Капелина или шишак?
Этот шлем имеет типичный для XVII в вид и состоит из характерной полусферической тульи с шестью ребрами (на других образцах такого шлема ребер могло быть больше, или же они совершенно отсутствовали), из репья в форме округлого ушка с отверстием посередине. Наушки его подтреугольной формы имеют несколько слуховых отверстий и подбородочный ремешек с пряжкой для фиксации шлема на голове. Козырек стандартный, дугообразной формы, сквозь него проходит подвижный наносник. Сзади к тулье прикреплен так называемый "рачий" назатыльник, состоящий из нескольких металлических пластин, которые как бы находят друг на друга. На шлеме заметны клейма - латинская буква "М" и клеймо в виде двух точек, трех вертикальных черточек и крестика [2, c.70].
В Австрии и Германии такие шлемы называли или "цишегге" (немецкий вариант польского слова "шишак"), или "паппенхаймерами" [3, c.5. Последнее название происходит от имени знаменитого имперского генерала времен Тридцатилетней войны (1618-1648) Готфрида Хайнриха графа цу Паппенхайма (Паппенхаймера) (1594-1632), кавалеристы которого носили такие шлемы. Известно, что конница цу Паппенхайма прославилась смелыми атаками против шведов в битвах при Брейтенфельде (1631р) и при Лютцене (1632р). Во время битвы при Лютцене (с шведским войском герцога Б. фон Веймара) цу Паппенхайм был смертельно ранен [4, c.70].
В Англии шлемы подобные ребристому шлему XVII века из Национального заповедника "Хортица", часто называли «лобстертейл хелмет» (шлем " рачий хвост "), или «лобстертейл бьогонет» (бургиньот " рачий хвост "), через их специфический назатыльник, который действительно напоминал хвост рака.
Эти шлемы широко применялись солдатами Оливера Кромвеля (Кромвэлла) (1599-1658) во времена Английской революции 1640-1660р.р [5, c.267].
Во Франции (и в некоторых других странах) к такому шлема XVII века, как наш музейный экспонат, часто применяли термин "капелина" (франц. - "капелин") и, как правило, отделяли от шишаков. Иногда в литературе встречаются утверждения, суть которых сводится к тому, что в XVII польские гусарские "ротмистшы" и "товажиши" носили дорогие украшенные шишаки турецко-венгерского типа, а "почтовые" (от польск. "свита"-эскорт) гусары - только дешевые капелины. С этим, кстати, можно поспорить, поскольку, например, капелин французского короля Людовика (Луи) XIV Бурбона (1643-1715), хранящейся в Парижском артиллерийском музее никак не назовешь дешевым.
Относительно нашего ребристого шлема XVII в, то он, очевидно, относится к шишакам, вернее к их разновидности (за которой в определенных странах ошибочно закрепилось название "капелина"). Судите сами: польский гусарский шишак XVII в, сформировавшийся под сильным влиянием турецких и венгерских сфероконичних шишаков XVI в, так как и наш музейный шлем состоял из полусферической тульи и из металлических ушек или наушек (с о слуховыми отверстиями), которые прикреплялись к ней по бокам [6, с.301]. Аналогично нашему шлему спереди он также имел козырек, сквозь который проходил железный подвижной нос или наносник, который удерживался и регулировался винтом [7, с.139]. Верхняя часть наносника имела листовидне окончания. Тыльная часть шишаки была защищена "рачьим" назатыльником, который состоял из одного или нескольких (в среднем около четырех-пяти) наступающих друг на друга железных пластин. На верхушке тульи располагалось небольшое металлическое украшение – репье или шиш [8, с.150]. Как видим, вывод напрашивается сам собой: описание польского гусарского шишака XVII в почти полностью совпадает с описанием нашего музейного ребристого шлема того же XVII века.
Теперь поговорим о капелине и попробуем сравнить наш музейный шлем XVII века с этим видом боевых наголовьев. Классическая капелина (немецк. - "айзенхут", франц .- "шапель", итальянские - "капеллино"), по мнению В. Бехайма и Л.и Ф. Функенов, появилась в Европе еще в XII-XIII вв [9 , С.38]. Тогда капелину носили только пехотинцы, саперы, минеры, а также стрелки-лучники и арбалетчики. Первые капелины представляли собой железные шляпы, имевших вид таза с широкими полями, подобного тому, который носил Сервантесов Дон Кихот. Со временем поля капелин начали изготавливать опущенными. Это было связано, в первую очередь, с развитием оружия. Такие капелины закрывали не только саму голову, но и частично и плечи воина. К тому же эти шлемы хорошо защищали пехотинца от рубящих ударов клинкового оружия вражеских кавалеристов-рыцарей. Капелина оказалась также неплохо приспособленной для защиты воина во время осады и штурма фортификационных укреплений [10, с.56]. Во второй половине XIV - первой половине XV вв капелины изготавливали уже из целостного куска металла (до этого поля приклепывались), поля их были еще больше приспущенными и широкими. Это делалось для того, чтобы можно было закрыть и защитить верхнюю часть лица. Спереди поля имели специальные вырезы (смотровые щели), которые образовывали собой одновременно и отверстия для глаз и наносник. Иногда капелины могли иметь металлический нашейник, который закрывал и нижнюю часть лица. Однако чаще капелины носили поверх кольчужного, кожаного или изготовленного из ткани капюшона и фиксировали на голове с помощью подбородочноко ремня с пряжкой [11, с.57].
Благодаря своей удачной конструкции и относительной дешевизне капелины завоевали широкую популярность среди воинов. По словам Бехайма с XIV в, когда пехота постепенно стала приобретать большое значение, дворяне и даже монархи начали также носить капелины, заискивая перед солдатами - наемниками. Так, в Германии долгое время хранилась железная шляпа - капелина кайзера Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1493-1519). В этой капелине Максимилиан I посетил город Лютцельбург (современный Люксембург). В Центральной и Западной Европе классические капелины исчезают лишь в середине XVI в. Однако оружиевед Бехайм считал, что на последнем этапе своего существования, с 1520р, популярность железных шляп возросла среди ландскнехтов. По его словам форма капелины тогда несколько изменилась и появилась простая и удобная железная шапка с козырьком, похожая на современную кепку. По мнению же Функенов капелины середины XV в существенно повлияли на формирование мориона, кабассета, а затем и их гибрида - "мориона-кабассета" [12, С.38]. Как бы там оно ни было, но в Польше капелины (польск. - "капалин) употреблялись довольно продолжительное время. Во второй половине XVI в после распространения восточных шишаков и под их влиянием польская капелина существенно изменила свой облик. По сторонам капелины ниже ее полей добавились металлические навушки, а сзади - назатыльник, состоявший из нескольких железных пластин. Иногда такая капелина могла иметь еще и подвижный наносник. Почти такую же капелину мы можем увидеть на известном рисунке с изображением гусара из книги Войчеха Раковского "Призыв к благородным сыновьям Короны Польской на военную службу " 1620р. Однако эту капелину сложно назвать "чистой", классической капелиной. Это скорее гибрид капелины и шишака - такая себе «капелина-шишак».
Относительно же музейного шлема XVII в то, как видим называть его капелиной это не совсем верно, ибо в конструктивном отношении этот шлем является продолжением не средневековой железной шляпы (капелины), а турецко-венгерских шишаков XVI в. И даже такие ведущие европейские оружиеведы XIX-XX вв как В. Бехайм и Х. Мюллер называют эти ребристые шлемы XVII в шишаками, а не капелинами [13, с.184]. Бехайм к тому же уточнил, что шлемы, такие как наш музейный, принадлежат к новому типу шишака (не капелины!), который некоторое время был модным во всех европейских армиях [14, с.48]. Известный исследователь польского доспеха XVII в А. Васильев также очевидно не отделяет ребристые шлемы XVII в от шишаков. По его словам "кроме заостренных кверху шишаков гусария (польськая -авт.) использовали шлемы с невысоким плоским гребнем, а также кожаные шлемы, появившиеся одновременно с «караценами». О капелине, как видим, в этом перечне гусарских боевых наголовьев нет ни слова [15, с.6]. Ю. Квитковский, например, вообще считает, что в Польше капелина просуществовала до начала 1630-х гг и была затем полностью вытеснена шишаками. И даже Б. Трубников, который называет шлемы XVII, подобные нашему, капелинами и тот вынужден добавить, что эти шлемы являются вариантом шишака и имеют восточное происхождение.
Таким образом, музейный ребристый шлем XVII в из Национального заповедника «Хортица» относится к шишакам или их разновидности, которая долгое время имела в Европе несколько названий (капелина и др.), иногда даже совсем не связанных между собой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрянський В. Про деякі аспекти атрибуції польських бойових
наголів”їв козацької доби.//Музейний вісник .- Запоріжжя ,2007.-№7.-190с
2. Там же
3. Добрянський В. Шоломи,що говорять крізь віки//Запорозька Січ, .
4 грудня 2007р.-№236.-8с.
4. Добрянський В. Про деякі аспекти атрибуції польських бойових
наголів”їв козацької доби.//Музейний вісник .- Запоріжжя ,2007.-№7.-190с
5. Всемирная история.-АСТ,2004.-320с.
6.Государева Оружейная палата .-СПб,Атлант,2002.-408с
7.Функены Л.и Ф. Энциклопедия вооружения и военного костюма.
Эпоха Ренессанса.-М.,АСТ,2002.-146с.
8. фон Винклер П. Оружие.-М., 1992.-336с.
9. Функены Л. и Ф. Энциклопедия вооружения и военного костюма.
VIII-XVвв.-М.,АСТ,2002.-151с.
10. Там же
11. Там же
12. Там же
13. Muller H., Kunter F. Europaische helme. Berlin, 1984.-316s.
14. Бехайм В. Энциклопедия оружия.-Спб, 1995.-576с.
15. Васильев А. Польско-литовская гусария ХУІІ века//Цейхгауз.- 1998.-№7.
Свидетельство о публикации №210010900968