О науке и религии
2) Что есть религия? Коллективная деятельность по выявлению и использованию уникального и неявленного. Дело в том, что мир един и в любом явлении есть познанное и непознанное, в любом событии есть явленное и неявленное. Явленное, это то, что воздействует на человека прямым образом через его органы чувств (созданные человеком датчики и измерительные приборы расширяют возможности уже созданных природой органов). Неявленное, это то, что существует и воздействует на человека, но не обнаруживается органами чувств. Человек знает, что кроме явленного существует ещё больше неявленного. Религия дополняет науку тем, что пытается применять для самосохранения человечества непознанное и неявное. Именно поэтому центральным понятием религии является чудо – управляемое событие явления того, что считалось невозможным. В науке открытия, а в религии откровения – восприятие чего-то минуя обычные органы чувств, как бы напрямую сразу и целиком. Цель религии – на основе откровений так управлять развитием событий, чтобы обеспечить сохранение разума. Следует подчеркнуть, что религия сохранение разума ставит выше сохранения человечества и недвусмысленно утверждает, что человечество не единственный его носитель, не первый и не последний. В религии, также как в науке, есть истинные деятели и обманщики. Истинный религиозный деятель верит, что его откровения и жизнь не бессмысленны, сохраняются в копилке вселенского разума, и помогают ему в самосовершенствовании. Лжесвященник (лжепророк) использует религию как средство обмана общества для получения власти над ним. Лжепророки и лжесвященники не испытывая откровений, не верят им, желая хорошо кушать без них, превращают живую религию в свод догм. Пишут книги, читают проповеди, задним числом придумывают пророчества, чтобы скрыть отсутствие веры казнят истинных пророков. Не имея света в себе насаждают повсюду тьму.
3) Есть учёные изучающие религии. Некоторые применяют научное мышление, ищут во всех религиях повторы и закономерности развития, совершают научные открытия, строят теории и метатеории. Некоторые изучают религиозные книги как источники исторических сведений. Некоторые изучают религии с точки зрения психологии и социологии.
4) Есть религиозные служители изучающие светские науки, творящие в науке научными методами. Были времена, когда, практически все учёные были служителями религий. Научное вдохновение и озарение имеют много общего с религиозным подвижничеством и откровением. В науке есть научные методы постижения истины, в религии свои – бдения, моления, отшельничество, медитация, чтения священных писаний. К сожалению, многие из существующих религий выродились уже в давние времена и сейчас функционируют лишь как пособники государственной власти. Это нашло своё отражение и в священных книгах.
5) Многие признают, что понятие о Боге у каждого верующего своё, но и понятие о Науке у разных людей разные. Были религиозные войны, но были и научные (вспомним Лысенко и пр.). По сути это борьба за насаждение своей картины мира, своей идеологии, своего будущего. Истинные учёные терпимы к различным точкам зрения, дающим подтверждаемые практикой прогнозы. Истинные религиозные подвижники терпимы к различным учениям ведущим к просветлению души. Духовные научные и религиозные подвижники отличаются от обычных деятелей тем, что умеют донести истину принципиально ненасильственно. Они всегда идут не от Слова, а от Жизни. Словом пользуются для улучшения жизни, а не жизнями для совершенствования формулировок. Увековечивают не имя, а смысл. Не деньги ради денег, а человек ради человека. Истинные Наука и Религия не противоречат друг другу, а дополняют.
Свидетельство о публикации №210011000162
Позвольте не согласиться. Фундаментальную науку не интересуют прикладные аспекты. Есть ли кварки или бозон Хиггса, нет ли их - с практических позиций безразлично. Цель науки - добывание и обобщение нового знания безотносительно к его прикладным аспектам. Последними занимаются инженеры, и, хотя это и называют "прикладной наукой", на самом деле это лишь использование готовых результатов науки, плюс к тому изучение поведения сложных систем без анализа механизма их функционирования. Наука и прикладная наука - две разных сферы, хотя и тесно соприкасающихся (я сам прикладник). Единичными объектами и явлениями наука тоже занимается, особенно много таких в астрофизике. Большой взрыв - одно из таких событий. Его не относят к "чудесам". Наука не интересуется лишь тем, что принципиально ненаблюдаемо, и такого очень много.
"но и понятие о Науке у разных людей разные. Были религиозные войны, но были и научные (вспомним Лысенко и пр.)". Науку не интересует мнение "разных людей", потому что наука - не демократический институт, и ее результаты оцениваются не голосованием, а практикой и анализом. Уничтожение советской биологии - не результат научной войны, а результат политических репрессий философствующих невежд против науки. То же самое едва ни случилось с физикой, но атомная бомба - такой аргумент, против которого не устоял и Сталин. Негодяи уровня Лысенко не смогли бы ее сделать, и физика устояла.
Наука - кастовый институт. Донести ее результаты до обывателя подчас невозможно. Эрзацы вроде популярных книжек создают иллюзию понимания, но не более того. И еще - в науке есть своя глубокая эстетика, которая недоступна большиинству.
Последнее. Да, среди ученых были и верующие. Но попробовал бы Галилей отречься от веры - и повторил бы судьбу Сервета и Бруно. Да и Ломоносов - был ли он верующим? Публичная отмена смертной казни за отказ от православия произошла в России только в 19 веке. Одно можно сказать уверенно: религиозные идеи ученый всегда оставляет за порогом лаборатории, независимо от конфессиональной принадлежности.
Алексей Степанов 5 21.05.2025 11:00 Заявить о нарушении