Этот загадочный Лютерман. Страничка филокартиста

         
                Александр Носков.

ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ЛЮТЕРМАН.СТРАНИЧКА ФИЛОКАРТИСТА


             История отечественной филокартии всё ещё остаётся малоизученным.  Одним из её белых пятен является издательская деятельность  Р  Лютермана. Возможно, данная публикация наметит дальнейшие пути изучения этого вопроса.
             В биографическом плане Р. Лютерман предстаёт едва ли не более загадочным, чем его  предпринимательская деятельность. Считается, что он был выходцем из Германии (1), имел проживание в Петербурге на Невском проспекте, в доме № 34, напротив Городской Думы (2). Здесь же  находились принадлежащие ему фабрика,  склад и магазин  искусственных цветов и зелени,  цветов для шляп, склад и контора канцелярских принадлежностей, склад бумажных товаров (3). В 1913 г. склад бумажных товаров  «превратился в магазин канцелярских принадлежностей» (4). Дом  Лютермана сохранился.  Он   находится по своему историческому адресу сбоку от Римско -  католического костёла  Святой Екатерины, со стороны Михайловской улицы. Заведение Лютермана изображено на известных  открытках с видом  Римско-католической церкви св. Екатерины. Одна из них издана фирмой «Ришар», другая  самим Лютерманом, опубликована Н. Мозохиной (5).  На данной открытке слева по нижнему края  напечатано мелким шрифтом: Editeur  R. L., St. Petersbourg  №, 170.               
         Есть основания считать, что предпринимательская деятельность Р. Лютермана начиналась с изготовления искусственных цветов. Его  «Руководство к практическому изучению производства искусственных цветов, зелени и принадлежностей для цветов»  было издано в 1895 и, вторично,  в 1899 году.  Не исключено, что  цветочное дело он унаследовал от отца.  На это указывает одно  из рекламных  объявлений, где  к фамилии   Лютерман добавлена приставка  – младший (6).
           Кроме изданных им открыток, сведений о Лютермане – издателе практически   не известно.  Исключением является  сообщение Натальи Мозохиной о том,  что ею в ведомственном архиве Государственного Русского музея найдена следующая запись в журнале заседания художественного отдела музея:  «Заслушано прошение купца Р. Лютермана о выдаче ему удостоверения, что со стороны Русского музея нет препятствий к продаже изготовленных им открытых писем с изображений произведений, находящихся в собрании музея»(7). В устной беседе  Мозохина любезно сообщила, что данная запись относится к 1903 году. На основании этой записи ею был сделан следующий вывод: «Название издательской фирмы не указано, но связь Р. Лютермана с изданием открытых писем установлена»(8).
Попутно отметим, что в начале 1900-х гг.  с Русским музее сотрудничали многие издатели открыток, например, А.Я. Ильштейн. Его открытка с картины А.А.Наумова «Старый друг» из собрания Русского музея была разрешена цензурой 5 июля 1902 г.Напротив, сведений об открытках с картин Русского музея, изданных Лютерманом, не обнаружено. 
         Начиная с выхода постановления министра внутренних дел России от 19 октября 1894г.,  отменившего монополию почтового ведомства и разрешившего  выпуск бланков  открытых писем частного изготовления  многие хозяева заведений по торговле аптекарскими, табачными, канцелярскими, бумажными и иными товарами  всё больше начинают заниматься изданием и продажей открытых писем. Р. Лютерман,  как владелец склада и магазина канцелярских принадлежностей,  очевидно, вошёл в их число.
          Недавно итальянский  коллекционер Пьер Паоло Вики на основании изучения ранних открыток с видами Петербурга выдвинул версию, что Лютерман является основателем  хорошо известного филокартистам издательства «Ришар».  В  пользу этой версии говорит название фирмы, являющееся французской калькой немецкого имени Рихард. Сеньор Вики рисует следующую схему: «Сначала появились открытки с инициалами «R.L», потом с именем Ришара Люттермана(Лютермана), а затем фирма получила официальное название «Richard», которое впоследствии было русифицировано» (9)
          То, что Лютерман мог иметь прямое отношение к издательству «Ришар» -  вполне допустимо. Но предложенная  П.Вики схема последовательной трансформации открыток Лютермана в открытки издательства «Ришар» вызывает обоснованные сомнения.
           Открытки  издательства «Ришар»  появились одновременно, если не раньше открыток Лютермана.  Это были открытки различных типов. В частности, в 1899 «Ришар» выпустил открытки  с видами  Гатчины. Они считаются  первыми  из гатчинских открыток. На них изображена императорская резиденция: дворец, плац с памятником Павлу I, парк и собственный сад.  (10). По меньшей мере, с начала 1900-хгг. фирма «Ришар» издаёт  серии  фотопечатных  открыток с картин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи.  При этом название фирмы даётся на французском языке. Издательский знак имеет характерную композицию  в  виде овальной  эмблемы. До 1905 г. Издательство «Ришар» выпускало и театральные открытки, которые позже стали печататься  «почти исключительно московской фотографией "К.А.Фишер» (11).
         
      Следовательно, утверждение  сеньора Вики, что издательство «Ришар» возникло на основе издательства Лютермана,  вряд ли соответствует действительности. При этом нельзя исключать возможности  каких - либо контактов  между ними. На них указывает полная идентичность открыток с видом дома Лютермана на Невском проспекте, изданных  издательством «Ришар» и «R.L» (Лютермана –А.Н.)
       Что же касается открыток выпущенных самим Лютерманом, то, возможно, к самым ранним  из них относится сувенирная открытка с рисованным изображением Медного всадника (12). Название открытки приводится на русском и французском языках: Пётр Великий/Pierre Le Grand| С.Петербургъ /St/ Petersbourg/. Название издательства  - на русском и немецком: Р. Лютерман  С.-П.Б./R. Luttermann  jun. St. Petersburg/. На соответствующем сайте РНБ эта открытка датируется 1898 г. Примечательно, что здесь к  фамилии Лютермана добавлена приставка «jun»  - младший, как и на вышеуказанной рекламе в справочнике «Весь Петербург».
           Странно, что исследователи открыток  Лютермана  упускают из внимания  изданные им  открытки с видами петербургских окрестностей,  в частности, города Луги и станции Териоки..
       Лютерман посвятил Луге серию из 21  открытки, напечатанной  в чёрно- белом и цветном  вариантах. Каждая открытка имеет свой порядковый номер Серия охватывает, практически все основные  примечательности города, за исключением вида Базарной площади, с торговыми лавками и пожарным депо.
       Лужская серия Лютермана включает  следующие открытки, согласно их порядковым номерам (после тире даются  комментарии к каждому сюжету):
       №1. Общий вид с горы - вид на  Екатерининскую церковь и Воскресенский собор  с правого берега р. Луги.
       №2. Собор – вид от реки  на Екатерининскую церковь и Воскресенский собор в окружении Церковного сада.
        №3. Вид реки  Облы с линии железной дороги 
        №4. Общий вид с горы – панорама  города с Лысой горы.
        №5. Общий вид с горы – то же, с сосенками на первом плане..
         №6. Церковь 24 артиллерийской бригады – вид церкви с востока,  со стороны реки.
          №7. Часть города от казарм –   вид  далёкой панорамы города с юга
          №8. Вид от винного склада – панорама центральной части города  с правого берега реки (с лодкой и телегой на первом плане). 
           №9. Реальное училище – вид главного здания приюта принца Ольденбургского.
.         №10. Покровская улица – вид на Гостиный двор и Воскресенский собор с Базарного переулка (пер. Связи).
           №11. Полицейское управление и почта  – вид с моста на здание Присутственных мест и почтовую станцию.
            №12. Церковь реального  училища – вид  Ольгинской церкви приюта принца Ольденбургского.
            №13. Успенская улица – вид совр. пр. Володарского со стороны Болотной улицы.
            №14. Мост через реку Лугу – вид с севера.
            №15. Вокзальная улица – вид перекрёстка  Новгородской( ныне Тоси Петровой)  и Покровской (пр. Кирова) улиц
            №16. Общий вид с горы  –  панорама города с Лысой горы, с высокой сосной по левому краю.
            №17. Покровская улица – вид на собор  при пересечении с Усачёвым переулком  (пер. Толмачёва).
             №18.  Вокзал – вид  здания железнодорожного вокзала с северо – востока.
             №19.  Покровская улица  - вид  улицы к северу от Воскресенского собора, справа на первом плане дом Череменецкого монастыря с вывесками портновского заведения М.С. Друяна.
              №20. Реальное училище  -  вид на церковь и главное здание приюта принца Ольденбургского.
               №21.  Костёл  – вид  римско – католического костёла св. Николая.
               Все открытки лужской серии Лютермана оформлены по единому стандарту. На лицевой стороне  преимущественно по верхнему краю надпись крупным шрифтом: Луга, и более мелкими буквами – название сюжета. На оборотной стороне по левому краю напечатано: Издание Р. Лютерманъ. Ст. Петербургъ.,  далее следует  номер открытки. Других надписей, включая название места печати нет, если не считать общепринятых  реквизитов Всемирного почтового союза. По такому же типу оформлены и открытки Лютермана с видами вокзала в Териоках. Это выгодно отличает открытки изданных Лютерманом от ришаровских,  с их  многовариантным текстовым и графическим оформлением.
              Время  издания  лужских открыток Лютермана определяется по ряду косвенных признаков. Разделительная  черта  на  стороне для адреса указывает, что  они были изданы после 1904 года.  Примерное время выпуска  данной серии можно установить по открыткам прошедших почту за счёт  дат на почтовых  штемпелях и письменных сообщениях. В собрании автора ранней из них на открытках чёрно- белой печати  является 1908 год: №№: 3, 8, 9, 11, 17. Все открытки  отправлены из Луги, начиная с 4 июня (17 июня по новому стилю). Возможно, что и сама фотосессия для всей лужской серии  была произведена в 1908 году,  предположительно в мае, на что указывает отсутствие снега на ландшафтных видах и демисезонная одежда  запечатлённых на открытках людей. Является ли 1908г.  общей датой издания  для чёрно- белого и цветного изданий требует дальнейшего уточнения. Примерно в это же время  изданы и открытки Лютермана с видами станции  Териоки. На сайтах Интернета их датируют 1907 -1908гг. Однако, их,  выходящие за тысячу, порядковые номера значительно разнятся от номеров на лужских  открытках. С чем это связано, ещё предстоит выяснить. Трудно допустить здесь простое  продолжение нумерации, восходящей к  лужским открыткам.  .
           Открытки с видами Луги были выпущены и фирмой «Ришар». Это три открытки с видами  Лужского отделения приюта принца Ольденбургского, изданные также  в чёрно- белом и цветном вариантах, Все надписи, за исключением реквизитов Почтового союза, размещены на лицевой стороне. Указание на место их печатания отсутствует, как и на лужских открытках Лютермана. Названия сюжетов даны только на русском языке. Название издательства – на французском: Edition «Richard» St. Petersbourg, что  полностью соответствует аналогичным текстовкам на вышеупомянутых открытках с видом дома Лютермана, в том числе и по выбранному шрифту. Тем не менее, их способ печати другой, чем открыток Лютермана.
      Лужские открытки  фирмы «Ришар» на обороте также    имеют разделительную черту, следовательно они были изготовлены после 1905 года. Впрочем, не исключено, что фотографии для них относятся к более раннему времени.
       Лужское отделения приюта принца Ольденбургского было открыто в 1900 году. Работы по строительству зданий приюта и церкви были завершены к 1909г.  На открытке  №2 главное здание приюта представлено с необшитыми фасадами деревянных крыльев. Отсутствие в серии видов приютской церкви, красивое здание которого, было построено по проекту 1903 года, также позволяет считать, что данная серия ришаровских открыток была издана по фотографиям 1903 -1905 гг.
             Бесспорно, что  Лютерман, как издатель,  и фирма  «Ришар»  выпускали свои открытки   одновременно, по крайней мере до 1910 –х гг. Ряд  признаков, допускает возможность какой- то связи между ними на этапе до 1905 года. Поставить точку в этом вопросе – дело будущего. Пока же мы вновь обратимся к лютермановской серии открыток с видами г. Луги.
            Разглядывая изданные Лютерманом виды Луги можно заметить одну любопытную деталь. На открытке  №19, где изображён дом Череменецкого монастыря с вывесками пошивочной мастерской, крупным планом сняты со спины двое мужчин. Один  - небольшого роста в шляпе – котелке, другой –высокий в светлой шляпе. Эту же пару можно заметить и на других открытках с видами Покровской улицы: №10, под деревьями у левого края открытки, №17, на фоне торгового павильона, расположенного  на углу Церовного сада.   Она же  присутствует сидящей в коляске вблизи Ольгинской церкви  и реального училища (№20), и снята  возле костёла, на углу  Никольской и Петербургской улиц (№21).
               Бросается в глаза разница  между этими людьми в манере держаться. Тот, кто пониже и в котелке держится более сдержано, флегматично,  солидней. Облик его явно не славянский. Чувствуется, что  он является  более важной персоной, чем его высокий спутник, который, скорее всего,  играет роль сопровождающего. Кто эти люди, чем объяснить их присутствие  при фотосъёмке?
Мы склонны считать, что   мужчина в котелке является самим   Рихардом  Рихардовичем  Лютерманом, который,  возможно,  считал необходимым лично отбирать сюжеты для фотографирования. Высокий мужчина мжет быть либо его консультантом, либо компаньоном.   В поддержку этой версии говорит   присутствие  похожих   персонажей  и на териокских открытках Лютермана, в частности, на открытке,  с изображением прибывшего петербургского  поезда. Знакомая по лужским открыткам пара  здесь  находится  напротив  дверей буфета,  впереди  железнодорожного служащего (?) в белой фуражке.
          В завершение вниманию читателей предлагается  фотооткрытка, представляющая  двух  мужчин, удивительно похожих на  предполагаемые изображения Лютермана и его спутника на  открытках с видами Луги и Териок.  Утверждать, что в обоих случаях запечатлены одни и те же персонажи было бы слишком смело. Но совпадение всё же разительное. И там и здесь изображены высокий, склонный к полноте мужчина славянской внешности с добродушным выражением лица и рядом с ним низкого роста худощавый господин, внешность которого никак не назовёшь славянской.  Прояснить данный вопрос сможет лишь находка  достоверного  фотопортрета этого загадочного  Лютермана.
         

      Автор выражает благодарность за помощь в работе над  данной статьёй: главному библиотекарю отдела эстампов РНБ - А.В. Ярцевой и товароведу маг.№5 ФГУП «Академкнига» - Т.В.Подлесской.





1 .Мозохина Н. Штрихи к истории фирмы «Ришар». «Петербургский коллекционер», 2008, №5. С. II -51.
2 .Весь Петербург на 1905г. Адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. С.1168.
3.  Там же. СС. II - 1222, 1359,  III - 387.
4.  Мозохина Н. Там же.
5.  Там же. С. 50.
6.   Весь Петербург. С. II -1168.
7.  Мозохина Н. Там же. С. 51.
8.  Там же.
9.  Там же
10. Бурлаков А.В. Почтовые открытки хранят город, который мы потеряли. «Гатчина сквозь столетия»,  2007г.
11. Тагрин. Н.С. Мир в открытке. М. 1978.
12. РНБ. Э от 63/ 1-Л 452, инв. 201819.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.