Первый Человек

Однажды случилось так, что я, прогуливаясь по темным вечерним улочкам нашего маленького городка, который знала целую вечность, набрела на переулок, совершенно мне незнакомый. Чувство природного любопытства, свойственное не только Варваре, пересилило во мне понимание того, что ходить вечером по незнакомым переулкам опасно. И стоило мне шагнуть на асфальт, принадлежащий уже ему, как произошло нечто по-настоящему странное.
Мой родной город исчез. Просто взял - и исчез, не сказав на прощание ни словечка. Его заменило какое-то непонятное вязкое и искристое пространство, из которого я вывалилась непролазные джунгли.
Знала ведь, что ни до чего хорошего вечерние прогулки не доводят!
Но вот что странно, я оказалась не одна. В этом непонятно откуда возникшем месте находился еще один, как я позже узнала, человек. Он был весь поросший шерстью, с большими печальными глазами.
Это существо сидело на камне и смотрело куда-то совсем далеко, будто бы мы были не в этом непролазном лесу, а на берегу океана. Оно будто бы не замечало моего присутствия, а потому меня застал врасплох его тихий, но какой-то глубокий голос.
- Не правда ли, печально? - произнесло существо и перевело на меня свои невероятно красивые глаза.
- Что печально? – переспросила я, усаживаясь на соседний камень.
- Все эти создания, они не могут понять меня…
Мы помолчали, а потом это существо вдруг будто бы проснулось и уставилось на меня напуганным, но, вместе с тем, полным какой-то странной надеждой взглядом.
- Кто ты? – взволнованно спросило оно. – Я раньше таких животных не видел… Неужели ты… тоже человек?..
- А ты человек? – удивилась я, внутренне заметив, что люди, строго говоря, тоже животные.
- Не знаю, - тут же засомневалось это создание. - Но мне так сказала Ооуг, - поспешило добавить оно, но, не увидев на моем лице и тени понимания, спросило. – Ты не знаешь Ооуг?
- Нет. А кто это?
- Старейшая из обезьян. Она мудра и все знает. И она сказала, что я - Первый Человек.
«Первый Человек?..» - не поверила я. -  «Неужели я встретилась с Первым Человеком?!»
- И… и что случилось? Почему ты один? – спросила я.
Первый Человек погрустнел.
- Остальные животные не хотят разговаривать. Даже Старейшая думает, что желание общаться – это странно. Она говорит со мной, только если ей нужен совет… И мои дети такие же… говорят только в крайних случаях…- тут его глаза будто бы стали ярче и он с жаром произнес. – Но теперь все в порядке! Ведь ты тоже человек и теперь нас, «говорящих», двое!
Так передо мной и правда Первый Человек…. Невероятно! Я ведь имею возможность узнать теперь то, чего не знает никто, совсем никто из ученых!!!
Встреча с Первым Человеком настолько меня взволновала, что я перестала беспокоиться о том, как попасть домой. Я судорожно перебирала в голове вопросы, которые нужно задать ему, что наиболее важно узнать.
- А ты… - неуверенно начал он. – Где ты была все это время?.. Почему я тебя раньше не видел?..
Я задумалась. Что ему ответить?.. Поймет ли он понятия будущего, планеты, путешествия?... Наверняка он не имеет ни малейшего представления обо всем этом…
Первый Человек терпеливо ждал, видя, что я пытаюсь подобрать слова. В конце концов я поняла, что никак не могу адаптировать происходящее для того, кто не задумывается об измерении времени, и решила рассказать как есть:
- Я пришла из будущего, то есть я живу через много-много лет после тебя. Так много, что даже представить сложно… Не знаю как так получилось, но я попала к тебя сюда… Ах… ну… как же объяснить?..
- Я понимаю.
Его ответ меня потряс. Понимает?.. Но ведь он всего лишь житель каменного века! Как он может понять что-то такое, как путешествие в прошлое, если не учет даже огонь добывать?!!
Видимо в моем взгляде отразились мысли, ибо Первый Человек сказал:
- Я не как обезьяны, помы или ририши, я много размышлял о самом разном, вплоть до того, почему я, человек, появился? В частности я думал о том, что будет потом... После того, как я исчезну.
Я была шокирована. Быть не может, чтобы неандерталец думал о таких вещах! Невозможно, что уровень развития человека изначально был столь высок!
- Так значит, потом будут еще люди? – спросил Первый Человек. – Больше, чем племя обезьян? Мы отвоюем их территорию?
- Намного, намного больше. Более того, люди станут сильнее любого зверя, весь мир будет принадлежать людям.
Первый Человек как-то даже обрадовался моим словам. Тут я вспомнила, что он что-то говорил о своих детях…
- Послушай, а есть ли еще люди здесь?
- Да, есть… Но, как я уже говорил, они неразговорчивы и вообще, не хотят меня понимать… Я им пытался объяснить, как обрабатывать камень, чтобы он был прочнее, но они считают все, что я говорю, чепухой… А их мать умерла при рождении младшей дочери. Я остался совсем один.
- А можешь показать мне их?
- Ты что, тоже думаешь, что говорить – глупо? Все люди будущего такие? – забеспокоился Первый Человек.
- Нет, что ты! Просто мне интересно…
И тогда Первый Человек отвел меня к своим детям. Мы шли по этим пугающим джунглям, и я силилась запомнить как можно подробнее все, что меня окружает. Шли мы недолго; как оказалось, Первый Человек не отходил от убежища далеко, боясь нападения хищников. Собственно, убежище оказалось пещерой, внезапно выросшей посреди высоких деревьев и непролазных кустов.
Внутри пещеры были люди. Именно те первобытные люди, которых я представляла на уроках истории.
Внезапное осознание того, что это только Первый Человек был настолько умен, а его потомки были отброшены на несколько ступеней развития назад, поразило меня. Как так могло произойти? Почему так произошло?
- У тебя есть имя? – почему-то этот вопрос пришел мне в голову только сейчас.
- Имя?
- Ну да, как тебя называют?
Первый Человек на пару мгновений задумался и ответил:
- Аруэру.
- Аруэру, неужели никто-никто из них не «говорит»?
Он отрицательно покачал головой, и я в который раз поразилась тому, что его облик совсем не вязался с его цивилизованностью. Ну совсем он не походил на первобытного человека!
А потом я поняла, что ему, должно быть, очень одиноко в этом мире, где нет никого, кто способен его понять…
Мы с ним еще очень долго говорили на самые разные темы. Я почти не помню ничего из наших следующих разговоров – больше рассказывала я, о своем мире, об изобретениях, науке… Аруэру было интересно все и ему не нужно было все подробно объяснять – он довольно быстро доходил до этого сам.
А потом что-то произошло, и я снова оказалась у себя в городе, так, где был таинственный переулок, ведущий в прошлое. Именно что был, теперь на его месте находилась кирпичная стена, которая и должна была там быть.
Времени за мое отсутствие прошло, видимо немного, потому что родители даже еще не поужинали. И их разговоры, поведение, действия были такими обыденными. Что мне самой не верилось, что я встретилась с Первым Человеком.

Все следующие дни кирпичная стена была на месте. Так что я даже сама начала считать, что мое путешествие в прошлое было наваждением или чем-то вроде этого. Но почему-то мои ноги всегда, куда бы я ни шла, приводили меня к этому месту. И большие печальные глаза Первого Человека снова и снова всплывали в моей памяти…


Рецензии