 2001 г.). Увеличились ин­вестиции в основной капитал, отечественные банки постепен­но стали переориентироваться с краткосрочных спекулятивных операций на кредитование реального сектора, уменьшился вы­воз капитала. Повысилась эффективность управления государ­ственным сектором хозяйства — с 2000 г. государственные уни­тарные предприятия стали наращивать платежи в бюджет по налогу на прибыль.

Можно указать следующие причины оживления россий­ской экономики. Эффект девальвации сделал рентабель­ными многие отечественные предприятия, занявшиеся им-портозамещением. Высокая конъюнктура мировых цен на нефть, газ, металлы привела к существенному увеличению их экспорта, а следовательно, увеличению прибыли и бюд­жета РФ. Расширение масштабов деятельности сырьевого сектора привело к оживлению смежных отраслей металло­обработки, машиностроения. Снижение доходности акти­вов западных стран из-за невысоких темпов экономическо­го роста сделало более привлекательными вложения в рос­сийскую экономику.

Чтобы данные факторы роста превратить в стабильные и долгосрочные, необходимо развивать отрасли перерабаты­вающей промышленности, производящие товары с большой долей добавленной стоимости. Для этого необходимо вло­жить значительные средства в конкурентоспособные, нау­коемкие технологии, повысить производительность труда, сократить энергоемкость производства. Другая важная зада­ча — формирование емкого внутреннего рынка, что позволит избежать зависимости от колебаний мировой конъюнктуры. По-прежнему актуальна задача выстраивания рыночной ин­фраструктуры и рыночных институтов: банковской системы, фондовых бирж, инвестиционных фондов, частной соб­ственности, честной конкуренции, эффективной судебной системы.
 
 
14.3. Постсоветское общество: от уравнительной бедности к резкой поляризации

 

Демографические процессы в суверенной России схожи с динамикой народонаселения западных стран — сокраще­ние рождаемости компенсируется миграцией из стран СНГ. Официальная статистика фиксирует уменьшение населения РФ с 1992 по 2002 г. на 3 млн человек. Однако, учитывая не­легальную иммиграцию, эту цифру следует скорректировать в сторону уменьшения. Миграция увеличивает процент тру­доспособного населения, что обостряет проблему занятости и сдерживает рост зарплат. Одновременно в перспективе Россию ждет проблема резкого сокращения трудоспособно­го населения при увеличении доли пенсионеров.

Радикальные изменения социальной структуры. Рыночные реформы привели к революционным изменениям в социаль­ной структуре общества. Произошла значительная поляри­зация по доходам. По официальным данным на 2001 г. дохо­ды 10 % самых состоятельных граждан в 14 раз превысили доходы 10 % самых бедных граждан. А на основе выбороч­ного обследования домохозяйств доходы самых богатых пре­высили доходы самых бедных в 40 раз. За десятилетие ре­форм в России появились миллиардеры, которые сделали со­стояния на приватизации государственного имущества.

Основа демократии — многочисленный (не менее 2/3 об­щества) средний класс. Средний класс характеризуется не только уровнем доходов, но и их источником, а также струк­турой потребления. Представитель среднего класса должен обладать собственностью на недвижимость, средства произ­водства и часть доходов получать от их эксплуатации в фор­ме прибыли, процентов, дивидендов, ренты. Это — залог экономической стабильности данной социальной группы, позволяющей поддерживать политическую стабильность в стране. В структуре потребления среднего класса расходы на питание, одежду и коммунальные услуги не должны состав­лять значительной доли, потребление среднего класса каче­ственно отличается от потребления малоимущих слоев. По социологическим данным в РФ насчитывается 48 млн пред­ставителей среднего класса, что составляет лишь '/3 населе­ния. Однако вызывает сомнение низший предел доходов, позволяющий отнести человека к среднему классу, — около 200 дол. на одного члена семьи в месяц. Таким образом, низ­ший и самый многочисленный сегмент российского сред­него класса лишь на 100 дол. превосходит уровень бедности по классификации ООН.

В 2003 г. 25 % населения имело денежные доходы ниже прожиточного минимума, который сам по себе достаточно мал. Даже с учетом теневых доходов можно констатировать наличие серьезной проблемы бедности в РФ. Бедность при­водит к высоким социальным издержкам, вызывая рост пре­ступности, снижая образовательный и профессиональный уровни населения. Они оказываются отрезанными финан­совым барьером от необходимых социальных благ и услуг. Малоимущие граждане склонны поддерживать радикальные политические силы различной ориентации, дестабилизируя общество.

В 2002 г. более 6 млн человек были безработными, что со­ставляло 9 % от занятой в экономике рабочей силы. Высокие цифры безработицы объясняются как сокращением производ­ства, так и неучтенной занятостью. В 1990-е гг. широкое рас-. пространение получила неполная занятость, проявлявшаяся в сокращенной рабочей неделе, неоплачиваемых отпусках. Достаточно низкой была динамика забастовок, которые фак­тически прекратились к 2003 г. Это объясняется слабостью профсоюзных организаций, которые оказались неспособны­ми отстаивать права трудящихся перед работодателями госу­дарственного и частного секторов. Каждый работник стремил­ся улучшить свое материальное положение в индивидуальном порядке, подчас соглашаясь на условия, противоречащие Тру­довому кодексу. Следует отметить, что, несмотря на высокую безработицу, рыночная экономика предоставляет много воз­можностей для трудоустройства и предпринимательства.

Распределение рабочей силы. В связи со структурной пе­рестройкой экономики произошли значительные сдвиги в распределении рабочей силы между отраслями хозяйства. По сравнению с 1992 г. в 2002 г. количество занятых в про­мышленности сократилось на 30 %, в строительстве - на 25 %, в сельском хозяйстве - на 25 %, науке — на 48 %. Ко­личество занятых в оптово-розничной торговле и обще­ственном питании выросло на 83 %, финансовом секторе — на 65 %, управлении — на 115 %, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании — на 10 %. Общее коли­чество занятых во всех сферах экономики сократилось на 9 %.

Данные цифры свидетельствуют о перемещении рабочей силы из отраслей, производящих товары, в отрасли, произ­водящие услуги. Особого внимания заслуживают следующие показатели. Сокращение занятых в сфере науки и научного обслуживания — следствие невостребованности научных раз­работок существующей экономикой и уменьшением госу­дарственного финансирования. В результате многие специ­алисты эмигрировали. Россия превратилась в экспортера сырья, капитала и квалифицированных кадров. Увеличение количества управленцев связано с созданием аппарата трех ветвей власти в каждом регионе страны.

Социальная мобильность. Территориальная мобильность населения внутри страны по сравнению с советским периодом снизилась. Регионы стали опираться на собственные кадры, так как из-за падения производства отпала необходимость в при­влечении специалистов со стороны. Исключение составляют Москва и Московская область, где динамично растущий биз­нес создает новые рабочие места для россиян и иностранцев. Низкий уровень жизни многих россиян, высокие тарифы на транспорт и цены на курортные услуги привели к резкому со­кращению внутренних пассажирских перевозок. Так, в 2002 г. по сравнению с 1992 г. сократились перевозки пассажиров же­лезнодорожным транспортом на 47 %, автобусами — на 21 %, морским внутренним — на 94 %, водным — на 39 %, воздуш­ным — на 55 %. Увеличилась внешняя мобильность россиян, которые выезжают за границу в качестве туристов, предпри­нимателей, эмигрантов.

В 2003 г. на территории России находилось 0,5 млн офи­циально зарегистрированных беженцев и вынужденных пе­реселенцев без учета нескольких сотен тысяч беженцев из Чечни. Основной причиной появления данной категории населения стали межнациональные конфликты и притесне­ния русскоязычного населения в суверенных государствах СНГ. Трудовые мигранты, переселенцы и беженцы из быв­ших республик СССР компенсировали естественную убыль населения России. С россиянами их объединяет общая со­ветская история, русский язык, что позволяет мигрантам от­носительно легко адаптироваться в обществе.

Противоречивость современных социальных процессов. По сравнению с 1992 г. снизился индекс человеческого раз­вития россиян, который учитывает доходы на душу населе­ния, продолжительность жизни, уровень образования. От­ношение среднемесячной зарплаты и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособ­ного населения сократилось с 335 % в 1991 г. до 230 % в 2002 г. Средняя продолжительность жизни мужчин с 1992 г. сокра­тилась с 62 до 58,5 лет, женщин — с 73,8 до 71,9 лет. Одновре­менно наблюдался студенческий бум: с 1993 по 2003 г. чис­ленность студентов государственных вузов удвоилась, а ком­мерческих вузов выросла в 10 раз. Следует отметить, что основной прирост пришелся на заочные формы обучения.

1990-е гг. отмечены всплеском преступности, в частности ростом количества тяжких преступлений. С 1992 по 2002 г. количество убийств выросло на 40 %, разбойных нападений — на 55 %, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, — в шесть раз. Численность осужденных по при­говорам судов в середине 1990-х гг. по сравнению с 1992 г. увеличилась на 64 %. В середине 1990-х гг. криминализация общества и бизнеса достигла такой степени развития, что исследователи заговорили о формировании неформального института из представителей преступного мира. С его помо­щью осуществлялись устранение конкурентов, передел соб­ственности, взыскание долгов. Заказные убийства предпри­нимателей стали одной из самых «диких» форм российской рыночной экономики.

Несмотря на существование негативных явлений, следу­ет отметить, что Россия избежала крупномасштабных соци­альных столкновений, гражданской войны. По сравнению с началом XX в. большинство современного российского об­щества состоит из горожан с высшим и средним образова­нием. Они более лояльны к переменам и менее склонны до­верять политическим экстремистам. Многообразие форм собственности, политический плюрализм и гражданские свободы, отсутствие террористического режима с государ­ственной идеологией, позволяют каждому гражданину ис­кать свое место в обществе в соответствии со своими спо­собностями и представившимися возможностями.
 
 
14.4. Политическая система Российской Федерации

 

Трудности политического развития. В 1991—1993 гг. про­должалась" ускоренная демократизация российского об­щества, начатая в годы перестройки. Создавались много­численные партии, которые претендовали на участие во власти, но не пользовались массовой поддержкой. 70 лет однопартийной диктатуры выработали у россиян недове­рие к самому принципу партийного строительства, поэто­му граждане в большей степени ориентировались не на программы и лозунги партий, а на харизму, авторитет, лич­ные качества лидеров. Политологи объясняют такую си­туацию переходным состоянием российского общества, в котором новые социальные группы еще не сформулиро­вали свои интересы в политические принципы.

Противостояние союзного центра и Верховного Совета РФ в конце советской эпохи перешло в противостояние Прези­дента, Верховного Совета РФ и глав исполнительной влас­ти республик и областей. Этнические элиты Чечни, Татар­стана, Башкортостана фактически стремились превратить Россию в конфедерацию суверенных республик. В респуб­ликах и областях принимались законы, разрушавшие еди­ное экономическое и правовое пространство страны. Что­бы предотвратить развитие сепаратизма, в марте 1992 г. Был подписан новый Федеративный договор о разграничении полномочий центра и регионов, значительно расширявший права последних в обмен на их лояльность центру.

Общественно-политическое движение «Демократическая Россия», сложившееся в годы перестройки и объединявшее силы, оппозиционные коммунистическому режиму, распалось в 1992 г. на сторонников экономической шокотерапии — быстро­го проведения рыночных реформ и сторонников государствен­ного капитализма - постепенного создания рыночных отноше­ний под контролем государства. Президент РФ Б.Н. Ельцин, воз­главлявший исполнительную власть, вступил в конфликт с Верховным Советом РФ, олицетворявшим власть законодатель­ную. Основой конфликта были разногласия по вопросу о выбо­ре формы правления — президентская или парламентская рес­публика. Сложившаяся ситуация противостояния, с одной сто­роны, способствовала формированию общественных движений (Фронт национального спасения. Гражданский союз), проведе­нию референдумов по важнейшим вопросам, массовым митин­гам и демонстрациям. С другой стороны, происходило тормо­жение экономических реформ, что мешало реализации потен­циала, как шокотерапии, так и государственного капитализма.

Конфликт двух ветвей власти разрешился неконституци­онным путем в сентябре — октябре 1993 г. с помощью армии и силовых структур, оказавших поддержку Президенту РФ. Это привело к ликвидации Советов как органов власти по всей стране и формированию новой политической системы. Она была закреплена Конституцией РФ в декабре 1993 г.

Конституция РФ 1993 г. По новой Конституции Россия стала президентской республикой, Президент РФ — главой го­сударства. Он обладает широкими полномочиями, фактиче­ски формируя исполнительную ветвь власти — Правитель­ство РФ. Законодательная власть принадлежит двухпалатно­му парламенту — Государственной Думе и Совету Федерации. Государственная Дума выбирается на основе партийных спис­ков и одномандатных округов. Совет Федерации до 2000 г. формировался из глав исполнительной и законодательной власти субъектов федерации, поскольку центр нуждался в под­держке региональных элит.

Конституция РФ 1993 г. основана на признании неотчуж­даемых прав человека, которые принадлежат каждому граж­данину от рождения. Провозглашены все права и свободы де­мократического общества. Российское государство объявле­но социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной. Необходимо отметить, что основная проблема новой по­литической системы заключается в невозможности осуществ­ления ряда провозглашенных Конституцией РФ прав и сво­бод в силу сложившейся социально-экономической ситуации и неэффективности государственных институтов.

Президентская республика. Период 1990-х гг. характери­зовался следующими политическими тенденциями. Перед выборами в Государственную Думу (1993, 1995, 1999) прези­дентская команда формировала партию власти во главе с вице-премьером, премьер-министром или фактически под­держиваемую премьером. Такими партиями были «Выбор России», «Наш дом Россия», «Единство». Для их полити­ческой рекламы и обеспечения достойного представитель­ства в Думе использовались административные и финансо­вые ресурсы президентской команды. В целом такая страте­гия позволяла формировать правительственную фракцию, проводившую нужные Президенту РФ законы и блокиро­вавшую выступления оппозиции.

На выработку и принятие политических решений боль­шое влияние оказывали Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ. На президентских выборах 1996 г. развернулась принципиальная борьба между Б.Н. Ельциным и лидером коммунистов ГА. Зюгановым. Это были един­ственные выборы Президента РФ, когда никто не мог пред­сказать итог голосования. Несмотря на продолжавшийся экономический кризис, большинство избирателей поддер­жало курс на развитие рыночной экономики и демократии. С этого момента коммунистическая альтернатива реформам стала стремительно терять популярность, а Коммунистиче­ская партия РФ превратилась в думскую оппозицию.

Политические процессы 2000—2004 гг. характеризовались укреплением президентской власти по отношению к власти региональных элит. Это проявилось в образовании в 2000 г. семи федеральных округов, в которых полномочные пред­ставители Президента РФ осуществляют контроль над со­ответствием федерального и регионального законодатель­ства. Тогда же главы исполнительной и законодательной вла­сти субъектов РФ были удалены из Совета Федерации и объединены в совещательный Государственный совет. В по­рядке компенсации за утрату финансовых привилегий реги­онов, устранения из верхней палаты парламента, федераль­ный центр согласился на сохранение сложившихся в 1990-е гг. региональных элит при условии их лояльности. Показатель­ным стало объединение в 2001 г. думских фракций «Отече­ство — вся Россия» и «Единство».

Другим важным политическим процессом было отдале­ние президентской власти от олигархов, которые играли ак­тивную политическую роль в 1990-е гг. благодаря финансо­вым источникам и контролем над СМИ. Удалось остановить процесс «экономизации политики», когда политические ре­шения принимались в интересах финансово-промышленных магнатов.

Для характеристики политической системы постсовет­ской России используются определения «авторитарная демо­кратия», «управляемая демократия». Они означают автори­тарный стиль принятия решений, подбора кадров, подчи­нение всех уровней власти Президенту РФ. В то же время функционируют все демократические механизмы, зафикси­рованные в Конституции РФ и законодательстве. Граждане имеют возможность осуществлять конституционные права, которые ограничиваются несовершенством ряда экономи­ческих и политических институтов. Гражданское общество западного типа в России не сложилось, так как для его появ­ления необходимы иные экономические и культурные пред­посылки. Россия стоит на пути создания политической сис­темы соответствующей ее цивилизационным особенностям.

Субъекты федерации. Удалось урегулировать спорные про­блемы с субъектами РФ, путем финансовых уступок центра наиболее сильным этническим элитам в регионах — Татар­стане, Башкортостане, Якутии. Единственной республикой, где некоммунистическая элита твердо взяла курс на отделе­ние от России, была Чечня. Ситуация в этой республике ко­ренным образом отличалась от других регионов. Население Чечни захватило оружие, оставленное в 1991 г. Советской Армией. Экономика приняла откровенно криминальный ха­рактер, русскоязычное население вынуждалось к эмиграции, арабские мусульманские фонды активно проповедовали сре­ди населения экстремистскую идеологию ваххабизма. Чечен­ское руководство в своих выступлениях в середине 1990-х гг. упоминало прежде всего войну с Россией в XIX в. и депорта­цию чеченцев в 1944 г.

Федеральный центр с декабря 1994 г. по август 1996 г. про­водил войсковые операции против отрядов боевиков на тер­ритории Чечни. Поскольку ни одна из сторон не добилась решающего преимущества, был заключен мир на условиях предоставления региону автономии в составе России. Тер­рористическая деятельность боевиков в Дагестане, Москве и других городах России в августе — сентябре 1999 г. приве­ла ко второму вооруженному конфликту. Военно-полити­ческая обстановка в республике до сих пор остается неста­бильной.
 
 
Выводы

 

Социально-экономические и политические процессы в нашей стране в конце XX — начале XXI в. носят революци­онный характер, так как они привели к коренным измене­ниям отношений власти и собственности. Российская эко­номика и общество возвращаются к некоторым прерван­ным тенденциям начала XX в. — становлению рыночной экономики и формированию демократических институтов. Переход от командно-административной модели к демо­кратии осуществлялся в форме «бархатной революции», ха­рактерными чертами которой в России и странах СНГ, в отличие от стран Восточной Европы и Балтии, было сохра­нение экономических и политических позиций части коммунистической номенклатуры и сохранение цивилизационной уникальности.

Экономическая либерализация этого периода способство­вала созданию основ рыночной системы, коренным образом изменив весь хозяйственный механизм. По сравнению с со­ветскими моделями появились принципиально иные стиму­лы, средства, организационные формы производства товаров и услуг. В то же время неизбежный в переходный период эко­номический спад оказался более глубоким и длительным, чем в странах Восточной Европы. Он был обусловлен начавшим­ся кризисом командно-административной модели в конце 1980-х гг., трудностям структурной перестройки народного хозяйства, неблагоприятной конъюнктурой на товары россий­ского экспорта, ошибками государственных органов при про­ведении реформ. Построение эффективной экономики зави­сит от успешного создания рыночных институтов, свободных от влияния «номенклатурного капитализма».

От уровня общественного богатства и способов его рас­пределения зависит реализация провозглашенной в Консти­туции РФ концепции социального государства. Вопрос о со­циальной справедливости взорвал царскую Россию и обус­ловил кризис советских моделей. Миф о всеобщем равенстве изжит, на смену ему идет осознание того, что устойчивая модель правового государства возможна при наличии мно­гочисленного среднего класса-собственника и адекватной социальной политики власти.

Российское общество сделало выбор в пользу свободы. За это оно заплатило значительными социальными, эконо­мическими, культурными потерями. Обществу и власти предстоит выработать российскую форму демократии, где свободный выбор должен ограничиваться обязанностями, законами, моралью, признанием прав всех граждан. Задача государства заключается в том, чтобы равновесие прав и обя­занностей способствовало общественному прогрессу.

Россия в очередной раз стоит перед необходимостью от­ветить на вызов времени. Тысячелетняя история российской цивилизации доказывает, что у нее есть все необходимое для адекватного ответа.

 

 Мне помог Расторгуев.


Рецензии