Лад и гамма
Расположение звуков лада отличается от расположения звуков гаммы, лад также не содержит восьмой ступени гаммы. То, что музыканты приписывают ладу -(восьмая ступень) - "украдено" у гаммы. Восьмая ступень замыкает музыкальную фигуру 1 октавы и дает начало музыкальной фигуре 2-й октавы.
Музыкантам известно такое понятие, как "пифагорова кома" - когда точно отвечающий равномерно темперированному строю инструмент воспринимается как не настроенный. "Волчки", то есть, диссонирующие звуки, практически неустранимы, и только опытные настройщики скрывают их от слухового восприятия. Звуки темперированного строя в пределах лада расположены на "одной прямой" частот, поэтому в их звучании проблем не возникает. Проблемы начинаются тогда, когда лад и гамма объединяются в октаве. Возврат к тонике через октаву не соответствует прямой линии, так как представляет собой завершившийся цикл.
Лад и гамма в совокупности дают элементарную музыкальную фигуру - октаву, сечением которой является геометрическое место ее начала и конца. Графически это геометрическое место можно было бы представить в виде окружности внутри кольца, сечением которого она является.
При достижении октавы прямолинейный путь звука должен искривиться, чтобы замкнуться на тонике. Образуется фигура с поверхностью - кольцо. В этом кольце два звука ("до" первой и "до" второй октавы) образуют геометрическое место - сечение, противоположное месту расхождения тетрахордов "до-фа" и "соль-до" между "фа" и "соль". В месте расхождения тетрахордов при соединении тоники в октаву целостность поверхности кольца нарушается, и это обстоятельство становится источником "волчьих" звуков.
Таким образом, между двумя тетрахордами в момент соединения тоники в октаве, появляется реальная "щель" между фа и соль, которая и служит причиной "волчков" в темперированном пифагоровом строе.
Свидетельство о публикации №210011101499