О сарматском следе в польском доспехе

Данная публикация является продолжением темы, посвященной атрибуции польского защитного доспеха и его элементов (боевых  наголовьев и т.д.).
 Целью же данной работы является изучение и исследование польского конического шлема из экспозиции Музея истории запорожского казачества. А главная задача исследования заключается в попытке проследить влияние "сарматского стиля" на развитие польского защитного вооружения XVII-ХVІІІст.
 В Музее истории запорожского казачества на о.Хортица хранится интересный польский шлем (инв. № 1009/М-633), покрытый металлической чешуей. В 1971 году он был передан сюда из Львовского государственного исторического музея [1, c.68].
 Шлем хотя и имеет стандартную коническую форму, которая была распространена в Восточной Европе еще со времен раннего средневековья, однако, содержит и определенные новшества, характерные уже для позднего средневековья и нового времени. Речь идет, прежде всего о тулье шлема,  покрытой  наклепанной  чешуей (с ребрами жесткости) и стальном  наноснике, регулируемом  винтом.  К тому же  наносник в верхней части расширяется и имеет вид многолучевой звезды с отверстием посередине. В этом отверстии можно увидеть изображение герба в виде трех зубов и вокруг него монограмму из нескольких латинских букв.  Этот герб имеет в польской геральдике несколько названий - "Смоче зембы" ("Драконовы зубы"), "Вильче клы" ("Волчьи клыки"), "Тши  зембы" ("Три зуба), или просто  " Зембы "(" Зубы "). Поскольку первый вариант более распространен, то думаем он и есть более  правильным.  Что до монограммы то она состоит из латинских букв ST, DG, R, P и в переводе с латыни дословно расшифровывается как ST (ephanus) D (eo) G (ratia) R (ex) P (oloniae) - "Стефан, Божьей милостью Король Польши (Польский) "[2, c.5]. Герб и монограмма принадлежали  семиградскому  (трансильванскому) князю Иштвану Батори (1533-1586), который в 1576-1586 гг был также и королем Польши под именем Стефана Батория (Баторего) [3, c.69].
 В современной Польше Баторий считается одной из ярких фигур отечественной истории. Известно, что в свое время он учился в Италии в Падуанском университете, а в 1576 г под давлением Турции был избран королем Речи Посполитой. В своей внутренней политике Стефан Баторий делал все возможное для укрепления королевской власти: вел ожесточенную борьбу с польскими магнатами, поддерживал католическое духовенство и иезуитов. Внешняя политика Батория была направлена на союз с Турцией и на постоянную конфронтацию с Московским царством. В 1579-1582 гг Польша активно участвовала в Ливонской войне (1558-1583) с Московией, а в июне 1578 г по требованию турок Баторий приказал казнить во Львове казацкого предводителя И. Подкову. В декабре 1586 г, во время подготовки к очередной войне с Московским государством, Стефан Баторий скончался [4, c.42].
 Со времен Батория ведет свое начало традиция наносить на оружие гравированные или травленые  изображения герба, бюста  правящего короля, надписи с его титулами на латинском языке и т.д.  Например, сабли венгерско-польского  типа на клинках которых были изображения и надписи посвященные Баторию, стали называть "баторувками" и использовали их не только в последней четверти ХVI в, но и позже, в ХVІІв. Правда тогда их несколько модернизировали, добавив к эфесу  "баторувок" гарду [5, c.69].
 Что до  музейного шлема с чешуей и Баториевим гербом, то он, очевидно, относится к более позднему времени. Дело в том, что в эпоху Стефана Батория в Польше еще не были распространены доспехи, покрытые металлической чешуей. Они появились здесь значительно позже, в последней четверти ХVІІв  и стали порождением так называемого "сарматского стиля" или "сарматизма" [6, c.61-63].
 "Сарматизм" - это общественно-культурная идеология (явление) в Польше, которая была доминирующей в стране на протяжении длительного времени - с середины XVI до начала ХIX вв [7, c.200-201]. Суть этой идеологии заключалась в том, что польская аристократия (магнаты и шляхта) якобы  происходили  исключительно от воинственных сарматов, а простой люд (быдло, хлопы) - только от славян  и литовцев.  Такой себе  социальный расизм по-польски.  В течение ХVІІв  "сарматизм", "сарматский стиль" проникли в почти все сферы жизни поляков: в литературу, искусство, быт  и т.д.  В искусствоведении даже появился специальный термин ("сарматский портрет"), характеризовавший стиль изображения польского шляхтича XVII-ХVІІІ вв [8, c.61-63]. Во второй половине ХVІІв "сарматский стиль" сказался  также и на оружейном деле, а точнее, на польском защитном доспехов.
 Речь идет о так называемой "карацене" - доспехе, покрытом приклепанной металлической чешуей, внешне действительно очень похожим  на чешуйчатые  доспехи (кстати, иногда они могли быть кольчужных или комбинированными) сарматских катафрактариив [9, s.252]. Однако справедливости ради хотелось бы отметить, что панцири с набранной металлической чешуей были известны еще до сарматов (ІІІ в до н.э. – ІІІ в н.э.) - в скифские времена (VII-ІІІ вв до н.э.) [10, c .215]. Возьмем, например, чешуйчатый панцирь из захоронения скифского воина (IV в до н.э.) возле с. Червоный Подол Херсонской области, или фрагменты чешуйчатых доспехов скифского типа из археологических памятников на территории Румынии - Симерии (VI в до н.э.) и Гурбенешти (IV-ІІІ вв  до н.э.) [11, c.84-86]. Даже в Древнем Риме доспехи из металлической чешуи  были  также распространены, например, "лорика скуамата" римских офицеров. Кроме чешуйчатых панцирей скифы и сарматы применяли и шлемы из  наборных металлических пластин [12, c.59-62]. Некоторые исследователи (Э. Ленц, Г. Мелюкова и др.) считали, что в скифские времена рядом с коваными шлемами использовались и шлемы, набранные из металлических пластин и чешуи, близким пластинам  панцирного набора. Остатки наборного  скифского шлема были найдены в кургане № 401 возле с. Журовка (бывш. Киевской губернии) [13, c.97]. Кроме журовских  пластин известны и другие находки фрагментов чешуйчато-пластинчатых шлемов скифского времени (например, из кургана  Каменная  Могила или из скифского погребения у с. Новорозановка на Николаевщине). Кстати, фрагмент  оригинального скифского чешуйчатого панциря, а также реконструкцию полного такого доспеха скифов (включая шлем, покрытый металлической чешуей) можно увидеть в экспозиции Музея истории запорожского казачества на о. Хортица. Сарматы, вытеснившие скифов из Южной Украины, как уже отмечалось выше, также носили шлемы из  пластин, которые были немного похожи на скифские чешуйчато-пластинчатые шлемы. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения сарматских воинов, найденные на фресках древних керченских склепов. Только вот, по мнению Е. Черненко, сарматские "каркасные" («решетчатые») шлемы I-III вв  из пластин существенно отличались от скифских шлемов с чешуей: если первые имели жесткую металлическую основу - каркас, созданный  узкими вертикальными пластинами и на который крепились (приклепывались) пластины набора, то в последних, очевидно, металлическая чешуя нашивалась  непосредственно на кожаную основу [14, c.98].
 Что касается польской "карацены" XVII-XVIII веков, то, по словам З. Жигульского, основу для нее изготовляли из оленьей или лосиной кожи. Затем к этой основе  прикрепляли металлические пластины  одной, двумя или тремя заклепками каждую. Эти чешуйчатые  металлические пластины, в основном, имели прямоугольную форму с закругленным нижним краем (могли быть плоскими, или с ребрами жесткости) и каждый их верхний ряд находил на нижней [15, s.50-51].
 Поскольку "карацена" была малофункциональной, значительно дороже и тяжелее гусарского доспеха  (вес ее достигала 20-25 кг), то носили  ее преимущественно гусарская или панцирная старшина, магнаты. Мелкопоместная  польская шляхта не могла себе позволить такой дорогой доспех.
 Как и боевой доспех "карацена" также состояла из шлема (шишака),  нагрудника  с наспинником, нашейника (горжета),  наплечников  и наручей. Изредка встречались набедренники, а еще реже полная защита ног. Нагрудник  соединялся  с наспинником на плечах и по бокам с помощью ремней с пряжками. Подобно боевому защитному  вооружению  нагрудник "карацены"  также мог  украшаться  кавалерскими  крестами, розетками или какими то  геральдическими эмблемами.  Часто "карацены" были украшены позолоченными гротескными маскаронами в виде львиных морд или человеческих лиц [16, s.48-51.
 "Караценовые" шлемы (или шишаки) изготавливались  или же  из плотной кожи или из металла. Дорогие экземпляры "караценових" шлемов были, как правило, покрыты приклепанной металлической чешуей.  Именно к таким "караценовым" шлемам  с чешуей и относится музейный конический шлем с гербом Батория.  Датировать его следует, очевидно, последней четвертью XVII - началом (первой четвертью) XVIII века.  Дело в том, что первые "карацены" появились только во времена правления  короля Польши Яна III Собеского - в 1674 - 1696 гг - и использовались еще короткое время в ХVIII в.
 Ян III Собеский (1629-1696) - это выдающийся военный и государственный деятель Польши [17, c.461]. До своего избрания польским королем Ян Собеский занимал важные посты польного коронного гетмана (1666-1668) и великого коронного гетмана (1668-1674). Образование получил в коллегиуме Новодворского  и в Ягеллонском  университете в Кракове [18, s.291. В течение всего периода своего  царствования  Собеский вел ожесточенную борьбу с Османской империей [19, c.892-893]. В сентябре 1683 нанес тяжелое поражение турецкому войску в битве под Веной, остановив  тем самым  продвижение турок в Европу. В первой половине 70-х гг XVII века Собеский постоянно противодействовал гетману Правобережной Украины П. Дорошенко, но со временем отношения с казаками существенно изменились, и король способствовал восстановлению правобережного казачества.  В 1680-х - 1690-х гг правобережные казаки даже участвовали в молдавских походах Собеского. Однако, как верно заметил Т. Чухлиб  , "уровень симпатии польского монарха к украинскому казачеству определялся его большим желанием удержать Правобережную Украину под своей властью, а также степенью военной угрозы со стороны Османской империи "[20].
 Во времена Собеского "сарматизм" в Польше достигл  своего апогея, а "карацена" и сабли "янувки" (с латинскими надписями на клинках, посвященными Яну Собескому) стали последним писком моды.  Даже Ян III Собеский на нескольких портретах  XVII - XIX вв  изображен именно в "карацене" (самый известный из этих портретов - это портрет Собеского работы Я. Матейки). Сегодня "карацены"  XVII-XVIII веков можно увидеть в экспозициях королевского замка Вавель (например, "карацену" рода Унишовских) в Кракове, Оружейной Палаты Московского Кремля и Музея войска польского в Варшаве.
 Таким образом, конический шлем с чешуей из экспозиции Музея истории запорожского казачества является составной частью "карацены" - польского защитного чешуйчатого  доспеха XVII - XVIII веков, сформировавшегося под значительным влиянием чешуйчато-пластинчатых панцирей скифо - сарматского времени (VII в до н.э. - III в н.э.).

 ЛИТЕРАТУРА


.
.               
1. Добрянський В. Про деякі аспекти атрибуції польських бойових наголів”їв              козацької доби //Музейний вісник .-Запоріжжя , 2007.-№7.-190с.   
2.Добрянський В. Шоломи , що говорять крізь віки //Запорозька Січ , 4 грудня 2007р .-№236 .- 8с.               
3.Добрянський В. Про деякі аспекти атрибуції польських бойових наголів”їв              козацької доби //Музейний вісник .-Запоріжжя , 2007.-№7.-190с.   
4. Большая советская энциклопедия.-М.,1970.-т3.-640с
5. Добрянський В. Про деякі аспекти атрибуції польських бойових наголів”їв              козацької доби //Музейний вісник .-Запоріжжя , 2007.-№7.-190с.   
6. Ломоносов А. Сарматизм в польском изобразительном искусстве  эпохи Просвещения . Мировая культура ХVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы , жанры , стили.- СПб, Санкт-Петербургское философское общество , 2002.-204с.
7. История Польши .-М., 1954 .-т1 .-584с.
8. Ломоносов А. Сарматизм в польском изобразительном искусстве  эпохи Просвещения . Мировая культура ХVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы , жанры , стили.- СПб, Санкт-Петербургское философское общество , 2002.-204с.
9. Encyklopedia techniki wojskowej .-Warszawa , MON , 1978 .-856s.
10. Мартынов А. Археология .-М., Высшая школа , 2002 .-439с.
11. Вооружение скифов и сарматов .-К., Наукова думка ,1984.-160с
12. Хазанов А. Очерки военного дела сарматов .-М., Наука, 1971 .-172с.
13. Черненко Е. Скифский доспех. –К.,Наукова думка , 1968 .-192с.
14.Там же
15. Czerwinski A. Historyczny orez .-Warszawa , 1978 .-80s.
16.Там же
17. Малий словник історії України .- К., Либідь , 1997.-464с.
18. Lepecki M. Pan Jakobus Sobieski .- Warszawa , 1985 .- 332s.
19. Советская историческая энциклопедия  .-М., 1976.-т 16 .
20. Чухлиб Т. «Казацкий король» Ян III Собесский . //День , 24 июля 2004г.-№129.


Рецензии