Моя детская обувь

Ощущения обуви в моём раннем детстве очень размытые, ибо по малолетству на этот вопрос внимание не обращалось, кроме случая, когда в старшей группе детсада я САМ завязал бантиком шнурки на полуботинках и посчитал это личным достижением, коим гордился некоторое время - оттого оно в память врезалось. Помню лишь, что время от времени то ли я жаловался, что жмёт, то ли родители видели, что стопы их чада не вмещаются в сандали - а они тогда были непременно кожаные, и тогда или отрезали посок у закрытой обуви, или ехали в город - покупать новые,которых могло и не оказаться нужного размера, в универмаге просто сплошной ряд чёрных полуботинок - это летом-то!- и дохаживай в сандаликах без смены фасона, как и вся окружающая ребятня. Когда уже был в школе, помню и симпатичные башмаки, с какой-нибудь верхней строчкой ниток - это уже считалось шиком в 1960-м году! Не раз сожалел, что хорошая обувь почему-то становилась тесной, её ставили на полку а затем и вовсе относили в сарай. Вот, думал, когда окончательно вырасту, куплю ХОРОШИЕ ботинки и буду их носить ВСЕГДА...Такие уж сложились принципы! И был такой эпизод: купленные в февральской Москве 1976 года венгерские, карминные полуботинки за 38 рублей прослужили мне...23 года, даже теперь их жалко: оставленные в аэропорту Стамбула, они бы могли служить и сейчас - точно по ноге, ничто не жмёт - красота! Почему-то моя жена этих эстетических воззрений не разделяла.
   Отцовская обувь, как и старшего брата, мне не нравилась: каждый день они чистили зубным порошком их парусиновый верх - и вот вам, новенькие, беленькие, свеженькие - ровно до завтра, когда процедура повторялась, но это было летом, в жаркой Астрахани. А свои, кожаные, приходилось чистить ваксой и растирать бархоткой, хотя в фильмах я видел, что этим занимаются чистильщики. Так то ж угнетённые, заграничные! А меня выращивали свободным, то есть делай всю простую работу сам - и это мне НРАВИЛОСЬ: САМ! Так и вырос - в справедливости. Зачем сам, если купить можно? Попробуй в то время, купи...
    Однажды мой дедушка из Одессы прислал мне...настоящие керзовые сапожки! Как солдату. Как я ими гордился! Пришлось ждать, правда, зиму с её слякотью, чтоб их одеть - с портянками, по всем правилам, хотя мне было не больше 11 лет. Вообще-то это было странно, дед меня не очень любил, я ведь подсмеивался над его религиозными штучками, за что он пенял своей дочери -"не умеешь воспитывать ребёнка". Но он-то родился внутри "пережитков" своей религии, в задрипанном 19 веке, а я - в свободной, хотя атеистической державе. Но более всего я жалел отличные польские, кожаные ботинки, присланные тем же дедом лет через 5, с красивой рифлёной подошвой - их ровно на сезон и хватило, и долго они ещё стояли под ванной, думая, что их оденут...Правда, на них надо было надевать калоши - это было практично, при слякотной, южной зиме, но где же найти ложку в момент их одевания? Опять же, где их оставишь в присутственном месте? Обязательно свиснут! В школу мы ходили со второй обувью -"уважали(приказ!)труд уборщиц". А вот в гостях - удобно: снял калоши - и ты человек. В начищенных ботинках! И хозяевам не надо беспокоиться, где для тебя тапочки лишние взять. Так и проходили все майские или ноябрьские торжества, что я проводил с родителями у их знакомых. А ехать к ним приходилось к чёрту на кулички, например, к Мирон Захаровичу, что жил с семьёй "на десятке"- так называлась судоверфь"10 лет Октября"- не уверен, что этот завод на правобережье Волги теперь вообще существует. Благо, когда я перевалил школьный экватор, они перебрались на левый берег, так что их достичь можно было всего одним автобусом №18, без пересадки. Странная жизнь в ожидании близкого, лучшего будущего  никого не возмущала, годы сменяли годы, а коммунизм не наступал, в отличие от ежегодно месимой грязи, топившей все мои башмаки по очереди.Тогда мне и в голову не приходило, что грязь - штука вечная, а коммунизм - от лукавых людей, то есть временная.Молод был.
июль2008


Рецензии