Золотая орда как оплот православия

Родные пепелища и отеческие гробы… Русь возникла как часть Золотой Орды. Система русских феодальных вотчин сложилась именно в период татаро-монгольского ига — с 1240 по 1480 год и с тех пор радикально не менялась столетиями. Фактически, именно Россия стала естественным историческим продолжением кондовой, христианской Орды.
Теперь. Кто такие русские князья в период татаро-монгольского владычества? Русские князья в тот период были чиновниками в Золотой Орде. Князем в тот период мог стать только тот человек, который получал ярлык на Великое Княжение. И этот ярлык на княжение мог быть отнят в любую минуту. Вступление князя в управление своим уделом могло последовать только с согласия хана, присяги на верность хану и получения ханской грамоты — ярлыка. Вертикаль власти в Золотой Орде был выстроена очень жестко.
Именно от Батыя получил, к примеру, ярлык на княжение Александр, получивший в последствие прозвище «Невский». Следом, кстати, из Орды возвращается Ярослав Всеволодович, получивший ярлык на княжение во Владимире. Ну, и так далее.
Был такой период в истории крестовых походов, когда, вместо освобождения Гроба Господня из-под власти сарацин, крестоносцы встали на путь войны с православным миром. В их понимании православные были еретиками, которых следовало наставить на путь истинный. Но, если Константинополь крестоносцам удалось взять и разграбить, то с находящейся на пике своего могущества Золотой Ордой этот фокус не прошел. Ордынский полководец Александр Невский разнес крестоносцев в пух и прах и сразу после победы ордынского оружия отправился на доклад верховному главнокомандующему хану Батыю в столицу страны город Сарай. Где и был, естественно, награжден и обласкан. Ледовое побоище носило именно такую природу. Сталинская киномистификация была вызвана сиюминутным политическим заказом, и к историческим реалиям отношение имело самое отдаленное.
А в чем состояла функция князей, кстати? Главная их функция — сбор налогов. И кто были русские князья по происхождению? Да все те же татары. Мурза Чет стал родоначальником рода Годуновых. Дочери ханов, даже после принятия Ордой ислама, выходя замуж за русских князей, всегда принимали христианство. А именно женитьба на дочке хана, кстати, и была основной причиной для получения ярлыка на княжение. Плюс к этому минимум один из сыновей князя всегда отправлялся делать карьеру в столицу страны, в город Сарай. Без этого о ярлыке на княжение не могло быть и речи.
Захватив Русь, монголо-татары проводят две переписи, в 1239 и в 1257 годах. После чего обложили каждого нового гражданина империи 10-процентным подоходным налогом. Сбор дани изначально поручили удельным русским князьям, а баскаки — карательные отряды «налоговой полиции» Орды — высылались, только если князь-наместник подозревался в сокрытии доходов с земель. Доверяй, но проверяй, а то, ведь, проворуется администрация на местах. Коррупционеры чертовы.
Но это все вступление, теперь собственно, к сути. В Золотой Орде православным митрополитам выделяются особые ханские ярлыки (как и князьям). Система типа советской. Первый секретарь обкома КПСС — ярлык митрополита. Глава горсовета — ярлык князя. Церковь при иге — это КПСС в советский период. Или, к примеру, опричники при Иване Грозном (этническом татарине и прямом потомке золотординских ханов).
Митрополиты и церковные земли освобождались от податей и повинностей ханами Золотой Орды. Православных священнослужителей: настоятелей, монахов, священников и пономарей не включали в число «сосчитанных» во время переписи. Так же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов их семей. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от православного духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был «виновен в клевете» (то есть в непочтительном отношении) и поношении греко-православной религии. Но, в отличие от советской системы, князьям были подчинены вооруженные силы данного княжествами. А так аналогия полная.
А с чего это такая любовь к православию в татаро-монгольской среде? А с того, что сама Золотая Орда была государством православным. Царь Сартак, сын хана Батыя, принял православие и ввел его в качестве официальной религии в своей империи. Собственно говоря, именно он, а вовсе не Владимир Красное Солнышко крестил Россию. Тогда в Золотой Орде было организовано несколько новых епархий: четыре в Восточной Руси, две в Западной Руси. И одна в Сарае (столице Золотой Орды). По приказу Сартака первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана. И православия стало вводиться на просторах империи железной татаро-монгольской рукой. А уже в 1276 г. сарайский епископ Феогност на Константинопольском соборе докладывает православному миру о крещении татар.
В домонгольский период православие утвердилось только среди собственно славянского населения, то есть среди высших классов и горожан. Именно татаро-монголы дали возможность завершить христианизацию русского народа. Вернее это русский народ создать. Потому что вместе с христианизацией подвластного населения шла и его русификация. Ибо этнически население вокруг Москвы и севернее было отнюдь не славянским. Даже само слово "москва" не славянское вовсе, а угоро-финское. Славянами были недавно пришедшие сюда с запада немногочисленное население городов. Досконально известно, когда произошло заселение района рек Ока, Угра, Москва. Это было в IX - XI веках. Заселили эти земли главным образом племена кривичей. Всех остальных русифицировали монголо-татары. Руками православной церкви.
Так, в ХIII в. христианство распространяется среди чуди — самой многочисленного народа в пределах тогдашней Руси. Вслед за чудью святой верою были просвещены карелы. Стефан Пермский крестил многочисленных тогда коми. Впрочем, это произошло незадолго до битвы на Калке. Ну, и так далее. Перешедших в православие и заговоривших на русском языке неславянских жителей Золотой Орды стали называть христианами. Впрочем, в дальнейшем это слово зазвучало как "крестьяне" и полностью изменило свой первоначальный смысл.
Теперь, что представляла собой на тот момент православная церковь? Жесточайшая централизация и железная дисциплина. Никаких поместных автокефальных церквей. Власть Архиепископа Константинополя гораздо более всеобъемлющая, чем власть Папы Римского для католиков. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан еще в Византии и получившими ярлык на митрополитство от хана. Церковь на Руси тогда практически не зависела от светской власти.
Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как татарских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений. Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, носил беспрецедентный характер. Андрей Рублев творил именно при монголах, и не только он один.
Русское монашество, которое в домонгольский период развивалось довольно медленно и в основном за счет поддержки «материнской» греческой церкви, в годы ига быстро превратилось в доминирующий элемент в экономической и политической жизни страны. В первое столетие татро-монгольского владычества количество монастырей выросло более чем в пять раз, а всего с середины XIV до конца XV века общее число монастырей в стране увеличилось с 50 до 400. В руках православной церкви сконцентрировалась большая часть материальных и культурных ресурсов страны. Более трети всех русских земель разными путями перешло в собственность монастырей, им принадлежали самые доходные промыслы.
Но, к 1380 году, ситуация круто изменилась не в пользу православной церкви. А почему? А потому, что в начале 13 века Византийская империя на закате. И поток православного духовенства из Византии иссяк. В самой Орде это стало ударом по православию фатальным — там на смену православию пришел ислам. Орда была обращена в мусульманство ханом Узбек в 1312 году. Хотя реально переход Орды в ислам было кровавым и завершилось только к концу 13 века, но это и не важно.
На Руси же православие устояла благодаря деятельности Сергия Радонежского, который заменил элиту православной церкви с греческой на русскую. Но платой за это стало то обстоятельство, что он подчинил церковную власть светской, подчинившись Дмитрию Донскому. Власть Дмитрия Донского в результате этого окрепла настолько, что он в ходе Куликовской битвы громит Мамая и даже впервые попытался передать великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды… Но уже на следующий год Тохтамыш захватывает Москву и восстанавливает конституционный порядок во взбунтовавшемся регионе Золотой Орды.
 А русское государство стало окончательно независимым только в 1480 году, на фоне и как результат полной деградации Золотой Орды.

PS. В 1240 г. татаро-монголы стерли Киев с лица земли. И история «Киевской Руси» на этом была закончена. Поэтому данное государственное образование не может считаться частью русской или украинской истории.


Рецензии
"Именно от Батыя получил, к примеру, ярлык на княжение Александр, получивший в последствие прозвище «Невский». Следом, кстати, из Орды возвращается Ярослав Всеволодович, получивший ярлык на княжение во Владимире."
ЕТ: Ярослав Всеволодович стал князем Переяславским ещё в 1200 г., когда о татарах не слыхали. Князем киевским в 1236 г., за год до нашествия. Князем Владимирским он стал в 1238 г., и лишь в 1243 г. поехал в Орду. Александр Невский стал князем Новгородским в 1226 г. В Орду поехал в 1247 г. после смерти Ярослава.

"Ордынский полководец Александр Невский"
ЕТ: В какой летописи присутствует сей "Ордынский полководец"?

"И кто были русские князья по происхождению? Да все те же татары".
ЕТ: То есть Ярослав с и Александр, ставшие князьями до появления татар были "засланными казачками"?

"Мурза Чет стал родоначальником рода Годуновых"
ЕТ: Годунов в XIII веке царствовал?

"А именно женитьба на дочке хана, кстати, и была основной причиной для получения ярлыка на княжение"
ЕТ: Имена ханских дочек, жён Ярослава и Александра в студию!

"Плюс к этому минимум один из сыновей князя всегда отправлялся делать карьеру в столицу страны, в город Сарай. Без этого о ярлыке на княжение не могло быть и речи"
ЕТ: Кто из сыновей Ярослава или Александра сделали карьеру в Сарае?

"Захватив Русь, монголо-татары проводят две переписи, в 1239 и в 1257 годах"
ЕТ: Где можно узнать о переписи 1239 г., когда Русь ещё не вся была захвачена.

"Сбор дани изначально поручили удельным русским князьям, а баскаки — карательные отряды «налоговой полиции» Орды — высылались, только если князь-наместник подозревался в сокрытии доходов с земель. Доверяй, но проверяй, а то, ведь, проворуется администрация на местах."
Лаврентьевская Л: «Тое же зимы (1257) приехаша численици, исщетоша всю Суждальскую, и Рязаньскую, и Мюромаскую, и ставиша десятники, и сотники, и тысящники и темники, и идоша в ворду, толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрит на святую Богородицю и на владыку» [7.1, т.1].

"А с чего это такая любовь к православию в татаро-монгольской среде? А с того, что сама Золотая Орда была государством православным"
Вассаф: «Хотя он [Батый] был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства» [3.9].
Джузджани: «Он [Бату] был человек весьма справедливый и друг мусульман; под его покровительством мусульмане проводили жизнь привольно. В лагере и у племен его были устроены мечети с общиной молящихся, имамом и муэззином… Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали следующее: Бату втайне сделался мусульманином, но не обнаруживал (этого) и оказывал последователям ислама полное доверие. Процарствовав около 28 лет над этим краем, он скончался. Да помилует его аллах, если он [Бату] был правоверный, и да облегчит ему аллах мучения [адские], если он был неверный. Похоронили его по обряду монгольскому» [3.6, с.15].
Джувейни: «Он [Батый] был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений» [3.6, с.21].
Доминиканец Андре: «Царь тартарский стремится только к господству надо всеми, а также к монархии всего мира и не жаждет ничьей смерти, но каждому позволяет пребывать в своей вере после того, как подчинит себе, и никого не заставляет обращаться в чуждую ему веру» [6.4].

"Царь Сартак, сын хана Батыя, принял православие и ввел его в качестве официальной религии в своей империи"
ЕТ: Откуда Вам известно о православии? Бартольд считает несторианином.

"Собственно говоря, именно он, а вовсе не Владимир Красное Солнышко крестил Россию. Тогда в Золотой Орде было организовано несколько новых епархий: четыре в Восточной Руси, две в Западной Руси."
ЕТ: Когда успел? Меньше года царствовал.

"По приказу Сартака первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана. И православия стало вводиться на просторах империи железной татаро-монгольской рукой"
ЕТ: Сартак умер в 1256 г. Воскрес, что-ли?

"А уже в 1276 г. сарайский епископ Феогност на Константинопольском соборе докладывает православному миру о крещении татар"
ЕТ: Где можно прочесть сей доклад? И почему ханов Берке и Менгу-Тимура не окрестили?
Бейбарс: «В 661 г. (1263) прибыли (в Египет) послы Берке, царя Татарского… с известием, что он принял ислам. При них было письмо от него, которое содержало поименование тех, кто из татарских домов принял ислам и вышел из толпы неверных, с подробным перечислением их по племенам и родам, (с указанием) отдельных лиц и ратей, младших и старших» [3.5, с.98]
Эльбирзали: «Он (Тохта) был неверным религии поклонения идолам, любил Уйгуров, т.е. лам и волшебников, и оказывал им большой почёт. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман» [3.5, с.174].

"Власть Архиепископа Константинополя гораздо более всеобъемлющая, чем власть Папы Римского для католиков."
ЕТ: Какого? Вы видимо уже забыли, что раньше написали: "Константинополь крестоносцам удалось взять и разграбить". Так что там во время нашествия католический епископ сидел. Кстати, православный там не епископ, а патриарх.

"В 1240 г. татаро-монголы стерли Киев с лица земли".
ЕТ: А где тогда майдан был?

Евгений Темежников   16.06.2015 01:00     Заявить о нарушении
«Русские князья в тот период были чиновниками в Золотой Орде». Познакомьтесь с биографией Юрия Московского, например. Рекомендую в изложении А. Горского, написавшего свою монографию «Русь и Орда» на фундаменте аутентичных эпохе источников. В целом, междоусобица на Руси не прекращались даже в период ордынского сюзеренитета, а имперские чиновники друг с другом не воюют, как известно. Так что Ваше утверждение – полемическое преувеличение.
«Именно от Батыя получил, к примеру, ярлык на княжение Александр, получивший в последствие прозвище «Невский». Следом, кстати, из Орды возвращается Ярослав Всеволодович». Ярослав отправился в Орду не следом за Александром, а перед ним.
«Ордынский полководец Александр Невский разнес крестоносцев в пух и прах и сразу после победы ордынского оружия». А причем здесь «ордынское оружие»? Существует в популярной и псевдонаучной литературе миф, вброшенный Гумилевым, кажется, о присутствии в армии Александра монгольского контингента, но он не находит подтверждение в источниках (как и то, что Александр побратлся с Сартаком, но это так – к слову)
Да, по поводу Сартака: «Царь Сартак, сын хана Батыя, принял православие и ввел его в качестве официальной религии в своей империи». Ни Сартак не был царем, ни Бату – ханом, ибо жизненный второго путь пришелся на правление четырех великих ханов Монгольской империи: Чингиса, Угэдея, Гуюка (врага Бату) и Мункэ (его ставленника, именно в период его правления и жил Сартак»). Первым титулованным ханом Золотой Орды, если не ошибаюсь, стал Менгу-Тимур.
По поводу Православия в Монгольской империи в статусе официальной религии – приведите, если не затруднит, источники.

Игорь Ходаков   17.06.2019 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.