Ч. 4. Иерусалим

 фото  http://www.msvis.ru/activityS8.htm
http://vkontakte.ru/album12674826_91450920

           Утро, автобус, с собой - теплая одежда. В Иерусалиме всегда холодно, и всегда солнце.  И мы едем!  Рина спрашивает нас, возможно ночью кто -то плохо спал, кто -то волновался, кто - то готовился, ведь мы едем в Иерусалим!  Вот так серьезно.  В самолете я летела вместе с группой русских паломниц во главе с молодым  священником.  Было видно, что эти немолодые женщины долго готовились к поездке в Иерусалим, для них это - долгожданное и волнующее событие. Приложиться, припасть к святыням - может быть, главное в их жизни.  Конечно, они ночь не будут спать.  У меня значимость этого события была   невелика.  Так же, как и вообще значимость  поездки в Израиль до того, как я в нем очутилась.  Я даже подумать не могла, как здесь все  здорово!  Действительно, все самое лучшее! У израильтян я заметила высокую значимость Иерусалима. Они гордятся. Конечно, есть чем гордиться!


            При въезде в город отчетливо ощущается вот эта социальная аура : религиозный трепет, благоговение, волнение паломников.


      Итак, Иерусалим. Рушалимум (20-19 вв.до н. э.!), Ирушалем, Город Давида, Святой Город, Град Божий, Божественный Лев(Ариэль), Верная Столица,  Вечный Город,  Град справедливости, Город Храма, Город Мира, Город Золотой . Сколько у него имен! Возможно, это не все...


      В Иерусалиме сосуществуют ведущие святыни трех мировых религий. Город имеет трагическую судьбу : Иерусалим захватывался более восьмидесяти раз, неоднократно разрушался до основания и вновь возрождался из руин, иногда полностью меняя свой облик.


         Выходим  из автобуса.  Идем крестным путем Иисуса с 14 остановками в памятных местах.  Виа Долороза ( крестный путь ) - от Претории до Голгофы прошел Иисус в день своего распятия.  Рина говорит, что Иерусалим - это живая сущность, а Стена Плача - ближайшее место к каналу Божественного присутствия.  А уровень измеряется не от уровня мирового океана, а от уровня неба.

 
         Лабиринт  очень узких улиц.  Везде торговля.  Вот здесь на месте святыни туристы, прикасаясь,  проделали глубокую дыру в камне. А здесь, внутри храма, на мозаичном полу древний рисунок : игра в крестики-нолики.  Играли стражники.  Только игра недетская: проигравший подвергался жестоким пыткам.  Опускались в камеру пыток с железными крючками в стене, заходили в маленькую комнату - склеп с надписью "Темница Христа".  Вот здесь, на площади, место падения Иисуса.  Рина говорит, что многие туристы здесь падают на  камни.  Вокруг торговля.  Прошли  всем  Крестным путем.  И вот - Храм Гроба Господня.  Мне очень понравилась небольшая солнечная площадь  перед входом в храм.  Здесь комфортно и уютно, как у себя дома.  На каменной мостовой расположилась большая группа молодых солдат.  Храм очень большой, мы находимся в нем около двух часов, обойти весь за это время  нереально. Идет Великий пост, но народу в храме умеренное количество, толпы нет.  Поднимаемся на Голгофу, обходим мирроточивые камни.  Под руководством Рины совершаем множество ритуалов.  Опалили свечи от нерукотворного огня.  Подошли к Гробу Господня. И прочее, прочее... Рина показала нам сгоревшие иконы, которые самовосстанавливаются, то есть изображение начинает проступать.  Показала "фотографии сущностей", то есть фотографии икон, возле которых мы стоим,и на фотографиях проявилось нечто, чего нет на иконах. После посещения Храма Гроба Господня  Рина говорит:" А сейчас я проведу вас такой дорогой, которую и израильтяне не знают. Вы удивитесь".  И мы идем мимо бесчисленных древностей, мозаик, фресок, археологических раскопок,  и так далее.  Арабский  базар. В этих узких улицах.  " У кого квартиры на первых этажах, те богатые" - это говорит Владимир.

        Попадаем в Еврейский квартал. Крошечная каменная  площадь  в окружении домов, и на площади растет живое апельсиновое дерево с множеством  огромнымых  апельсинов .  Это было неожиданно - живое дерево, такое большое,  красивое, среди камня.  Яркие шары апельсинов. Я действительно удивилась.


           Еврейский квартал - это современные жилые дома,узкие каменные коридоры.  Все очень живописно и артистично : двери с чеканкой, кованые ограды и решетки, бесконечные красочные витражи, экзотические растения и цветы.  Везде художественные элементы.   Здесь жилье чрезвычайно дорогое, здесь не живут, все сдается в аренду.  Петляли, петляли, без проводника отсюда долго не выберешься.    Выходим к Масличной горе. Здесь играет большая группа детей.  Красивейшая панорама города. Снова археологические раскопки.  В Иерусалиме существует закон, по которому все дома должны быть облицованы иерусалимским камнем.  То есть все дома белые.  Тот самый красивый белый цвет, который золотится на солнце.  Несколько минут, и мы у Стены Плача.


      Стена Плача - это святыня евреев всего мира.  Стена Плача - это уцелевшая после разрушения Второго Иерусалимского храма часть западной стены.  Для еврейского народа Стена Плача - это символ прошлого и надежда на будущее.


     Инструктаж Рины по поводу ритуала, и мы расходимся. На левой, мужской, половине Стены - свободно. На правой, женской , половине Стены  - мест свободных нет.  К Стене не подойти, женщины стоят вплотную. Я жду, когда освободится место, чтобы подойти к Стене.  Рядом со мной совсем молодые иудейские девушки, лет по 18 - 20, в длинных черных одеждах,  со святыми книгами в руках, неистово молятся, качаются, и плачут настоящими  живыми слезами. Рыдают.  Рядом - высокие ступени и вход в помещение.  Поднимаюсь и захожу туда.  Это что -то вроде библиотеки с религиозной литературой.  Здесь продолжение Стены, и здесь тоже молятся.  В Стене все щели между камнями плотно утрамбованы записками с просьбами и покаяниями.  Новые  записки туда  уже не входят.  У Стены стоит много стульев, на них сидят, отдыхают. Девушки - солдаты с автоматами у Стены. Невеста у Стены. Нам повезло увидеть здесь еврейскую свадьбу.  Молодожены с гостями фотографируются  у Стены, а я фотографирую их.  ( вернулась домой, испортилась флэш-карта и большинство фотографий погибло. Но это фото - еврейская свадьба у Стены Плача - сохранилось!) А еврейские свадьбы - это тема, достойная отдельной книги. 

 
      Стена Плача тщательно охраняется.  Много вооруженных полицейских.  И , конечно, ортодоксы. В огромных черных шляпах, коротких черных брючках и белых носках.  И , естественно, с пэйсами.   То есть волосы на висках никогда не стрегут и заплетают их.

 
      А мы уже снова в автобусе. Обратный путь.   В Иерусалиме есть ортодоксальный район.  Где живут одни ортодоксы.  И на улицах их здесь больше, чем в других местах.  В Израиле в пятницу в полдень, " когда заходит  суббота", начинается шаббат. В это время по религиозным канонам  нельзя работать.  Если в шаббат по ортодоксальному району проедет автомобиль, его закидают камнями.  Мы едем по ортодоксальному району.  И в автобусе прозвучал вопрос: " А чем они занимаются?"   Ответил Владимир : " Учатся и молятся".  Через некоторое время снова вопрос :  " А чем они занимаются?". И снова ответил Владимир : " Учатся и молятся. "  Возможно, и в третий раз был тот же вопрос. А есть ли занятия более важные, чем учиться и молиться?


      Геннадий Алексеевич сказал :  " Город, в котором побывать раз в жизни".
      Почему раз в жизни? Можно и много раз.


      Проехали по городу . Медицинский университет. Израильский суд. "  Не дай Бог иметь дело с Израильским судом!"  - это Рина.  В Иерусалиме ведется строительство трамвайных путей. Город перекопан.


      В Иерусалиме было ощущение , что находишься в центре мира. Что здесь - главное.  Точка отсчета.   Конечно, социально(эгрегориально) навязанное ощущение.


        Мы побывали в самом сердце Иерусалима. Мы наблюдали его с окрестных холмов, с разных ракурсов.  Иерусалим нельзя познать  до конца.
Непознаваем, как Бог.  Израильтяне здесь блуждают и теряются, и не могут друг друга найти в двух улицах.


       Закончить хочется на романтической , поэтической волне:
                Под небом голубым есть город золотой
                С прозрачными воротами и ясною звездой.
                А в городе том храм, все травы да цветы,
                Гуляют там животные невиданной красы.

                Одно как желтый огнегривый Лев,
                Другое - Вол, исполненный очей,
                С ними золотой Орел  небесный,
                Чей так светел взор незабываемый...

    Эти слова и образы удивительно точно передают ощущения Иерусалима.  А эти царственные могучие прекрасные - животные, олицетворяющие каждый свою стихию,  почти реально ощущаются в городе, как будто живут здесь и парят над  ним.  Не случайно мы вспоминали эту песню, Володя сказал, что автор стихов - израильский поэт.  Я искала в интернете автора стихов, но не нашла.    Песня на эти стихи - маленькая визитная карточка Иерусалима.


            Обратная дорога в Эйн Геди. Издалека видим Иерехон. Туда нельзя. Закрытый город.  Это один из древнейших городов.  Проезжаем Контораль - гору сорока дней искушения Иисуса.

Часть5. Монастыри. Эммаус. Латрун.http://www.proza.ru/2010/01/11/439























 


Рецензии