Душа шамана. Происхождение

Эту удивительную историю я слышала от разных людей  и в разных местах: в Антипаютинской и Находкинской тундрах, от ненцев – жителей посёлков Антипаюта, Находка, Тазовский и Газ-Сале Тазовского района Ямала. Разумеется, варианты толкования отличались друг от друга. Очень долго думала и решила написать лишь после того, как одна из дочерей шамана сказала мне: «Пишите, Нина Николаевна, Вам мы доверяем потому, что Вы – наша землячка и цените обычаи и традиции своего ненецкого народа и думаем о том, что Вы напишете о шамане очень аккуратно и деликатно. Знаете ли Вы о том, что настоящая фамилия нашего отца была… другая?!»

Года три назад в больнице посёлка Тазовский завершил своё земное каслание шаман Енара Салиндер. Это был мужчина среднего роста, коренастый, быстрый в движениях. На его смуглом лице сияли светлые карие глаза, чёрные негустые волосы обрамляли приятное лицо с небольшим носом и волевым подбородком, а натруженные руки всегда были загорелыми, потому что он постоянно занимался чем-то: чинил лодки, нарты, плёл тынзяны (арканы из оленьих шкур), делал разные вещи, необходимые в быту, чинил сети, ловил рыбу в студёной Тазовской Губе… В его паспорте значилась дата его рождения – 1 мая 1924 года, хотя в те далёкие времена ненцы из Антипаютинской тундры, откуда он родом, никогда не знали даты своего рождения и тем более не имели свидетельства о рождении.

Для нас, тундровых ненцев, дата рождения человека никогда не имело особого значения, старейшины рода говорили так: когда родился этот человек, то в том году погибло много оленей от страшной болезни в тундре или тогда, когда в конце зимы закончилась война… Письменности у ненцев долгое время не было и потому в памяти народа запоминались лишь особые приметы природы, случаи из жизни, важные или необычные события.

В шестидесятые годы прошлого столетия во время массовой паспортизации жителям  тундры и посёлков работники сельсоветов написали всем, особенно старшему поколению, приблизительный возраст: число, месяц и год рождения. Возраст определяли на глаз и потому многие дети оказались старше своих родителей. Но, может быть, Енара  действительно родился 1 мая 1924 года. Интересен тот факт, что шаман Енара Салиндер умер именно 1 мая, но… уже 2005 года. В этом тоже есть что-то магическое и загадочное.

По своему происхождению Енара был незаконнорождённым. Его мать была работницей богатых ненцев из Антипаютинской тундры. Мало кто помнил его мать, но Енара знал то, что его мама была красивой женщиной и большой мастерицей по пошиву одежды. В те годы незаконнорождённых детей в тундре не воспринимали, даже не признавали. Это считалось большим грехом и позором.

Однажды хозяин стойбища отправил свою работницу, мать Енары, в далёкое стойбище своих родственников для работы с большим стадом оленей, которых нужно было отправить на север.
В это время в стойбище хозяина заболели олени болезнью «Ты хабча». Хозяин-старик решил накормить мясом больных оленей некоторых своих собак, которые не выдержали такого испытания и сразу же подохли.

Потом старик накормил мясом от больных оленей маленького мальчика Енар, которому к тому времени было около четырёх лет. Имя мальчика по-ненецки действительно было Енар.  «Енар ни нга! Енар вуни нга!», что в переводе с ненецкого на русский язык буквально означает: «Что-то ерундовое, ничего не значащий».

Это был намёк на его происхождение. Позже русские люди стали писать и называть его Енара Салиндер. Фамилия Салиндер досталась ему от хозяев, где работала его мать.
А тогда, в отсутствие матери, старики так плотно накормили мальчика Енар мясом, что он сразу же сильно заболел. К вечеру второго дня малыш уже не подавал никаких признаков жизни. Старик понял, что мальчик умер, и принял решение оставить его на той стоянке, где стоял чум.

Как положено в таких случаях, ребёнка одели, укутали, поставили на нарту, на саване сделали прорезь над лицом, как принято у ненцев (издревле ненцы считали, что покойник после смерти, возможно, будет дышать и будет жить своей новой жизнью на том свете), но не забили для него ни одного оленя, а сами уехали подальше от этих мест.
Спустя много лет сам Енара Салиндер вспоминал и рассказывал людям тундры следующую историю из своей жизни:

« … Давно это было. Хозяева оставили меня одного. Это было зимой, может быть даже в начале весны, когда кое-где сквозь снег стала появляться земля. Помню тот момент, когда очнулся оттого, что кто-то обмахивал моё лицо чем-то мягким и влажным… Кто-то лил  в рот водичку. Открыл глаза и увидел, что надо мной летала большая белая птица, которая обмахивала моё лицо мокрым крылом и водил им по моим губам. Мне от влаги, которая попадала в рот, стало лучше. Потом снова потерял сознание…

Но этот кто-то клал мне в рот ягодки.  Потом  увидел над собой летающего  большого белого лебедя, который тормошил меня, клювом хватал за одежду, пытался поднять с нарты, опустить на землю. Каким-то чудом я встал и двинулся за лебедем, а лебедь забегал вперёд и звал меня за собой…

Продолжение см. "Известный шаман Мертяко".

Май 2008 г.
Ядне Нина Николаевна.


 


Рецензии
Удивительная история. Как интересно на Вашей страничке!

Елена Гвозденко   25.09.2014 21:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Читайте дальше. м.б. что интересное прочитаете у меня. Нина Ядне

Нина Ядне   25.09.2014 21:31   Заявить о нарушении
Оторваться невозможно, это как окошко в другой, интереснейший мир.

Елена Гвозденко   25.09.2014 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.