Гипноз и Внушение. Реалии, Мифы и Предубеждения

Внушение, гипнотический сон, гипнотические внушения сопровождают людей со времен, когда они еще рисовали рисунки в пещерах. Кстати, распространение сюжетов и время возникновения этих рисунков говорит о том, что они связаны скорее с психическими феноменами, чем с обычными потребностями изобразить сцены охоты на стенах печер.

В научное и медицинское обращение гипноз впервые был введен в конце 18 века усилиями чрезвычайно популярного в тогдашней Европе австрийского доктора медицины Антона Месмера. С его влиянием на Европу и Францию в частности мог поспорить лишь Анатолий Кашпировский на пространствах гибнущего СССР, да и то лишь благодаря всесоюзному телевидению. Стоит лишь сказать, что животный магнетизм, так называл метод гипнотического влияния на психику Антон Месмер, владел общественным сознанием Франции и Европы несколько десятилетий и в пору своего расцвета привел к эпидемии истерии. Было время, когда в Париже люди, побывавшие на сеансах Месмера самопроизвольно впадали в транс «заражая» прохожих, которые притрагивались к ним. Как и в случае с Кашпировским месмеризм, который в 19 веке получил название гипнотизм, применяли к лечению всех болезней. Случаи удивительных изцелений не поддавались учету, настолько много их было.

Когда общественная шумиха понемногу утихла, животный магнетизм стал перемещаться в клиники для нервнобольных. До изучения нового как для Европы феномена приобщились английские врачи, которые изучали деятельность факиров и врачей, практиковавших аюрведу, традиционную медицину Индии. Усилиями таких ученых-врачей как француз Шарко и англичанин Джекобсон в 19 веке был заложен фундамент основной на то время гипнотерапевтической техники - директивного гипноза. До конца века метод получил научный статус и стал широко использоваться для лечения разнообразных нервных и психических расстройств, основным и наиболее распространенной из которых была истерия у женщин. Кроме сугубо терапевтических применений гипнотических внушений широкого распространения приобрела шоу-бизнесовая составляющая этого явления. В многочисленном цирке и театрах Старого и Нового Света гипнотизеры демонстрировали возможности гипноза, на которые охотно собирались зрители.

Определено охлаждение к гипнозу и внушению стало наблюдаться в Европе с появлением психоанализа Фрейда и психотерапевтических школ его учеников и последователей - Юнга, Адлера, Хорни и других. В то же время в США, Советском Союзе и нацистской Германии к гипнозу было приковано внимание исследователей, и он широко применялся в психотерапевтической практике. Стоит сказать, что выдающийся российский психоневролог Бехтерев, тот же, который поставил психиатрический диагноз Сталину, владел феноменальной техникой гипноза и охотно принимал участие в экспериментах по дистанционному погружению в гипнотический сон подопытных. В СССР основное направление гипнотерапии было на больных алкоголизмом и курильщиков и детей, больных энурезом и заиканием.

В Соединенных Штатах Америки широкого распространения приобрело использование гипнотического внушения в практике дантистов, которых в обязательном порядке учили методу обезболивания с помощью гипнотического транса. Также усилиями выдающегося психотерапевта и гипнолога Милтона Эриксона, который разработал метод недирективного гипноза, гипнотерапия стала использоваться в качестве вспомогательный метод в лечении внутренних болезней и нервно-психических расстройств. Там же, в США, родился метод гипнопсихоанализа, который объединил учение Фрейда и собственно гипнотерапию. Произошла такая себе гримаса истории - убегая от гипноза, психоанализ к нему прибежал.

О гипнозе можно говорить и писать бесконечно. Но давайте рассмотрим самые типичные мифы и предубеждения связанные с гипнозом и внушением.

Первое порочное утверждение некоторых пациентов, с которым может столкнуться гипнотерапевт, звучит так: У меня сильная воля, я не подчиняюсь гипнотическому влиянию.

Это утверждение опровергается очень просто:
• во-первых, гипнабельность* никоим образом не вытекает из сильной или слабой воли человека;
• во-вторых, девяносто процентов людей погружаются в гипнотический транс под воздействием директивного гипноза;
• в-третьих, остальные почти десять процентов погружаются в транс под воздействием недирективных методов погружения в транс;
• в-четвертых, не способны погружается в гипнотический транс лишь кретины и аутисты;
• и наконец, все, кто читает этот материал во время «обычного» ночного или дневного сна погружаются в гипнотический транс по несколько раз на сутки.

Вторым распространенным стереотипом относительно гипноза является утверждение о том, что «сломав» волю человека, гипнотизер может внушить ему любое преступное действие, или действия, которые противоречат его моральным принципам.

В ходе многочисленных экспериментов было доказано, что в состоянии гипнотического транса человек может делать лишь действия, которые не противоречат ее моральным и личностным установкам. Склонить женщину к разврату, которая к нему не склонна, невозможно. Заставить неубийцу убить и тому подобное невозможно никакими уговорами или установками гипнотизера или гипнотерапевта.

Третьим распространенным стереотипом относительно гипноза является утверждение, что лица ромской национальности владеют каким-то секретным «цыганским гипнозом», против которого никому нельзя устоять.

Это уже совсем смешной стереотип! Жертвами «цыганского гипноза» чаще всего становятся тревожные личности, которых ромские женщины, практикующие этот метод «честной экспроприации ценностей» высчитывают очень быстро, опираясь на чтение языка тела тревожной личности. Если человек находится в состоянии длительной тревоги, связанной с неурядицами в семье, горя от потери родных и близких или из какой-то другой причины, наикратчайшим советом не стать жертвой «цыган» является решительным нежеланием вступать с ними в любой контакт, мобилизация напускного гнева и даже крепкое словцо. Следует помнить, что никакое гипнотическое влияние не возможно без осознанного или неосознанного на то желание. Решительный разрыв контакта с лицом, которое пытается действовать с помощью сугестивного или гипнотического влияния наикратчайший способ избежать такого влияния.

*гипнабельность - способность к погружению в гипнотический транс.



© 2010 Валентин Лученко


Рецензии
Интересная статья у вас, познавательная

Мария Климук   06.04.2014 20:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария!

Валентин Лученко   07.04.2014 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.