Белая Ночь

Лето – это та единственная пора, которая нравится всем без исключения. Школьники после трудной учёбы получают долгожданный отдых, многие взрослые уходят в отпуск, и почти у каждого прекрасное летнее настроение. Теплое солнышко согревает сердца, и люди в это время становятся добрее. Но ничто не делает лето таинственным и, вместе с тем, таким необыкновенно притягательным, как белые ночи. И пусть они недолго радуют наш глаз, но хранят в себе множество тайн и воспоминаний…

***

Он стоял у широко распахнутого окна. Лёгкий тёплый ветерок небольшими порывами ласково трепал его непослушные волосы. Этот человек вслушивался в прекрасное безмолвие июньской ночи. Его не интересовало ничего: ни крупные заголовки газет, разбросанных на стеклянном журнальном столике, с его именем на первых полосах страниц, гласивших: «Громкая правда Александра Леонтьева», «Великий журналист раскрывает великую тайну» и тому подобных; ни десять оставленных на автоответчике сообщений с предложениями от разных издательств к сотрудничеству; ни старинные часы, которые, казалось бы, недовольно ворча, пробили полночь; ни хаотичный беспорядок, царивший в комнате. Для него была только ночь, разостлавшая перед ним свои просторы.
Мужчина глядел вдаль, на открывающийся с третьего этажа загородного дома пейзаж. Он видел до боли знакомые ему три сосны, стоящие отдельно от основного массива леса, словно три сестры, изгибы приятно нашёптывающей что-то речки, плавный спуск пологих берегов к воде. Он видел всё, каждую деталь, но в то же время его взгляд был остекленевшим и неживым.
Александр думал. Думал о работе, о природе, о людях, о жизни и смерти, о любви и боли.
Он вспоминал все свои журналистские работы, каждая из которых приносила ему невероятный успех. Последняя его работа свела с ума всю страну. Талантливого журналиста захотели видеть везде. Он знал о том, что дома его ждут предложения о новой работе, но даже не потрудился их выслушать. Он больше не мог терпеть этого притворства, лести и мнимых почестей, оказываемых ему другими: ни в одном из своих друзей он не видел настоящего друга; ни один человек не знакомился с ним не из-за славы, богатства и красоты; в этом мире он никому не мог доверять, кроме себя.
«Что мне моё состояние и положение в обществе, думал он, если я не могу найти своё место в жизни? Что мне моя работа, если она не облегчает моего существования? У меня бьётся сердце, и физически я живу. Но умерла моя душа. Умерла десять лет назад…».

***

Ночь 20 июня 1998 года была удивительно тихой, совсем не типичной для обычной городской суеты. Даже редкие проезжие машины не нарушали великолепия этой ночи. На набережной Невы виднелись две фигуры. Красивая девушка шла с молодым человеком, держась за руки. На лицах обоих сияла та рассеянная улыбка, которая обычно присутствует на лицах у влюблённых, оставшихся наедине и совершенно счастливых.
- Саш, посмотри, какая сегодня замечательная ночь! – воскликнула девушка.
- Но с тобой ей не сравниться. – Саша притянул девушку к себе и обнял её.
- Саша, я серьёзно. Посмотри вокруг – всё так тихо и спокойно, и в тоже время в этой тишине, если прислушаться, можно услышать звуки жизни, твоей и моей, любого из людей и всего города; если присмотреться, можно увидеть мир, открытый для тебя только ночью, такой притягательный и неизведанный. – Жарко зашептала девушка.
- Лизонька, с тобой я готов жить в любом мире. – Нежно ответил Александр.
Он смотрел в её глаза и не мог вымолвить ни слова. Она молча улыбалась ему.
- Знаешь, у тебя такие невероятно красивые глаза, - наконец прошептал он. – Они чернее самой тёмной ночи, и порой мне кажется, что я вижу в них звёзды. Они меня гипнотизируют.
- Не зря ты стал журналистом, - рассмеялась девушка. – Ты - большой талант, это сразу видно. К тому же, это очень мило.
Саша поднял её и, радостно смеясь, закружил над землёй. А потом они ещё долго шли молча, вслушиваясь в тишину чудесной ночи.
- Иногда мне кажется странным, - Вдруг заговорила Лиза. – Что писатели и поэты пишут  про войны, преступления, побеги, любовь…Знаешь, я никогда не встречала произведение про белые ночи. Только про них и ни что другое. А ведь они так притягательны! – Мечтательно улыбнулась девушка.
Саша шёл, опустив одну руку в карман. За секунду до слов Лизы он готов был вынуть обручальное кольцо, но не решился.
- А хочешь…Хочешь я напишу о тебе книгу? Ты будешь главной героиней! И  в ней ты обязательно будешь гулять в белые ночи! И никаких звёзд. – Шутливо–серьёзным тоном сказал Саша.
Девушка который раз за ночь рассмеялась своим лёгким звонким смехом, а он вторил ей, чувствуя себя самым счастливым человеком на земле.
Они шли по аллее, когда увидели вдалеке разводящиеся мосты. Они остановились, любуясь этим зрелищем. И даже когда половинки величавого моста остановились, пара ещё продолжала смотреть на них. И чем дальше казались им части моста, тем ближе становились они друг к другу.
Саша больше не мог ждать. Он повернулся к девушке, взял её за руки, и, глядя в её бездонные чёрные глаза, быстро, срывающимся от волнения голосом, спросил:
- Лизонька, ты станешь моей женой?
В её взгляде было много разнообразных чувств, от волнения до счастья, но они ясно говорили ему: «Зачем спрашивать то, о чём ты знаешь?»
И он понял её ответ без слов.
Саша вынул кольцо, блестящее тысячами оттенков самых ярких цветов, и бережно надел ей на палец. Кольцо было необычное. Посередине золотого ободка располагался прозрачный камень, внутри которого россыпью шикарных бриллиантов было составлено  красное сердечко со стрелой.
- Оно прекрасно…так же как и ты. – Прошептал юноша.
 - Я люблю тебя. – Со слезами на глазах сказала девушка.
Он обнял её и тихо шепнул:
- Я тебя тоже…
Так они ещё долго стояли, не понимая, как можно сейчас расстаться и встретиться только завтра, как целую ночь прожить друг без друга.
Они ещё долго гуляли по ночному Питеру. Их глаза светились от счастья, и только в глазах Лизы была тень лёгкой грусти.
- Саш…скажи, ты ведь всегда будешь меня любить? Всегда – всегда? – вдруг спросила девушка.
- Конечно, родная, я всегда буду только с тобой. – Ответил юноша.
Тень беспокойства, взметнувшаяся в глубине её глаз, успокоилась, но была в них неясная печаль, которая иногда проскальзывала в её словах.
- Сашка, ты у меня лучший. Помни это всегда. И знай, что я всегда буду тебя любить. – Улыбнулась Лиза.
- Лизонька, что-то не так? Ты так говоришь, словно…
- Я просто хочу, чтобы ты это знал. – Перебила она юношу. – Всё хорошо. А сейчас мне пора домой.
- Я буду ждать завтрашнего утра…Я буду ждать встречи с тобой. – сказал Саша.
Она, ничего не ответив, поцеловала его на прощание и растворилась в ночи. По её лицу текли слёзы, но Александр не разглядел этого.
С той ночи он больше её не видел. Никогда.

 ***

Он уже не раз вспоминал ту ночь. Но с каждым годом ему становилось всё больнее и больнее от этого. Он не знал, что тогда случилось. На следующий день после ночной прогулки он не дозвонился до неё. Она была сиротой и жила одна без родителей в квартире. Он расспрашивал всех её друзей, знакомых, соседей, но никто ничего не знал. Первый год он не терял надежды найти Лизу, но день за днём его жизнь становилась всё бесцветнее, с каждым новым утром его надежда понемногу угасала.
Александр ушёл с головой в работу и добился в журналистике впечатляющих успехов. Он стал одним из самых  обеспеченных и известных людей, а также завидных женихов Петербурга. Но Александр Леонтьев так и не женился. Он не мог видеть других девушек после Лизы и жил один.
Каждый год, всю ночь 20 июня он проводил у раскрытого окна. Александр боялся выйти на улицу, боялся снова вспомнить те события, так изменившие его жизнь, но именно эта ночь так притягивала его к себе, что он не мог заснуть. Так до утра он неподвижно стоял, глядя вдаль, а потом его жизнь шла обычным чередом.
Но сегодня он почувствовал в себе какое-то новое ощущение. Он понял, что так больше жить не может. Должно что-то произойти. И внезапно он осознал, что именно.
«Пусть Лиза просила меня не жить прошлым, думал он, и я жил настоящим. Но я до сих пор помню её, и со временем моя любовь к ней стала только сильнее. Пусть она просила быть меня сильным, и я был сильным, неся тяжесть этого бремени. Но я больше так не могу. Нет, я не лучший. И я не сильный. Я…Я просто человек».
Он медленно вошёл в комнату, взял со столика фотографию Лизы. Александр провёл рукой по её лицу, застывшему в легкомысленной улыбке. «Я люблю тебя, родная. Всегда любил, и всегда буду любить. Я сдержал своё слово». – Прошептал он. Затем положил снимок – единственную вещь, доказывающую, что Лиза действительно была, - в карман, повернулся и решительно направился обратно к окну.
***

- Настенька, девочка моя, слезь с подоконника! Я за тебя боюсь! – Умоляюще твердила пожилая женщина проворной хрупкой девчонке.
Настя вздохнула и повиновалась.
- Не волнуйся, тётя Анжела, я больше так не буду. – Успокоительно сказала девочка.
- Ну, надо же, десять лет живёшь в Англии, а характер-то не английский. Хотя теперь я знаю, почему.
- Тётя?..
- Да, мне есть, что тебе рассказать. Сядь, пожалуйста, рядом со мной. – Анжела указала на кресло рядом с собой.
Девочка послушно села, глядя на тётушку своими необычными бездонными чёрными глазами.
- Видишь ли…Начну с того, что ты знаешь, что я тебе не родная мама, и…
- Тётя, ты же знаешь, как я тебя люблю, и мне абсолютно всё равно, что ты мне не родная мать. – Перебила девочка.
- Я хочу рассказать тебе о твоей матери и отце. – Тихо сказала Анжела.
Настя слегка испуганно посмотрела на неё.
- Но тётя…Ты никогда не…
- Понимаешь, твоя мама попросила сделать это, только когда я найду твоего отца. И я хочу исполнить её волю. Ты готова меня выслушать?
Девочка молча кивнула.
- Около десяти лет назад, ко мне сюда, в Англию, приехала моя сестра, Лиза, – твоя мать. Она была уже беременна тобой. Лиза сообщила мне, что намерена рожать здесь. Я обрадовалась и радушно приняла её в свой дом.
Я редко видела свою сестру, но через некоторое время поняла, что Лиза что-то скрывает. Мне пришлось долго уговаривать её рассказать о том, что её мучает. В конце концов, она открыла мне свой секрет. Твоя мама была больна онкологическим заболеванием – у неё нашли опухоль мозга. Практически сразу после родов Лиза умерла.
Перед смертью она попросила меня воспитать тебя и передала конверт, который я должна была вскрыть за полгода до твоего десятилетия. В конверте я нашла три письма и подарок на твой день рождения. Одно из писем было для твоего отца, другое для тебя, третье для меня. В письме ко мне она просила меня сначала разыскать твоего отца, а потом объяснить всё тебе. Вот, прочти своё письмо.
Анжела подала сложенную вчетверо бумагу девочке. Настя раскрыла письмо и стала внимательно вглядываться в написанные ровным красивым почерком строки.

«Дорогая Настенька, девочка моя, если ты читаешь это письмо, то меня уже нет в живых. Анжела, наверно, рассказала тебе, почему. Я не могу выразить всего в этом письме. Прости меня, если сможешь, за то, что я оставила тебя, но на всё воля Божья. Я уверена, что тебе хорошо все эти годы было с тётей. Она полюбила тебя сразу, ещё до твоего рождения. Как и я.
Доченька, хочу открыть тебе ещё один секрет. У тебя есть ещё один близкий человек. Это твой отец. Прошу тебя, будь к нему добра. Я так виновата перед ним! И перед тобой тоже… Анжела всё тебе объяснит.
Будь сильной, всегда иди к своей цели и помни: моя любовь всегда с тобой.
С любовью, мама». 
Настя перечитывала письмо снова и снова, и по её лицу катились прозрачные слезинки. Справившись с собой, она отложила письмо и спросила:
- Мой отец… Он жив?
- Да, дорогая. Более того, я узнала, кто он и нашла его. Лиза всё предусмотрела.  – Ответила тётушка.
- Когда я смогу его увидеть? – Прошептала девочка.
- Скоро. Но думаю, сначала лучше ему позвонить.
- Ты права, тётя. – Анжела направилась к телефону, но на полпути внезапно остановилась.
 - Тётя Анжела… О каком подарке ты говорила в самом начале?
- Ах, это. Ну, иди сюда. – Улыбнулась Анжела.
Настя подошла к тётушке. Анжела достала из конверта кольцо и подала девочке.
- Это кольцо подарил Лизе твой отец. Он сделал ей предложение как раз перед самым отъездом. – Пояснила тётушка.
- Оно невероятно красивое. – Восторженно прошептала девочка.
Действительно, прозрачный камень с сердцем, пронзённым стрелой, выглядел просто потрясающе. Как и в тот день, когда оно было подарено в знак любви и принято в знак согласия…

***

Он стоял на краю пропасти, обдаваемый жарким дыханием ночи, и готовый нырнуть в её объятия. Этот человек нашёл выход из своего положения.
Александр знал, что третий этаж – это невысоко. Но знал также, что внизу асфальт, а рядом никого нет. И это придавало ему решимости.
«Мне незачем жить, думал он. Не к чему стремиться, некого любить. Я всё потерял».
Он глубоко вздохнул и слегка наклонился вперёд.
В комнате раздался телефонный звонок.
Александр раздражённо обернулся. Кто мог звонить ему в такое время? Хотя теперь ему было всё равно. Он снова придвинулся к окну.
Но телефон не переставал трезвонить. Александр неохотно подошёл к нему и поднял трубку, рассчитывая побыстрее разделаться с собеседником.
- Алло?
- Папа?.. – Этот голос заставил Александра застыть и перенестись на десять лет назад в ту памятную ночь.
- Л…Лиза? – Ошеломлённо сказал он.
В трубке послышались звуки какой-то возни и уже другой, более взрослый голос сказал с лёгким иностранным акцентом:
- Александр Владимирович Леонтьев?
- Да, это я. – Всё ещё слабым голосом ответил Александр.
- У меня есть новости относительно Лизы. Завтра вы всё узнаете. Только встретьте нас в аэропорту, хорошо?..

***

Лето 2018 года выдалось очень жарким. Температура зашкаливала за тридцать градусов, и каждый, как мог, прятался от невыносимого зноя. Кто покупал мороженное и напитки, кто купался в городском фонтане, кто прятался в тени деревьев и домов.
Сорокалетний мужчина сидел в своём кабинете, читая развёрнутую, потрёпанную из-за многоразового чтения перед ним бумагу. Время от времени он улыбался каким-то своим мыслям, вчитываясь в написанные ровным почерком строки.

«Сашенька, гласило письмо, у меня нет стольких слов, чтобы выразить все мои чувства. Я надеюсь, ты простишь меня за всё. Я думала, что так будет лучше, не хотела тебя мучить. Я знаю, что причинила тебе боль, знаю, что тебе было плохо. Прости меня, если сможешь. Я была неправа. Но я уверена – ты сильный, ты сможешь всё преодолеть. Помнишь, что я тебе говорила в нашу последнюю ночь? Я увидела это в тебе с самого начала, с нашей первой встречи. Те два года, что я провела с тобой, были лучшими годами моей жизни. Увы, все мы смертны. Я чувствую, что скоро умру, но на всё воля небесная. Я буду смотреть на тебя с небес, я стану твоим ангелом-хранителем. И ещё. Настенька очень похожа на тебя. Такая же красавица и умница. Я надеюсь, она сможет всё понять. Будь с ней ласков, как когда-то был ласков со мной. И помни: я люблю тебя.
Твоя навсегда,
Лиза».
Внезапно в его комнату влетела молодая девушка, необыкновенная по своей красоте. Её глаза были черны, но взгляд их светел, чист и прозрачен. Белое платье было подобрано в тон волосам.
- Папочка, ты не представляешь себе, как же я люблю лето! – Воскликнула она, закружившись по комнате.
- А как я его люблю… - Сказал мужчина с задумчивой улыбкой, подходя к дочери.
- А какая сегодня была ночь! Ах, я так люблю белые ночи!
- Ты так похожа на свою маму, Настенька. – Тихо проговорил отец.
Она обняла его и прошептала:
- Ну что ты, пап, теперь ты всё знаешь, она любила тебя, точно также как люблю и я!
Отец отстранился от неё и, глядя со слезами радости в глазах, сказал:
- Знаешь, я закончил свою книгу. И я знаю, как назову её.
- Правда? Это здорово! И как же?
- Когда я встречался с Лизонькой, она всегда говорила мне о том, как любит одно чудесное явление природы. А ещё она была удивительной черноглазой блондинкой. И про себя я дал ей ещё одно, другое имя.
Он подошёл к столу и, взяв ручку, уверенной рукой вывел название книги, посвящённой своей вечной возлюбленной:
Белая Ночь.


Рецензии
Интонация этого замечательного произведения напоминает "Белые ночи" Достоевского.

Анатолий Обросков   01.07.2010 01:15     Заявить о нарушении
Что ж,может быть))
Но я ни в коем случае не ориентировалась на Достоевского,хотя этот писатель мне нравится))
Спасибо за отзыв :)

Кузнецова Ирина   01.07.2010 09:15   Заявить о нарушении
У вас схожее виденье этого чуда Белых Ночей Петербурга...

Анатолий Обросков   01.07.2010 21:18   Заявить о нарушении
К сожалению, я не живу в Петербурге, но была несколько раз там летом, и белые ночи Петербурга действительно оставили в моей душе след)))

Кузнецова Ирина   01.07.2010 21:39   Заявить о нарушении
Это замечательное время... Сегодня, кстати, в Питере был ливень с градинками.

Анатолий Обросков   02.07.2010 01:13   Заявить о нарушении