Под звуки гармони на вечеринке, свадьбе и кирмаше
Начиная с 90-х годов ХIХ века, в Витебской и Могилевской, позднее в Минской, Виленской и Гродненской губерниях тогдашней Российской империи, ни одна свадьба, проводы в армию, вечеринка не обходилась без гармоника. В составе ансамбля, вместе со скрипкой, бубном и цимбалами, а чаще в качестве сольного инструмента, гармоник веселил белорусов «заливаясь на все лады».
Фольклорист П.В. Шеин в своих этнографических записках начала ХХ века писал: «Обычно на кірмаше появляются доморощенные музыканты, большей частью со скрипками, а в последнее время с гармонью, под музыку которых молодежь отплясывает местные танцы: «Бычка», «Барыню», «Лявонiху», «Метелицу», а в последнее время «Кадриль», которую позаимствовали от местной шляхты».
Гармонь постепенно завоевала сердца и души не только жителей деревни, но и горожан. Её можно было услышать в рабочей слободке, у реки на маевке. Появлялись и доморощенные гармонисты, которые самостоятельно постигали азы игры на инструменте. Гармонист А. З. Свиридович 1926 г.р. вспоминал:
« Жили бедно. Не было на что купить гармоник. Повез я раз рожь на мельницу, смолол муку и за полтора пуда купил у одной тетки гармоник. Было мне лет четырнадцать. Научился играть сам от себя. Иду на танцы без гармошки, ловлю новый мотив, высвищу его, и дома обязательно сыграю». Иногда, в сельские семьи приглашали гармониста для обучения детей. Гармонист жил в семье обучаемого и получал за это плату деньгами либо продуктами.
Как правило, это были отставные солдаты, бывшие крестьяне-отходники, вернувшиеся домой в белорусскую деревню или город из центральных губерний Российской Империи.
А. Я. Гаврутиков 1940 г.р. вспоминал: «В деревне очень хорошо знали двух человек – попа и гармониста. Гармонист всегда - человек уважаемый. В каждой семье – свадьба, проводы в армию, крестины, вечеринки не обходились без гармониста. Он всегда в центре внимания, ему старались угодить». Гармонист Емельян Бобков 1937 г.р. отмечал: «в деревне гармонист – это её зеркало, для стариков и молодежи. Без гармониста деревня – это как вдова без мужа. Тоска, да и только. Любая девушка считала за честь пройтись с гармонистом по сельской улице».
Гармонист, чаще всего - самоучка, наделенный острым слухом, памятью и индивидуальным стилем игры. Он прекрасно знает местные исполнительские и песенные традиции. Раскованный и веселый, шутник-балагур, неизменный организатор молодежи. В то же время человек авторитетный и уважаемый. Его личность окутана неким ореолом таинственности, как мельника, кузнеца, бортника и знахаря. Существовало поверье, что если в семье гармониста рождался сын, то пуповину ребенку перерезали на грифе гармони. Тем самым, считалось, что передается талант музыканта от отца к сыну. Отец учил сына ремеслу. Возникали династии. В Беларуси играли мужчины, а песни исполняли женщины.
Отношения белорусов к музыкантам и гармонистам можно охарактеризовать двояко. С одной стороны его уважают и даже гордятся. «Музыка уже такі родзіцца. Не кожны можа навучыцца йграць, а музыка сам навучыцца. Не той музыка, што йграе на вясселлi, а той, хто сам сабе йграе. Музыка другіх веселіць, а сам плачэ да уздыхае, што долі не мае. Кажуць, што музыка можа даць рады не то што ліхой жывеле, але нават і ліхой бабе, з якою ніхто не справіцца. Музыку не то , што людзі, але й жывела слухае. Толькі усяго й карысці дзеля музыкі, што яго чэрці баяцца, бо як заіграе, та й пекло раскідае, як усе пачнуць скакаць”.
Но, в глубине души белорусы подшучивали над музыкантами. Считали их плохими «гаспадарамi». «У музыкi – хлеб невялiкi», «Музыка-дудар – невялiкi гаспадар», говорит народная мудрость. Музыкi выбиваются из общего ряда. Они не такие как все. Очень часто гармошка покупалась на последние деньги, в большой нужде. Емельян Бобков 1937 г.р. вспоминал: « Жили очень бедно. Я просил отца купить гармонь. Так хотел, что не передать словами. Отец отказывался, даже побил меня за это. Есть нечего, а ты гармонь хочешь. Чтобы купить гармонь, нужно было продать корову. Я в ту пору закончил шесть классов и сказал, что в школу больше не пойду. Нанялся пастухом. Сезон пас коров и заработал 600 рублей. Купил самую дешевую гармонь. Играть не давали, выгоняли из дома. Я залазил в погреб и учился играть. Такая была тяга».
До революции в белорусских губерниях, как и в центральных губерниях Российской империи, появились профессиональные гармонисты, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на гармони. Их можно было встретить в парках, у передвижных балаганчиков, где они веселили и зазывали публику.
На некоторые праздники, например Илью, при корчмах ладили «арэлі». Садились на качели обычно попарно мужчина и женщина. За 15-20 оборотов вала платилась от каждого пара яиц или копейка. Тут же при «арэлях» на площадке размещались «музыкi» со скрипками и гармониками. Возле них собирался кружок любителей потанцевать и «пагушкацца». Белорусы танцуют « Казачка» , «Круговую плясуху» и «Лявонiху». Музыканты получали плату от каждого танца, протяженность которого до 20 минут. Плата от каждой танцующей пары за один танец – пара яиц либо одна копейка.
«От « скокау» белорусы находятся в приподнятом настроении. и поэтому в такт музыки они то подпевают или приговаривают разные «прыказкі» и «прыпеукі».
Поздней осенью некоторым гармонистам удавалось устроиться играть в корчму.
Хозяин гармонисту ничего не платил, в лучшем случае кормил и предоставлял ночлег. Живая игра привлекала посетителей, а следовательно увеличивала «барыши» хозяина. Репертуар таких гармонистов был невелик: «Чудный месяц», «Пой, ласточка ,пой», «Разлука», «Последний нонешний денечек».
Белорусский писатель Язэп Лесик так описывает карчму в начале ХХ века: “Ігрышча спрауляліся амаль кожнае свята. Дый не адны дзеці на ігрышча ідуць паглядзець, ідуць і маладзіцы, і нават старыя кабеціны. Толькі яны заходзяць у самую карчму, прыпыніушіся дзенебудзь у куточку, шэпчуцца, ківаюць галовамі ды стрыгуць вачыма. Вось тромкнула скрыпка, разоу колькі прашоуся па струнах цымбаліст. Екнула сэрца у моладзі. Як маланкаю, асвяціуся твар у сарамлівых дзяучат. Цясней сціснуліся у кучку яны, часцей забілася сэрца іх. Бледнасці ірвецца прэч, і раскладваюцца вусны у шчаслівую усмешку. – Дзяцька, “Лявоніху”! – гукнуу нехта з хлопцау і – “Грай музыка, калі граеш, калі добру жонку маеш”. Не грукацяць гэтак жарабкі на стайні, як затупацелі хлопцы абцасамі. Падхапіушы спаднічкі, распусціушы хвартушкі у пальцах, дробна, як бобам, сыплюць дзяучаты. Далікатна, легка, як птушкі, уюцца яны каля хлопцау, не крануушы , здаецца, чаравікамі падлогі.
“Лявоніха дабрадзейка была
За два грошы саракоуку дала
Ой, Лявоніха, бадай це не відаць!
Не хадзі мае капусты ламаць”.
Нехта шапярнуу штось на вуха цымбалісту, а той, нібыта знянацку сцігануу на “Мяцеліцу”. Усе стаяць, чакаюць, маучаць. Ніхто не адважыцца пачаць першы. А цымбалы звіняць, гавораць, задораць. Цымбалам падсекла скрыпка, загрымеу бубен і – умомант усе віхрам завалтузілася. Карчма ходырам пашла”.
Бадай таго каваля
Мяцеліца замяла,-
Што ен мяне маладу
Ды замарозіу на ляду,-
«Основное место в репертуаре гармониста занимали танцевальные наигрыши припевки, марши, которые позволяют в наибольшей степени раскрыть свое виртуозные мастерство и способности к импровизации. Что касается календарных семейно-обрядовых песен, то их мелодии по словам гармонистов, на гармоник “не кладуцца”. Когда же все-таки приходится их исполнять, гармонисты используют мелодии старинных песен почти без аккордового сопровождения, только время от времени вводят басы». Репертуар расширялся исключительно по требованиям посетителей заведения, а вкусы их были весьма невзыскательными, да и круг завсегдатаев был постоянный и ограниченный.
Сложно говорить о процессе и масштабах профессионализации музыкантов-гармонистов на белорусских землях. Специальных исследований на данную тему автор не встретил. Поэтому, можно предположить, что данный процесс, пусть и в меньших масштабах, чем в России, имел место быть. Профессиональные музыканты стремятся выделиться из общей массы.
Профессор Мирек в своей замечательной книге об истории гармони пишет: «Постепенно укореняется единая форма гармонистов: черная поддевка со стоячим воротником и золотой пояс с натуральными серебряными пряжками и украшениями. Пояса эти изготавливались на Кавказе и привозились на продажу вглубь России. Еще очень ценились наградные жетоны, располагавшиеся на груди музыканта. Изготавливались они в основном из серебра и отделывались чернью. На жетонах чаще всего изображался знак лиры. Позже эти значки крепились на инструменты». Не зря знак лиры так популярен на мастеровых гармонях. Судник, Шестакович и другие мастера украшали гармони лирой на корпусе либо решетке гармони. Лучшие гармонисты и баянисты раз в год собирались в Будславе, где демонстрировали свое мастерство и талант.
С приходом Советской власти отношение к гармони изменилось. «Комсомольская правда» в 1926 году писала: « Тот, кто держит в своих руках гармонь, неизбежно влияет на молодежь, от него зависит, будет ли продвигаться в ряды молодежи похабщина или мещанство или настоящая культура и большевистская агитация».
Заглянем вместе с А. Я. Гаврутиковым на послевоенную деревенскую вечеринку в деревне Чубаково Дубровинского района Витебской области. «Вечеринки проводились в самой большой хате в деревне. Вечером от дома гармониста до места проведения танцев музыканта сопровождала шеренга идущих в ногу и с песнями деревенских девчат. Стоя у калитки дома, я слушал игру гармониста и мечтал научиться играть.
Гармоніст, а ну давай
Вяселей нам заіграй.
Заспяваю я прыпеукі
Ты за мною паспявай.
На вечеринки собиралась молодежь, приходили и семейные пары лет до 40. Все танцевали вальс, польку, семеновку, страдания, сустэп, цыганочку, коробочку. Рядом с гармонистом, как правило, трудился барабанщик. Эту обязанность иногда выполняли и девушки.
Як гармоню пачуюць
Ногі самі танцуюць
Мае ногі не баляць
Яны хочуць танцаваць
Танцы сопровождались песнями и припевками, что придавало особый шик и всем нравилось. Танцы продолжались «до седьмого пота». “Полька такі танец, што патрабуе спрыту і ад танцора, але лепей ад музыканта. Як музыкант дрэнна іграе, то і скакаць няма ахвоты”(Т. Дашкевіч 1931 г.н. Шчучински р-н). Менавіта такія музыканты нярэдка уступалі у спаборніцтве з танцорамі: хто каго пераіграе, ці ператанцуе. І тут ужо трэба было і скакаць да упаду і іграць да упаду”. Такя полька в народе называлась “Перамога”.
Командовал танцами (руководил) бригадир Моисеенко Н.И. либо сам гармонист. При исполнении вальса он использовал игровые моменты: девушка бросает платок вверх, кто поймает, с тем и танцует, - каприз кавалера, каприз барышни. Парень или девушка стоявшие в центре круга могли позволить себе отвернуться от подошедшего кавалера (барышни). Каприз музыканта - гармонист мог прекратить игру, если, по его мнению, к стоящему в кругу парню(девушке) подошел неподходящий партнер. Естественно, что парни или девушки заблаговременно, до вальса, подходили к музыканту с просьбой не останавливать игру, если к нему (или к ней) подойдет партнер с указанным именем. Самому гармонисту так же хотелось потанцевать, учитывая повышенное внимание со стороны девушек. Иногда деревенские гармонисты уезжали за пределы района на заработки, тогда наступали унылые времена. Деревенские мальцы(так называлли в деревне молодых парней) на лошади объезжали по 4-10 км в поисках музыкантов. Привозили кого-нибудь из трех братьев Кравченко из деревни Кобызево, Журавского Алеся, по кличке “воробей”. Особенно нравился молодежи Федя Кравченко. Его то и пригласили на жительство мои родители на несколько месяцев, чтобы поучил моего старшего брата Михаила игре на “хромке”, который в свою очередь обучил и меня семилетнего паренька зимой 1949-50г. С третьего класа я играл танцы для “подлетков” 12-15 лет по вечерам в частных домах, а в сухие летние вечера на лужайке.
После хромки в 1951 году брат купил любительскую гармонь. Труд гармониста оплачивался: с каждой девушки дореформенный рубль или куриное яйцо, а парни старались хорошо угостить самогоном. Иногда переусердствовали в этом. Тогда наступала пауза. Искали меня 10 летнего мальчишку. После долгих уговоров я соглашался, но просил парней закрывать меня от девушек, так как мне было очень стыдно, что они упоминали мое имя.
Я на Лешкину гармошку
Положила сирень,
Чтобы Лешкина гармошка
Играла веселей.
“Играла веселей” я воспринимал в буквальном смысле и изо всех сил нажимал на меха. Во время поста танцы не проводились. Очень часто вечеринки сопровождались драками, чаще всего из-за девушек.
В 1960 году освоил баян, но не забывал и гармонь. Пытался научить сына и внука, но не хотят. Так и не передал никому свое умение. Музыка – это сила сила. Поднимаем дух. Вызывает слезы. Когда на проводах в армию играли “Последний нонешний денёк”, то вся деревня от мала до велика заливалась слезами, памятуя о войне. Наличие гармони в доме в послевоенной деревне указывало на достаток. Гармони покупали на деньги от продажи зерна,муки, картофеля, хотя питания не хватало. Однажды воры залезли в дом гармониста Клыковского и украли гармонь. Утром хозяин оргпнизовал погоню и догнал воров в 20 км от дома”.
“В 50 ые годы самым излюбленным занятием молодежи деревни Хальч были вечеринки. На моей памяти в субботу не танцевали, вечерины устраивали обычно по воскресеньям. Деревня толлько только восстанавливалась после войны. Люди строились, покидали землянки. Нанимали большую хату за плату. Платили сельские ребята. Они же договаривались с гармонистом. Приглашали чаще всего слепого гармониста Стефана. Ему за игру возили дрова и платили по рублю. Посреди хаты висела керосиновая лампа. Возле стен стояли деревянные лавки. На вечеринку собиралась молодежь, приходили и семейные пары и старики. В каждой деревне по свойму танцевали и пели. Чаще всего танцевали Польку, Страдания, Краковяк, Подыспань, Семеновну, Сербеянку, Светит месяц, Фокстрот,Вальс. Под каждый танец пели припевки девчата одна перед одной наперебой. Частушки разные народные, кто сочинит, старались каждая свою. Песни пели под гармонь все, что тогда были. Хороший гармонист сыграет любую песню, только нужен мотив и первый столбик песни. Вечеринки в деревне были очень веселыми, хоть молодежь была плохо одета и обута,часто голодная, но пели и плясали от души. Девушки держали дисциплину в деревне. Они воспитывались матерями и бабушками, сохраняли честь и достоинство. Если услышит запах самогона, то отказывает такому кавалеру. А это позор. Хотя, иногда на вечеринках случались и драки. На завтра девчата приходили в хату мыть полы. Посыпали золой, брали деркачи и драли до блеска.
Иногда, вечерком выходил гармонист, садился у призбы и начинал играть. На звуки грмони выходят молодежь и старики. И начинают танцевать, прямо у хаты на сельской дороге. Пыль стоит. Весело. В 50 годы в Хальче было 25 гармонистов. А через мои руки прошло может 100 гармоней. Разве я знаю, что за мастер делал. Приходзько гармошка заливистая, но надоедливая. Ну как жена нелюбимая. Есть гармонь на планках надпись:”Ефимов, Борисов, Прохоров 1958 год”. Люблю играть на заказной гармони мастера Мельникова А. А. Из Неглюбки”, вспоминал Емельян Бобков.
Гармонист на свадьбе – тамада. Он играет обычно мелодию “Вяселле”, руководил песенниками, иногда заменял мать у невесты-сироты. Встречал праздничным маршем молодых, приглашал гостей за стол, одаривать молодых. Гармониста на свадьбе выделяли из числа гостей повязывали ему особый рушник.
На свадьбах в червенском районе Минской области существовала традиция приглашать двух гармонистов со стороны молодого и со стороны молодой. Гармонисты устраивали между собой своеобразное соревнование в мастерстве исполнения Польки. Кто кого переиграет.
Александр Терентьевич Макушев гармонист с более полувековым стажем делился своим опытом проведения свадеб и роли гармониста в 70-80 годы ХХ века. “Обычно я пользуюсь на свадьбе двумя инструментами – гармошкой и баяном. Под баян исполнялись свадебные, лирические, шуточные песни, общие танцы – вальсы, фокстроты, танго, подыспань. А быстрые танцы – полька, краковяк, индивидуальные танцы с частушками – цыганочка, барыня, яблочко, гопак, семеновна – я исполнял на гармошке, поскольку, гармошка звонче баяна, а свадьба – удел звонких голосов и музыки”.
Гармонист договаривался заранее с молодым, что деньги вырученые за исполнение маршей, которые заказывали гости деляться поровну либо он забирает их себе полностью, вспоминал Д.Д. Ровенский.
Сегодня не услышишь гармони ни на свадьбе, ни на молодежной вечеринке. Многие народные коллективы стали переходить от живого музыкального аккомпанирования к фонограмме. Уходит в прошлое музыкальная традиция. Хочется верить, что «музыка, идущая от сердца» никогда не исчезнет. Ведь нельзя заменить бездушным компьютером инструмент сделанный руками мастера. Не сыграет настоящий музыкант одну и ту же мелодию несколько раз одинаково. Каждый раз он внесет в её исполнение частицу своей души и настроения. Это и есть подлинное искусство. В его неповторимости вся его ценность. Поэтому, хочется верить, что время гармони не закончилось. Придут музыканты, которые смогут поднять инструмент на новый уровень. Этой цели и посвящен данный материал.
НАПИШУ СТАТЬИ ДЛЯ СМИ,САЙТОВ,СЦЕНАРИИ ДЛЯ ТВ ПО ТЕМЕ ИСТОРИЯ,КУЛЬТУРА,ОБЩЕСТВО,ДАЧА,САД И ОГОРОД. ЕСТЬ ИДЕИ.
Licht@tut.by
Свидетельство о публикации №210011101034
Насчёт развития темы, Сергей. Если вам интересно, вот по этой ссылке:
http://www.gamy.info/ru/belani_mozaika.html
в "Волгоградской мозаике" есть статья МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМ ПУШКИНЫХ - о нашем уникальном музее музыкальных инструментов, основанном Евгением Пушкиным. Частный музей взяли под опеку власти.
Спасибо за интересные рассказы. И пишете вы очень хорошо.
С уважением,
Лариса Бесчастная 16.01.2010 22:40 Заявить о нарушении
Я не делю людей по национальности. Но, у каждого народа есть что-то интересное, особенное. Музыкальная культуры Беларуси является частью славянской и мировой культуры.Наша задача изучать и собирать материалы, чтобы наши дети имели представление о жизни предков. Плохо, что культура финансируется по остаточному принципу. Все держится на энтузиазме.Но и один человек может сделать много. У нас в Беларуси есть тому пример. Ксенз Булька в г.п. Мосар смог возродить целый район. Одним словом, дорогу осилит идущий. Спасибо еще раз. Здоровья и удачи!
Сергей Лихтарович 18.01.2010 15:49 Заявить о нарушении
Сергей Лихтарович 18.01.2010 17:09 Заявить о нарушении